Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 16:42, контрольная работа
Целью работы является рассмотрение особенности религиозного состава населения России и её регионов.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
* Рассмотреть феномен религии;
* Мировые религии и их конфессии и на территории России.
* Религии новые и национальные.
* Самоидентификация верующего человека в России.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.РЕЛИГИЯ КАК УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ. 4
1.1.МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ РОССИИ. 7
1.2.РЕЛИГИИ НОВЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ (МЕСТНЫЕ). 27
2.РЕЛИГИОЗНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ. 29
2.1.СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОПРОС ROMIR MONITORING. 29
2.2.О РЕЛИГИОЗНОМ ОБРАЗОВАНИИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
(МИИТ)
Курсовая
работа
По дисциплине: «Демография»
На
тему:
«Особенности
религиозного состава
населения России и
её регионов ».
2010г.
Содержание
Проблема понимания религии, ее сущности и природы сегодня становится предельно актуальной. Многие великие умы человечества в разные годы пытались разобраться в религиозных вопросах. По этой обширной теме написаны буквально горы литературы. И по сей день не утихают споры, высказываются различные точки зрения о сущности религии и перспективах ее развития.
Мировая религия имеет весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью. Под мировыми религиями на сегодняшний день принято понимать буддизм, христианство и ислам. По последним данным сейчас в мире проживает 2,1 млрд. христиан, 1,3 млрд. мусульман, 376 млн. буддистов, а также 900 млн. индуистов, 394 млн. даосистов и 1,1 млрд. атеистов все они представлены на территории России.
Целью работы является рассмотрение особенности религиозного состава населения России и её регионов.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
Особенность религии заключается в том, что она представляет собой такой пласт культуры, который непосредственно связан с опытом массового сознания, с многовековым нравственно-психологическим наследием. Это не абстрактное миросозерцание, а мироощущение, способ каждодневного поведения, в котором решающую роль играют не доводы разума и логика, а обыденное сознание, мироощущение. Согласно Марксу, религия – не теоретическое, а практически-духовное освоение действительности, мира.
Религия – феномен многослойный, многогранный, в ней житейские, обыденные переживания прихотливо смыкаются с высокими метафизическими спекуляциями. Размышления великого богослова и бесхитростного верующего оказываются категориями одного порядка, они дополняют друг друга
Религия – сложное, неоднозначное явление, и потому существует множество различных подходов к ее определению и объяснению. В настоящее время среди обществоведческих наук выделилась отдельная дисциплина – религиеведение, являющееся комплексной отраслью человеческого знания. Религиеведение как теоретическая дисциплина сформировалась в результате усилий представителей богословско-теологической, философской и научной мысли.
Для
богословско-теологического подхода
к религии характерно ее истолкование
как особого, сверхприродного явления,
как результат
По мнению Дюркгейма, религия – это созданный человеком социальный институт, формирующийся естественным образом как ответ на отдельные условия его существования с целью удовлетворения определенных социальных потребностей. Источником религии, согласно Дюркгейму, является сам социальный способ обитания людей, в ней общество как бы обожествляет само себя. Религия, ее нравственные ценности становятся мощным стимулом роста и модернизации общества.
В рамках структурно-функционального анализа известный американский социолог Т. Парсонс (1902-1979) развивает положение о религии как факторе, обеспечивающем интеграцию общества, поддержание социального порядка.
Известный интерес представляют концепции, объясняющие феномен религии исходя из закономерностей психологической науки. Эта отрасль знания получила название «психология религии». В конце XX в. она оформляется в самостоятельную и довольно влиятельную научную дисциплину. Самый весомый вклад здесь принадлежит американскому философу У. Джеймсу (1842-1920) и австрийскому психоаналитику З. Фрейду (1856-1939). Основная идея психологии религии заключается в том, что источник религии находится не в окружающей человека действительности, а в самом человеке, в его внутреннем мире, а точнее – в эмоционально-волевой среде. В своих объяснениях Джеймс исходил из индивидуальной психики: "Условимся под религией подразумевать совокупность чувств, действий и опыта отдельной личности, поскольку их содержанием устанавливается отношение к тому, что она почитает”. Основатель "гуманистического психоанализа" американский социолог и психолог Э. Фромм (1900-1980) придерживается более широкой трактовки религии. Он полагает, что под религией можно понимать любую систему взглядов и действий, которой руководствуется какая-то группа людей и которая дает человеку ориентиры для жизнедеятельности и объекты поклонения. Религиозность усматривается в любом служении идеалу, независимо от того, кому поклоняется человек: идеалу, богам, святым; вождям, классу, партии; успеху, богатству, силе. В этом плане каждый человек является религиозным, а религия неизбежно присуща всем историческим эпохам. Фромм различает авторитарную и гуманистическую религии. Если под первой подразумевается способ повиновения могущественной власти, обретение чувства безопасности, утрата собственного достоинства, то вторая ориентирует человека на реализацию своего потенциала, веру в собственные силы. Американский мыслитель отдавал предпочтение религии гуманистического толка и призывал людей следовать именно ей.
Итак, религия являет собой многоуровневое явление, поэтому изучение и истолкование этого феномена осуществляется в рамках различных дисциплин, разных философских и социологических направлений.
Религия
есть мировоззрение и мироощущение,
а также соответствующее
Вера в Сверхъестественное есть краеугольный камень любой религии. В отдалённых уголках Земли, у наиболее отсталых народов существуют религии, не имеющие ни материальных объектов поклонения, ни профессиональных служителей культа, даже не имеющие своего учения как такового. Но наличие веры в сверхъестественные силы уже позволяет говорить о существовании религии, пусть даже в зачаточной форме.
Если
религия как форма
Компенсаторная - возмещает человеку ограниченность информации об окружающем его мире;
мировоззренческая - формирует систему взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы и ценностные ориентации;
регулятивная - поддерживает определённый режим жизни верующих и отношений между ними;
коммуникативная - облегчает верующим установление контакта между собой;
интеграционная - объединяет верующих вокруг общей идей.
Приводимые в работе сведения сводятся к самым существенным характеристикам (в догматическом отношении, в особенностях отправления культа и прочее), дающим возможность понимания, прежде всего, основного отличия той или иной номинации. Почти все данные о численности церковных организаций на территории России приблизительны.
Христианство.
Христианство – самая распространённая религия в мире. Всего насчитывается более миллиарда последователей этого учения. Христиане составляют абсолютное большинство среди верующих Америки, Австралии, Европы и России.
Православие — одно из 3-х основных направлений христианства. Как и у подавляющего большинства других христиан, важнейшим догматом у православных является вера в единого Бога, имеющего три ипостаси: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога — Духа Святого. Сын Божий Иисус Христос по православному вероучению (как и вероучению основной массы других христиан) имеет двойную природу: Бога и человека. Православные признают как Священное писание (Новый и Ветхий заветы), так и Священное предание (постановления церковных соборов и учения Отцов Церкви), считают, что для спасения людей необходима помощь духовенства. У православных семь таинств — культовых действий, призванных дать человеку Божью благодать: крещение, миропомазание, евхаристия (причастие), покаяние (исповедь), брак, священство, елеосвящение (соборование). Таинства в православии имеют свою специфику, несколько отличающую их от культовых действий в других направлениях христианства. Так, обряд крещения выполняется путём погружения крещаемого в воду, миропомазание совершается сразу же вслед за крещением и т. д. Есть и другие специфические черты в православной обрядности. Например, богослужения в православных храмах сопровождаются только хоровым пением (инструментальная музыка отсутствует), люди молятся стоя.
Несколько
иные требования по сравнению с др.
христианскими конфессиями
Христианство впервые проникло на терр. совр. России в 6 в., распространившись среди причерноморских адыгских племён. Помимо адыгов христианство приняли также предки осетин, народы Чечни и Дагестана. Правда, с завоеванием последнего арабами в 7—8 вв. христианство стало вытесняться оттуда исламом. Позже христианство было вытеснено и из других регионов Северного Кавказа.
В
города древней Руси христианство начало
проникать еще задолго до того,
как эта религия стала
Информация о работе Особенности религиозного состава населения России и её регионов