Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 11:46, курсовая работа
Комплекс неполноценности, вызванный в своё время, особенно в XIX веке,
наглядным сравнением отсталой Азии с передовой Европой, ныне остался в
далёком прошлом. Традиционная структура Востока, опирающаяся на
установившиеся веками нормы великих цивилизаций, в свою очередь
санкционированные и освещённые религиями, снова выходит на передний план
и даже укрепляется в новых условиях. Заимствовав кое-что из западного
стандарта, и отвергнув этот стандарт в целом, современный Восток вернулся
“на круги своя” и именно с этих привычных традиционных позиций стремится
к развитию. Пусть не к такому, как на Западе. Можно довольствоваться
намного меньшим, лишь бы при этом не утерять своего, - таково, примерно,
кредо многих стран современного Востока. И роль религии при этом
первостепенна.
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Религия и религиоведение…………………………………………………4
1. Основные функции религии……………………………………………..4
2. История изучения религии………………………………………………6
3. Восток: общество и религия……………………………………………….6
1. Возникновение и ранние формы религии………………………………8
2. Религиозные системы древних обществ Ближнего Востока………….8
4. Монотеистические религии………………………………………………..9
1. Иудаизм…………………………………………………………………...9
2. Христианство……………………………………………………………10
3. Ислам (Коран, символ веры, обряды и праздники)…………………..11
4. Ислам в России………………………………………………………….15
5. СМИ и Ислам……………………………………………………………17
5. Религии Древней Индии………………………………………………….17
1. Брахманизм……………………………………………………………...18
2. Джайнизм………………………………………………………………..19
3. Буддизм………………………………………………………………….20
6. Религия в Древнем Китае………………………………………………...21
1. Конфуций и конфуцианство…………………………………………...22
2. Даосизм………………………………………………………………….22
3. Китайский буддизм и религиозный синкретизм……………………..23
7. Буддизм и синтоизм в Японии…………………………………………..24
1. Ламаизм…………………………………………………………………25
8. Заключение……………………………………………………………….25
9. Список литературы………………………………………………………27
“Сегодня”, “Московский комсомолец”, еженедельник “Московские новости”,
“Завтра”, “Советская
Россия”, “Аль-кодс” и др.
5. Религии Древней
Индии.
И всё же даже по сравнению с мусульманским Ближним Востоком Индия –
подлинное царство религии. Религиозные системы Индии – если сравнить их с
ближневосточно-
особенно в связи с проблемами онтогенеза, изначального единства макро- и
микромира, природы и человека и т.п. представляются более глубокими и
философски насыщенными. В них разум явно господствовал над свойственной
монотеизму слепой верой во всемогущество великого Бога.
Важная особенность индийских религий – их интровертивность, то есть
явственная обращённость вовнутрь, акцент на индивидуальный поиск, на
стремление и возможности личности найти собственный путь к цели, спасения и
освобождения для себя.
Интровертивность религиозной культуры оказала огромное влияние на
психологию и социальное поведение индийцев, склонных интересоваться
туманными абстракциями
и погружаться в глубокий самоанализ.
Боги Ригведы
(Пантеон Вед)
Ригведа – самхита из 1028 гимнов, собранных в 10 разделах-мандалах.
Каким же богам молились, приносили жертвы жители древней Индии? Старейшим
из них был Дьяус – бог неба, отец богов. Центральной и наиболее популярной
фигурой ведического пантеона был их первенец Индра – бог тепла и света,
дождя и бури. Очень известным и почитаемым ведическим богом был Агни – бог
огня. Он считался покровителем семьи и дома, дарителем счастья и здорового
потомства, был всеми любим.
Важное место занимал Сама – бог опьяняющего напитка, необходимого для
церемонии жертвоприношения. Менее известным и почитаемыми были жёны богов.
Лишь немногие
играли самостоятельную роль в пантеоне.
5.1 Брахманизм.
Брахманизм как система
культовой практики – прямой наследник ведической культуры. Однако
брахманизм – явление уже новой эпохи. Появились сословия – варны брахманов
(жрецов), кшатриев (воинов), вайшья (земледельцев, торговцев) и шудра
(рабов). Сословие жрецов занимало ведущие позиции: жрецы-брахманы приносили
жертвы богам, совершали обряды, держали в своих руках монополию на
грамотность, священные тексты, знания.
Усилиями жрецов-брахманов
прозаические тексты.
Итак, брахманы-жрецы, появившиеся
идеи верховного Брахмана-
всё это привело к формированию брахманизма – религии древних брахманов.
Формирование этой религии сопровождалось резким повышением статуса
самих брахманов. Брахманы за совершавшиеся ими обряды жертвоприношения
получали плату: считалось, что без этого жертва бесполезна. Согласно
брахманам – комментариям, существовали 4 формы платы: золотом, быками,
лошадьми и
одеждой.
5.2 Джайнизм.
Джайнизм сыграл не малую роль в истории, культуре Индии.
Возникновение этого учения связывается с именем Махавиры Джины, жившего в
VI веке до Н.Э. В начале последователи Джины были лишь аскеты, которые
отказались от всего материального ради великой цели спасения, освобождения
от кармы. Все члены ранней общины джайнов – миряне, жрецы, аскеты-монахи,
мужчины и женщины – подчинялись некоторым общим законам, соблюдали
определённые нормы поведения и запреты.
Учения джайнов исходили из того, что дух, душа человека выше его
материальной оболочки. Достичь спасения и полного освобождения душа может,
если она освободится от всего материального. Мир состоит из двух вечных
несоздаваемых категорий: дживы (душа) и адживы (неживое, материальное
начало).
Доктрина джайнов интровертивна, то есть ориентирована на
индивидуальный
поиск спасения для каждого в
отдельности.
5.3 Буддизм в
Индии.
Буддизм как религиозная
Появление его легенда связывает с именем Гаутамы Шакьямуни, известному миру
под именем Будды, просветленного.
Учение Будды. Жизнь есть
смерть и т.д. – всё это страдание. Оно происходит от жажды бытия,
созидания, власти, вечной жизни. Уничтожить эту ненасытную жажду,
отказаться от желаний – вот путь к уничтожению страданий. Будда разработал
подробный восьмиступенный путь, метод постижения истины и приближения к
нирване.
Буддизм Махаены в первые века нашей эры довольно быстро
распространился в Средней Азии, проник в Китай, через него – в Корею и
Японию, даже во Вьетнаме. В некоторых из этих стран буддизм стал играть
очень важную роль, в других превратился в государственную религию. В индии
же к концу I тысячелетия, буддизм и вовсе практически престал играть сколь-
нибудь заметную роль в её истории и культуре, в жизни её народа. На смену
ему пришел индуизм.
Индуизм.
В процессе соперничества буддизма с брахманизмом, как результат
продолжения возник индуизм. На высшем уровне религиозной системы индуизма
учёные брахманы, аскеты, монахи, йоги сохраняли и развивали тайный смысл их
доктрин. Народный индуизм воспринял и сохранил древние представления о
карме с её этической основой, о святости вед. В упрощённом и переработанном
для нужд широких народных масс индуизма на передний план вышли новые
божества, новые
ипостаси древних богов.
Важнейшими из богов индуизма считаются трое – Брахма, Шиву, Вишну. Они
как бы поделили между собой основные присущие верховному богу функции –
созидательную, разрушительную и охранительную.
Жрецами индуизма, носителями основ его религиозной культуры,
ритуального обряда были члены брахманских каст. Как в системе индуизма, так
и в социально-политической структуре Индии, брахманы по-прежнему занимали
видное место. Из их числа цари выбирали себе советников и чиновников.
Брахманы были домашними жрецами в богатых семьях.
Во время обрядов домашний жрец-брахман выполняет все необходимые
ритуальные действия прямо в доме.
Свадебный обряд наиболее торжественен: молодые обходят вокруг
жертвенного огня, в который бросают различные продукты, и только после
этого брак считается заключённым. Обряд похорон тоже отличается
особенностями.
В Индии нет кладбищ – только
священные места.
6. Религия в
Древнем Китае.
Если Индия – царство религий,
то Китай являет собой
типа. Истинный китаец выше всего ценил как раз материальную оболочку, то
есть свою жизнь. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались
прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой,
жить ради жизни.
В Китае тоже есть высшее божественное начало – Небо. Но китайское Небо
– это не Яхве, не Иисус, не Аллах, не Будда. Это высшая верховная
всеобщность, строгая и безразличная к человеку. Её нельзя любить, с ней
нельзя слиться, ей невозможно подрожать. В системе китайской мысли
существовали, кроме Неба, и Будда, и Дао.
Жрецов Древний Китай не знал. Обязанности первосвященника в ритуалах
исполнял сам правитель, а функции ассистировавших ему жрецов выполняли
служившие правителю чиновники. Эти жрецы-чиновники в первую очередь были
чиновниками гос.аппарата, помощниками правителя. Жреческие функции они
обычно выполняли
в дни обрядов и
6.1 Конфуций и
конфуцианство.
Конфуций (551-479гг. до Н.Э.) родился и жил в эпоху больших
социальных и политических потрясений, когда Китай находился в состоянии
тяжёлого внутреннего кризиса. Выступив с критикой своего века и высоко
ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал
свой идеал совершенного человека – цзюнь-цзы. Высокоморальный цзюнь-цзы
должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами:
гуманностью и чувством долга. Истинный цзунь-цзы безразличен к еде,
богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде.
“Благородный человек” Конфуция – умозрительный социальный идеал,
назидательный комплекс добродетелей. Общество должно состоять из двух
основных категорий: верхов и низов – тех, кто думает и управляет, и тех,
кто трудится и повинуется. Такой социальный порядок Конфуций и второй
основоположник конфуцианства – Мэн-цзы считали вечным и неизменным.
Успехам конфуцианства в
учение базировалось на слегка изменённых древних традициях, на привычных
нормах этики и культа.
Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало
большим, нежели просто религия. Конфуцианство – это также и политика, и
административная система, и верховный регулятор экономических и социальных
процессов – основа всего китайского образа жизни. В течение двух с лишним
тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их
убеждения, психологию,
поведение, мышление, речь.