Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 21:05, реферат
Религии древних цивилизаций многообразны, однако можно выде¬лить общие черты и закономерности их развития от архаических пред¬ставлений и обрядов, связанных с фетишизмом и тотемизмом, почи¬танием предков и шаманизмом, до формирования многочисленных пантеонов богов, олицетворявших не только стихии природы, виды человеческой деятельности, но и социальные институты.
Введение
1. Пантеон
2. Почитание героев
3. Представления о судьбе, душе и загробной жизни
4. Ритуальная практика
5. Мистериальные культы
6. Праздники и игры
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Пантеон
2. Почитание героев
3. Представления о судьбе, душе и загробной жизни
4. Ритуальная практика
5. Мистериальные культы
6. Праздники и игры
Заключение
Список использованной литературы
Религии древних цивилизаций многообразны, однако можно выделить общие черты и закономерности их развития от архаических представлений и обрядов, связанных с фетишизмом и тотемизмом, почитанием предков и шаманизмом, до формирования многочисленных пантеонов богов, олицетворявших не только стихии природы, виды человеческой деятельности, но и социальные институты. Преобладающее значение в религиях античного мира имели культы местных божеств, которые по мере объединения территорий сливались в общегосударственные. Почитание отдельных богов зависело от возвышения той или иной территории в процессе образования государств. В IV—III вв. до н. э. возникли синкретические культы, соединившие почитание типологически схожих богов разных религий.
Религия Древней Греции представляет собой сложное культурное образование, сформировавшееся у индоевропейских греческих племен (эллинов) — ахейцев, дорийцев, ионийцев, эолийцев — расселившихся на островах Эгейского моря, на Балканском полуострове и на западном побережье Малой Азии во II тысячелетии до н. э. Эта религия сохранила элементы культур негреческих народностей, живших на этих территориях: пеласгов, фракийцев, финикийцев и др.
Цель работы: изучить религию Древней Греции.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
В Древней Греции достаточно распространенным было мнение о том, что почитание богов было изобретено людьми. Гекатей Милетский (VI в. до н. э.), пытавшийся рационалистически объяснить образы мифологии Гомера, писал, что древние пытались направить людей к справедливости и честной жизни, используя отчасти надежду на наслаждения, отчасти страх перед наказанием. Первым из смертных это придумал Плутон, поэтому его стали считать царем преисподней; подобно тому, как Эола считали царем ветров, поскольку он первым стал наблюдать перемены ветров, а Эндимиона — возлюбленным Луны, потому что он первым постиг ее движение и фазы. Греческий поэт Гесиод (ок. 700 г. до н. э.) в поэме «Теогония» рассказывал о том, что устройство мира было результатом смены поколений богов. Сын Геи-Земли титан Крон сверг своего отца Урана-Небо, а затем он и другие титаны в свою очередь были свергнуты Кронидами-олимпийцами во главе с Зевсом. Мир был поделен между братьями: Зевсом, объявившим себя царем богов и людей и властвующим надо всем, Посейдоном, ставшим царем морской стихии, и Аидом — царем подземного мира. Мифы о смене поколений богов отражают происходившие на определенном этапе перемены в сознании людей: переход от почитания богов земли к почитанию небесных богов, от архаической хтонической (хтонос — почва, земля) мифологии к мифологии олимпийской, связанной с почитанием Зевса, бога молний и грома. Архаическая хтоническая религия была связана с местными догреческими культами. Наиболее типичным хтоническим образом была змея, олицетворяющая землю и водную стихию.
Мифы повествуют о том, как дети Земли, нередко змееподобные, териоморфные (чудовищные) существа Тифон, Кербер, Орф, Эхидна, Лернейская гидра, Химера, Скилла, Сфинкс, сирены, горгоны, кентавры были уничтожены героями — сыновьями Зевса. У мифографов и схолиастов сохранились отрывочные упоминания, отдельные намеки, проливающие свет на таинственное происхождение этих страшных существ и их трагическую судьбу. Так, известен миф о прекрасной деве Скилле, отвергшей любовь морского бога Главка. Волшебница Кирка, дочь бога Гелиоса, влюбленная в Главка, превратила Скиллу в отвратительное многоногое существо с песьими головами. От ужаса Скилла бросилась в морской пролив и стала морским чудовищем, подстерегающим мореплавателей. Согласно другому сказанию, сирены, дочери речного бога Ахелоя и одной из муз, обладали дивными голосами и чудесно пели. По воле олимпийцев они превратились в мерзких птиц с ликами дев, после того как их подруга Персефона на их глазах была похищена одним из них — владыкой подземного царства мертвых Аидом. С той поры считалось, что они живут на отдаленном острове и своим сладкозвучным пением заманивают на смертоносные скалы корабли путешественников.
Одним из наиболее древних культов было почитание дарующей плодородие богини, покровительницы сил природы, восходящее к архаическим представлениям о женском созидательном начале. Само имя богини Деметры, означающее «Мать-земля», указывает на ее функции как богини плодородия и земледелия. Культ этой богини был тесно связан с представлением о неизбежной смене жизни и смерти в природе. Афродита, богиня малоазийского происхождения, — хтоническое божество, близкое по функциям к восточным богиням плодородия, — в греческой мифологии превратилась в богиню любви, вечной весны и жизни.
Считается, что на смену культа богини-матери в XII—XI вв. приходит почитание патриархального владыки — отца богов и людей, однако первоначально в качестве такового выступал не Зевс, а средиземноморский бог Посейдон. По мере возвышения Зевса укрепляются представления о семье богов. Многие бывшие ранее самостоятельными боги становятся детьми Зевса. Это касается малоазийского солнечного бога Аполлона, «владычицы зверей» Артемиды и покровительницы ремесла Афины, причем две последние потеряли черты хтонических богинь, олицетворяющих плодородие, и превратились в богинь-девственниц. В число олипийцев попал и древний малоазийскй бог войны Арес.
Известно, что даже в период расцвета греческой цивилизации существовало почитание камней и обрубков деревьев, воспринимавшихся как воплощения Зевса (каменная глыба в Пелопоннесе) и Геры (кусок дерева на острове Самос). Растения, животные и птицы считались связанными с тем или иным богом и могли восприниматься как воплощенные боги: дуб и орел как Зевс, лавр — Аполлон, плющ и виноградная лоза — Дионис, тополь — Персефона, конь и бык — Посейдон, медведица — Артемида и сова — Афина. Греки считали, что у каждого города есть свой бог-покровитель: Посейдон покровительствует Коринфу, Гера — Аргосу, Афина — Афинам. Они полагали, что боги отвечают за те или иные виды человеческой деятельности (например, Гефест — покровитель кузнецов, Гермес — торговцев и воров), а также и за отдельные периоды человеческой жизни (Аполлон — бог юности, Афродита — любви, Гера — богиня брака).
В период после завоевания Греции Александром Македонским (сер. IV в. до н. э.) греческий пантеон богов претерпевает изменения. Олимп «населяется» большим количеством иноземных богов, среди которых иранский бог Мигра, египетские Осирис и Исида, финикийский Адонис. Сам Александр Македонский объявляет себя богом, а затем и более поздние правители стали требовать по отношению к себе божественных почестей.
Одной из особенностей греческой религии было почитание героев — Геракла, Тесея, Ахилла, Аякса, Беллеро- фонта, Эдипа, Персея, Одиссея, Менелая, Диомеда и др. Мифологические образы героев чрезвычайно ярки и выразительны. Мы привыкли считать, что, по представлению греков, герои — это полубоги, рожденные от браков богов и смертных женщин, совершавшие по воле Зевса великие подвиги. Но это не совсем так: образы героев различаются по своей морфологической структуре. Понятие героического поступка не всегда включало в себя воинскую доблесть. Одни герои — великие воины, другие — родоначальники народов, третьи — великие путешественники, четвертые — всего лишь мужья богинь, пятые — врачеватели, шестые — пророки и т. д. По мнению греков, судьбы героев были связаны с эпохой формирования человеческого общества, когда боги вмешивались в жизнь людей. Герои, обладающие сверхчеловеческими способностями, часто вели себя как равные богам, стремясь не уступить им не в чем, но бывали жестоко за это наказаны. Они претерпевали приключения, страдания и смерть, осуществляя божественную волю. Считалось, что хотя героическая эпоха и завершилась, героев необходимо почитать как благодетельных предков, продолжающих заботиться о людях.
В мифах о героях рассказывалось, как они удачно преодолевали царство смерти, которое нередко представлялось в виде неведомых земель или запредельных стран. Так, Одиссей оказался на острове феаков — в «блаженой стране», Персей — на крайнем западе, Язон похитил золотое руно в далекой Колхиде. Тесей убил чудовище Минотавра, пожиравшего людей, и остался живым, пройдя через Лабиринт, символизирующий переход от жизни к смерти. Геракл несколько раз справился с силами потустороннего мира. Он вывел из подземного царства ужасного пса Кербера; возвратился из сада Гесперид, откуда вынес золотые яблоки, и, наконец, сразился с самим богом Аидом и ранил его. Подвиги героев — отражение ритуальных испытаний юношей, призванных своей силой, ловкостью, мужеством и терпением доказать свое право стать полноправным взрослым членом общины. Эти испытания — инициации, существовавшие в глубокой древности, — осмыслялись как смерть, за которой следует новое рождение. Герои не бессмертны, но их посмертная судьба, именно в силу того, что они сталкивались со смертью при жизни, необычна. Считалось, что некоторые герои после смерти обитают на островах блаженных, другие — на острове Левка или даже на Олимпе. Умирая, герои становились духами-покровителями, защищающими людей от врагов, болезней и других напастей. Предполагалось, что большинство героев, павших в сражениях или погибших в результате драматических событий, погребено в земле или сокрыто в ней. Герооны — гробницы героев — были местами их поклонения. При этом нередко в разных местах Греции показывали могилы одного и того же героя.
С архаическими представлениями о мире, отрицающими возможность какого бы то ни было случайного события, была связана вера в неотвратимую силу судьбы. Греки страшились таинственной богини Ананке, что значит «Необходимость», которая вращает веретено, от которого зависит все существующее. Три богини судьбы Мойры (от греч. доля, удел, участь), которые считались, по одной из версий, дочерьми Ананке (первоначально было представление только об одной Мойре), определяют будущее. Клото прядет нить жизни, Лахесис назначает жребий, а Атропос неотвратимо его приближает. Представление о могуществе богинь судьбы развивалось: первоначально считалось, что они властвуют и над самими богами, но позже возникло представление о том, что они подчиняются Зевсу. Функции своеобразных богинь судьбы выполняли и Дика (Справедливость), и Немезида (Мщение), а с середины IV в. до н. э. и Тиха (Случай).
Представление о предопределении и неотвратимости рока было связано с возможностью предсказания будущего. Известны имена легендарных предсказателей: Калхант, Тиресий, Амфиарай. Обязанностью гадателей было узнавать волю богов по полету птиц, по горению огня на жертвеннике, по внутренностям (печени) жертвенных животных.
Места, где люди вопрошали богов и с помощью жрецов истолковывали их ответы, назывались оракулами. Самым древним эллинским оракулом было прорицалище в Додоне (Эпир), исторически связанное с культом Матери-земли. Жрецы толковали будущее, исходя из шелеста листьев священного дуба Зевса, воркования голубей, сидевших в его ветвях, и по журчанию ручья, протекавшего рядом с дубом.
Самый известный греческий оракул находился в Дельфах, в области, называвшейся Фокида. Он был расположен на склоне горы Парнас, где, согласно легенде, бог Аполлон убил ужасное хтоническое чудовище — змея Пифона. С VII-VI вв. до н. э. Дельфийский храм выполнял функции общегреческого святилища. Этот оракул также был связан с древнейшим почитанием плодородных сил земли. Происхождение слова «дельфы» связано со словом delphys — чрево. На территории Дельфийского святилища находился, по мнению греков, «пуп земли», отмеченный священным камнем омфалом. Считалось, что прорицательница — пифия — вещает, будучи «вдохновленной» самим Аполлоном. Существовало представление, что треножник, на котором сидела пифия, стоял над трещиной в скале, из нее поднимались испарения, вызывающие транс, в состоянии которого она и вещала. Греки верили в вещую силу сновидений, считая, что во сне к человеку может явиться бог или душа умершего и предсказать будущее.
У греков существовали представления о разных видах душ. Наиболее архаической является вера в то, что душа — это жизненная сила, не имеющая самостоятельной формы, связанная с телом и гибнущая вместе с ним. Развитие веры в душу привело к возникновению представлений о том, что душа покидает тело — свою темницу и продолжает существовать после смерти телесной оболочки. Распространено было представление и о том, что душа умершего человека в виде тени обитает в подземном мире, скорбно блуждая по подземным полям, поросшим бледными цветами — асфоделями. Считалось, что живые должны выполнять все предписанные ритуалы, связанные с погребением покойников, заботиться о мертвых, умилостивлять их, так как их души, спустившись под землю и приобщившись к ее силам, могут быть как благодетельными, так и злотворными для тех, кто остался на земле.
Основу обрядовой деятельности составляли жертвоприношения. При помощи жертвоприношений люди надеялись, вступив в связь с богами, получить от них помощь и благословение. Жертвоприношение могло проводиться и как знак благодарности богам, и как искупление какого-либо скверного поступка. В изложении Гесиода известно сказание о том, как титан Прометей учредил жертвоприношения богам. Он разделал тушу быка и разделил все полученное следующим образом: в одну кучу сложил все кости, покрыв их толстым слоем жира, а в другую — мясо и потроха, накрыв их шкурой. Затем предложил Зевсу сделать выбор, и тот, польстившись на жир, выбрал первую кучу. Этот миф объясняет то, что только малая часть жертвенного животного сжигалась, а большая его доля употреблялась в пищу людьми, совершающими жертвоприношение. В жертву богам приносились различные домашние животные и птицы, причем некоторые животные считались специально посвященными конкретному богу (свинья — Деметре, собака — Гекате, конь — Посейдону и т. д.). Вид и форма приношения были строго регламентированы. Подземным богам, например, было принято жертвовать животных черного цвета. Жертвенные дары небесным богам, в отличие от даров земным, сжигались. В мифах сохранились отголоски существовавших в архаическую эпоху человеческих жертвоприношений (мифы об Ифигении, о Тесее и Минотавре). Помимо кровавых даров, распространены были и бескровные — плоды и приготовленные из них кушанья, а также возлияния молоком, вином, медом и маслом. Совершались также воскурения богам ладаном и лавром. Известны так называемые вотивные жертвы, дары-символы, сделанные из глины. Афинские юноши, входя в возраст эфеба, отрезали свои волосы и приносили их в жертву Аполлону. Особые жертвоприношения совершались при погребении умерших, при произнесении клятв, во время очистительных обрядов и перед началом какого-либо предприятия.
Молитва как обращение богу включала обращение к богу, напоминание о прежней благосклонности бога, обещание дара или рассказ об уже совершенном жертвоприношении, а затем выражение пожелания. В «Илиаде» (I, 37-42) рассказывается о том, как жрец Аполлона Хрис обращается к богу с молитвой о наказании ахейцев. Сначала он призывает «сребролукого бога», затем рассказывает о том, как он украсил священный храм и принес в жертву тучных «коз и тельцов», и, наконец, просит исполнить его желание — отомстить аргивянам.
Первоначально местами отправления культа были гроты и склоны гор, рощи и каменные глыбы, берега рек и ручьев, т. е. священные места, на которых затем стали строить храмы, воспринимавшиеся как жилища богов. Считалось, что боги сами указывают то место, где должно быть построено для них достойное земное жилище. Внутри храма находилась статуя божества. Самыми знаменитыми греческими храмами были храм Афины Парфенон в Афинах, храм Аполлона в Дельфах, храм Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе (Малая Азия).