Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 23:08, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей использования мифологических образов в рекламе для своей будущей работы специалистом по связям с общественностью.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Изучение подходов к определению мифа.
Рассмотрение признаков, свойств, характеристик мифа как особой формы миропонимания.
Изучение функций мифа.
Определение взаимосвязи мифа и рекламы как феноменов культуры.
Рассмотрение использования архаических структур в практике рекламных коммуникаций.
Определение значения архаических структур для рекламного сообщения.
Социально-практическая.
Все функции подчинены
Идеолого-прагматическая. Существенно необходима для стабилизации в мифологической картине мира существующего положения вещей как вечных и незыблемых, для оправдания и легитимации сложившихся систем власти, социально-политических институтов, для освящения их духовной санкцией, а также для поддержания порядка. Мифология выступает здесь как метод и содержание идеологического воздействия на общественное сознание.
Мировоззренческая. Миф является одним из трех базовых типов мировоззрений, наравне с религией и наукой. Он создает на основе коллективно-бессознательного творчества обнадеживающую картину мира, целостно замыкающую сознание человека на опыте некритично воспринятого и духовно-практически освоенного мира. Являясь частью менталитета общества, мифологическое мировоззрение как историческая форма уступила место сначала религиозному, затем научному мировоззрению.
Телеологическая (целевая). Выстроенная мифологическая картина мира является телеологически обоснованной, целеориентирующей. На основе ярких и понятных образов миф задает набор определенных целей и задач, смыслов жизни и деятельности социальной общности, миф четко указывает – «куда идти». Цель и смысл в мифе даны явно в отождествлении индивида с образом действия, их не надо искать как это бывает в искусстве, в науке, в религии.
Аксиологическая (ценностная и оценочная). Задает определенную ценностную шкалу явлениям и отношениям, протекающим между человеком и окружающим миром. Архаический миф как форма общественного сознания включал в себя все ценности освоенные человеком в их совокупности.
Коммуникативная. Она отвечает за трансляцию и усвоение мифов, носит суггестивный характер коллективного общения.
Интериоризация
- функция усвоения и натурализации
мифов. Усвоенные индивидом
Праксеологическая
(ритуально-магическая). Направлена на
поддержание и реконструкцию
этического и социального равновесия
в обществе посредством ритуала,
обычая, обряда, магии, гадания. Она
реализуется в трех планах: прогностическом,
магическом и творчески-
Мобилизационная. Создает яркие образы на базе общих коллективных ощущений народа, заряжая людей невероятной уверенностью и энтузиазмом в коллективной деятельности, требует подтверждения этой абсолютной веры и полного самопожертвования человека. Возникая на эмоционально - деятельностной основе, миф принимается как единственная надежда, наполняющая смыслом коллективное действие.
Социально-компенсаторная. Важнейшая функция в сфере психически - чувственного развития личности, снимающая через мифы в воображении, накопившиеся через многочисленные стрессы и опасности - эмоциональные переживания, создающие отрицательный фон при их накоплении. Человек как бы символически освобождается от накопившихся проблем и трудностей, груза забот и проблем. Все ритуалы древности были направлены на такое эмоциональное очищение (катарсис) и примирение с существующим миром, несущем отрицание в себе человеку в виде страдания и смерти. Это функция утешения и надежды, ухода от реальности в воображение, облегчения при мыслеобразном освоении мира, его очеловечении и оправданности положения человека в нем.
Проанализировав понятие, свойства, функции мифа, можно сделать следующие выводы:
- мифы по-своему объясняли мир, природу, общество, человека.
-
они в своеобразной, очень конкретной
форме устанавливали связь
-
они являлись каналом, по
Глава 2. Особенности использования мифологических образов в рекламной коммуникации
2.1. Взаимосвязь мифа и рекламы как феноменов культуры
Миф и реклама - два феномена культуры, обозначающие, казалось бы, противоположные ее полюсы и в теоретическом, и в историческом плане. Миф в обыденном сознания связан с чем-то давно минувшим, надвременным и несуществующим. Реклама же, напротив, вещь вполне реальная, современная и приходящая. Однако при ближайшем рассмотрении эти явления оказываются весьма родственными.
Люди,
регулярно смотрящие телевизор,
как правило, терпеть не могут
рекламу, вечно прерывающую их любимые
передачи и сериалы. Те же, кто смотрит
телевизор достаточно редко, наоборот,
зачастую относятся к рекламным
роликам с интересом. Одни считают
себя легче внушаемыми, другие, напротив,
утверждают, что их очень непросто
в чем-либо убедить. Однако в той
или иной мере реклама воздействует
на нас всех. Аспекты и причины
ее эффективности активно
Хотя
широкое распространение
Как
и в минувшие века, в наши дни
большая часть рекламы –
Хотя природа человеческих потребностей сложна, а количество их теоретически безгранично, основная и наиболее общая потребность, создаваемая рекламой, – это стремление к улучшению образа жизни. Реклама создает в общественном сознании идеальную модель существования, к которой стоит стремиться. И таким образом она выполняет одну из главных функций мифа – упорядочение социума, превращение хаоса в космос, говоря мифологическим языком. Реклама внедряет определенную систему ценностей, формирующих социальную иерархию, разделяя главное и второстепенное, важное и несущественное, высшее и низшее16.
Есть
все основания считать
Для
мифа характерно постоянство его
образов, а устойчивое повторение в
рекламе одних и тех же идей
и сюжетов призвано внушить современному
человеку уверенность в том, что
в сегодняшнем изменчивом мире есть
нечто стабильное, абсолютное. Реклама
обращается к ценностям, разделяемым
большинством. Ею широко эксплуатируются
чувство любви, надежды, силы, традиции,
самосохранения, стремления к домашнему
очагу и т.п. Так, более предпочтительным
и эффективным окажется слоган, предлагающий,
например, не готовые дома за определенную
сумму, а «счастливые семьи» за те
же самые деньги. Таким образом, рекламное
предложение преобразовывается, становясь
не только обращением к врожденным
инстинктам, но и разъяснением, сколь
легко можно удовлетворить
Мифологичность
рекламных произведений красноречиво
проявляется и в их логике. Так,
в очень многих рекламных роликах
практически отсутствует
В рекламной истории, как и в мифе, обычно участвует один герой, рассматривается одна ситуация, одно препятствие. Это происходит не только по причине ограниченного времени, но и в соответствии с логикой рекламного задания, совпадающей с мифологической. В рекламе, как и в мифе, не бывает априори положительных и отрицательных персонажей. Положительный герой – это тот, кто использует правильный (рекламируемый) продукт, отрицательный – тот, кто этого не делает, но, как правило, и его по ходу развития сюжета удается просветить или переубедить.
В
отличие от других видов информации,
традиционная реклама не раскрывает
авторства. Для древних мифов
было характерно, что они воспроизводились
только теми, кто общался с богами,
но и происхождение самих мифов
как бы велось от богов, было темно
и туманно. В современных же масс-медиа
практически отсутствует
Таким
образом, вывод о том, что массовая
культура стала индустрией по производству
мифов, представляется вполне логичным.
2.2. Использование архаических структур в практике рекламных коммуникаций
Реклама - не просто одна из сфер проявления современной мифологии и фактор, способствующий усилению роли последней. Наиболее полное отражение мифологическое сознание находит именно в рекламе, а не, например, в политике, как принято думать.
Рекламный процесс активно использует в своем архиве как архаические, так и новые мифы. Выделим наиболее часто встречающиеся в рекламной коммуникации архаические структуры: