Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 17:35, доклад
Иудаизм — религия еврейского народа. Иудаизм — это религия, которая оказала большое влияние на формирование христианства. Поэтому при изложении иудаизма сложилось две тенденции. Первая, христианская богословско-теологическая тенденция рассматривает иудаизм под углом зрения тех моментов, которые утверждают истину христианского вероучения. При этом критикуется собственно иудаистское, как неподлинное искажение «истинной веры».
В этот период систематизируются
книги Священного Писания и составляется
так называемый Масоретский кодекс
Танаха. Его составляют 39 книг, разделенных
на три раздела: Тора (Учение) - книги
Берешит ("В начале", христианское
наименование "Бытие"), Шемот ("Имена",
христ. "Исход"), Вайикра ("И воззвал",
христ. "Левит"), Бемидбар ("В
пустыне", христ. "Числа") и Деварим
("Слова", христ. "Второзаконие");
Невиим (Пророки) - книги Йе'ошуа (христ.
Иисуса Навина), Шофетим (Судей), Шмуэль
1 и 2 (христ. 1 и 2 Царств, или пророка
Самуила), Мелахим 1 и 2 (христ. 3 и 4 Царств),
Йэшайя (пророка Исаии), Йирмея'у (пророка
Иеремии), Йехэзкель (пророка Иезекииля)
и Терей-Асар (книги 12 так называемых
малых пророков); и Кетувим (Писания)
книги Те'иллим (Восхваления, христ.
Псалтирь), Мишлей (Притчи, христ. Притчей
Соломоновых), Ийов (Иов), Мегиллот (Свитки);
состоит из 5 отдельных книг: Шир-аширим
(Песнь песней), Рут (Руфь), Эйха (Плач
Иеремии), Ко'элет (Екклезиаст), Эстер (Есфирь)],
Даниэль (пророка Даниила), Эзра (Ездры),
Нехемия (христ. Неемии, или 2-я Ездры)
и Диврей'айамим 1 и 2 (христ. 1 и 2 Паралипоменон,
или Хроник).
В начале III в. составляется
свод правил и устных преданий - Мишна
(Толкование), или Шас (Шесть порядков),
к которому в III -V вв. были добавлены
комментарии к священным
В начале VIII в. иудаизм
распространился среди части
тюркских племен, входивших в Хазарский
каганат. Их потомки - караимы, образовали
отдельную ветвь иудаизма. Особенность
иудаизма караимов заключается в
том, что он признает только книги
Танаха и отвергает Талмуд.
В XII в. выдающийся еврейский
мыслитель и раввин Моисей Маймонид,
или Рамбам (1135 - 1204), систематизировал
основную догматику иудаизма и изложил
ее в обширном трактате "Мишне
Тора" ("Толкование Торы"), ставшим
энциклопедическим руководством к
Торе и Талмуду. В XVI в. раввин Йосеф
Каро (1488-1575) завершил систематизацию предписаний
Талмуда. Составленный им кодекс "Шулхан
Арух" ("Накрытый стол") стал практическим
руководством по талмудическому праву,
принятым ортодоксальным иудаизмом.
После изгнания еврейского
народа из Израиля в иудаизме получили
особое развитие мистические школы,
известные под общим названием
Каббала (Наследие). Один из наиболее влиятельных
центров этого учения сформировался
в XVI в. в галилейском городе Цфате
под руководством раввина Ицхака
Лурия, или Ари (1536-1572 гг.). Каббалисты
стремилась постичь сокровенный
смысл Торы и других книг Священного
Писания, заключающих, как они считали,
символическое описание Бога и всех
Божественных процессов. Каббалисты развили
учение о сфирот - десяти ипостасях
сокровенного Бога, каждая из которых
наделена особыми качествами, а все
вместе они находятся в постоянном
динамическом взаимодействии и управляют
материальным миром. Главное сочинение
каббалистов - "Зогар" ("Сияние"),
почитается ими наравне с Торой
и Талмудом. Учение Каббалы оказало
большое влияние на формирование
других мистических течений в
иудаизме, и прежде всего на хасидизм
(от др. евр. хасид - благочестивый), возникший
в ХVIII в. и получивший широкое
распространение среди иудеев Волыни,
Подолии и Галиции. Хасидизм отрицал
авторитет раввинов и почитал
цадиков - праведников, находящихся, по
мнению хасидов, в постоянном общении
с Богом и одаренных
В конце XVIII в. под
влиянием идей Французской революции
возникает движение за эмансипацию
евреев - аскала (просвещение), которое
приводит к кризису ортодоксального
иудаизма и появлению реформистского
направления, стремившегося приспособить
иудаизм к нормам европейского образа
жизни. Однако боязнь ассимиляции с
нееврейским населением уже в
середине XIX в. активизировала и традиционное
ортодоксальное течение, выступавшее
против реформизма. В настоящее время
большинство евреев Европы и США
являются приверженцами реформированного
иудаизма, в то время как в Израиле
преобладает иудаизм
Особенностью
учения иудаизма является то, что в
его основе лежат две противоречивых
идеи: национального избранничества
и универсализма. Именно учение о
богоизбранности еврейского народа стало основным препятствием
для распространения иудаизма среди других
народов, этнически не связанных с евреями,
хотя принятия иудаизма отдельными людьми,
этническими группами и даже целыми народами
имели место в истории.
Универсальный характер
учения иудаизма проявляется прежде
всего в представлении о
Сотворив человека,
Бог предоставил ему свободу
воли и выбора, но повелел исполнять
мицвот (заповеди), воплощающие добро
и правильное поведение. Первый завет,
заключённый Богом с праотцом
человечества Ноем, включает в себя
так называемые Семь заповедей сынов
Ноя. Они устанавливают запреты
на идолопоклонство, богохульство, кровопролитие,
воровство, кровосмесительные связи,
употребление в пищу мяса, отрезанного
от живого животного, и повеление
жить по законам. Согласно иудаизму, принятие
Торы еврейским народом
Среди мицвот особо выделяются так называемые Десять Заповедей (греч. Декалог), содержащие универсальные этические нормы человеческого поведения: единобожие, запрет на изображение Бога, на произнесение Его имени всуе (напрасно), соблюдение святости дня отдыха в седьмой день (субботу), почитание родителей, запрет убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и корыстного вожделения. Отклонение от выполнения заповедей - как следствие действия принципа свободы воли, рассматривается как грех, который влечет за собой воздаяние не только в потусторонней, но уже и в земной жизни. Таким образом, этическая и социальная справедливость, заключённая в заповедях, становится центральным положением всей догматики иудаизма.
Идеи о бессмертии души, о загробной жизни и грядущеем воскресении мертвых в Торе непосредственно не отражены и имеют в иудаизме более позднее происхождение.