Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 11:46, курсовая работа
Комплекс неполноценности, вызванный в своё время, особенно в XIX веке,
наглядным сравнением отсталой Азии с передовой Европой, ныне остался в
далёком прошлом. Традиционная структура Востока, опирающаяся на
установившиеся веками нормы великих цивилизаций, в свою очередь
санкционированные и освещённые религиями, снова выходит на передний план
и даже укрепляется в новых условиях. Заимствовав кое-что из западного
стандарта, и отвергнув этот стандарт в целом, современный Восток вернулся
“на круги своя” и именно с этих привычных традиционных позиций стремится
к развитию. Пусть не к такому, как на Западе. Можно довольствоваться
намного меньшим, лишь бы при этом не утерять своего, - таково, примерно,
кредо многих стран современного Востока. И роль религии при этом
первостепенна.
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Религия и религиоведение…………………………………………………4
1. Основные функции религии……………………………………………..4
2. История изучения религии………………………………………………6
3. Восток: общество и религия……………………………………………….6
1. Возникновение и ранние формы религии………………………………8
2. Религиозные системы древних обществ Ближнего Востока………….8
4. Монотеистические религии………………………………………………..9
1. Иудаизм…………………………………………………………………...9
2. Христианство……………………………………………………………10
3. Ислам (Коран, символ веры, обряды и праздники)…………………..11
4. Ислам в России………………………………………………………….15
5. СМИ и Ислам……………………………………………………………17
5. Религии Древней Индии………………………………………………….17
1. Брахманизм……………………………………………………………...18
2. Джайнизм………………………………………………………………..19
3. Буддизм………………………………………………………………….20
6. Религия в Древнем Китае………………………………………………...21
1. Конфуций и конфуцианство…………………………………………...22
2. Даосизм………………………………………………………………….22
3. Китайский буддизм и религиозный синкретизм……………………..23
7. Буддизм и синтоизм в Японии…………………………………………..24
1. Ламаизм…………………………………………………………………25
8. Заключение……………………………………………………………….25
9. Список литературы………………………………………………………27
В своё время, несколько
очередь Южного (Индия), Юго-Восточного и тем более Дальнего (Китай) –
представлялись европейцам царствами сказочной роскоши, редких и ценных
продуктов. Позже, когда эти страны были открыты и изучены, на передний план
вышли представления об отсталости и закостенелости Востока. Пытаясь
объяснить это явление, первые европейские востоковеды начали энергично
изучать страны Востока, их историю, культуру, религию, социальный строй,
политические институты, семейные связи, нравы, обычаи и т.п.
Именно религия и санкционируемая ею традиция во многом определяет
облик той или иной цивилизации. В жизни общества, в истории и культуре
народа она играла высокую роль: и христианство, и ислам, и индо-буддизм, и
конфуцианство – все эти доктрины вкупе с местными религиями типа даосизма,
синтоизма, джайнизма настолько чётко определили лицо цивилизации, что могут
считаться её “визитной карточкой”. Особенно это относится к религиям и
цивилизациям Востока.
И это не только потому, что восточных религий и цивилизаций много, а
западная лишь одна (христианство). Здесь существеннее другое: в современном
мире, столь остро ощущающем процесс развития и стремление развивающихся
стран уравняться с развитыми, страны Запада уверенно задают тон в сфере
технического прогресса.
Итак, современный Восток более религиозен и традиционен, нежели
Запад, причём не только вследствие меньшей развитости, но также и потому,
что национально-религиозная традиция для него – защитный панцирь,
позволяющий сохранить своё национальное “Я”, своё этническое лицо, свои
нравы и обычаи.
3.1 Возникновение
и ранние формы религии.
Истоки первых религиозных
тесно связаны с возникновением у них ранних форм духовной жизни. Возможно,
что ещё до завершения процесса “разумности” тысячелетиями накопленная
практика охоты или погребения покойников уже формировала у членов
первобытного стада нормы поведения.
Во-первых, практика захоронений. Пещерный “разумный” человек хоронил
своих близких в специальных погребениях, покойники проходили через обряд
определённой подготовки их к загробной жизни: тело их покрывали слоем
красной охры, рядом клали предметы обихода, украшения, утварь и т.п. Это
означает, что хоронивший своих умерших коллектив уже имел зачаточные
представления о загробном существовании.
Во-вторых, практика магических изображений в пещерной живописи.
Подавляющее большинство известных науке пещерных рисунков – это сцены
охоты, изображения людей и животных, либо людей, ряженных в животных.
Тотемизм возник из веры той или иной группы людей в их родство с
определённым видом животных или растений. Постепенно он превратился в
основную форму
религиозных представлений
группы верили в то, что они произошли от предков, сочетавших в себе
признаки людей и их тотема.
Анимизм – вера в существование духов, одухотворение сил природы,
животных, растений и неодушевлённых предметов, приписывание им разума и
сверхъестественного
могущества.
3.2 Религиозные
системы древних обществ
Первые в истории человечества очаги цивилизации и государственности
появились на Ближнем Востоке. Сложившиеся, в первую очередь в пойме
Двуречья, ранние надобщинные политические структуры являли собой на рубеже
IV-III тысячелетия до Н.Э. небольшие административные образования типа
городов-государств. Храм каждого из городов-государств посвящался
конкретному божеству.
Религиозная система
автономного существования городов-государств. Правитель – Фараон был
обоготворён, считался сыном бога солнца и почитался как символ
благосостояния и процветания страны. Пирамиды – символ древнего Египта,
символ степени
обожествления его фараонов.
4. Монотеистические
религии: Иудаизм.
Все три монотеистические религиозные системы, известные истории
мировой культуры, тесно связаны друг с другом, вытекают одна из другой.
Первая и древнейшая из них – иудаизм, религия древних евреев.
История древних евреев и
основном по материалам Библии, точнее, по её древней части – Ветхого
Завета. В начале II тысячелетия до Н.Э. евреи были политеистами, то есть
верили в различных богов и духов, в существование души. В каждой более или
менее крупной этнической общности был свой главный бог, к которому
апеллировали в первую очередь. Яхве был одним из такого рода божеств –
покровителем и божественным предком одного и колен иудейского народа. Позже
культ Яхве стал выходить на первое место, оттесняя других. Яхве хранит свой
народ и открывает ему все пути.
Итак, квинтэссенция Ветхого Завета – в идее богоизбранничества. Бог
един для всех – великий Яхве. Но всемогущий Яхве из всех народов выделил
один – еврейский.
Иудаизм не только резко выступал против многобожия и суеверий, но и
был религией, не терпящей существования наряду с великим и единым Богом
никаких других богов и духов. Отличительная черта иудаизма выражалась в его
исключительной вере во всемогущество Яхве.
Иудаизм евреев диаспоры. Разгром храма (7-ой год) и разрушение
Иерусалима (133-й) положили конец существованию древнееврейского
государства и вместе с ним – древнему иудаизму. В диаспоре возникла иная
религиозная организация – синагогальная. Синагога – молитвенный дом, своего
рода религиозный и общественный центр еврейской общины, где раввины и иные
знатоки Торы толкуют священные тексты и молятся Яхве.
В иудаизме евреев диаспоры большое внимание уделялось ритуалам
обрезания, омовений, постов, строгому соблюдению обрядов и праздников.
Правоверный еврей должен потреблять только кошерное мясо (не свинину). В
дни пасхальных праздников полагалось есть мацу – пресные лепёшки без
дрожжей и соли. Евреи отмечали праздник судного дня, иам-кинур (осенью).
Иудаизм сыграл определённую роль в истории культуры, в частности
восточных культур. Через христианство и ислам принципы монотеизма стали
широко распространятся на Востоке. Страны и народы Востока, особенно
Ближнего, тесно связанного с иудаизмом общими корнями и культурно-
генетической близостью. Иудаизм оказывал непосредственное влияние с помощью
евреев диаспоры.
Иудаизм получил
Средней Азии, в Эфиопии.
С течением времени он всё более замыкался в рамках своих общин и
обособился от окружавших его религий. Существуя главным образом в
христианской или исламской среде, иудаизм практически оказывался лишь
наиболее ранним
вариантом господствующей религии.
4.2 Христианство
в странах Востока.
Христианство – наиболее
религиозных систем мира. Это, прежде всего, религия Запада. Но христианство
тесно связано с Востоком и его культурой. Оно многими корнями уходит в
культуру древнего Востока, откуда оно черпало свой богатый мифопоэтический
и ритуально-догматический потенциал.
Как религия появилась
общества с острыми социальными, экономическими и политическими
противоречиями.
Основная идея христианства – идея греха и спасения человека. Люди
грешны перед Богом, и именно это уравнивает их всех.
Кроме русской, остальные
господства исламского мира, не получили широкого влияния. Под их духовным
воздействием находились лишь греки, часть южных славян, румыны.
Коптская монофизитская
единой божественной сущности Христа. Армяно-григорианская близка к греко-
византийскому православию, викториане – последователи епископа
константинопольского Нестория – своеобразные предтечи православия. Римско-
католическая церковь связана с Востоком сравнительно поздним временем и
сводится к миссионерскому движению (Азия, Африка, Океания).
В целом христианство в лице различных церквей и сект является, не
едва ли наиболее распространённой мировой религией, доминирующеый в Европе
и Америке, имеющей весомые позиции в Америке и Океании, а также в ряде
регионов Азии. Однако именно в Азии, то есть на Востоке, христианство
распространено
слабее всего.
4.3 Ислам.
Ислам – третья и последняя из развитых монотеистических религий. Она
также возникла на Ближнем Востоке, своими корнями уходила в ту же почву,
питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что и
христианство и иудаизм. Эта религиозная система сложилась на базе двух её
предшественников. Священной книгой мусульман является Коран.
Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только арабов, его
первых адептов, но и всех народов ближневосточного региона, а также
иранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов средней Азии,