Религия Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 02:10, доклад

Описание работы

Мифология древних греков была одним из самых замечательных явлений в культуре средиземноморских народов. Но ни эта мифология, ни религия не были однородны и прошли сложную эволюцию. Исследователи выделяют три основных периода в развитии древнегреческой мифологии:
хтонический, или до олимпийский, классический олимпийский и поздний героический. Взгляды, характерные для хтонического периода, сложились в греческом обществе задолго до дорийского завоевания XII в. до н. э. и даже до возникновения первых ахейских государств. Не сохранилось источников, в которых бы эти воззрения были представлены полно и последовательно. Поэтому приходится использовать отдельные архаичные образы или мифологические эпизоды, случайно отразившиеся в текстах, относящихся к значительно более позднему времени.

Работа содержит 1 файл

Религия Древней Греции.docx

— 25.11 Кб (Скачать)

Религия Древней Греции

Эволюция  древнегреческой  мифологии: от хтонических  существ к героям-полубогам. 

  Мифология древних греков была одним из самых  замечательных явлений в культуре средиземноморских народов. Но ни эта мифология, ни религия не были однородны и прошли сложную эволюцию. Исследователи выделяют три основных периода в развитии древнегреческой мифологии:

  хтонический, или до олимпийский, классический олимпийский  и поздний героический. Взгляды, характерные для хтонического периода, сложились в греческом обществе задолго до дорийского завоевания XII в. до н. э. и даже до возникновения  первых ахейских государств. Не сохранилось  источников, в которых бы эти воззрения были представлены полно и последовательно. Поэтому приходится использовать отдельные архаичные образы или мифологические эпизоды, случайно отразившиеся в текстах, относящихся к значительно более позднему времени. 

  Первый период. Термин «хтонический» происходит от греческого слова «хтон» — «земля». Земля воспринималась древними греками как живое и всемогущее существо, которое все порождает и всех питает. Сущность земли была воплощена во всем, что окружало человека и в нем самом, объясняет то поклонение, которым греки окружали символы божеств: необычные камни, деревья и даже просто доски. Но привычный первобытный фетишизм смешивался у греков с анимизмом, приводя к сложной и необычной системе верований. Кроме богов существовали еще и демоны. Это неопределенные и страшные силы, не имеющие никакого облика, но обладающие ужасным могуществом. Демоны появляются неизвестно откуда, вмешиваются в жизнь людей, причем обычно самым катастрофическим и жестоким образом, и исчезают. С образами демонов были связаны и представления о чудовищах, которых на этом этапе развития греческой религии, вероятно, тоже воспринимали как существ, обладающих божественной силой.

  В подобных представлениях о богах  и в особом почитании Земли  как Великой Матери видны отголоски  идей разных этапов развития греческого общества — и совсем раннего времени, когда не отделявший себя от природы  человек создавал образы человекоживотных, и периода матриархата, когда  господство женщин в обществе подкреплялось  рассказами о всесилии Земли- Прародительницы. Но одно объединяло все эти воззрения  — представление о равнодушии богов, об их глубокой отчужденности. Они  воспринимались как существа могущественные, но более опасные, чем благодетельные, от которых нужно скорее откупаться, чем пытаться снискать их благосклонность. Таким предстает, например, бог Пан, который, в отличие от Тифона или гектанохейров, в более поздней мифологии не превратился в окончательного монстра, а остался богом, покровителем лесов и полей. Он связан с дикой природой, а не с человеческим обществом, и, несмотря на свою склонность к веселью, может наводить на людей беспричинный страх. Козлоногий, бородатый и рогатый, он является людям в полуденный час, когда все замирает от жары, в час, который считался не менее опасным, чем полночь. Он может быть и добрым, и справедливым, но все же лучше не встречаться с богом Паном, сохранившим полузвериный облик и нрав первоначальных порождений Матери-Земли. 

  Второй  период. Распад матриархата, переход к патриархату, возникновение первых государств ахейцев — все это дало толчок к полному изменению всей системы мифологии, к отказу от старых богов и появлению новых. Как и у других народов, богов- олицетворений бездушных сил природы заменяют боги-покровители отдельных групп в человеческом обществе, групп, объединявшихся по самым разным признакам: классовым, сословным, профессиональным, но у них всех общим было одно — это были люди, не пытавшиеся ужиться с природой, а стремившиеся подчинить ее, преобразовать в нечто новое, заставить служить человеку.

  Не  случайно самые древние мифы олимпийского цикла начинаются с истребления  существ, которым, вероятно, в предшествующий период поклонялись как богам. Бог  Аполлон убивает пифийского дракона  и великанов, люди-полубоги, сыновья  богов уничтожают других чудовищ: Медузу, Химеру, лернейскую Гидру. И окончательную  победу над древними богами торжествует  Зевс, царь богов Космоса. Образ Зевса  очень сложен и сформировался  в мифологии греков не сразу. Представления  о Зевсе сложились только после  дорийского завоевания, когда пришельцы  с севера придали ему черты  абсолютного бога-владыки.

  В счастливом и упорядоченном мире Зевса его сыновья, рожденные  от смертных женщин, завершают дело своего отца, истребляя последних  чудовищ. Полубоги, герои символизируют  единство миров божественного и  человеческого, неразрывную связь  между ними и благотворное внимание, с каким боги наблюдают за людьми. Боги помогают героям (например, Гермес — Персею, а Афина — Гераклу), а наказывают только нечестивцев  и злодеев. Представления об ужасных  демонах тоже изменяются — они  теперь выглядят скорее просто могущественными  духами, обитателями всех четырех  стихий: огня, воды, земли и воздуха. 

  Третий  период. Становление и развитие государства, усложнение общества и общественных отношений, обогащение представлений об окружающем Грецию мире неизбежно усиливали чувство трагичности бытия, убежденности, что в мире господствуют зло, жестокость, бессмысленность и абсурд. В поздний героический период развития греческой мифологии возрождаются представления о силе, которой подчиняется все существующее — и люди, и боги. Рок, неумолимая судьба царит над всем. Перед ней склоняется даже сам Зевс, вынужденный то силой выпытывать у титана Прометея предсказания собственной судьбы, то смиряться с испытаниями и мучениями, через которые должен пройти его любимый сын Геракл, чтобы он смог вступить в сонм богов. К людям судьба еще более беспощадна, чем к богам, — ее жестокие и часто бессмысленные повеления исполняются с неотвратимой точностью — Эдип оказывается проклят, несмотря на все свои усилия спастись от предсказанной участи, гибнет также прячущийся от воли рока Анхиз, дед Персея, даже целый род Атридов не может уйти от слепого приговора судеб, будучи вовлечен в бесконечную череду убийств и братоубийств.

  Да  и боги теперь уже не настолько  милостиво настроены к людям. Наказания тех, кто нарушил их волю, ужасны и неоправданно жестоки: Тантал вечно мучается от голода и  жажды, Сизиф обязан постоянно поднимать  на адскую гору тяжелый камень, Иксион прикован к вращающемуся огненному  колесу.

  В позднем греческом обществе религия  постепенно приходила в упадок, вырождаясь в простое исполнение обрядов, а  мифология становилась просто сокровищницей  образов и сюжетов для авторов  поэм и трагедий. Некоторые философы даже отрицали главную роль богов  в сотворении мира, представляя этот космический акт как слияние  первоэлементов или стихий. В таком  виде греческая религия просуществовала  до начала походов Александра Македонского, когда в эллинистических империях она вступила в многогранное и  взаимообогащающее взаимодействие с вероисповеданиями Древней  Азии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Жертвы  и шествия —  формы почитания  богов в Древней  Греции

  Культ и обрядность у греков сохранялись, видимо, в виде традиций от эпохи  героев Гомера до значительно более  поздних периодов греческой истории, вплоть до римского завоевания и даже после него, почти до самого введения христианства как государственной  религии в Византийской империи. В первую очередь, естественно, следует  указать на совершение жертвоприношений. Жертвы могли совершаться как  в храмах, так и вне их. Храмы сооружались обычно на возвышенностях и отделялись от других зданий оградой. Внутри храма устанавливали изображение определенного бога и алтарь для бес кровных жертв. Существовали отдельные помещения для пожертвований и священных реликвий. Кровавые жертвоприношения происходили на особой площадке перед храмовым зданием, но внутри ограды.

  Даже  в древнейшие времена у отдельных  греческих племен жрецы не играли значительной роли в обществе, и  жреческие обязанности мог исполнять  любой свободный человек. Это  положение сохранилось и после  возникновения отдельных государств. Религия у греков была делом государственным, и жрецы фактически оставались на положении государственных служащих, подчиняющихся законам, обязательным и для других граждан. Жреческие  же обязанности при необходимости могли исполнять цари или главы отдельных родов. Жрецы не обучали религии, не создавали богословских трудов, вообще никак не развивали религиозную мысль, и круг их обязанностей ограничивался исполнением обрядов, причем в конкретном храме, к которому они были приписаны.

  Общение с богами во время богослужений у  греков обусловливалось все тем  же восприятием их как могущественных, но понятных и благодетельных существ. Жертвы были дарами, в обмен на которые  боги должны были исполнять просьбы  молящегося. Бескровные жертвы состояли из овощей, фруктов, а также различных  лепешек и хлебцев, посвященных  отдельным богам. Кровавые жертвоприношения в основном сводились к убийству животных, но иногда, правда очень редко, в жертву приносились и люди. Традиционными  жертвенными животными были овцы, свиньи и быки. Во время больших  праздников или в особые моменты  государственной жизни (после победы над врагом, перед народным собранием  или началом земледельческих работ, во время эпидемий) могли убивать более 100 животных. Такие жертвоприношения назывались гекатомбами.

  Все жертвенные животные должны были быть безупречны, без малейших недостатков. Жрецы перед началом священнодействия облачались в белые одежды и омывали  руки в соленой воде. Обряд проходил в полном молчании, при музыкальном  сопровождении флейтистов. Часть  заколотого животного сжигалась  на алтаре, часть доставалась жрецам, а остальное съедалось на торжественном  пиру, происходившем после богослужений. После жертвоприношения жрец произносил молитву к богам, которую за ним повторяли все участники церемонии. Религиозными обрядами были клятва и проклятие, так как произносились они по строго установленным правилам и с призыванием богов.

  Дома  у греков также возводились жертвенные алтари и устанавливались статуи богов-покровителей. Священным считался и домашний очаг, так как его  покровителем была Гестия и, совершая бескровные жертвы у очага, грек напрямую обращался к этой богине. На пятый  день после рождения ребенка обносили вокруг очага, чтобы оградить от зла. Похороны также проходили согласно строго установленной церемонии. Покойника умащали мазями и благовониями и в белых одеждах, с мелкой монетой (оболом) во рту, предназначавшейся для Харона, перевозчика душ мертвых, клали на погребальные носилки. Один день его оплакивали, потом торжественно выносили из дома. Первоначально в Греции труп сжигали, но этот обычай постепенно вытеснился традицией погребения тела в земле или в специальных гробницах.

  Одной из важнейших обязанностей жрецов были предсказания будущего. Некоторые жрецы  занимались только гаданиями, в первую очередь по внутренностям умерщвленных животных и полетам птиц. Но жрецы-эфоры  предсказывали грядущие события  по изменениям неба, жрецы- пифайсты —  по виду молний. Особым почетом у  греков пользовались святилища —  оракулы, в которых боги через  жрецов давали прямые ответы на задаваемые вопросы. Известны оракулы Зевса  в Додоне, Геракла в Буре, Аполлона в Милете. Но воистину всегреческой славой пользовался оракул в Дельфах, который был посвящен сначала  Гее, потом Фемиде и Аполлону. В  центре здания оракула находилась расщелина, из которой вырывались дымные испарения. Над расщелиной был укреплен треножник, на который усаживалась прорицательница — пифия. Одурманенная ядовитыми парами, она впадала в транс, и в этот момент перед ней бог Аполлон открывал тайны будущего. Пророчества Дельфийского оракула, правда, всегда были двусмысленны и туманны. Так, Крез, царь Лидии, вопросил жрецов, должен ли он напасть на персидского царя Кира. Пифия ответила, что если он нападет на Кира, то уничтожит великое царство. Когда же разбитый наголову Крез стал проклинать прорицателей, те резонно ответили ему: «Тебе же было предсказано, что будет разрушено великое царство. Ты и разрушил его — только это было не царство Кира, а твое собственное».

  Как особая форма служения богам воспринимались и спортивные состязания. Представление  греков о богах как о существах, подобных людям, но более совершенных, диктовало стремление уподобляться им и в совершенстве тел. Считалось, что боги радуются, видя людей, блещущих здоровьем и силой. Главным спортивным праздником Древней Греции были, разумеется. Олимпийские игры, установленные, по преданию, самим Гераклом. Эти религиозные торжества были настолько важны, что на время игр заключался всеобщий мир и даже летоисчисление в Греции шло по Олимпиадам (начиная с 776 г. до н. э.). Проводившиеся через каждые четыре года в городе Олимпии, эти спортивные игры посвящались всем богам, хотя покровителем города и был Зевс. Соревнования чередовались с жертвоприношениями. Главным испытанием было «пятиборье» — бег, прыжки, борьба, метание копья и метание диска, также проводились кулачные бои и состязания колесниц. Помимо Олимпиад, самыми известными были Немейские, Пифийские и Истмийские спортивные игры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Религия античной Греции имеет две главные характеристики:  
 
Политеизм(многобожие). При всем множестве греческих богов можно выделить 12 главных. Пантеон общегреческих богов сложился в эпоху классики.  
 
Каждое божество в греческом пантеоне выполняло строго определенные функции:  
Зевс — главный бог, властитель неба, громовержец, олицетворял силу и власть.  
Гера — жена Зевса, богиня брака, покровительница семьи.  
Посейдон — бог моря, брат Зевса.  
Афина — богиня мудрости, справедливой войны.  
Афродита — богиня любви и красоты, рожденная из морской пены.  
Арес — бог войны.  
Артемида — богиня охоты.  
Аполлон — бог солнечного света, светлого начала, покровитель искусств.  
Гермес — бог красноречия, торговли и воровства, вестник богов, проводник душ умерших в царство Аида — бога подземного царства.  
Гефест — бог огня, покровитель ремесленников и особенно кузнецов.  
Деметра — богиня плодородия, покровительница земледелия.  
Гестия — богиня домашнего очага.  
 
Древнегреческие боги жили на заснеженной горе Олимп.  
 
Кроме богов существовал культ героев — полубожеств, родившихся от брака богов и смертных. Гермес, Тезей, Ясон, Орфей являются героями многих древнегреческих поэм и мифов.  
 
Второй особенностью древнегреческой религии является антропоморфизм — человекоподобие богов.  
 
Что древние греки понимали под божеством? Абсолют. Космос — абсолютное божество, а античные боги — это те идеи, которые воплощаются в космосе, это законы природы, которые им управляют. Поэтому все достоинства и все недостатки природы и человеческой жизни отражаются в богах. Древнегреческие боги имеют облик человека, похожи на него не только внешне, но в поведении: они имеют жен и мужей, вступают во взаимоотношения, подобные человеческим, имеютдетей,?любляются, ревнуют, мстят, т. е. обладают теми же достоинствами и недостатками, что и смертные Можно сказать, что боги — это абсолютизированные люди. Эта черта оче'нь повлияла на весь характер древнегреческой цивилизации, определила главную ее черту — гуманизм.  
 
Античная культура вырастает на основе пантеизма древнегреческой религии, который возникает как результат чувственного понимания космоса: идеальные боги являются только обобщением соответствующих областей природы, как разумной, так и неразумной. Это судьба, осознанная как необходимость, и выйти за ее пределы нельзя. Из этого можно сделать вывод, что античная культура развивается под знаком фатализма, который античный человек преодолевает с легкостью, борясь с судьбой, как герой. В этом — смысл жизни. Поэтому культ героя особенно характерен для древнегреческой культуры. В античности присутствует удивительный синтез фатализма и героизма, вытекающий из особого понимания свободы. Свобода поступка порождает героизм. Пантеизм и культ героев наиболее ярко выражены в древнегреческой мифологии.

Информация о работе Религия Древней Греции