Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:33, курсовая работа
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы.
Цель работы - рассмотреть понятие религии, обозначить основные аспекты и причины её эволюции в современном обществе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть само понятие религии и понятие эволюци религии;
На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о причинах и процессах эволюции;
Рассмотреть настоящую ситуацию и сравнить с предыдущими годами, чтобы наглядно показать изменения;
Проанализировать полученные данные и на их основе сделать выводы.
Введение - 3 -
Глава 1. Определение религии - 5 -
1.1 Что есть религия? - 5 -
1.2 Понятие эволюции религии - 10 -
Глава 2. Эволюция религии - 13 -
2.1 Процессы изменений - 13 -
2.2 Современная религиозная ситуация в странах СНГ - 22 -
Заключение - 30 -
Список используемой литературы - 31 -
Приложение - 33 -
Для обеспечения скоординированных действий в социальном служении, а также для решения проблем и спорных вопросов, могущих возникнуть между христианами, конференция признала целесообразным создание постоянно действующего механизма межхристианского сотрудничества. В новых общественно-политических условиях экуменическое движение стало приобретать иные содержание, характер и масштаб. Во-первых, оно стало делом свободного выбора и самовыражения его участников. Во-вторых, оно наполняется более адекватным собственно религиозным содержанием, становится как бы естественным продолжением тех процессов, которые происходят в самих конфессиях. В силу этого прежний глобализм проблематики, торжественно-декларативный характер ее рассмотрения сменились значительно более конкретными, практически значимыми вопросами, требующими конкретного решения. В-третьих, экуменическое движение перестает быть прерогативой узкого круга руководителей религиозных объединений, в него все шире вовлекаются служители низового звена и рядовые верующие15.
Нетрадиционные религии и культы. Эволюция религии в современную эпоху проявляется также в ослаблении влияния и авторитета традиционных форм.
Под традиционными религиями можно понимать религиозные комплексы, сохранившиеся на протяжении длительного времени и передающиеся последующим поколениям на определенной территории, среди определенного этноса и общности людей. Они возрождаются и развиваются в рамках соответствующих этнических или государственных границ. Традиционные религии глубоко укоренены в быту, системе праздников и обрядов, типе и способе мышления, культуре, психологии.
Середина XX столетия была отмечена появлением значительною числа новых религиозных движений, организаций, культов, которые в литературе чаще всего называют нетрадиционными религиями. Под понятием «нетрадиционные религии» подразумеваются религиозные комплексы, которые исторически не унаследованы от прошедших эпох определенным этносом, не свойственны его религиозной духовности, не укоренились в быту, культуре, а получили распространение в результате миссионерской деятельности проповедников с их исторической родины16.
Вопрос
возникновения нетрадиционных религий
весьма сложный. Его нельзя связать
с отдельным политическим, социальным
или мировоззренческим
Нередко нетрадиционные религии стремятся в иллюзорной форме компенсировать потребность в контактах, общении, духовной близости через специфический образ жизни в религиозной коммуне, изолирующей человека от всего многообразия социальных связей. Распад семьи, падение родительских авторитетов, дефицит любви находят свою альтернативу в создании культа харизматического лидера, в безграничном почитании и признании его беспрекословного авторитета. Полное подчинение харизматическому лидеру, зависимость от религиозной группы в условиях изоляции от других авторитетов превращают религиозное мировоззрение в социальный, нравственный и гносеологический идеал, который определяет поведение, мысли и чувства человека. Этим обстоятельством и определяется тот путь к фанатизму, который проходят приверженцы нетрадиционных религий. Следствием такой мировоззренческой трансформации становятся социальная пассивность и индифферентизм, для достижения которых осуществляется насилие над психикой, контроль над мыслями, резкая ломка образа жизни.
Достаточно широко при характеристике новых религиозных движений используется понятие «нетрадиционный культ». Под этим понятием понимается авторитарная иерархическая организация, практикующая обманную вербовку и прибегающая к использованию контроля сознания для сохранения своих адептов зависимыми и покорными доктрине и лидерам, которые целенаправленно их обманывают, привязывая к себе17.
В отличие от мировых религий, нетрадиционные культуры имеют иные формы и организацию, а именно: центры, миссии, колонии, коммуны, семьи. Они не следуют традиционному церковному богослужению. В культовой практике должны принимать участие все верующие, от них требуется усердное усвоение нового вероучения, однако особое внимание уделяется миссионерской работе и пополнению бюджета религиозной организации.
Самые общие характеристики нетрадиционных культов таковы:
-
во главе стоит
- лидер создает особую «семью», или коммуну, в которой его называют «отцом». Нередко вступающие в нее принимают новые имена;
-
лидер устанавливает
- группа придерживается апокалиптического взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от собственного имущества и меняют место жительства;
-
применяется определенная
Чем же можно объяснить, что определенные категории людей охотно связывают себя с деятельностью нетрадиционных культов? Здесь следует обратить внимание на то, что каждый культ - это сплоченный коллектив, вдохновляемый групповыми целями. Вступив в него, человек чувствует себя как бы частицей общего дома, избавляется от чувства одиночества, приобщается к тем ценностям, которые, по его мнению, давно забыты окружающим миром. Руководители общин, понимая притягательность подобных чувств и настроений, настойчиво рекламируют свои организации как оазисы подлинной человечности, спасительные колонии небожителей. Такие призывы привлекают людей, измученных равнодушием и черствостью окружающих. Помогает этому тщательно отработанная система вербовки на улицах, вокзалах, стадионах, клубах, в учебных заведениях.
Современная литература, посвященная анализу нетрадиционных культов, не дает их единой классификации. Наиболее основательным представляется принцип типологизации нетрадиционных культов с точки зрения их тяготения к той или иной религиозной традиции. В этом случае выделяют четыре основных типа нетрадиционной религиозности: евангелические (неохристианские) учения, восточные культы, оккультизм и саентологические (наукоподобные) воззрения. Разумеется, такая типология в известной мере условна, однако она помогает сориентироваться в калейдоскопе нетрадиционных культов19.
В 90-х годах XX века в России произошло резкое усиление интереса к религиям. Религия приобрела большое влияние на политику и межнациональные отношения и стала мощным фактором духовно-культурного развития. Причем произошло возрождение интереса не только к традиционным религиям, но и, к так называемым новым, нетрадиционным для России религиям.
Как показывают социологические исследования, динамика религиозности кардинальным образом изменилась с начала 80-х годов XX века. Так, по данным социологических исследований, если в 70-х годах уровень религиозности в городах составлял от 10-15%, а в сельской местности – от 20% до 30%20. Однако уже в 1995 г. – 60, 8% (ВЦИОМ)21.
На основе данных социологических исследований Юрия Левады22 общее количество верующих имеет устойчивую тенденцию к росту. На вопрос: «К кому относят себя россияне?», получилось следующее распределение ответов респондентов23 - после заметного снижения доли православных верующих в 1996 году, уровень заявленной религиозности в России, еще несколько колебавшийся в 1997-1998 годах, снова начал расти параллельно постепенному росту удовлетворенности жизнью в целом. Уже к 2004 году уровень верующих вырос ещё на 10-13%. Не останавливалась эта тенденция и спустя шесть лет, что наглядно можно увидеть по результатам проведённого мною опроса24.
Причем в динамике религиозной принадлежности также произошли изменения: если в начале 90-х годов в массе к верующим причисляли себя женщины, пожилые респонденты, люди с неполным средним образованием. То за 1990-е годы наблюдается максимальный рост числа тех, кто называет себя верующими не только среди пожилых россиян, но и, напротив, среди молодежи, мужчин, респондентов с высшим образованием.
Усиление религиозного вектора в общественном сознании обусловлено определенными социальными причинами. Так, согласно опросу, проведенному на кафедре политологии, социологии УГНТУ, среди социальных причин, определяющих рост интереса к религии, были названы кардинальные изменения в политической системе: отказ от атеизма (60%), идеологический кризис (58%), резкое ухудшение социального положения (56%), утверждение свободы в обществе (53%)25.
Напрашивается вывод, что люди повернулись к религии, имея в виду, что она окажется способной изменить их жизнь к лучшему. Однако приведенные данные нельзя трактовать однозначно в пользу укрепления позиций религии, поскольку в России начала 90-х гг. XX века наблюдаются коренные сдвиги в духовно-нравственной сфере, имеющие под собой глубокие исторические корни.
В современных условиях, параллельно с возрастанием доли верующих, происходит постепенный отход религии, церкви от человека, то есть кризис традиционной религии в российском обществе. Как известно, политика СССР по отношению к религии и церкви определялась Декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», подписанным В.И. Лениным в январе 1918 года, и характеризовалась как политика атеизма.
В тех условиях были закрыты и перепрофилированы сотни тысяч церквей, мечетей, монастырей, многие из них были уничтожены. Священнослужители и верующие были подвергнуты репрессиям, десятки тысяч расстреляны. Были запрещены религиозные книги, предметы культа, общественные религиозные церемонии, шествия, церковная благотворительная деятельность и так далее. Преследования верующих, продолжались до середины 1980-х гг. Изменение общественно-политической ситуации в стране произошло после апрельского (1985г.) Пленума ЦК КПСС, провозгласившего идеологический плюрализм, что отразилось и на положении церкви в обществе, и на отношении к религии.
Названные изменения были зафиксированы в общефедеральном Законе «О свободе вероисповедания», принятом 25 октября 1990 года. Новое законодательство закрепило свободу совести, создало реальные условия на реализацию права каждого гражданина на свободное исповедание любой религии. Свидетельством этому явилось резкое оживление религиозной жизни в России и РБ. Но долгое отрицание религии не прошло бесследно. Во-первых, в обществе сформировались религиозное невежество, даже нигилизм, бездуховность. Все это создало благоприятную почву для проповедей миссионеров с запада, распространения новых религий. Во-вторых, изменение общественно-политической ситуации в стране в конце 80-х – начале 90-х гг. способствовало формированию в обществе идеологического вакуума, когда значительная часть граждан страны потеряли жизненные ориентиры, духовно-нравственную опору. И, как следствие этого - многие пытались в поисках смысла жизни, духовных ценностей обратиться к религии.
Во-вторых, в обществе было подорвано влияние традиционных конфессий в сфере духовности и нравственности. Так, согласно результатам социологического опроса населения, проведенным Ю. Левадой26 (опрошено более 2100 человек), сомневаются в доверии к религиозным институтам 30%, не доверяют религиозным институтам (в разной степени доверия) – 29% (суммарно), то есть 59% населения не выражают доверия к религиозным институтам.
Помимо
недоверия к религиозным
Социологический
опрос населения также
Все
вышеперечисленные