Ислам: возникновения и распостранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Знание основ мусульманской религии весьма различно у различных слоев населения и в разных странах традиционного распространения ислама. Всякий мусульманин знает арабское звучание и смысл символа веры религии ислама: "нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха". Здесь кратко выражены два главных догмата ислама: существует единый, единственный, и вечный всемогущий бог - Аллах; своим посланником Аллах избрал араба из Мекки, Мухаммада, через него бог передал людям текст священной книги - корана, его руками он основал общину верующих (умма).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ИСЛАМ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАПРОСТРАНЕНИЕ 4

ЗАРОЖДЕНИЕ ИСЛАМА 4

МУХАММАД (Мухаммед, Магомет) - ПОСЛАННИК АЛЛАХА 6

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА 10

КОРАН – СВЯЩЕННАЯ КНИГА МУСУЛЬМАН 12

ИСЛАМСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ 13

"ПЯТЬ СТОЛПОВ" 14

"СТОЛПЫ ВЕРЫ" 17

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА 17

РАЗЛИЧНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В МУСУЛЬМАНСТВЕ 20

ШИИЗМ 20

СУННИЗМ 21

СУФИЗМ 21

ДВИЖЕНИЕ ТАРИКАТА 22

ВАХХАБИТИЗМ 22

БАБИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 22

МАХДИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 23

ИСЛАМ В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ РЕЛИГИЯМИ 23

ИСЛАМ В НОВУЮ ЭПОХУ 20

СОВРЕМЕННЫЙ ИСЛАМ. ЕГО РОЛЬ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

религия.docx

— 75.91 Кб (Скачать)

      Реальные результаты деятельности  Магомета и тот образ пророка  и правителя, основу для которого  он создал своей жизнью, определяют  значение роли и личности Магомета  в средневековой истории Востока  и Запада.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА.

    Особенности мусульманства, порожденные самими условиями его возникновения, облегчили  его распространение среди арабов. Хотя и в борьбе, преодолевая сопротивление  родоплеменной аристократии, склонной к сепаратизму (восстание племен Аравии после смерти Мухаммеда), ислам довольно скоро одержал среди арабов полную победу. Новая религия указывала воинственным бедуинам простой и ясный путь к обогащению, к выходу из кризиса: завоевание новых земель.

    Преемники Мухаммеда — халифы Абу-Бекр, Омар, Осман — завоевали в короткое время соседние, а потом и более  отдаленные страны Средиземноморья  и Передней Азии. Завоевания совершались  под знаменем ислама — под "зеленым  знаменем пророка". В покоренных арабами странах повинности крестьянского  населения были значительно облегчены, особенно для тех, кто принимал ислам; и это содействовало переходу широких масс населения разных национальностей  в новую религию. Ислам, зародившись  как национальная религия арабов, скоро стал превращаться в наднациональную, мировую религию. Уже в VII-IX вв. ислам сделался господствующей и почти единственной религией в странах халифата, охватившего огромные пространства — от Испании до Средней Азии и границ Индии. В XI-XVIII вв. он широко распространился в Северной Индии, опять-таки путем завоеваний. В Индонезии ислам получил распространение в XIV-XVI вв., главным образом через арабских и индийских купцов, и почти начисто вытеснил индуизм и буддизм (кроме острова Бали). В XIV веке ислам проник также к кыпчакам в Золотую Орду, к булгарам и другим народам Причерноморья, несколько позже — к народам Северного Кавказа и Западной Сибири.

 

            КОРАН – СВЯЩЕННАЯ  КНИГА МУСУЛЬМАН

     “О  люди! Никакой Пророк не придет после меня. Я оставляю вам  Книгу Аллха.

     Держитесь ее стойко, и тогда  вы никогда не собьетесь  с пути...”

     Изречение Пророка Мухаммада

    Священная книга мусульман – Коран (от араб. "ал-куран" — "чтение вслух", "назидание"). В нем зафиксированы основные идеи и вероучения Мухаммада. Согласно общепринятой в исламе традиции, текст Корана был поведан пророку самим Аллахом через посредство Джебраила. Аллах не раз передавал свои священные заповеди через различных пророков – Моисея, Иисуса, наконец, Мухаммада. Этим исламское богословие объясняет и многочисленные совпадения текстов Корана и Библии: переданный через более ранних пророков священный текст был искажен иудеями и христианами, которые многое в нем не поняли, кое-что упустили, извратили, поэтому только в последней версии, авторизованной великим пророком Мухаммадом, правоверные могут иметь высшую и бесспорную божественную истину.

    Эта легенда о Коране, если очистить ее от божественного вмешательства, близка к истине. Основное содержание Корана так же тесно связано с  Библией, как и сам ислам близок иудео-христианству.

    Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые  из них верующие записывали по собственной  инициативе пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись  систематические записи. Канонизирование  содержания Корана и составление  окончательной редакции произошло  при халифе Олифе (644-656 гг.). Коран  предписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных  исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим  образом: "Итак, мы ниспослали его как арабский судебник" .

    Коран состоит из 114 сур (глав), расчлененных на 6219 стихов стихов (аята). Большая  часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.

    Большая часть положений Корана носит  казуальный харктер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать  разный смысл в зависимости от того. какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в  результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в  противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.

    Рассмотрим, как, откуда и почему появилось грозное  понятие "священная война".

    Дело  Божие должно торжествовать на земле. Оно торжествует через добровольную преданность и через вынужденную  покорность неверных. Добрые убеждаются проповедью посланника Божия, злые принуждаются к повиновению его мечом. Когда  еще до хиджры Мухаммад взял с ансаров "клятву мужей", т.е. обязательство  защищать его оружием, идея священной  войны была уже, очевидно, принята  им. В позднейших сурах Корана, данных в Медине, эта идея утверждается с большей настойчивостью.

     "Сражайтесь  с врагами вашими  на войне за  веру, но не нападайтье  первые. Бог ненавидит  нападающих. Убивайте  врагов ваших везде,  где найдете их; изгоняйте их оттуда, откуда они вас  изгоняли. Отступничество  хуже убийства. Не  сражайтесь с ними  у святого храма,  разве только они  вызовут вас. Если  нападут на вас  — купайтесь в  крови их. Такова  награда неверных. Если покинут заблуждение  свое — Господь  снисходителен и  милостив. Сражайтесь  с врагами, доколе  не утвердится  ислам. Ваша ненависть  да воспламеняется  только против  превратных. Если  нападут на вас  в священном месте,  — и в священном  месте воздайте  им тем же" .

    Коран был доступен далеко не каждому –  его изучали и анализировали  лишь сравнительно немногие грамотные  и образованные мусульмане, в первую очередь знатоки исламской догматики, богословы и правоведы. До широких масс простого народа, неграмотных крестьян заповеди ислама доходили лишь в устной форме проповедей и в виде священных заповедей, составлявших обязательный для каждого правоверного комплекс правил поведения, прежде всего религиозного.

Сказал  Аллах в Коране:

“Писание, которое ниспослали Мы Тебе, благословенно;

    дабы  умные размышляли о знамениях его  и учились

ИСЛАМСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О  БОГЕ.

     - Бог не имеет ничего общего  с человеком. 

     - Бог - вне пространства и времени. 

     - Он создал и бесчисленное множество  миров, и бесчисленное множество  наделенных разумом существ, одним  из которых является человек. 

     - Связь человека с Богом односторонняя:  человек зависит от Бога, а  Бог нисколько не зависит от  человека; своим поведением, своими  поступками и словами человек  не может оказать никакого  влияния на Бога.

     - Хорошо то, что предписано Богом;  плохо то, что запрещено Богом... Вне Бога нет ни добра, ни  зла. 

     - Бог добр и милосерден не  потому, что он "должен", "обязан" быть непременно добрым и милосердным;  доброта и милосердие просто  Его изначальные свойства, вытекающие  из отношения Творца к сотворенному  миру.

    - Бога нельзя было бы признать  абсолютно всемогущим, если бы  в мире происходили хоть какие-нибудь  случайные, заранее им не предусмотренные  события. Поэтому учение о предопределении  является закономерным следствием  всякого развитого монотеизма. Это  учение, согласно которому все  совершается с фатальной неизбежностью,  кажется противоречащим нравственной  ответственности каждого отдельного  человека. Ислам дает разрешение  этой проблемы: хотя все совершается  только по воле Бога и судьба  каждого человека в самых мельчайших  деталях предопределена миллионы  лет тому назад, тем не менее,  человек отвечает за каждый  свой поступок так, как если бы он обладал полной свободой воли. Человек должен стремиться к добру и избегать зла, потому что такова воля Бога, и не забывать, что за каждый свой поступок и каждое движение души он будет судим по всей строгости, без всяких скидок на предопределение так, как будто в любой жизненной ситуации от него, и только от него, зависит выбор поведения.

    "ПЯТЬ  СТОЛПОВ"

    Основы  религии знает всякий мусульманин, и образованный и неграмотный. Почти  всякий знает и "пять столпов" ислама, пять главных обязанностей верующего.

  • Первый из столпов Ислама - это признание того, что Бог один. В Исламе этот феномен назван арабским словом "ат-Таухид", которое означает "Вера в Единого Бога". Бог вечен и абсолютен, Он не имеет ни начала, ни конца. Все, кроме Бога, было создано Богом, которому нет ни равных, ни соперников. Он не имеет ни сыновей, ни дочерей и никакого проявления во плоти. Именно эта вера считается основополагающей в жизни мусульманина. Вера в Бога порождает повиновение Ему, обязательное для каждого приверженца Ислама. Мусульмане убеждены в том, что Божьи законы имеют приоритет перед любыми культурными или социальными нововведениями, возникнувшими вследствие развития цивилизации. Чтобы стать мусульманином, достаточно торжественно произнести фразу о том, что нет бога кроме Аллаха и Мухаммад пророк его. Тем самым человек становится покорным Аллаху, мусульманином. Но, став им, он должен был соблюдать остальные обязанности правоверного.
  • Второй из них - молитва (салят). Молитва мусульман состоит из ряда поклонов, сопровождаемых произнесением различных религиозных формул.

      "Творите  регулярную молитву 
      По двум пределам дня,  
      И (в ранние) часы (прихода и ухода) ночи.  
      Ведь, истинно, дела благие  
      Приносят избавленье от дурных; 
      Сие - напоминание для помнящих (о Боге)."

     Те, кто не молится пять раз в день – неверные. По пятницам и в праздничные  дни свершаются торжественные богослужения, которыми руководят имамы ("стоящие  впереди"). Перед молитвой правоверный  обязан совершить омовение, обряд  очищения (малого – мытьё рук, ног, лица; и большого, в случае серьёзной  нечистоты, – полное омовение всего  тела). Если нет воды, её заменяют песком.

     Место богослужения, проповедей и молитв – мечеть. Это также место собраний правоверных  во всех важных случаях  жизни, своего рода культурный центр. Строительство  мечетей в исламе всегда считалось  богоугодным делом. Средств на это  не жалели, так что мечети, особенно в городах, столицах, представляют собой  нередко великолепные сооружения. Внутреннее помещение мечети выглядит скромно, даже если закрытая часть его устлана  богатыми коврами. Здесь нет ни идолов, ни украшений, ни музыкальных инструментов.

    Важная  функция мечети – организация  обучения детей. Образование в исламских  странах было всегда религиозным  и находилось под попечительством  местных духовных властей. Имам и  мулла данной мечети были одновременно здесь и учителями.

  • Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является пост (саум). Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи, питья и развлечений. Все время должно быть в принципе посвящено человеком Аллаху, занято молитвами, чтением Корана и религиозных сочинений, благочестивыми размышлениями. Главным и обязательным для всех, кроме больных, путешествующих и т. д., является пост в месяц рамадан; кроме того, существует еще дата, в которой поститься желательно. Конец месяца рамадан и соответственно месячного поста отмечается праздником разговенья, вторым по значению праздником в исламе.

    Кроме ограничений, связанных с постом, в исламе существует большое количество запретов, регулирующих различные стороны  жизни мусульманина. Мусульманину запрещено  пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в азартные игры. Ислам запрещает  ростовщичество - риба. Конечно, не все  эти и другие правила строго соблюдаются, но время от времени, в частности в семидесятые годы нашего века, в различных мусульманских государствах усиливается контроль, за соблюдением культовых правил, например поста в рамадан.

  • Четвертой обязанностью каждого мусульманина (с оговоркой - если у него есть к тому физическая и материальная возможность), является хаджж - паломничество в Мекку, прежде всего к Каабе, главной святыне ислама. Кааба - небольшое здание, в юго - западной угол которого вмурован "черный камень" (издревле хранящийся тут метеорит) - по преданию, посланный Аллахом с неба людям как знак своего могущества и благоволения.

     Этот  столп обязателен только для тех, кто физически и материально  способен позволить себе участие  в паломничестве:

"Во  славу Бога завершите  хадж или аль  умра,  
Но если вы затруднены,  
Вы жертвенный пошлите дар,  
Что будет вам по силам".
 

    Паломничество совершается в месяце зу - ль - хиджжа, который, как рамадан, является месяцем  лунного календаря и потому приходится на разное время года. Паломники, надев  специальные белые одежды, и пройдя церемонию ритуального очищения, совершают торжественный обход  вокруг Каабы, пьют воду из близлежащего священного источника. Далее следуют  торжественные процессии и моления  у холмов и долин вокруг Мекки, связанных с легендой о пребывании в тех местах праотца Ибрахима, первого проповедника единобожия.

Информация о работе Ислам: возникновения и распостранения