Религии Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:14, реферат

Описание работы

Возрождение религии как нормы общественного сознания и самоидентификации народов – особенно из числа тех, кто вчера ещё был жёстко придавлен имперской идеологией, – не только очевидный рост, но и угрожающий соседям процесс. Активизация религий во всём современном мире не случайно связана, прежде всего с оживлением исламского фундаментализма, причём очень часто в его крайне экстремистской форме. Это обусловлено, прежде всего тем, что из всех известных мировых религий ислам – наиболее сильная и агрессивная. Иными словами, всё опять-таки восходит к внутренней сущности религии, к её потенциальности, мощности и агрессивности

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Религия и религиоведение…………………………………………………4
Основные функции религии……………………………………………..4
История изучения религии………………………………………………6
Восток: общество и религия……………………………………………….6
Возникновение и ранние формы религии………………………………8
Религиозные системы древних обществ Ближнего Востока………….8
Монотеистические религии………………………………………………..9
Иудаизм…………………………………………………………………...9
Христианство……………………………………………………………10
Ислам (Коран, символ веры, обряды и праздники)…………………..11
Ислам в России………………………………………………………….15
СМИ и Ислам……………………………………………………………17
Религии Древней Индии………………………………………………….17
Брахманизм……………………………………………………………...18
Джайнизм………………………………………………………………..19
Буддизм………………………………………………………………….20
Религия в Древнем Китае………………………………………………...21
Конфуций и конфуцианство…………………………………………...22
Даосизм………………………………………………………………….22
Китайский буддизм и религиозный синкретизм……………………..23
Буддизм и синтоизм в Японии…………………………………………..24
Ламаизм…………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

РЕФ Религии Древнего Востока.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

 

 Итак, квинтэссенция Ветхого  Завета – в идее богоизбранничества. Бог един для всех – великий  Яхве. Но всемогущий Яхве из  всех народов выделил один  – еврейский.

 

 Иудаизм не только резко  выступал против многобожия и  суеверий, но и был религией, не терпящей существования наряду с великим и единым Богом никаких других богов и духов. Отличительная черта иудаизма выражалась в его исключительной вере во всемогущество Яхве.

 

 Иудаизм евреев диаспоры. Разгром  храма (7-ой год) и разрушение Иерусалима (133-й) положили конец существованию древнееврейского государства и вместе с ним – древнему иудаизму. В диаспоре возникла иная религиозная организация – синагогальная. Синагога – молитвенный дом, своего рода религиозный и общественный центр еврейской общины, где раввины и иные знатоки Торы толкуют священные тексты и молятся Яхве.

 

 В иудаизме евреев диаспоры  большое внимание уделялось ритуалам  обрезания, омовений, постов, строгому  соблюдению обрядов и праздников. Правоверный еврей должен  потреблять только кошерное мясо (не свинину). В дни пасхальных праздников полагалось есть мацу – пресные лепёшки без дрожжей и соли. Евреи отмечали праздник судного дня, иам-кинур (осенью).

 

 Иудаизм сыграл определённую  роль в истории культуры, в  частности восточных культур. Через христианство и ислам принципы монотеизма стали широко распространятся на Востоке. Страны и народы Востока, особенно Ближнего, тесно связанного с иудаизмом общими корнями и культурно-генетической близостью. Иудаизм оказывал непосредственное влияние с помощью евреев диаспоры. Иудаизм получил распространение у части горцев Кавказа, в Средней Азии, в Эфиопии.

 

 С течением времени он  всё более замыкался в рамках  своих общин и обособился от  окружавших его религий. Существуя  главным образом в христианской или исламской среде, иудаизм практически оказывался лишь наиболее ранним вариантом господствующей религии.

 

 

4.2 Христианство в странах Востока.

 

 

 Христианство – наиболее  распространённая и одна из  самых развитых религиозных систем  мира. Это, прежде всего, религия Запада. Но христианство тесно связано с Востоком и его культурой. Оно многими корнями уходит в культуру древнего Востока, откуда оно черпало свой богатый мифопоэтический и ритуально-догматический потенциал.

 

 Как религия появилась сравнительно поздно, в условиях уже развитого общества с острыми социальными, экономическими и политическими противоречиями.

 

 Основная идея христианства  – идея греха и спасения  человека. Люди грешны перед Богом,  и именно это уравнивает их  всех.

 

 Кроме русской, остальные православные церкви, оказавшиеся в сфере господства исламского мира, не получили широкого влияния. Под их духовным воздействием находились лишь греки, часть южных славян, румыны.

 

 Коптская монофизитская церковь  сложилась в Египте – настаивала на единой божественной сущности Христа. Армяно-григорианская близка к греко-византийскому православию, викториане – последователи епископа константинопольского Нестория – своеобразные предтечи православия. Римско-католическая церковь связана с Востоком сравнительно поздним временем и сводится к миссионерскому движению (Азия, Африка, Океания).

 

 В целом христианство в  лице различных церквей и сект  является, не едва ли наиболее  распространённой мировой религией, доминирующеый в Европе и Америке,  имеющей весомые позиции в Америке и Океании, а также в ряде регионов Азии. Однако именно в Азии, то есть на Востоке, христианство распространено слабее всего.

 

 

4.3 Ислам.

 

 

 Ислам – третья и последняя  из развитых монотеистических  религий. Она также возникла  на Ближнем Востоке, своими корнями уходила в ту же почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что и христианство и иудаизм. Эта религиозная система сложилась на базе двух её предшественников. Священной книгой мусульман является Коран.

 

 Ислам сыграл огромную роль  в истории и культуре не  только арабов, его первых адептов,  но и всех народов ближневосточного  региона, а также иранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов  средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, части населения Африки. Ислам возник в среде арабов, коренных жителей Аравии.

 

 Краеугольным камнем религиозной  теории мусульман, основным кредо  ислама является широко известная  фраза: “Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его”. Здесь  только один Аллах – Бог  единственный и безликий, высший и всемогущий, творец всего сущего и его верховный судья. Роль Мухаммеда в возникновении ислама трудно переоценить. Именно он был основателем новой религии, определил её основные параметры, сформулировал суть её принципов и придал ей её неповторимую специфику.

 

 

Коран.

 

 

 Основные идеи и принципы  вероучения Мухаммеда зафиксированы  в Коране – священной книге  мусульман. Основное содержание  также тесно связано с Библией,  как и сам ислам близок к  иудео-христианству. Текст Корана  отрывочен и нередко противоречив, хотя в пределах отдельной главы чувствуется стремление сохранить единство темпа и сюжета. Противоречия в тексте легко объяснить: изрекая истины в экстатическом или близком к нему состоянии, пророк не мог быть строго логичным. Коран состоит из 114 разных по характеру и объёму глав. Если исключить первую из них, небольшую молитву, то все остальные 113 сур (глав) расположены в нём в порядке убывающего объёма, так что последние из них состоят всего из нескольких строк. В этих главах можно найти рассуждения о порядке развода, рассуждения о мироздании, о взаимоотношениях с миром сверхъестественных сил. Много места уделяет Коран основам мусульманского права, встречаются в нём и мифологические сюжеты. Словом Коран, как и Библия – своего рода божественная энциклопедия, “книга книг”, свод знаний, заповедей и инструкций. Около четверти текста Корана посвящено описаниям жизни и деятельности различных пророков.

 

 

Символ веры ислама.

 

 

 Коран и Сунна (предание) были  доступны не каждому. До широких масс простого народа, неграмотных крестьян заповеди ислама доходили лишь в устной форме проповедей и в виде священных заповедей.

 

 Основных обязанностей мусульманина  ислам насчитывает пять: исповедание,  молитва, пост, милостыня и хадж.

 

 Принцип исповедания – центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно соблюсти именно его, то есть торжественно произнести фразу о том, что нет Бога кроме Аллаха и Махаммед пророк его.

 

 Молитва – обязательный каждодневный  пятикратный ритуал, от которого могут быть освобождены лишь больные, немощные и малые дети. Молитву полагается совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Чаще всего её совершают индивидуально. Молитву совершают в одежде, в чистом месте, на специальном коврике и обратившись в сторону Мекки. Мусульманин во время молитвы Аллаха ни о чём не просит.

 

 Пост. Один главный и обязательный  пост, но зато он длится целый  месяц (рамазан, рамадан). На протяжении  всего месяца, кроме детей и  больных, с рассвета до заката  солнца не имеют права ни есть, ни пить, ни тем более развлекаться и курить. После заката и перед восходом, - едят и пьют весьма умеренно.

 

 Милостыня. Каждый имущий  обязан раз в году делиться  своими доходами, выделяя часть  их в качестве милостыни в  пользу бедных. Милостыня собиралась специальными сборщиками, её не редко раздавали в дни праздников натурой.

 

 Хадж – пятый и последний  из обязательных столпов веры. Каждый здоровый мусульманин  раз в жизни может посетить  святые места в Мекке и поклониться  Каабе. Кроме того, каждый паломник приносит жертву.

 

 

Исламские обряды и праздники.

 

 

 Один из основных обрядов  – суннат (обрезание). Мальчиков  примерно в семилетнем возрасте  подвергали этой операции. В исламе  обряд обрезания 7-летних мальчиков  служит своего рода религиозным  символом принадлежности и считается  обязательным. Этот обряд символизирует взросление ребёнка, переход его в новое, “взрослое” состояние. Вытерпеть боль – дело чести мальчика. После обрезания мальчик более уже не возвращался на женскую половину дома: его отделяют от сестёр и приобщают к мужчинам дома (семьи).

 

 Ещё один важный семейный обряд – свадьба. Молодых венчает один из служителей ислама.

 

 Торжественно, со специальными  ритуальными обрядами, отмечается  в семье мусульманина и рождение  ребёнка, особенно сына. И, наконец,  последний из серии обрядов  – похороны. Этот обряд совершается обычно в день смерти и исполняется с участием духовных лиц.

 

 Все семейные обряды мусульман  сопровождаются праздниками. Один  из всеобщих религиозных праздников  – ураза-бойрам, праздник разговенья. Длится 3 дня.

 

 Другой большой мусульманский праздник приходится на 7-ой день после окончания поста. Это – курбан-байрам, великий праздник жертвоприношения. Снова режут скот в честь Аллаха и во имя райского будущего. Этот праздник тянется не менее 4-х дней.

 

 Ещё один праздник, связанный  с памятью пророка – раджаб-байрам, праздник в честь великого вознесения Мухаммеда. Другой праздник приходится на 27-й день месяца рамазана, то есть на конец поста. В честь него – обильные пиршества не устраиваются – всё-таки ещё пост. Мусульмане в этот день усиленно молятся, обращаясь к Аллаху и читая Коран.

 

 

4.4 Ислам в России.

 

 

 Российская Федерация – государство  с безусловно преобладающим русским  этносом, с соответствующей культурно-конфессиональной  доминантной. Ислам, несмотря  на глубокие исторические корни,  многовековое присутствие на нынешней территории России, на инкорпорированность в российскую субцивилизацию, является религией меньшинства. Это, в конечном счёте, и определяет место мусульман в конфессиональном и этнополитическом ландшафте российского общества.

 

 С другой стороны, положение  ислама в российской культурной  традиции, а мусульман в российском  обществе неординарно и “весьма  значимо”.

 

 В Российской империи, а  затем в Советском Союзе сложились  три обширных, устойчивых мусульманских  ареала: собственно российские мусульмане – татары, башкиры, частично исламизированные древние народы Поволжья, в силу ряда причин подвергшихся более или менее жёсткой ассимиляции; мусульмане Северного Кавказа, которые, несмотря на постоянную с момента вхождения в состав Российской империи борьбу за политическую независимость и этнокультурную самобытность, постепенно включались в российское общество; мусульмане Средней Азии, позже других вошедшие в состав империи и сохранившие этнокультурную и конфессиональную самостоятельность, образ жизни и традиционные экономические уклады, что в конечном счёте позволяет рассматривать их в качестве своего рода “ассоциированного члена” российского, а затем советского общества. Отношение к мусульманам было лучше и терпимее, чем отношение к исламу. Неоднозначно отношение самих мусульман к России: одни согласны с тем, что совместное проживание в одном государстве оказалось продуктивным, другие настаивают на чуждости ислама российской традиции, считая оптимальным их раздельное существование, что на практике может быть реализовано лишь в форме выхода мусульман из состава России.

 

 В России проживает от 11 до 22 млн. мусульман, принадлежащих  к более чем 40 этносам.

 

 Крупнейшими мусульманскими  этносами России являются:

 

 Татары – свыше 5 млн. (3,8% общей численности населения и второе место после русских);

 

 Башкиры – свыше 1 млн.;

 

 Чеченцы – около 1 млн.;

 

 Аварцы – свыше 0,5 млн.;

 

 Кабардинцы – свыше 360 тыс.;

 

 Даргинцы – около 300 тыс.;

 

 Ингуши – свыше 170 тыс.

 

 Кроме того, в России проживают свыше 1 млн. азербайджанцев, до 1 млн. казаков, а также десятки тысяч узбеков, киргизов, таджиков.

 

 Все они с полным основанием  могут быть отнесены к верующим. Да и критерии того, кого следует  считать верующим, до сих пор  не обрели строгих научных  определений. Тем не менее, есть основание считать, что подавляющее большинство представителей мусульманских этносов всё-таки может быть отнесено к носителям исламской конфессионально-культурной традиции.

 

 В условиях, когда христианская  Россия оказалась перед проблемой сохранения в системе международных отношений статуса великой державы, вполне допустима ситуация, при которой стабильность и развитие её отношений с мусульманским миром может стать одним из существенных факторов поддержания её авторитета и независимого от Запада политического курса.

 

 В свою очередь, мусульманские  государства заинтересованы в  существовании сильной России, способной  хоть как-то ограничивать военно-политическое  господство Запада.

 

 

4.5 СМИ и Ислам.

 

 

Данные о положении дел в  мусульманской общине можно почерпнуть из обычных, Российских средств массовой информации. Наиболее интересные и пространные посвящённые исламу печатаются в “Независимой газете”, которая с 1997 года издаёт специальное приложение “НР-религии” с отдельной мусульманской страницей. Обращаются к исламу либеральные “Известия”, “Сегодня”, “Московский комсомолец”, еженедельник “Московские новости”, “Завтра”, “Советская Россия”, “Аль-кодс” и др.

 

 

5. Религии Древней Индии.

 

 

 И всё же даже по сравнению  с мусульманским Ближним Востоком Индия – подлинное царство религии. Религиозные системы Индии – если сравнить их с ближневосточно-средиземноморскими монотеистическими – в ряде аспектов, особенно в связи с проблемами онтогенеза, изначального единства макро- и микромира, природы и человека и т.п. представляются более глубокими и философски насыщенными. В них разум явно господствовал над свойственной монотеизму слепой верой во всемогущество великого Бога.

 

 Важная особенность индийских  религий – их интровертивность, то есть явственная обращённость вовнутрь, акцент на индивидуальный поиск, на стремление и возможности личности найти собственный путь к цели, спасения и освобождения для себя.

Информация о работе Религии Древнего Востока