Первоначально Магомет испугался
начавшихся “откровений”, но затем
уверился, что избран божеством
в качестве посланника (расул)
и пророка (наби), чтобы нести
людям слово божье. Первые “откровения”,
которые Магомет пытался передать
своим сородичам, провозглашали
величие единственного и единого
бога Аллаха, отвергали распространенное
в Аравии многобожие, предупреждали
о грядущем воскрешении мертвых,
Дне суда и наказаний в аду
всех, кто не верует в Аллаха.
Проповедь Магомета была встречена
в Мекке с насмешкой, однако
постепенно вокруг него собралась
группа сторонников, частью из
знатных родов, частью - из низов
мекканского общества. Мекканская
верхушка начала преследовать
и притеснять последователей
Магомета - мусульман. Сам Магомет
находился под защитой своего
рода и его главы - Абу Талиба,
многие же из мусульман, спасаясь
от гонений уехали из Мекки
в Эфиопию. Проповедь Магомета,
якобы передававшая прямую речь
Аллаха, в это время доказывала
всемогущество Аллаха, часто именовавшегося
Милостливым (Рахман), его величие, полную
зависимость от него человека. При этом
Магомет отсылал слушателей к известным
им историям о пророках прошлого и о погибших
древних народах. Коран как бы показывал,
что пророчество Магомета - явление известное
и возможное и что непослушание пророку
всегда вело к наказанию неверующих.
В
какой-то момент (около 618-620 гг.) возникла
возможность компромисса с мекканцами.
Магомет якобы согласился признать
особое положение при Аллахе почитаемых
в Мекке богинь - ал-Лат, ал-‘уззы
и Манат, а мекканцы - пророческую
миссию Магомета и первое место Аллаха
среди богов. Однако примирение, нарушавшее
главный принцип нового учения -
строгое единобожие, не состоялось,
и борьба обострилась. Тем временем
умерла Хандиджа, умер Абу Талиб. Магомет
лишился значительной части моральной
поддержки и защиты. Ставший
главой рода Абу Лахаб отказал
Магомету в покровительстве.
Магомет стал искать сторонников
вне Мекки. Он обращался с
проповедями к людям, приезжавшим
в город по торговым делам,
совершил в безрезультатных поисках
убежища поездку в Та’иф. Наконец,
около 620 года он вступил в
тайное соглашение с группой
жителей Йасриба - крупного землевладельческого
оазиса примерно в 400 км. к северу
от Мекки. Жившие там изыческие
и принявшие иудаизм арабские
племена находились в состоянии
затянувшихся и запутанных междоусобиц,
из которых они, по аравийскому
обычаю, надеялись выбраться с
помощью авторитетного и беспристрастного
третейского судьи. В качестве
такого судьи они и пригласили
Магомета, признав его пророческую
миссию как основу его авторитета.
Сначала большинство мекканских
мусульман, а затем и сам
Магомет переселились в Йасриб.
Он прибыл туда 12 или 18 раби’
I, т.е. 24 или 22 сентября 622 года. С первого
месяца (ал-мухаррам) этого года мусульмане
(при ‘Умаре I) стали отсчитывать
годы новой эры по хиджре, т.е.
по году переселения Магомета
и Мекки в Йасриб, который стал
называться Мажинат ан-наби (“город
Пророка”) или просто ал-Мадина (Медина).
Магомет превратился из простого
проповедника в политического
лидера общины, включавшей поначалу
не только мусульман. Постепенно
устанавливается его единовластие
в Медине. Главной опорой Магомета
были пришедшие с ним из
Мекки мусульмане - мухаджиры и
мединские мусульмане - ансары. Магомет
надеялся также найти религиозную
и политическую поддержку у
иудеев Йасриба, он даже подчеркнуто
избрал киблой Иерусалим. Однако
они отказались признать в
Магомете мессию из неиудеев,
более того высмеивали пророка
Аллаха и даже вступили в
контакты с врагами Магомета -
мекканцами. К ним присоединились
и часть других йасрибцев из
язычников, иудеев и христиан,
первоначально охотно принявших
ислам, но затем выступивших
против Магомета. Эта внутренняя
мединская оппозиция неоднократно
осуждается в Коране под именем
“лицемеров” (мунафикун).
Внутреннее размежевание помогло
развитию представления об исламе
как об отдельной религии, усилению
ее аравийских черт. Магомет все
отчетливее говорит об особой
роли ислама, о себе как о
последнем пророке - “печати пророков”,
иудеи и христиане порицаются
как плохие верующие, ислам объявляется
исправление допущенных ими искажений
воли Аллаха. В противовес субботе
устанавливается особый мусульманский
день общей молитвы - пятница,
объявляется о святости ал-Ка’бы
и первостепенном значении паломничества
к ней. Она становится главной
святыней ислама, к ней молящиеся
начинают обращаться во время
молитвы (кибла).
В Медине строятся первая мечеть,
дом Магомета, устанавливаются основы
мусульманского ритуала - правила
молитвы, омовения, поста, призыва
к молитве, сборов на благочестивые
нужды и т.д. В проповедях
Магомета стали фиксироваться
правила жизни общины - принципы
наследования, раздела имущества,
бракосочетания. Объявляются запреты
на вино, свинину и азартные
игры.
Начинает особо выделяться положение
Магомета как посланника Аллаха.
В “откровениях” появляются
требования особого почтения
к Магомету, ему “ниспосылаются”
исключения из некоторых запретов,
обязательных для других.
Таким
образом, в Медине Магомет сформировал
основные принципы религиозного учения,
ритуала и организации общины.
Эти принципы были выражены в “откровениях”
и частично - в высказываниях, решениях
и поступках самого Магомета.
Одной из форм сплочения общины
и ее расширения с самого
начала мединского периода стала
борьба с неверующими мекканцами.
В 623 году начинаются нападения
мусульман на мекканские караваны,
в 624 году при Бадре мусульмане,
возглавляемые Магометом, победили
мекканский отряд, и эта победа
была воспринята и истолкована
как доказательство того, что
Аллах - на стороне мусульман.
В 625 году мекканцы пошли к
Медине и сразились с мусульманским
войском около горы Ухуд. В
бою Магомет был легко ранен
в голову, мусульмане понесли
большие потери, однако мекканцы
не развили свой успех и
отошли. В следующем году они
снова подошли к Медине, но
были остановлены обороной мусульман
у специально выкопанного рва.
Тесные связи внутренней мединской
оппозиции с мекканцами, ее попытки
покушения на жизнь Магомета
и упорный отказ от полного
ему подчинения вызывали резкие
ответные меры. Последовательно
из Медины были изгнаны иудейские
племена бану кайнука’ и бану
надир, значительная часть бану
курайза была перебита, были убиты
и некоторые наиболее активные
противники и соперники Магомета.
Затем были собраны большие
силы для решительной борьбы
с Меккой.
В 628 году большое войско, к
которому присоединились некоторые
кочевые племена, двинулось в
сторону Мекки и остановилось
в местечке ал-Худайбийа, на
самой границе священной территории
Мекки.
Переговоры
между мекканцами и мусульманами
завершились перемирием. Ровно через
год Магомет и его сподвижники
совершили в соответствии с договором
малое паломничество (‘умра).
Тем временем крепла сила мединской
общины. Были завоеваны богатые
оазисы Северной Аравии Хайбар
и Фадак, союзниками Магомета
становились все новые и новые
племена. В этих условиях продолжались
тайные переговоры мекканцев с Магометом,
многие мекканцы принимали ислам открыто
или тайно. В результате всего этого подошедшее
к Мекке в 630 году мусульманское войско
беспрепятственно вошло в город. Магомет
совершил поклонение ал-Ка’бе, очистил
ее от языческих идолов.
Магомет, однако, продолжал жить
в Медине, лишь однажды (в 632
году) еще совершив паломничество,
называемое прощальным (хиджжат
ал-вада’). Победа над Меккой еще
более укрепила уверенность Магомета
в себе и подняла его политический
и религиозный авторитет в
Аравии. Он посылает различным
царям и вождям Аравии и
наместникам пограничных с Аравией
областей Византии и Ирана
послания с предложением принять
ислам. Мекканские военные отряды
захватывают новые оазисы в
Северной Аравии, появляются в
Йемене. В Мекку приезжают представители
различных племен и областей
полуострова. Многие из приезжавших
договариваются с Магометом о
союзе. В сражении при Хунайне
в 630 году мусульмане и их
союзники отбили большое наступление
на Мекку враждебных кочевых
племен. В 631-632 гг. значительная часть
Аравии оказывается в той или
иной степени включенной в
политическое объединение, возглавляемое
Магометом.
В последние годы жизни Магомет
определяет цель этого объединения
- распространение власти ислама
на север; он деятельно готовит
военную экспедицию в Сирию.
В июне/июле 632 года в возрасте
60-63 лет Магомет неожиданно для
своих сподвижников скончался
после непродолжительной болезни.
Существует легенда, что он
был отравлен. Похоронен он в
главной мечети Мединны (Мечети
Пророка).
Со смертью Магомета прекратился
прямой “контакт” общины с
Аллахом, ею стали управлять
халифы - заместители Пророка в
деле проведения в жизнь законов
и правил, заповеданных Магометом
и изложенных в Коране. За право
выдвижения на пост халифа
своего представителя соперничали
разные группы мусульман. Первым
халифом стал один из ближайших
соратников Магомета - Абу Бакр.
После смерти Хадиджи Магомет
заключал большое количество
браков. Право Пророка перевысить
разрешенное для мусульманина
число жен (четыре) было специально
обосновано кораническим “откровением”.
В большинстве своем эти браки
носили политический характер, укрепляя
связи Магомета с различными
родо-племенными группами. Любимой
женой Магомета предание считает
‘А’ишу, дочь Абу Бакра. После
смерти Пророка она пыталась
играть политическую роль в
качестве хранителя и толкователя
его заветов. Особой любовью
Магомета также пользовалась
коптская невольница Мария, родившая
ему сына Ибрахима, умершего в
младенчестве и горько оплаканного
Пророком. Согласно преданию, у Магомета
было 11 официальных жен, девять
из которых были живы в момент
его кончины.
Магомет не оставил мужского
потомства. Дочь Магомета Фатима
вышла замуж за его двоюродного
брата и верховного друга ‘Али
б. Аби Талиба. От потомков их
сыновей - ал-Хасана и ал-Хусайна
- происходят все довольно многочисленные
в сегодняшнем мусульманском
мире потомки “семьи Пророка”
- саййиды и шарифы.
В современной науке существует
общее мнение, что Магомет действительно
жил и действовал, произнес значительную
часть слов, составляющих Коран,
обосновал общину мусульман сначала
в Мекке, потом в Йасрибе.
В жизнеописании Магомета (сира),
в преданиях о его словах
и поступках (хадис), в комментариях
к Корану (тафсир) и т.д. наряду
с исторически достоверными сведениями
содержится много поздних добавлений,
домыслов и легенд. Все вместе
они и составляют известную
всем мусульманам биографию Пророка.
Ислам в принципе не наделяет
Магомета никакими сверхъестественными
чертами. В Коране неоднократно
подчеркивается, что он такой
же человек, как и все. Тем
не менее вокруг его фигуры
постепенно возник цикл легенд
о чудесах. Некоторые из них
развивают намеки Корана, как,
например, легенда о том, что
ангелы рассекли молодому Магомету
грудь и омыли его сердце, или
легенда о его ночном путешествии
на волшебном животном ал-Бураке
в Иерусалим и последующем вознесении
на небеса. Сложился ряд легенд о чудесах,
сотворенных Магометом, - в его присутствии
недойная овца дает молоко, малой пищи
хватает на множество людей и т.д. В целом,
однако, подобного материала в преданиях
о Магомете сравнительно мало.
В европейской культуре образ
Магомета был первоначально объектом
разных нападок и обвинений
в коварстве, жестокости, любострастии,
возникали и волшебные легенды,
притягивавшие христианских завоевателей,
как, например, о висящем в воздухе
гробе Магомета. Причудливым образом
он становился порой объектом
тайного поклонения, например у
тамплиеров. Просветители считали
Магомета обманщиком, использовавшем
религию в целях собственного
благополучия. Ученые и публицисты
Европы видели в Магомете и
революционера, и реформатора,
и пламенного политического вождя,
и вдохновенного пророка, и
ученика иудейских раввинов или
христианских монахов, и крупного
политика и т.д. Успех ислама
как религии и как социальной
системы был обеспечен и объективными
и субъективными факторами. В
ряду последних одно из ведущих
мест занимает личность Магомета,
вдохновенного оратора, проповедника,
преданного своему делу вероучителя,
умного и гибкого политика, умевшего
соединять идеал с реальностями
жизни, верность традиции с
решительными новшествами, принципиальность
с гибкостью, “демократизм” с
единовластием, мягкость с суровостью
и решительностью.