История религий древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Комплекс неполноценности, вызванный в своё время, особенно в XIX веке,

наглядным сравнением отсталой Азии с передовой Европой, ныне остался в

далёком прошлом. Традиционная структура Востока, опирающаяся на

установившиеся веками нормы великих цивилизаций, в свою очередь

санкционированные и освещённые религиями, снова выходит на передний план

и даже укрепляется в новых условиях. Заимствовав кое-что из западного

стандарта, и отвергнув этот стандарт в целом, современный Восток вернулся

“на круги своя” и именно с этих привычных традиционных позиций стремится

к развитию. Пусть не к такому, как на Западе. Можно довольствоваться

намного меньшим, лишь бы при этом не утерять своего, - таково, примерно,

кредо многих стран современного Востока. И роль религии при этом

первостепенна.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….3

2. Религия и религиоведение…………………………………………………4

1. Основные функции религии……………………………………………..4

2. История изучения религии………………………………………………6

3. Восток: общество и религия……………………………………………….6

1. Возникновение и ранние формы религии………………………………8

2. Религиозные системы древних обществ Ближнего Востока………….8

4. Монотеистические религии………………………………………………..9

1. Иудаизм…………………………………………………………………...9

2. Христианство……………………………………………………………10

3. Ислам (Коран, символ веры, обряды и праздники)…………………..11

4. Ислам в России………………………………………………………….15

5. СМИ и Ислам……………………………………………………………17

5. Религии Древней Индии………………………………………………….17

1. Брахманизм……………………………………………………………...18

2. Джайнизм………………………………………………………………..19

3. Буддизм………………………………………………………………….20

6. Религия в Древнем Китае………………………………………………...21

1. Конфуций и конфуцианство…………………………………………...22

2. Даосизм………………………………………………………………….22

3. Китайский буддизм и религиозный синкретизм……………………..23

7. Буддизм и синтоизм в Японии…………………………………………..24

1. Ламаизм…………………………………………………………………25

8. Заключение……………………………………………………………….25

9. Список литературы………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

религии.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

“Сегодня”,  “Московский  комсомолец”,  еженедельник  “Московские   новости”,

“Завтра”, “Советская Россия”,  “Аль-кодс” и др. 
 

5. Религии Древней  Индии. 

      И всё же даже по сравнению с мусульманским Ближним  Востоком  Индия  –

подлинное царство  религии. Религиозные системы Индии  – если сравнить  их   с

ближневосточно-средиземноморскими  монотеистическими  –  в  ряде   аспектов,

особенно в  связи с проблемами онтогенеза,  изначального  единства  макро-  и

микромира, природы  и  человека  и  т.п.  представляются  более  глубокими  и

философски насыщенными. В них  разум  явно  господствовал  над  свойственной

монотеизму слепой верой во всемогущество великого Бога.

      Важная особенность индийских религий – их  интровертивность,  то  есть

явственная  обращённость  вовнутрь,  акцент  на  индивидуальный  поиск,   на

стремление и  возможности личности найти собственный  путь к цели, спасения  и

освобождения  для себя.

      Интровертивность религиозной  культуры  оказала  огромное  влияние  на

психологию  и  социальное  поведение   индийцев,   склонных   интересоваться

туманными абстракциями и погружаться в глубокий самоанализ. 

Боги Ригведы (Пантеон Вед) 

      Ригведа – самхита из 1028 гимнов, собранных в 10 разделах-мандалах.

Каким же богам  молились, приносили жертвы жители  древней  Индии?  Старейшим

из них был  Дьяус – бог неба, отец богов. Центральной и  наиболее  популярной

фигурой ведического  пантеона был их первенец Индра  –  бог тепла и света,

дождя и бури. Очень известным и почитаемым ведическим богом был Агни  –  бог

огня. Он считался покровителем семьи и дома, дарителем  счастья  и  здорового

потомства, был  всеми любим.

      Важное место занимал Сама  – бог опьяняющего напитка, необходимого  для

церемонии жертвоприношения. Менее известным и почитаемыми  были  жёны  богов.

Лишь немногие играли самостоятельную роль в пантеоне. 

5.1 Брахманизм. 

      Брахманизм как система религиозно-философских   взглядов  и  ритуально-

культовой  практики  –  прямой   наследник   ведической   культуры.   Однако

брахманизм –  явление уже новой эпохи. Появились  сословия –  варны  брахманов

(жрецов),  кшатриев  (воинов),  вайшья  (земледельцев,  торговцев)  и  шудра

(рабов). Сословие  жрецов занимало ведущие позиции: жрецы-брахманы  приносили

жертвы  богам,  совершали  обряды,  держали  в  своих  руках  монополию   на

грамотность, священные  тексты, знания.

      Усилиями жрецов-брахманов были  составлены так  называемые  брахманы  –

прозаические  тексты.

      Итак, брахманы-жрецы, появившиеся  идеи верховного Брахмана-Абсолюта  –

всё это привело  к формированию брахманизма –  религии древних брахманов.

      Формирование этой религии   сопровождалось  резким  повышением  статуса

самих брахманов.  Брахманы  за  совершавшиеся  ими  обряды  жертвоприношения

получали  плату:  считалось,  что  без  этого  жертва  бесполезна.  Согласно

брахманам –  комментариям,  существовали  4  формы  платы:  золотом,  быками,

лошадьми и  одеждой. 

5.2 Джайнизм. 

       Джайнизм  сыграл  не  малую   роль   в   истории,   культуре   Индии.

Возникновение этого учения связывается с именем Махавиры  Джины,  жившего  в

VI веке до  Н.Э. В начале  последователи   Джины  были  лишь  аскеты,  которые

отказались от всего материального ради великой цели  спасения,  освобождения

от кармы. Все  члены ранней общины джайнов –  миряне,  жрецы,  аскеты-монахи,

мужчины  и  женщины  –  подчинялись  некоторым  общим   законам,   соблюдали

определённые  нормы поведения и запреты.

      Учения джайнов исходили из того,  что  дух,  душа  человека  выше  его

материальной  оболочки. Достичь спасения и полного  освобождения  душа  может,

если она освободится  от всего материального.  Мир  состоит  из  двух  вечных

несоздаваемых  категорий:  дживы  (душа)  и  адживы  (неживое,  материальное

начало).

        Доктрина   джайнов   интровертивна,   то   есть   ориентирована   на

индивидуальный  поиск спасения для каждого в  отдельности. 
 
 

5.3 Буддизм в  Индии. 

      Буддизм как религиозная система   несравненно  значительнее  джайнизма.

Появление его  легенда связывает с именем Гаутамы  Шакьямуни, известному  миру

под именем Будды, просветленного.

      Учение Будды. Жизнь есть страдание.  Рождение  и  старение,  болезнь   и

смерть  и  т.д.  –  всё  это  страдание.  Оно  происходит  от  жажды  бытия,

созидания,  власти,  вечной  жизни.   Уничтожить   эту   ненасытную   жажду,

отказаться от желаний – вот путь к уничтожению  страданий.  Будда  разработал

подробный восьмиступенный  путь, метод  постижения  истины  и  приближения  к

нирване.

       Буддизм  Махаены  в   первые   века   нашей   эры   довольно   быстро

распространился в Средней Азии, проник в Китай,  через  него  –  в  Корею  и

Японию, даже во Вьетнаме. В некоторых из  этих  стран  буддизм  стал  играть

очень важную роль, в других превратился в государственную религию.  В  индии

же к концу I тысячелетия, буддизм и вовсе  практически престал играть  сколь-

нибудь заметную роль в её истории и культуре, в жизни её  народа.  На  смену

ему пришел индуизм. 

Индуизм. 

      В  процессе  соперничества буддизма  с брахманизмом,  как результат

продолжения возник индуизм. На высшем уровне  религиозной  системы  индуизма

учёные брахманы, аскеты, монахи, йоги сохраняли и  развивали тайный смысл  их

доктрин. Народный индуизм  воспринял  и  сохранил  древние  представления  о

карме с её этической  основой, о святости вед. В упрощённом и  переработанном

для нужд широких  народных  масс  индуизма  на  передний  план  вышли  новые

божества, новые  ипостаси древних богов. 

      Важнейшими из богов индуизма  считаются трое – Брахма, Шиву, Вишну. Они

как бы поделили между собой основные  присущие  верховному  богу  функции  –

созидательную, разрушительную и охранительную.

      Жрецами  индуизма,  носителями   основ   его   религиозной   культуры,

ритуального обряда были члены брахманских каст. Как  в системе индуизма,  так

и в социально-политической структуре Индии,  брахманы  по-прежнему  занимали

видное место. Из их  числа  цари  выбирали  себе  советников  и  чиновников.

Брахманы были домашними жрецами в богатых  семьях.

      Во время  обрядов  домашний  жрец-брахман  выполняет  все   необходимые

ритуальные действия прямо в доме.

     Свадебный обряд наиболее  торжественен:   молодые   обходят   вокруг

жертвенного огня, в который  бросают  различные  продукты,  и  только  после

этого  брак   считается   заключённым.   Обряд   похорон   тоже   отличается

особенностями. В Индии нет кладбищ – только священные места. 

6. Религия в  Древнем Китае. 

      Если Индия – царство религий,  то Китай являет собой цивилизацию   иного

типа. Истинный китаец выше всего ценил как  раз  материальную  оболочку,  то

есть свою жизнь. Величайшими и  общепризнанными  пророками  здесь  считались

прежде всего  те, кто учил жить достойно и в  соответствии с принятой  нормой,

жить ради жизни.

      В Китае тоже есть высшее  божественное начало – Небо. Но  китайское Небо

– это  не  Яхве,  не  Иисус,  не  Аллах,  не  Будда.  Это  высшая  верховная

всеобщность, строгая  и безразличная к человеку.  Её  нельзя  любить,  с  ней

нельзя  слиться,  ей  невозможно  подрожать.  В  системе   китайской   мысли

существовали, кроме  Неба, и Будда, и Дао.

      Жрецов Древний Китай не знал. Обязанности первосвященника  в  ритуалах

исполнял сам  правитель,  а  функции  ассистировавших  ему  жрецов  выполняли

служившие правителю  чиновники. Эти жрецы-чиновники  в  первую  очередь  были

чиновниками  гос.аппарата,  помощниками  правителя.  Жреческие  функции  они

обычно выполняли  в дни обрядов и жертвоприношений.

6.1 Конфуций и  конфуцианство. 

       Конфуций  (551-479гг.  до  Н.Э.)  родился  и  жил  в   эпоху   больших

социальных  и политических потрясений, когда  Китай  находился  в  состоянии

тяжёлого внутреннего  кризиса. Выступив  с  критикой  своего  века  и  высоко

ставя века минувшие, Конфуций  на  основе  этого  противопоставления  создал

свой идеал  совершенного  человека  –  цзюнь-цзы.  Высокоморальный  цзюнь-цзы

должен был  обладать двумя  важнейшими  в его представлении достоинствами:

гуманностью   и  чувством  долга.  Истинный  цзунь-цзы  безразличен  к  еде,

богатству, жизненным  удобствам и материальной выгоде.

      “Благородный  человек”  Конфуция  –  умозрительный  социальный  идеал,

назидательный  комплекс  добродетелей.  Общество  должно  состоять  из  двух

основных категорий: верхов и низов – тех, кто думает  и  управляет,  и  тех,

кто трудится и  повинуется.  Такой  социальный  порядок  Конфуций  и  второй

основоположник  конфуцианства – Мэн-цзы считали вечным и неизменным.

      Успехам конфуцианства в немалой  степени способствовало и то,  что  это

учение базировалось на слегка изменённых  древних  традициях,  на  привычных

нормах этики  и культа.

       Не  будучи  религией  в  полном  смысле  слова,  конфуцианство  стало

большим, нежели просто религия. Конфуцианство –  это  также  и  политика,  и

административная  система, и верховный регулятор  экономических  и  социальных

процессов –  основа всего китайского образа жизни. В течение  двух  с  лишним

тысяч лет конфуцианство  формировало умы и чувства  китайцев,  влияло  на  их

убеждения, психологию, поведение, мышление, речь. 

Информация о работе История религий древнего Востока