Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 11:46, курсовая работа
Комплекс неполноценности, вызванный в своё время, особенно в XIX веке,
наглядным сравнением отсталой Азии с передовой Европой, ныне остался в
далёком прошлом. Традиционная структура Востока, опирающаяся на
установившиеся веками нормы великих цивилизаций, в свою очередь
санкционированные и освещённые религиями, снова выходит на передний план
и даже укрепляется в новых условиях. Заимствовав кое-что из западного
стандарта, и отвергнув этот стандарт в целом, современный Восток вернулся
“на круги своя” и именно с этих привычных традиционных позиций стремится
к развитию. Пусть не к такому, как на Западе. Можно довольствоваться
намного меньшим, лишь бы при этом не утерять своего, - таково, примерно,
кредо многих стран современного Востока. И роль религии при этом
первостепенна.
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Религия и религиоведение…………………………………………………4
1. Основные функции религии……………………………………………..4
2. История изучения религии………………………………………………6
3. Восток: общество и религия……………………………………………….6
1. Возникновение и ранние формы религии………………………………8
2. Религиозные системы древних обществ Ближнего Востока………….8
4. Монотеистические религии………………………………………………..9
1. Иудаизм…………………………………………………………………...9
2. Христианство……………………………………………………………10
3. Ислам (Коран, символ веры, обряды и праздники)…………………..11
4. Ислам в России………………………………………………………….15
5. СМИ и Ислам……………………………………………………………17
5. Религии Древней Индии………………………………………………….17
1. Брахманизм……………………………………………………………...18
2. Джайнизм………………………………………………………………..19
3. Буддизм………………………………………………………………….20
6. Религия в Древнем Китае………………………………………………...21
1. Конфуций и конфуцианство…………………………………………...22
2. Даосизм………………………………………………………………….22
3. Китайский буддизм и религиозный синкретизм……………………..23
7. Буддизм и синтоизм в Японии…………………………………………..24
1. Ламаизм…………………………………………………………………25
8. Заключение……………………………………………………………….25
9. Список литературы………………………………………………………27
Кавказа, Поволжья, Балкан, части населения Африки. Ислам возник в среде
арабов, коренных жителей Аравии.
Краеугольным камнем религиозной теории мусульман, основным кредо
ислама является широко известная фраза: “Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед
пророк его”. Здесь только один Аллах – Бог единственный и безликий, высший
и всемогущий, творец всего сущего и его верховный судья. Роль Мухаммеда в
возникновении ислама трудно переоценить. Именно он был основателем новой
религии, определил её основные параметры, сформулировал суть её принципов и
придал ей её
неповторимую специфику.
Коран.
Основные идеи и принципы
– священной книге мусульман. Основное содержание также тесно связано с
Библией, как и сам ислам близок к иудео-христианству. Текст Корана
отрывочен и нередко противоречив, хотя в пределах отдельной главы
чувствуется стремление сохранить единство темпа и сюжета. Противоречия в
тексте легко объяснить: изрекая истины в экстатическом или близком к нему
состоянии, пророк не мог быть строго логичным. Коран состоит из 114 разных
по характеру и объёму глав. Если исключить первую из них, небольшую
молитву, то все остальные 113 сур (глав) расположены в нём в порядке
убывающего объёма, так что последние из них состоят всего из нескольких
строк. В этих главах можно найти рассуждения о порядке развода, рассуждения
о мироздании, о взаимоотношениях с миром сверхъестественных сил. Много
места уделяет Коран основам мусульманского права, встречаются в нём и
мифологические сюжеты. Словом Коран, как и Библия – своего рода
божественная энциклопедия, “книга книг”, свод знаний, заповедей и
инструкций. Около четверти текста Корана посвящено описаниям жизни и
деятельности
различных пророков.
Символ веры
ислама.
Коран и Сунна (предание) были доступны не каждому. До широких масс
простого народа, неграмотных крестьян заповеди ислама доходили лишь в
устной форме проповедей и в виде священных заповедей.
Основных обязанностей мусульманина ислам насчитывает пять:
исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж.
Принцип исповедания – центральный в исламе. Чтобы стать
мусульманином, достаточно соблюсти именно его, то есть торжественно
произнести фразу о том, что нет Бога кроме Аллаха и Махаммед пророк его.
Молитва – обязательный
могут быть освобождены лишь больные, немощные и малые дети. Молитву
полагается совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и
перед сном. Чаще всего её совершают индивидуально. Молитву совершают в
одежде, в чистом месте, на специальном коврике и обратившись в сторону
Мекки. Мусульманин во время молитвы Аллаха ни о чём не просит.
Пост. Один главный и обязательный пост, но зато он длится целый месяц
(рамазан, рамадан). На протяжении всего месяца, кроме детей и больных, с
рассвета до заката солнца не имеют права ни есть, ни пить, ни тем более
развлекаться и курить. После заката и перед восходом, - едят и пьют весьма
умеренно.
Милостыня. Каждый имущий
выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных. Милостыня собиралась
специальными сборщиками, её не редко раздавали в дни праздников натурой.
Хадж – пятый и последний из обязательных столпов веры. Каждый
здоровый мусульманин раз в жизни может посетить святые места в Мекке и
поклониться
Каабе. Кроме того, каждый паломник
приносит жертву.
Исламские обряды
и праздники.
Один из основных обрядов – суннат (обрезание). Мальчиков примерно в
семилетнем возрасте подвергали этой операции. В исламе обряд обрезания 7-
летних мальчиков служит своего рода религиозным символом принадлежности и
считается обязательным. Этот обряд символизирует взросление ребёнка,
переход его в новое, “взрослое” состояние. Вытерпеть боль – дело чести
мальчика. После обрезания мальчик более уже не возвращался на женскую
половину дома: его отделяют от сестёр и приобщают к мужчинам дома (семьи).
Ещё один важный семейный
служителей ислама.
Торжественно, со специальными ритуальными обрядами, отмечается в
семье мусульманина и рождение ребёнка, особенно сына. И, наконец, последний
из серии обрядов – похороны. Этот обряд совершается обычно в день смерти и
исполняется с участием духовных лиц.
Все семейные обряды мусульман сопровождаются праздниками. Один из
всеобщих религиозных праздников – ураза-бойрам, праздник разговенья.
Длится 3 дня.
Другой большой мусульманский праздник приходится на 7-ой день после
окончания поста. Это – курбан-байрам, великий праздник жертвоприношения.
Снова режут скот в честь Аллаха и во имя райского будущего. Этот праздник
тянется не менее 4-х дней.
Ещё один праздник, связанный с памятью пророка – раджаб-байрам,
праздник в честь великого вознесения Мухаммеда. Другой праздник приходится
на 27-й день месяца рамазана, то есть на конец поста. В честь него –
обильные пиршества не устраиваются – всё-таки ещё пост. Мусульмане в этот
день усиленно
молятся, обращаясь к Аллаху и
читая Коран.
4.4 Ислам в
России.
Российская Федерация –
этносом, с соответствующей культурно-конфессиональной доминантной. Ислам,
несмотря на глубокие исторические корни, многовековое присутствие на
нынешней территории России, на инкорпорированность в российскую
субцивилизацию, является религией меньшинства. Это, в конечном счёте, и
определяет место мусульман в конфессиональном и этнополитическом ландшафте
российского общества.
С другой стороны, положение ислама в российской культурной традиции,
а мусульман в российском обществе неординарно и “весьма значимо”.
В Российской империи, а затем в Советском Союзе сложились три
обширных, устойчивых мусульманских ареала: собственно российские мусульмане
– татары, башкиры, частично исламизированные древние народы Поволжья, в
силу ряда причин подвергшихся более или менее жёсткой ассимиляции;
мусульмане Северного Кавказа, которые, несмотря на постоянную с момента
вхождения в состав Российской империи борьбу за политическую независимость
и этнокультурную самобытность, постепенно включались в российское общество;
мусульмане Средней Азии, позже других вошедшие в состав империи и
сохранившие этнокультурную и конфессиональную самостоятельность, образ
жизни и традиционные экономические уклады, что в конечном счёте позволяет
рассматривать их в качестве своего рода “ассоциированного члена”
российского, а затем советского общества. Отношение к мусульманам было
лучше и терпимее, чем отношение к исламу. Неоднозначно отношение самих
мусульман к России: одни согласны с тем, что совместное проживание в одном
государстве оказалось продуктивным, другие настаивают на чуждости ислама
российской традиции, считая оптимальным их раздельное существование, что на
практике может быть реализовано лишь в форме выхода мусульман из состава
России.
В России проживает от 11 до 22 млн. мусульман, принадлежащих к более
чем 40 этносам.
Крупнейшими мусульманскими
Татары – свыше 5 млн. (3,8% общей численности населения и второе место
после русских);
Башкиры – свыше 1 млн.;
Чеченцы – около 1 млн.;
Аварцы – свыше 0,5 млн.;
Кабардинцы – свыше 360 тыс.;
Даргинцы – около 300 тыс.;
Ингуши – свыше 170 тыс.
Кроме того, в России проживают свыше 1 млн. азербайджанцев, до 1 млн.
казаков, а также десятки тысяч узбеков, киргизов, таджиков.
Все они с полным основанием могут быть отнесены к верующим. Да и
критерии того, кого следует считать верующим, до сих пор не обрели строгих
научных определений. Тем не менее, есть основание считать, что подавляющее
большинство представителей мусульманских этносов всё-таки может быть
отнесено к
носителям исламской
В условиях, когда христианская Россия оказалась перед проблемой
сохранения в системе международных отношений статуса великой державы,
вполне допустима ситуация, при которой стабильность и развитие её отношений
с мусульманским миром может стать одним из существенных факторов
поддержания её авторитета и независимого от Запада политического курса.
В свою очередь, мусульманские государства заинтересованы в
существовании сильной России, способной хоть как-то ограничивать военно-
политическое
господство Запада.
4.5 СМИ и Ислам.
Данные о положении дел в мусульманской общине можно почерпнуть из
обычных, Российских средств массовой информации. Наиболее интересные и
пространные посвящённые исламу печатаются в “Независимой газете”, которая с
1997 года издаёт специальное приложение “НР-религии” с отдельной
мусульманской страницей. Обращаются к исламу либеральные “Известия”,