Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:33, курсовая работа
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы.
Цель работы - рассмотреть понятие религии, обозначить основные аспекты и причины её эволюции в современном обществе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть само понятие религии и понятие эволюци религии;
На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о причинах и процессах эволюции;
Рассмотреть настоящую ситуацию и сравнить с предыдущими годами, чтобы наглядно показать изменения;
Проанализировать полученные данные и на их основе сделать выводы.
Введение - 3 -
Глава 1. Определение религии - 5 -
1.1 Что есть религия? - 5 -
1.2 Понятие эволюции религии - 10 -
Глава 2. Эволюция религии - 13 -
2.1 Процессы изменений - 13 -
2.2 Современная религиозная ситуация в странах СНГ - 22 -
Заключение - 30 -
Список используемой литературы - 31 -
Приложение - 33 -
Министерство культуры РФ
ФГОУ ВПО «Пермский государственный институт искусства и культуры»
Факультет культурологии
Кафедра
культурологии
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Эволюция
религии в современном мире
Выполнил Черемных Артём Александрович
Специальность культурология
Факультет культурологии
Группа К-21
Научный руководитель:
Горюнов Дмитрий Валерьевич
Кандидат
философских наук, доцент кафедры культурологии
Допущен к защите
«___»______________20__г.
________________________
(подпись
руководителя)
ПЕРМЬ
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение - 3 -
Глава 1. Определение религии - 5 -
1.1 Что есть религия? - 5 -
1.2 Понятие эволюции религии - 10 -
Глава 2. Эволюция религии - 13 -
2.1 Процессы изменений - 13 -
2.2 Современная религиозная ситуация в странах СНГ - 22 -
Заключение - 30 -
Список используемой литературы - 31 -
Приложение - 33 -
… Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себе вмещает человек,
Который
любит мир и
верит в Бога
Н. Гумилёв.
Фра Беато Анджелтко
История человечества и история религии ярко свидетельствуют о постоянных, непрерывных изменениях в религиозной сфере. Различные типы религий сменяли один другой, исчезали различные формы национальных религий, укреплялись и развивались мировые религии, происходили изменения в самих религиях. Этот процесс изменения форм религии у разных народов и в различных регионах не всегда происходил мирным путем. Так, история распространения христианства, а также ислама свидетельствует о насильственном вытеснении старых верований в ходе завоевания стран и народов.
Достаточно вспомнить арабские завоевания в VII-VIII вв. Палестины, Сирии, Египта, Средней Азии, Северной Африки и Пиренейского полуострова, в ходе которых под знаменем священной войны среди порабощенных народов насаждалась религия Аллаха. В ходе колониального освоения Латинской Америки и других «языческих» краев насильственным путем насаждалось христианство. Более сложным и неоднозначным было утверждение и распространение протестантизма в государствах Западной Европы, которое нередко сопровождалось настоящими военными столкновениями и кровопролитием. Таким образом, в истории религии имели место различные эволюционные и «революционные» процессы.
В настоящее время данная проблема остаётся не менее актуальной, так как процессы изменения не останавливались, а продолжают идти своим чередом, во многом видоизменившись. Таким образом, объект моего исследования является религия и её эволюция в современном мире.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы.
Цель работы - рассмотреть понятие религии, обозначить основные аспекты и причины её эволюции в современном обществе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
В
работе использовались методы как эмпирического
исследования (сравнительно-
Люди всегда пыталась ответить на вопрос, что такое религия. Существует мнение, что научно определить сущность религии невозможно, так как это своего рода область неизведанная и недоступная. Однако большинство исследователей считают, что научное определение религии, сколь бы сложным оно ни было, не является неразрешимой задачей. Первые попытки определить понятие религии относятся к XVII в. Французские просветители (Вольтер, Дидро, Гольбах) утверждали, что религия есть следствие обмана и невежества людей, ее исчезновение следует ожидать в результате просвещения людей. Такой просветительский подход является односторонним и наивным. Немецкий философ И. Кант определял религию как явление трансцендентное, т.е. выходящее за границы опытного и теоретического изучения, явление, основанное на вере в Бога, в существование души и в бессмертие души. У Гегеля в «Лекциях по философии религии» содержится философское, предельно абстрактное определение религии. Гегель считает, что религия есть совокупность, состоящая из трех взаимосвязанных элементов:
- диалога духа человеческого с Абсолютным Духом, результатом чего являются религиозные представления (идеи);
- производимых от этих идей чувств и переживаний;
-
культа как синтеза
В целом, гегелевское определение религии правильно определяет структуру религии и в общей форме указывает на сущность религии1.
Возникшее в XIX в. марксистское определение религии представляло ее как «превратное мировоззрение превратного мира», как «дух бездушных порядков» и, наконец, как «опиум для народа». Религия рассматривалась как следствие несовершенства человеческого общества, социальной несправедливости и гнета, в силу чего она как иллюзорное мировоззрение играет в обществе компенсаторную роль. В соответствии с этим утверждалось, что с построением справедливого, коммунистического общества религия исчезнет сама собой2.
Русские мыслители и философы (Достоевский, Соловьев, Бердяев и др.) видели в религии стержень культуры, формирующую её идею, как основу и оправдание нравственности. Они первыми указали на то, что все до сих пор существовавшие культуры и цивилизации были религиозными по духу. Кроме того, они обосновали мнение о том, что и в будущем невозможна безрелигиозная культура3.
К сожалению, ни одно из приведённых выше определений не раскрывает полностью всей сущности религии и не может быть принято как исчерпывающее. На мой взгляд, наиболее рациональным является объяснение религии в контексте анализа духовной жизни общества. В данном контексте религия предстает не просто как вид каких-то связей, взаимоотношений и действий людей, как форма общественного или индивидуального сознания, а в качестве сферы духовной жизни общества, группы, индивида, способа практически-духовного освоения мира. В таком качестве она представляет собой:
-
необходимый результат
-
способ существования и
- отражение действительности;
- общественную подсистему;
- феномен культуры.
Религию нельзя назвать случайным образование, навязанным людям философами, жрецами, обманщиками, тиранами, как полагали многие мыслители прошлого. Но нельзя сказать и то, что она является явлением надысторическим, «не от мира сего». Она возникает и существует в человеческом обществе как нечто необходимое, включена в контекст всемирной истории и подвержена изменениям в связи с общественными переменами.
Следует подчеркнуть, что религия не является пассивным продуктов общества. Как способ практически-духовного освоения мира она живет «своей» жизнью, обладает способностью самовоспроизводства, генерирует новые идеи, понятия, образы, нормы, ценности, а также и разнообразные материальные объекты. Она является способом существования и преодоления человеческого самоосуждения. Отчуждение - это превращение человеческой деятельности и ее продуктов, отношений и институтов в силы, господствующие над людьми. В религии воспроизводится «превращение» собственных сил человека в чуждые ему силы, совершается «перестановка», «перемещение» действительных отношений, «принятие одного за другое». Происходит удвоение мира, результаты духовной деятельности отделяются от человека и противопоставляются ему самому. Создается представление о другом, отличном от действительного мире, который населяется самостоятельными, сверхъестественными существами, одаренными собственной жизнью. Созданные существа вступают в определенные отношения с людьми и друг с другом. В результате описанных преобразований над человеком начинает господствовать продукт его собственной головы, человек-творец преклоняется перед своим творением. Господство мыслей и духовных образований дополняет действительные отношения отчуждения4.
Более глубокое понимание религии станет возможным, если мы исследуем антропологические основания религии. Таких оснований, или первопричин, можно назвать четыре вида: онтологические, гносеологические, социологические и психологические5.
Онтологические основания религии коренятся в отношении смертного человека к Вечности. Человек телесный смертен, и это очевидно, однако смертность человека духовного далеко не очевидна, хотя и доказать его бессмертие невозможно, несмотря на вполне логичное предположение о посмертном существовании души. Таким образом, противоречивая природа человека неизбежно порождает веру в личное бессмертие, являющуюся одним из самых существенных признаков религии.
Гносеологические основания религии коренятся в познавательном отношении человека к Бесконечности, которое выражается в противоречии между абстрактной возможностью познать мир как целое и реальной невозможностью такого познания. Только религия объясняет мир как целое от его начала и до «конца времен». Религиозное мировоззрение является мировоззрением целостным. В нем даются определенные ответы на все важнейшие вопросы: откуда мы? кто мы? куда идем?
Социологические
основания религии имеют
По первому пути шли реформаторы-завоеватели (Александр Македонский, Наполеон, Гитлер, Сталин и др.), по второму - создатели религий, духовные учителя человечества (Будда, Иисус, Мухаммед, святые, подвижники и др.). Первые разъединяют людей, утверждают приоритет национальных, расовых, классовых и др. интересов, признают насилие основным средством улучшения мира. Ради торжества «великой идеи» они способны пожертвовать миллионами жизней, делая всех людей соучастниками преступления. Вторые, напротив, объединяют людей на основе общечеловеческих ценностей и указывают путь духовного самосовершенствования через любовь и ненасилие. Усилия на втором пути задают человеку нравственные ориентиры, вселяют надежды. Прав был 3. Фрейд полагая, что без религии человечество уже давно бы скатилось за грань всеобщего безумия6.