Мировые религии и их роль в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определение сущности мировых религий, исследование географии религий, раскрытие роли и состояния религий на современном этапе развития общества.
Характер религиозных процессов, происходящих в мире, обуславливает задачу изучения религии и религиозного состава населения мира как важных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие современного общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам ……...………..... 5
1.1. Буддизм……………………………………………...……………………… 5
1.2. Христианство…………………………………….…..………………………7
1.3. Ислам………………………………………………….…………………….10
ГЛАВА 2. Конфессиональный состав регионов мира. География религий…..12
2.1. Европа………………………………………………………………...……..14
2.2. Америка……………………………………………………………………..15
2.3. Азия………………………………………………………………………….16
2.4. Африка………………………………………………………………………17
2.5. Австралия и Океания………………………………………………………19
2.6. Эволюция числа последователей мировых религий……………………..20
ГЛАВА 3. Роль мировых религий в современном обществе……...……………22
3.1. Влияние религии на государственную политику………………………...22
3.2. Влияние религии на демографические и этнические процессы………...25
3.3. Влияние религии на экономику…………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….……………33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…….…………………………………………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…….…………………………………………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ 3…….…………………………………………………………….37
ПРИЛОЖЕНИЕ 4…….…………………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯИнтернет.doc

— 2.41 Мб (Скачать)

Ускоренный рост мусульман  по сравнению с расово-этнически и социокультурно близким ему немусульманским населением можно проиллюстрировать многими примерами. Весьма наглядно он проявляется, если взять данные о колониальной Индии и сравнить их с современным положением дел и проекцией на будущее. Доля мусульман среди населения контролируемой англичанами Индии по данным первых переписей населения 1870–1880-х годов не превышала 20 %, но к началу ХХ века она перевалила за 1/5, а по переписи 1941 года достигла 25 %. К началу нынешнего столетия суммарное мусульманское население Индии, Пакистана и Бангладеш (т. е. бывшей английской Индии) составляло уже 31 %, а к 2050 году при сохранении текущих тенденций должно приблизиться к 45 %. При этом доля мусульман в Республике Индия согласно переписи 1951 года едва превышала 10 %, а по переписи 2001 года равнялась уже 13,4 % [28].

Согласно прогнозам  экспертов по демографии, в ближайшие 4 десятилетия население арабского мира может увеличиться на 114% и достичь 700 млн. Сейчас средний возраст в регионе равняется 22 годам, при этом молодежь (лица в возрасте от 15 до 24 лет) по своей численности составляет 32% от взрослого населения [21].

Коэффициент фертильности (среднее число рождений на одну женщину репродуктивного возраста) в мусульманском мире сокращается, но по сравнению с Европой и Россией он остается высоким. В арабском мире – в Палестине, Йемене, Сомали, Судане и Ираке – он составляет 4-6,5. В Египте, Сирии и Саудовской Аравии – 3-4. Позитивная динамика. Однако в Северной Африке, в Ливане и в других странах Персидского залива этот коэффициент гораздо меньше, лишь 2-3 [5].

В остальном мусульманском  мире коэффициент фертильности равен примерно 3, за редким исключением – 7,5 в Афганистане, 4 в Пакистане. В Иране, хотя это пока не так заметно из-за прежнего бума рождаемости, этот коэффициент серьезно снижается. В то же время, в Турции, одной из старейших «современных» мусульманских стран, средний возраст населения составляет 27 лет, а уровень фертильности скатился почти к 2 – т. е. семья из 2 человек производит на свет 2 детей и никакого прироста не получается. Мусульманская Албания – единственная страна в Восточной Европе, где этот коэффициент все еще держится выше 2 и составляет 2,3 [1, с.158].

При этом ожидаемая продолжительность  жизни в мусульманском мире увеличивается. Среди арабов этот показатель увеличился с 42 до 67 лет, а к 2050 г. может достигнуть 77 лет. А это означает – множество родителей, бабушек и дедушек, о которых надо позаботиться. Но ресурсов для этого будет не так уж много. Экономики большинства мусульманских стран (за исключением Малайзии) изрядно потрепана. Арабская молодежь, к примеру, имеет дело с одним из самых высоких уровней безработицы в мире – 20% по региону: 28% в Иордании, 31% в Тунисе, 39% в Палестине, 43% в Алжире. В ряде мусульманских стран рост безработицы происходит параллельно с увеличением уровня образования. Большинство безработных Египта – выпускники колледжей [5].

Это означает, что увеличивается  и возраст вступления мужчин-мусульман  в брак. В общем, двое из пяти молодых  людей в мусульманском мире не женаты и не работают. При том, что уровень фертильности в мусульманском мире в ближайшие 40 лет будет стабильно снижаться, в 2020-е гг. ожидается мини-бум – в странах с ныне низким уровнем фертильности (Северная Африка, Центральная Азия, Иран) появится огромная прослойка молодого населения – 21% в Марокко, 32% в Алжире, 29% в Ливии, 12% в Тунисе. В Центральной Азии этот показатель будет составлять около 16%, а в Иране – 30% [21].

Если добавить к этому  высокую рождаемость в других уже названных мусульманских регионах, получается немалый объем молодого человеческого капитала со стремлениями и амбициями. А поскольку рождаемость в религиозных семьях более высокая, чем в «светских», специалисты по демографии ожидают увеличения доли религиозно практикующего населения. При этом там, где мусульмане проживают в многонациональных обществах (к примеру, на Западе), их темпы роста существенно обгонят страновые.

Оценивая демографическую  динамику исламского мира, необходимо учитывать вариативность прогнозов на длительную перспективу. Прогнозы Бюро народонаселения ООН, других демографических организаций и исследовательских фондов обычно состоят из целого спектра вероятностей, намечают наиболее низкие и высокие траектории, выявляя, как правило, средний вариант, считающийся самым надежным. Поэтому только если абстрагироваться от возможности турбулентных «возмущений» (скачков и катаклизмов), можно утверждать, что исламский мир продолжит наращивать свои абсолютные демографические параметры и удельный вес в мировом населении.

3.3. Влияние  религии на экономику

В течение множества  столетий ведутся дискуссии о  взаимосвязи религии и экономики. Еще Макс Вебер в своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» в 1905 году заметил связь между религией и экономикой. Он обнаружил, что  в Германии (которая населена как католиками, так и протестантами) наилучших экономических успехов добивались протестанты; именно они составляли костяк предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов. К настоящему времени накоплены достаточные статистические данные, чтобы однозначно утверждать: причины отсталости и процветания стран кроются в культурных различиях общества, в той религии, которую исповедует большинство жителей страны.  Директор Института культурных преобразований Школы права и дипломатии при Университете Тафтса, профессор Лоуренс Харрисон, выступая 29 мая 2010 г. в Леонтьевском центре в Санкт-Петербурге, привел результаты анализа 117 стран, в которых более 1 млн. человек исповедуют одну из мировых религий. Вот некоторые данные из этого доклада представлены в табл. 3.1. [25].

Религия*

Население**

Общая свобода***

ВВП на душу

Коррупция

протестантизм

530

2,3

$29784

14,9

иудаизм

6

4

$19320

16

католицизм

904

5,5

$9358

45,6

православие

262

8,6

$7045

75,7

ислам

1122

9,7

$3142

78,6


*- Более 50% населения  страны исповедуют данную религию

**- В млн. чел; данные Доклада Мирового банка 2002 г.

***- 2 — наивысшая степень  свободы, 14 — наименьшая [31]

Таблица 3.1. Соотношение  числа верующих и благосостояния стран.

 

Таким образом, опираясь на данные работы Лоуренса Харрисона, можно на этой основе сделать следующие выводы о взаимосвязи религиозных воззрений населения страны и её экономического состояния. Протестантские страны более расположены к модернизации, нежели католические страны, прежде всего в западном полушарии. По Индексу человеческого развития протестантские и католические страны различаются почти на 50 пунктов, при чем у первых средневзвешенная составляет 9,2 при максимуме 162, который считается наихудшим показателем. Из 10 наименее коррумпированных стран 8 — протестантские, в одной придерживаются конфуцианства (Сингапур), еще в одной — католичества (Люксембург, население которого составляет менее 500 тыс. чел.).

Северные страны (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания и Исландия) являются чемпионами прогресса. На развитие этих стран огромное влияние оказало лютеранство. Эти страны занимают лидирующие позиции согласно вышеуказанным индикаторам модернизации: Норвегия и Дания первые по показателям доверия в мире, недалеко от них ушли Швеция и Финляндия; по данным, опубликованным Международным Экономическим Форумом в 2004 году, при ранжировании стран по конкурентоспособности Финляндия заняла 1 место, Швеция — 3, Дания — 5, Норвегия — 6, Исландия — 10.

Конфуцианство более  расположено к прогрессу, нежели ислам, индуизм, буддизм. В понятие  конфуцианства автор вкладывает не столько непосредственно учение Конфуция, сколько культуру Восточной Азии в целом, в которой, несомненно, конфуцианство занимает основное положение, но также в него вплетены элементы даосизма, буддизма и другие верования. Среди данных, полученных по условно конфуцианским странам, наибольший вклад внес Китай, который портит общую картину, занижая все показатели, особенно средневзвешенные в пересчете на население. Однако средние показатели по другим странам группы — Японии, Южной Кореи, Тайваня, Гонконга и Сингапура — схожи с показателями католических стран по индексу человеческого развития; грамотности, включая женскую; ВВП на душу населения; распределению доходов. Уровень доверия в основном выше именно у приверженцев учения Конфуция, нежели у католиков, а уровень коррупции примерно одинаков.

Православная страна Греция является наиболее бедным членом Европейского Союза по данным 2004 года. Между православным и католическим христианством определенно существуют некие параллели, однако важно отметить, что на большинство православных стран было оказано большое влияние со стороны коммунистического строя. Благодаря советской системе образования страны, исповедующие православие (Белоруссия, Болгария, Греция, Грузия, Македония, Молдавия, Россия, Румыния, Сербия, Украина), занимают первые места по уровню грамотности. И из-за того же коммунистического строя православные страны лидируют в списках самых коррумпированных стран.

Ислам сильно отстает  от западных религий и конфуцианства  практически во всех аспектах. Показатели мусульманского мира демонстрируют сильное противодействие модернизации, что сильно контрастирует с той авангардной ролью исламских государств, которую они играли в первых веках зарождения этой религии. Особо необходимо отметить низкий уровень женской грамотности — менее 50% в Египте, Марокко, Пакистане, Бангладеш — как результат занимаемого невысокого положения женщины в исламской религии. А рождаемость в этих странах наиболее высокая в мире, согласно данным ООН 1995-2000 гг.

Индуистская Индия показывает высокие результаты экономического роста в последние годы, однако уровень грамотности весьма низок, особенно у женского населения, и процветает коррупция. Индия показывает лучшие результаты после протестантского мира по показателю уровня общей свободы, скорее всего это плоды мощного влияния британских политических институтов, укрепившихся там во времена колонизации. И в то же время более половины индийских женщин безграмотны — это также результат религиозных воззрений.

По буддизму весьма трудно обобщать данные из-за больших различий в странах, исповедующих эту религию. Но в целом можно сделать вывод, что буддизм не обладает значительной силой, подталкивающей к модернизации. К странам, половина населения которого исповедует буддизм, относятся Таиланд, Мьянма, Шри Ланка, Камбоджа, Лаос, Монголия и Бутан, при этом одна из стран с самым высоким уровнем свободы — Монголия, а с самым низким — Мьянма. И подобные тенденции наблюдаются и по другим показателям.

Итак, религия оказывает  важное воздействие на развитие экономики; правительствам, организациям, специализирующимся на предоставлении помощи в целях развития, аналитическим центрам необходимо учитывать в своей деятельности религиозные факторы и проблему культурных перемен. Включение анализа религии и вопросов ее изменения в число факторов, определяющих разработку политических решений и проектов международной помощи, может способствовать существенному ускорению процессов экономического развития в мире. Что касается региональных аспектов этноконфессионального ресурса, то они уже играют и будут в дальнейшем играть немаловажную роль в международно-политических процессах и конфликтах. Необходимо также иметь в виду, что наряду с тенденциями к противостоянию, конфликту на почве религиозных различий в мире ныне действуют силы, выступающие за диалог и союз цивилизаций. Следует, видимо, активизировать усилия по политическому и социальному сближению мусульман и немусульман, созданию условий для «гибридизации» культур.

 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В ходе выполнения курсовой работы были изучены основные аспекты каждой из мировых религий: буддизма, христианства и ислама.

С момента появления  мировых религий, будь то христианство, буддизм или ислам, прошло достаточно много времени - изменился человек, устои государств, изменился сам менталитет человечества, и мировые религии перестали отвечать требованиям нового общества. И уже давно появились тенденции возникновения новой мировой религии, которая будет отвечать потребностям нового человека и станет новой глобальной религией для всего человечества.

В настоящее время  буддизм продолжает осваивать новые  пространства, подтверждая свой статус мировой религии. Крупнейшая по числу своих приверженцев мировая религия, однако своего рода конкурентом христианства является ислам, вследствие стремительного увеличения мусульманского населения мира в 70-ых XX в. Таким образом демографические показатели мусульманских стран растут, а религия всё более популяризируется и выходит на новый уровень относительно других религий.

Христианство наиболее широко распространено на Европейском континенте и в Америке. Азиатский континент – родина трёх мировых религий – на сегодняшний день является ведущим по числу последователей исповедующих ислам и буддизм. Что касается Африки, то число исповедующих ислам и христианство стремится к равным значениям. Однако, согласно демографическому прогнозу, в период с 2010 по 2050 год населения Африки южнее Сахары будет превышать население Северной Африки, в большинстве своём мусульманской, практически в 2 раза. Исходя из этого, мы имеем все основания предполагать, что в ближайшие десятилетия мы будем свидетелями демографического давления христианской Африки на мусульманскую Африку.

Таким образом, на основе рассмотренного материала, сделан вывод о том, что религия – важный инструмент в регулировании процессов, происходящих в современном обществе. Проявление теократических тенденций в политическом процессе включает в себя религиозный фактор. В рамках политического процесса религия может служить опасным оружием различных политических сил, в частности, элементом социальных технологий манипулирования массовым сознанием. Влияние религии на воспроизводство населения непосредственно затрагивает проблему регулирования численности населения Земли.

Итак, несмотря на секуляризацию, религия в XXI в. остаётся неотделимой от жизни современного общества и является связующим компонентом между различными сферами жизни мирового сообщества.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Акимов, А. В. 2300 год. Глобальные проблемы и Россия. – М.: Вост. университет, 2008. – 209 с.
  2. Алексеев, С.В. Все религии мира. Энциклопедический справочник/ С.В. Алексеев, Г.А. Елисеев. – М.: Вече, 2007. – 592 с.
  3. Али-заде, А. А. Исламский энциклопедический словарь / А. Али-заде. – М.: Издательский дом «Ансар», 2007. – 400 с.
  4. Всемирная энциклопедия: Религия /Гл. ред. М.В. Адамчик: Гл. науч. ред. В.В. Адамчик и др. - М.: Современный литератор, 2003. – 832 с.
  5. Глобальное соперничество христианства и ислама в цифрах и фактах// Единое Отечество [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.otechestvo.org.ua/main/20107/2319.htm – Дата доступа: 01.04.2011.     
  6. Жудинова Е.В. Религии мира. Протестантизм / Е.В. Жудинова. – М.: Мир книги, 2006. – 192 с.
  7. Зеленков, М.Ю.  Мировые религии: история и современности/ М.Ю. Зеленков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 364 с.
  8. Игнатенко А. А. Ислам и политика: сборник статей / А.А. Игнатенко. –М.: Институт религии и политики, 2004. ― 256 с.
  9. Иллюстрированная энциклопедия буддизма / [авт.-сост. Е. Авадяева] – М.: Эксмо, 2009. – 576 с.
  10. Кулаков, А.Е. Религии мира/ А.Е. Кулаков. – М.: АСТ, 1997. – 348 с.
  11. Кулиано, И. Словарь религий, обрядов и верований/ М. Элиаде, И. Кулиано. – М.: Рудомино, СПб: Университетская книга, 1997. – 413 с.
  12. Лобжанидзе, А.А. Этногеография и география религий / А.А. Лобжанидзе, С.А. Горохов, Д.В. Заяц. – М.: Академия, 2005. – 169 c.
  13. Максаковский, В.П. Географическая картина мира: В 2 кн. Кн.I: Общая характеристика мира/ В.П. Максаковский. – М.: Дрофа, 2003. – 496 с.
  14. Малерб, М. Религии человечества/ М. Малерб. – М.: Рудомино, 1997. –600с.
  15. Перельструз Л.В. Религии мира. Буддизм/ Л.В. Перельструз. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 192 с.
  16. Пучков П.И. Религии современного мира/ П.И. Пучков, О.Е. Казьмина. – М.: УРАО, 1998. – 179 с.
  17. Религии мира / Межрегион. акад. упр. персоналом. – 2-е изд. – К.: МАУП, 1997. – 64 с.
  18. Религии мира / Рос. акад. наук, Науч. совет «Роль религий в истории», Ин-т Всеобщ. истории и др. – М.: Наука, 1982. – 122 c.
  19. Религия и конфликт. Сб. науч. статей / под ред. А. Малашенко, С. Филатова. – М.:РОССПЭН, 2007. – 283 с.
  20. Религии мира / Я.Н. Щапов, А. И. Осипов, В.И. Корнев и др. – М.: Просвещение, 1994. – 191 с.
  21. Россия и исламский мир: анализ политико-демографических перспектив. Мир ислама. История, общество, культура. – М.: Марджани, 2009. – 189 с.
  22. Стреха, Н. Л. Религиозный состав населения и география религий мира: Учеб.-метод. пособие / Н.Л.Стреха. – Минск.: УО «Белорус. гос. пед. ун-т им. М.Танка», 2003 – 89 с.
  23. Токарев, С.А. Религия в истории народов мира / С.А. Токарев. – Изд. 5-е, исправленное и дополненное. – М.: Республика, 2005. – 542 с.
  24. Тришин, А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники/ А.Ф. Тришин. – М.: Московский лицей, Брянск: Курсив, 1997. – 328 с.
  25. Шокола, Я. Культурный код и прогресс /Я.Шокола //Экспертный канал «Открытая экономика» [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.opec.ru/1295413.html.  – Дата доступа: 15.03.2011.
  26. Энциклопедия религий/ Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2008. – 1520 с.
  27. Central Intelligence Agency [Электронный ресурс] / Central Intelligence Agency. – USA, 2011. – Режим доступа: https://www.cia.gov/. – Дата доступа: 31.03.11.
  28. Dr. Houssain Kettani, World Muslim Population, January 2010.
  29. European Comission, Special Eurobarometer 225 – Social valuts, Science and Technology, June 2005.
  30. Feature article: characteristics of the population // Australian Bureau of Statistics [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.abs.gov.au/AUSSTATS/abs@.nsf/Lookup/1301.0Feature+Article7012009–10. – Дата доступа: 20.03.2010.
  31. Freedom in the World 2010 Survey Release [Электронный ресурс] / Freedom House. – Washington D.C., 2010. – Режим доступа: http://www.freedomhouse.org/.– Дата доступа: 31.03.11.
  32. NCLS releases latest estimates of church attendance // NCLS Research [Электронный ресурс]. – 2004. – Режим доступа: http://www.ncls.org.au/default.aspx?docid=2250&track=82083. – Дата доступа: 20.03.2010.
  33. World Christian Database [Электронный ресурс] / – USA, 2011. – Режим доступа: http://worldchristiandatabase.org/. – Дата доступа: 01.04.11.
  34. United Nations Statistics Division [Электронный ресурс] / – USA, 2011. – Режим доступа:  http://unstats.un.org/. – Дата доступа: 01.04.11.

Информация о работе Мировые религии и их роль в современном обществе