Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:14, реферат
Возрождение религии как нормы общественного сознания и самоидентификации народов – особенно из числа тех, кто вчера ещё был жёстко придавлен имперской идеологией, – не только очевидный рост, но и угрожающий соседям процесс. Активизация религий во всём современном мире не случайно связана, прежде всего с оживлением исламского фундаментализма, причём очень часто в его крайне экстремистской форме. Это обусловлено, прежде всего тем, что из всех известных мировых религий ислам – наиболее сильная и агрессивная. Иными словами, всё опять-таки восходит к внутренней сущности религии, к её потенциальности, мощности и агрессивности
Введение…………………………………………………………………….3
Религия и религиоведение…………………………………………………4
Основные функции религии……………………………………………..4
История изучения религии………………………………………………6
Восток: общество и религия……………………………………………….6
Возникновение и ранние формы религии………………………………8
Религиозные системы древних обществ Ближнего Востока………….8
Монотеистические религии………………………………………………..9
Иудаизм…………………………………………………………………...9
Христианство……………………………………………………………10
Ислам (Коран, символ веры, обряды и праздники)…………………..11
Ислам в России………………………………………………………….15
СМИ и Ислам……………………………………………………………17
Религии Древней Индии………………………………………………….17
Брахманизм……………………………………………………………...18
Джайнизм………………………………………………………………..19
Буддизм………………………………………………………………….20
Религия в Древнем Китае………………………………………………...21
Конфуций и конфуцианство…………………………………………...22
Даосизм………………………………………………………………….22
Китайский буддизм и религиозный синкретизм……………………..23
Буддизм и синтоизм в Японии…………………………………………..24
Ламаизм…………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………27
Интровертивность религиозной
культуры оказала огромное
Боги Ригведы (Пантеон Вед)
Ригведа – самхита из 1028 гимнов, собранных в 10 разделах-мандалах.
Каким же богам молились,
приносили жертвы жители древне
Важное место занимал Сама
– бог опьяняющего напитка,
необходимого для церемонии
5.1 Брахманизм.
Брахманизм как система
Усилиями жрецов-брахманов
Итак, брахманы-жрецы, появившиеся
идеи верховного Брахмана-
Формирование этой религии сопровождалось резким повышением статуса самих брахманов. Брахманы за совершавшиеся ими обряды жертвоприношения получали плату: считалось, что без этого жертва бесполезна. Согласно брахманам – комментариям, существовали 4 формы платы: золотом, быками, лошадьми и одеждой.
5.2 Джайнизм.
Джайнизм сыграл не малую
роль в истории, культуре
Учения джайнов исходили из того, что дух, душа человека выше его материальной оболочки. Достичь спасения и полного освобождения душа может, если она освободится от всего материального. Мир состоит из двух вечных несоздаваемых категорий: дживы (душа) и адживы (неживое, материальное начало).
Доктрина джайнов
5.3 Буддизм в Индии.
Буддизм как религиозная
система несравненно
Учение Будды. Жизнь есть
страдание. Рождение и
Буддизм Махаены в первые
века нашей эры довольно
Индуизм.
В процессе соперничества
буддизма с брахманизмом, как
результат продолжения возник
индуизм. На высшем уровне рели
Религии Древнего Востока
на передний план вышли новые божества, новые ипостаси древних богов.
Важнейшими из богов индуизма считаются трое – Брахма, Шиву, Вишну. Они как бы поделили между собой основные присущие верховному богу функции – созидательную, разрушительную и охранительную.
Жрецами индуизма, носителями
основ его религиозной
Во время обрядов домашний
жрец-брахман выполняет все
Свадебный обряд наиболее торжественен: молодые обходят вокруг жертвенного огня, в который бросают различные продукты, и только после этого брак считается заключённым. Обряд похорон тоже отличается особенностями. В Индии нет кладбищ – только священные места.
6. Религия в Древнем Китае.
Если Индия – царство религий,
В Китае тоже есть высшее
божественное начало – Небо. Но
китайское Небо – это не
Яхве, не Иисус, не Аллах, не
Будда. Это высшая верховная
всеобщность, строгая и
Жрецов Древний Китай не
знал. Обязанности первосвященника
в ритуалах исполнял сам
6.1 Конфуций и конфуцианство.
Конфуций (551-479гг. до Н.Э.) родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда Китай находился в состоянии тяжёлого внутреннего кризиса. Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека – цзюнь-цзы. Высокоморальный цзюнь-цзы должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Истинный цзунь-цзы безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде.
“Благородный человек”
Успехам конфуцианства в
немалой степени
Не будучи религией в полном
смысле слова, конфуцианство
6.2 Даосизм.
Даосизм возник в Китае
практически одновременно с
6.3 Китайский буддизм.
Буддизм проник в Китай из Индии. Распространяясь и укрепляясь, буддизм подвергался значительной китаизации. Уже в IV веке китайские буддисты, пытались доказать, что Будда – воплощение Дао. Дао-ань – первый известный китайский патриарх буддизма. Он ввёл для китайских буддистов-монахов фамильный знак Ши. Вторым после Дао-аня авторитетом китайских буддистов был Хуэй-юань. Китаизация буддизма в его деятельности проявилась в установлении культа Будды Запада-Амитабы. Буддизм просуществовал в Китае почти 2 тысячелетия. Он оказал огромное воздействие на традиционную китайскую культуру (искусство, литература, архитектура).
Религиозный синкретизм в Китае.
Система синкретизма
Система в целом вобрала
в себя все основные
Система богов, ритуалов и культов в рамках гигантской культуры религиозного синкретизма была сложной и многоярусной. К числу богов относились основатели 3-х религий: Конфуций, Лао-цзы и Будда.
7. Буддизм и синтоизм в Японии.
Проникнув в Японию в середине VI века, учение Будды оказалось оружием в острой политической борьбе знатных родов за власть. Уже к концу VI века эта борьба была выиграна теми, кто сделал ставку на буддизм. Буддизм распространился в Японии в форме Махаяны и немало сделал там для становления и упрощения развитой культуры и государственности. Уже с VIII века влияние буддизма стало определяющим и в политической жизни страны. Быстро росло количество буддийских храмов: в 623 году их стало 46. В Японии нашли свою вторую родину многие школы-секты буддизма.
Сложный процесс культурного
синтеза местных племён с
Древние синтоисткие мифы сохранили свой, собственно японский вариант представлений о сотворении мира. Так, первоначально существовали два бога: бог и богиня. Синтоистский храм делится на 2 части: внутреннюю и закрытую, где обычно хранится символ ками (синтай) и наружный зал для молений.
7.1 Ламаизм.
В позднем средневековье, в районе Тибета, возникла своеобразная форма мировой религии – ламаизм. Доктриальной основой ламаизма (от тиб. “лама” – высший, то есть адепт учения, монах) является буддизм. Новая модификация буддизма – ламаизм – впитала в себя немало от первоисточника. Ламаизм явился своего рода синтезом едва ли не всех основных его направлений. Учение Дарани – тантризм, сыграл существенную роль в становлении ламаизма, так как едва ли не вся специфика ламаизма, многие его культы и обряды возникли в первую очередь на основе буддийского тантризма. Основы теории ламаизма были заложены Цзонхавой. Ламаизм отодвинул на задний план нирвану, как высшую цель спасения, заменив её космологией. Вершина её будда будд Адибудда, владыка всех миров.
8. Заключение.
Религия санкционировала и освещала политическую власть, способствовала обожествлению правителя, превращению его в божественный символ, связующее единство данной общности. Кроме того, тесно связанная с консервативной традицией и закрепившая её механизм, освещавшая её нормы религия всегда стояла также на страже незыблемости социальной культуры. Другими словами, по отношению к государству и обществу религия была центрирующей основой. Известно, что разные религиозные системы далеко не в одинаковой степени укрепляли традиционную социальную структуру или существующую политическую власть. Там, где религиозная система слабо поддерживала государство, власть и вместе с ней общество гибли легче, как это видно на примере древних ближневосточных империй, будь то персидская, ассирийская или какая-либо иная. Там же, где она функционировала нормально, оптимально, результат был иным. Так, в Китае религиозная система энергично освещала политическую структуру, что способствовало её сохранению на протяжении тысячелетий в почти неизменённом виде. В Индии же религия была индифферентна к государству – и государства там легко возникали и гибли, были непрочными и нестабильными. Зато по отношению к социальной структуре религия действовала активно и эффективно, и это привело к тому, что, несмотря на частую и лёгкую смену политической власти, структура с её кастами в качестве ведущей силы сохранилась в Индии в почти неизменном виде до наших дней.