Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 17:35, доклад
Иудаизм — религия еврейского народа. Иудаизм — это религия, которая оказала большое влияние на формирование христианства. Поэтому при изложении иудаизма сложилось две тенденции. Первая, христианская богословско-теологическая тенденция рассматривает иудаизм под углом зрения тех моментов, которые утверждают истину христианского вероучения. При этом критикуется собственно иудаистское, как неподлинное искажение «истинной веры».
Иудаизм — религия
еврейского народа. Иудаизм — это
религия, которая оказала большое
влияние на формирование христианства.
Поэтому при изложении иудаизма
сложилось две тенденции. Первая,
христианская богословско-теологическая
тенденция рассматривает
Иудаизм — религиозная
система, возникшая на территории Палестины
на рубеже II—1 тысячелетия до н. э. Термин
«иудаизм» происходит от названия еврейского
племенного объединения Иуды, которое
было самым многочисленным среди
всех 12 еврейских племен («двенадцать
колен израилевых»), а в конце
XI века до н. э. стало господствующим
племенем, поскольку в этот момент
во главе сформировавшегося
Национальные религии
95
Иудаизм называют
национальной религией евреев. Историки
отмечают, что формирование иудаизма
как национальной религии
Естественно, монотеизм
не мог сложиться в одночасье.
Формирование монотеизма заняло относительно
длительный исторический период и предполагало
существование каких-то переходных
форм. Такой переходной формой на пути
формирования монотеизма являлся генотеизм.
Генотеизм предполагает существование
у того или иного народа веры в
одного Бога. У еврейского народа таким
Богом был бог Яхве (Иегова). И
вся религиозно-культовая
Как известно, в 586 году
до н. э. Иудея была захвачена вавилонским
царем Навуходоносором. Храм Яхве был
разрушен, а евреи уведены в
плен. Во время вавилонского пленения
иудаизм становится идейной основой
борьбы евреев за освобождение и восстановление
собственной государственности, принявшей
форму движения к возврату на землю
предков. С этого времени в
иудаизме окончательно утверждается монотеизм.
И хотя на монотеистической интерпретации
иудаизма настаивали многие библейские
патриархи и пророки, но утверждение
подлинного монотеизма Библия связывает
с именем пророка Моисея. Согласно
библейскому повествованию, Бог
Яхве через пророка Моисея предложил
народу Израиля союз — «завет». Этот
завет содержит два ключевых положения.
96
Первое — евреи
обязаны признать, что Бог Яхве
— это не просто один из
богов, пусть даже самый
Эти два положения
являются центральными в религиозно-культовой
системе иудаизма. Несмотря на то, что
в иудаизме Бог провозглашается
творцом и управителем всего
человечества, он подчеркивает, что
еврейский народ — это особый,
Богом избранный народ, народ
— Мессия, призванный осуществлять
особую цивилизаторскую миссию с
целью установления на земле царства
благоденствия, мира и справедливости.
Казалось было бы логичным стремление
представителей иудаизма выйти за рамки
отдельного народа, распространяя свою
веру среди других народов/Но иудаистскоё
духовенство препятствует ассимиляции
евреев. Еще в 444 году до н. э. оно настояло
на принятии закона, запрещающего евреям
вступать в родственные отношения
с другими народами. Таким образом
иудаизм ориентирует еврейский
народ на этническую замкнутость. И
это имеет свои негативные последствия,
связанные с
Одним из таких испытаний
явилось завоевание Палестины в
322 году до н. э. Александром Македонским.
Это событие привело ко второму
наиболее значительному расселению
евреев в странах Восточного Средиземноморья.
Иудейская война (66—73 гг. н. э.) закончившаяся
поражением евреев, а также подавление
антиримского восстания под
Космологическая мифология
иудаизма изложена в первой книге
Ветхого Завета — Бытии. В этой
книге рассказывается как Бог
из ничего сотворил Небо и Землю, животных
и растения, человека «по образу
и подобию своему», мужчину и
женщину — Адама и Еву, как
эти первые люди совершили свой «первородный
грех»,
1;|к. 658
97
Национальные религии
сорвав плод
с запретного древа познания
добра и зла и как Бог
наказал их за это, изгнав
из рая. Отныне они были
Однако наибольший
интерес при рассмотрении вероучения
и культа иудаизма представляет содержание
того «завета», который дал Бог
на горе Синае пророку Моисею. Содержание
этого завета изложено в близких
версиях в двух книгах Ветхого
Завета «Исходе» (20,2—17) и «Второзаконии»
(5,6—12). Этот «завет» представляет собой
10 заповедей — религиозно-
1) Да не будет
у тебя других богов перед
ликом моим;
2) Не делай себе
кумира и никакого изображения
того, что на небе вверху и
что на земле внизу, что в
воде, ниже воды, не поклоняйся
им и не служи им;
3) Не произноси
имени Господа Бога твоего
напрасно;
4) Помни день субботний,
чтобы освятить его, шесть
5) Почитай отца
твоего и мать твою;
6) Не убивай;
7) Не прелюбодействуй;
8) Не кради;
9) Не произноси
ложного свидетельства на
10) Не желай дома
ближнего твоего и ни жены
ближнего твоего, ни раба его,
и ни рабыни его, ни осла,
ничего, что есть у ближнего
твоего.
Иудейская религиозно-культовая
система содержит множество положений,
регламентирующих питание, брачные
отношения, поведение в обществе
и в культовых зданиях. Наиболее
значительные обряды, связанные с
«богоизбранничеством»
98
Организационная
структура иудаизма на
История иудаизма характеризуется
непрерывным процессом
Формирование иудаизма
начинается с возникновением во 2 тыс.
до н. э. принципиально новой
Зародившись на фоне
великих цивилизаций Древнего Востока
— Месопотамии, Египта и Ханаана,
— иудаизм уже в период Первого
храма вступил в конфликт с
этими цивилизациями. Антагонизм между
иудаизмом и окружающим языческим
миром достиг особой остроты после
завоевания Ближнего Востока Александром
Македонским. Проникновение в еврейство
эллинистического культурного влияния
вызвало противодействие, вылившееся
в столкновение между иудаизмом
и эллинизмом, кульминацией которого
было восстание Маккавеев.
Со своей стороны,
иудаизм оказывал влияние на эллинистический
мир, в котором он, в различных
формах и проявлениях, получил широкое
распространение. Иерусалимский храм
становится центром притяжения не только
для многочисленной еврейской диаспоры,
но и сотен тысяч приверженцев
иудаизма по всему эллинистическому
миру. В этот период жреческое сословие
(см. Кохен), в руках которого было
сосредоточено отправление
Библейский канон,
лежащий в основании иудаизма,
становится объектом толкования и комментирования,
что повлекло за собой формирование
различных интерпретационных