Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 17:35, доклад
Иудаизм — религия еврейского народа. Иудаизм — это религия, которая оказала большое влияние на формирование христианства. Поэтому при изложении иудаизма сложилось две тенденции. Первая, христианская богословско-теологическая тенденция рассматривает иудаизм под углом зрения тех моментов, которые утверждают истину христианского вероучения. При этом критикуется собственно иудаистское, как неподлинное искажение «истинной веры».
Под влиянием восстаний
против Рима, под властью которого,
начиная с 1 в. н. э., оказалось абсолютное
большинство еврейского народа, в
иудаизме сформировалась новая концепция
веры в грядущий приход Мессии, избавителя
из дома Давида, о котором возвещали
библейские пророки: приход Мессии должен
восстановить суверенное Иудейское
царство и водворить всемирную
справедливость.
С распространением
христианства, ставшего государственной
религией Римской империи в начале
4 в., и ислама (7 в.) евреи оказались
под властью народов, которые
исповедовали религии, берущие начало
в иудаизме и принявшие основные
принципы его веры, космогонии, этики,
происхождения человеческого
Несмотря на угнетенное
положение, евреи не прекращали острой
религиозной полемики с христианством
и исламом на протяжении всей эпохи
средневековья. Галаха, находившаяся в
процессе постоянного развития в
связи с меняющимися
Вместе с тем
в средние века впервые — под
влиянием христианской и мусульманской
теологии — предпринимается попытка
сформулировать основные принципы иудаизма
(см. Маймонид, Иосеф Альбо). Правда,
уже в Талмуде один из мудрецов,
амора Симлай (3 в. н. э. — Мак. 24а),
пытается путем гомилетической экзегезы
библейских текстов свести иудаизм
к единственному стиху из книги
пророка Хаваккука (2:4): «Праведник верой
своей жив будет», а Хиллел, в
ответ на просьбу чужестранца
обратить его в еврейство в
течение времени, которое он может
простоять на одной ноге, формулирует
как основу иудаизма этическое правило:
«То, что ненавистно тебе, не делай
своему ближнему» (Шаб. 31а).
Тем не менее, ни та,
ни другая формулировка не превратились
в религиозную догму, а остались
среди многочисленных толкований библейских
стихов и талмудических максим. Наряду
с формулировкой догматов веры в
средневековой еврейской
Эмансипация и последовавшая
за ней массовая ассимиляция, а также
секуляризация европейского общества
вызвали потребность в
В этот период, наряду
с традиционным иудаизмом широких
еврейских масс, появляются новые
течения — реформизм в
Ахад-ха-‘Ам видел
цель в синтезе национально-
Отношение светского
еврейства к месту религии
в государственно-общественной жизни
Государства Израиль также
Такая поляризация
взглядов является прямым продолжением
полярной напряженности, характеризовавшей
развитие иудаизма и находившей разрешение
не только в теоретических дебатах,
но и в эмоциональном опыте
многих поколений евреев на протяжении
всей еврейской истории, готовых
на подвиг и самопожертвование в
сознании возложенной на них миссии
претворения идеалов, кажущихся
утопией.
Иудаизм
Иудаизм (от др. евр.
яхудут - жители древней Иудеи). Национальная
религия евреев. Характерной чертой
иудаизма, отличающего его от национальных
религий других народов, является монотеизм
- вера в Единого Бога. На основе иудаизма
зародились две мировые религии:
христианство и ислам.
Представления древних
евреев о Едином Боге складывались
в течение длительного
Но прежде, чем
получить обещанную Богом землю
("землю обетованную"), потомки
Авраама попали в Египет (около 1700
г. до н. э.), где 400 лет находились в
рабстве. Из этого рабства их вывел
пророк Моисей (Моше). Исход избранного
Богом народа сопровождался многочисленными
чудесами, который Бог совершил в
доказательство своего могущества. Затем
последовало 40-летнее странствие по пустыне,
во время которого все бывшие рабы
должны были умереть, чтобы только свободные
люди вошли в землю Израиля. Во
время этого странствия по пустыне
происходит центральное событие
иудаизма и всей его истории: Бог
призывает Моисея на гору Синай и
через него дает всему еврейскому
народу Десять Заповедей и Тору -
Закон, записанный в пяти книгах и
получивший название Пятикнижие Моисеево.
Синайское Откровение, полученное Моисеем,
знаменует начало существования
евреев как единого народа, а иудаизма
- религии, которую этот народ исповедует.
Бог иудеев, названный именем Яхве
("Сущий", из бытия которого проистекает
все), не имел ни изображений, ни храмов.
Главным объектом поклонения иудеев
стал "Ковчег Завета" - ларец, в
котором хранились две каменные
плиты ("скрижали") с высеченными
на них Десятью Заповедями. "Ковчег
Завета" считался земным пребыванием
Бога, незримо присутствующего во
всем мире.
В ХI в. до н. э. евреи
создают государство Израиль, столицей
которого становится город Иерусалим
(Ерушалаим). В 958 г. до н. э. царь Соломон
возводит в Иерусалиме на горе Сион
Храм в честь Единого Бога, куда
был помещен "Ковчег Завета". В
истории иудаизма начался новый,
храмовый период, который длился около
1500 лет. В этот период Иерусалимский
Храм становится главным духовным центром
иудаизма и единственным местом, где
совершались культовые обряды.
Исключительным правом
совершать храмовые богослужения, главнейшим
элементом которых были жертвоприношения,
обладали аарониды - потомки Аарона,
брата Моисея, которые образовывали
высшую категорию священства - коганим
(жрецов). Им прислуживали левиим (левиты)
- выходцы из рода Левия. Служители
Иерусалимского храма составляли особую
категорию иудейского общества. Их
потомки и до сих пор выполняют
особые обрядовые функции и соблюдают
дополнительные запреты: например, коганим
не должны находиться под одной крышей
с мёртвым телом, жениться на вдове
или разведённой и т. д.
В этот же период завершается
написание Танаха - Священного Писния
иудаизма (христианская традиция полностью
включила Танах в раздел Библии,
называемый Ветхий Завет).
В 587 г. до н. э. Израиль
захватил вавилонский царь Навуходоносор
II, который разрушил Иерусалимский
храм, а большинство иудеев насильственно
переселил в Вавилонию. Духовным
лидером и наставником
Период истории
иудаизма со II в. до н. э. по VI в. н. э. получил
название талмудического. Он характеризуется
обстоятельной систематизацией
и ритуализацией иудейского культа,
который из храмового священнодействия
превратился в систему
В I в. до н. э. над Израилем
устанавливается римское
В 67-73 гг. н. э. разразилась
знаменитая Иудейская война против
владычества Рима, во время которой
Иерусалимский Храм был вновь
разуршен (70 г.), а после восстания
Бар-Кохбы (132-135 гг.) иудеи были изгнанны
из Израиля, расселились по всей территории
Римской империи и в странах Азии, где
образовали обширную диаспору. Со временем
в диаспоре сформировались различные
этнические группы евреев, имеющие свои
языковые, бытовые и обрядовые особенности.
Наиболее значительную по численности
этническую общность в еврейском народе
составляют ашкеназы - европейские евреи,
этнокультурный очаг которых возник в
средневековой Германии в IX-XII вв. (Ашкеназ
- название Германии в средневековой еврейской
литературе) и утвердился в большинстве
стран Европы, США, Латинской Америке и
Южной Африке. В среде ашкеназов возник
разговорный еврейский язык - идиш, сложившийся
на основе смешанной германо-славянской
лексической и грамматической базы и древнееврейской
письменности. Другая значительная этническая
группа евреев сложилась в средневековой
Испании в период арабского господства.
Она получила название сефардов (Сефард
- еврейское название Испании в средние
века). После изгнания сефардов из Испании
в 1492 г. они расселились в странах Ближнего
Востока, в Турции и на Балканах, где сохранили
сложившийся в Испании бытовой уклад,
а также язык ладино, сформировавшийся
на основе староиспанского. Позже сефардами
стали называть всех евреев азиатских
стран, в противоположность европейским
евреям. На Востоке возникли и другие самобытные
этноконфессиональные общины: фалаши
в Эфиопии, "черные евреи" в Индии,
иселони в Китае, иранские евреи.
С образованием диаспоры
начинается новый этап в истории
иудаизма, называемый раввинистическим.
Важнейшим нововведением