Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 16:42, контрольная работа
Целью работы является рассмотрение особенности религиозного состава населения России и её регионов.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
* Рассмотреть феномен религии;
* Мировые религии и их конфессии и на территории России.
* Религии новые и национальные.
* Самоидентификация верующего человека в России.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.РЕЛИГИЯ КАК УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ. 4
1.1.МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ РОССИИ. 7
1.2.РЕЛИГИИ НОВЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ (МЕСТНЫЕ). 27
2.РЕЛИГИОЗНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ. 29
2.1.СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОПРОС ROMIR MONITORING. 29
2.2.О РЕЛИГИОЗНОМ ОБРАЗОВАНИИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
- Мессианские Иудеи – 50 000, Санкт-Петербург, начиная с 1995 года.
- Мессианские Конгрессы и Синагоги (ок. 1975) – 7 000 человек.
- Новая Апостольская Церковь (ок. 1980) – 29 919 чел., рост 6.67 % в год.
- Российское
Объединённое Братство
- Объединений Апостольский Церквей в России (ок 1930) – 60 000 чел., рост 3.91 % в год, центр в Санкт-Петербурге.
- Христианский Центр Победы /пятидесятники/ (с 1993) – 50 000 чел., общины в Петербурге, Москве.
Секты христианской традиции
- Свидетели Иеговы – 110 000 человек (с 1920 года), быстрый рост 10.07 % в год (в 1970 году их насчитывалось 10 000 человек).
- Мормоны [Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней] (с 1990) – 20 000 чел.
- Духоборцы (ок. 1650) – 55 000, рост 0.38 % в год,
Ислам.
Вторая после христианства по численности последователей религия России . Ислам, как и христианство, монотеистичен, основным его положением является вера в единого Бога — Аллаха. Основатель этой религии Мухаммед почитается её последователями (мусульманами) как Божий посланник. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Их священной книгой является Коран.
Подавляющее большинство мусульман России придерживается ортодоксального направления ислама — суннизма. Сунниты наряду с Кораном признают ещё в полном объёме священное предание сунну, записанную со слов родственников и сподвижников Мухаммеда. Для суннизма характерна также вера в предопределение, отрицание наличия у человека свободной воли. В суннизме имеются четыре юридическо-богословских школы (мазхаба), из которых в России представлены только две: ханафизм и шафиизм. Ханафитский толк отличается от других своей либеральностью, шафиитский толк допускает свободное толкование Корана.
Суннитами-ханафитами являются в России подавляющее большинство верующих татар и кабардинцев (остальные, как уже говорилось, придерживаются в основном православия), практически все верующие башкиры, адыгейцы, черкесы, абазины, балкарцы, карачаевцы, верующие дагестанских народов (кроме аварцев), часть мусульман-осетин, придерживающиеся ислама удмурты, марийцы и чуваши (числ. мусульман среди трёх последних народов невелика). Ханафитами являются и верующие из числа живущих в России казахов, узбеков, киргизов, туркмен, таджиков, крымских татар, каракалпаков, большинства азербайджанцев-суннитов. Верующие аварцы, чеченцы, ингуши, многие мусульмане-осетины придерживаются суннизма шафиитского толка.
Второе направление ислама шиизм, принимающее сунну лишь частично (только те её разделы, которые основаны на авторитете родственников Мухаммеда) и признающее наличие у человека свободной воли, имеет среди мусульманского нас. России мало сторонников. Небольшие группы шиитов есть в Дагестане, городах Нижней Волги, шиитами являются и часть проживающих в России азербайджанцев.
Ваххабизм возник в середине XVIII в. в Неджде (центральная Аравия). Его основателем был Мухаммед ибн Абд-ал-Ваххаб, от имени которого и образовано слово «ваххабиты». Однако сами аравийские ваххабиты себя так никогда не называли и не называют. Свое учение они именуют «тавхидом» («единением»), а себя «муваххидами» «приверженцами тавхида»).
Уже к концу XVIII в., после смерти основателя ваххабизма Мухаммеда ибн Абд-ал-Ваххаба, недждские эмиры - Саудиды - присвоили себе не только светскую, но и верховную духовную власть, оставив за потомками ибн Абд-ал-Ваххаба («ауляд-аш-шейх») только функции вероучителей и судей .
Одно из его основных положений досталось от средневековья - религия превыше этнической принадлежности. Ваххабизм, как никакой другой толк ислама, придерживается этого догмата.
В том виде, в котором в настоящее время распространяется на Северном Кавказе ваххабизм, он не представляет собой чего-то цельного. Не входя в детали, можно выделить среди ваххабитов два крыла - реформистское и радикальное. Сверхзадача у них одна: исламизация всего населения региона и, в конечном счете, установление на всей территории Северного Кавказа независимого исламского государства.
Не
все ваххабиты Чечни - экстремисты,
но наиболее радикальные ваххабиты
Северного Кавказа
Статистические данные по изданию World Christian Encyclopedia. 2nd edition. A comparative survey of churches and religions in the modern world. Oxford University Press. 2001.
Мусульмане
– 11 137 043 чел., что составляет 7.6 % населения
страны..
Иудаизм.
Верующие евреи России в своем подавляющем большинстве исповедуют иудаизм. Иудаисты верят в единого Бога Яхве, бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа. Священной книгой иудаистов является Танах, тождественный христианскому-Ветхому завету. Помимо Танаха признаётся Талмуд, в котором даётся толкование содержащихся в Танахе религиозно-этических, правовых и бытовых предписаний.
Среди росийских иудаистов есть хасиды — сторонники течения, возникшего в 1-й пол. 18 в. и призвавшего главное внимание уделить благочестию и молитве, а не изучению Танаха и Талмуда.
Наиболее крупные группы иудаистов в России имеются в следующих городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород, Челябинск, Ростов-на-Дону, Саратов, Новосибирск.
Имеет небольшое число последователей в России и иудаистская секта караимов, появившаяся в 8 в. и не признающая Талмуд. Если на Ближнем Востоке караимы считают себя частью еврейского народа, то в России— отдельной этнической общностью. Караимов в России ок. 700 чел. (сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге и др. городах), однако эта цифра относится к общности этнической, а не конфессиональной.
По данным п World Christian Encyclopedia. 2nd edition. A comparative survey of churches and religions in the modern world. Oxford University Press. 2001.
Иудеи составляют 951076, 0.7% населения страны. Сокращение численности: 1900 год – 5.26 млн., 1939 г. – 3.02 млн., 1970 г. – 2.1 млн., 1990 – 1.05 млн., 2000 г. – 951 тыс. Сокращение численности иудеев в России (Советском Союзе) в течении 20 века объясняется эмиграцией в Израиль; с 1969 г. ежегодно покидало страну 12 тыс. чел., с 1972 г. вплоть до 1989 год – около 35 тыс. в год.
Буддизм.
В России имеется и значительное число последователей буддизма. Буддийская религия считает любую жизнь цепью страданий, обусловленных стремлением человека существовать, и призывает каждого подавить в себе стремление к жизни, с тем чтобы освободиться от страданий. Для буддизма характерно представление о постоянных перерождениях. Буддизм распадается на три направления: тхеравада, махаяна и ответвившаяся от последней ваджраяна. Из этих направлений в России представлена ваджраяна («алмазная колесница»). Для неё характерно существенное усложнение обрядности и особенно акцентирование внимания на магических заклинаниях, с помощью которых якобы можно мгновенно добиться спасения.
В нашей стране ваджраяна известна под именем ламаизма. Его исповедуют верующие вост. буряты и буряты-хонгодоры, верующие тувинцы, большинство верующих калмыков и часть верующих эвенков (в Бурятии). В Санкт-Петербурге и некоторых других городах появились 53 небольшие группы буддистов - из числа русского населения.
Буддисты – 582.9 тыс. чел., 0.4 % населения.
С 1933 по 1938 годы все буддийские монастыри (120) были закрыты. Основные регионы распространения – Бурятия (ЦДУБ – Центральное духовное управление буддистов), Калмыкия, монгольское население Читинской области.
В последние годы в некоторых городах Российской Федерации в результате миссионерской деятельности появились небольшие группы сторонников бахаизма. Эта новая религия была основана во 2-й пол. 19 в. в Иране Бахауллой после разгрома там революционного религиозного движения бабидов. Бахаизм фактически представляет собой умеренный вариант бабизма. Бахаулла, объявленный посланником Бога, выступил с проповедью мира между всеми социальными группами и отказа от национальных границ. В России небольшие бахаистские общины созданы в Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Казани, Южно-Сахалинске и других городах. Бахаисты – 16.5 тыс. сторонников.
В ряде российских городов (Москве, Санкт-Петербурге. Краснодаре ) появились и группы сторонников реформированного индуистского движения Сознание Кришны (Харе Кришна), подчеркивающего духовное родство всех религий и необходимость создания в мире единой религии.
Сохранились и последователи традиционных верований (разных форм шаманизма, семейно-родового и промыслового культов). Они составляют большинство верующих ряда народов Сибири и Дальнего Востока: эскимосов, чукчей, коряков, нивхов, удэгейцев, негидальцев, эвенов, тофаларов, нганасанов, энцев. Значительные группы последователей традицонных верований есть также среди алтайцев, ненцев, ороков. Этих верований придерживается и небольшая часть эвенков и хантов.
Традиционные верования частично сохранились также у ряда народов Поволжья и Урала: марийцев, чувашей, удмуртов. У марийцев это прежде всего чимари (чистые марийцы). Среди чувашей традиционные верования держатся прежде всего у групп, живущих за пределами республики (в Татарстане, Самарской области).
Особое явление представляет собой бурханизм — синкретическая религия, возникшая в 1904 у южных алтайцев. В религии сочетаются элементы алтайского шаманизма и ламаизма. Объектом почитания является бог Бурхан.
Этнические религии /Шаманизм/ – 1 27 627 верующих, 0.8 % населения.
Не религиозные – 40 409 724 чел. (27.5 % населения страны).
Атеисты – 7 633 658 чел., 5.2 % населения. .
В 2003 год. ROMIR Monitoring. Провело исследование «Год православной России» посвящённое отношению граждан России к религии вообще и к Православию в частности. Исследование проводилось на протяжении 2003 года, объём выборки – 1500 россиян в более чем 100 городских и сельских населённых пунктах РФ.
Респондентам
был задан вопрос: «Какую религию
Вы исповедуете?» (%)
Таким образом, большинство участников исследования заявили о своей приверженности православию, около пятой части опрошенных считают себя атеистами, а 5% респондентов указали на свою принадлежность к другим религиозным конфессиям.
Респондентам был задан вопрос: «Как часто Вы посещаете религиозные службы?» (%) Рассматривается мнение респондентов, которые считают себя православными.
Результаты опроса показывают, что большинство тех, кто считает себя православными, посещающих религиозные службы, делают это лишь несколько раз в году. В то же время, сравнение полученные данных с аналогичными параметрами исследования 2001 года показывает, что частота посещения богослужений несколько возросла. Если в 2001 году наиболее массовым ответом был «Только на Рожество и Пасху», то в настоящее время пик ответов приходится на следующее значение шкалы – «несколько раз в год».
Респондентам был задан вопрос: «Верите ли Вы в следующие религиозные догмы? Отметьте те ответы, с которыми Вы согласны» (%) Поскольку респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа, сумма значений в таблицах не соответствует 100%.
Представленные на диаграмме данные, показывают что респонденты, объявляющие о своей религиозной самоидентификации далеко не всегда имеют четкое представление о догматах своей религии. Как следует из диаграммы 1, православными себя считают 71% опрошенных, в то время как в Бога верят только 62%, а в бессмертие души – 12 %
В августе 2004 годабыло опрошено 1500 человек в 102 городских и сельских населённых пунктах России во всех Федеральных округах. В результате опроса 80% россиян назвали себя верующими, респондентам, которые считают себя верующими, был задан вопрос: «Как часто Вы находите время для молитвы?» Ответы на него распределились следующим образом:
<Информация о работе Особенности религиозного состава населения России и её регионов