Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 19:05, курсовая работа
Знание основ мусульманской религии весьма различно у различных слоев населения и в разных странах традиционного распространения ислама. Всякий мусульманин знает арабское звучание и смысл символа веры религии ислама: "нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха". Здесь кратко выражены два главных догмата ислама: существует единый, единственный, и вечный всемогущий бог - Аллах; своим посланником Аллах избрал араба из Мекки, Мухаммада, через него бог передал людям текст священной книги - корана, его руками он основал общину верующих (умма).
ВВЕДЕНИЕ 3
ИСЛАМ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАПРОСТРАНЕНИЕ 4
ЗАРОЖДЕНИЕ ИСЛАМА 4
МУХАММАД (Мухаммед, Магомет) - ПОСЛАННИК АЛЛАХА 6
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА 10
КОРАН – СВЯЩЕННАЯ КНИГА МУСУЛЬМАН 12
ИСЛАМСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ 13
"ПЯТЬ СТОЛПОВ" 14
"СТОЛПЫ ВЕРЫ" 17
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА 17
РАЗЛИЧНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В МУСУЛЬМАНСТВЕ 20
ШИИЗМ 20
СУННИЗМ 21
СУФИЗМ 21
ДВИЖЕНИЕ ТАРИКАТА 22
ВАХХАБИТИЗМ 22
БАБИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 22
МАХДИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 23
ИСЛАМ В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ РЕЛИГИЯМИ 23
ИСЛАМ В НОВУЮ ЭПОХУ 20
СОВРЕМЕННЫЙ ИСЛАМ. ЕГО РОЛЬ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Содержание.
ВВЕДЕНИЕ 3
ИСЛАМ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАПРОСТРАНЕНИЕ 4
ЗАРОЖДЕНИЕ ИСЛАМА 4
МУХАММАД (Мухаммед, Магомет) - ПОСЛАННИК АЛЛАХА 6
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА 10
КОРАН – СВЯЩЕННАЯ КНИГА МУСУЛЬМАН 12
ИСЛАМСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ 13
"ПЯТЬ СТОЛПОВ" 14
"СТОЛПЫ ВЕРЫ" 17
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА 17
РАЗЛИЧНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В МУСУЛЬМАНСТВЕ 20
ШИИЗМ 20
СУННИЗМ 21
СУФИЗМ 21
ДВИЖЕНИЕ ТАРИКАТА 22
ВАХХАБИТИЗМ 22
БАБИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 22
МАХДИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 23
ИСЛАМ В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ РЕЛИГИЯМИ 23
ИСЛАМ В НОВУЮ ЭПОХУ 20
СОВРЕМЕННЫЙ ИСЛАМ. ЕГО РОЛЬ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 30
ВВЕДЕНИЕ.
Третьей
(самой поздней по времени возникновения)
мировой религией является ислам, или
мусульманство. Это одна из самых
распространенных религий: приверженцев
ее насчитывается около 900 миллионов,
преимущественно в Северной Африке,
Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной
Азии. Арабо-язычные народы почти
поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные
и ирано-язычные — в
В сегодняшнем мире более 900 миллионов человек на вопрос: "Кто ты по вере?" - отвечают арабским словом муслим: " Человек, исповедующий ислам", мусульманин.
Связь веры с традиционным образом жизни была характерна для ислама во все времена, но особенно очевидна она становится сегодня, когда идеологи и политики, выступающие под лозунгом ислама, пытаются как можно больше людей объявить мусульманами только потому, что они придерживаются многих обычаев своих отцов.
Знание основ
Величие бога - Аллаха - выражено во многих формулах, хорошо известных всем мусульманам и часто повторяемых ими в речи, молитвах, бытовых восклицаниях, а также постоянно встречающихся в изящной вязе арабского письма, на памятниках мусульманской архитектуры в Азии, Африке, Европе и Америке: "Аллаху акбар" - "Аллах самый великий!" и т. д. Кратчайшее изложение главного догмата ислама содержится 112 суре (главе) Корана: "Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Скажи: "Он - Аллах единственный, Аллах могучий. Не рождал и не был рожден, и не было никого подобного ему, никогда". По мусульманской доктрине, люди, не исповедующие ислам, - "неверные", среди них иудеи и христиане выделяются особо как ахль аль - китаб, т. е. "люди Писания". Согласно Корану они верят якобы в того же бога, что и мусульмане. Этот бог и им посылал своих посланников - Моисей (Мусу), Иисуса (Ису), которые несли людям слово божье. Однако люди исказили и забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммада, своего последнего пророка, с божьим словом - Кораном. Это была как бы последняя попытка наставить людей на праведный путь, последнее предупреждение, после которого должен наступить конец мира и Суд, когда всем людям будет воздано по их делам - они попадут в райские сады или в адский огонь. Эти основы религии знает всякий мусульманин, и образованный и неграмотный.
ИСЛАМ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАПРОСТРАНЕНИЕ.
Ислам зародился в Аравии в VII веке нашей эры. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного.
ЗАРОЖДЕНИЕ ИСЛАМА.
Ислам зародился в Аравии в VII веке н. э. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран — основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.
Сам
Мухаммед ничего не писал: он был, видимо,
неграмотен. После него остались разрозненные
записи его изречений и поучений,
сделанные в разное время. Мухаммеду
приписываются тексты и более
раннего времени и более
Коран разделен на 114 глав (сур). Они расположены без всякого порядка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие — к концу. Суры мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Одно и то же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами "геенной" в будущей жизни всем непослушникам. В Коране совсем незаметно следов такой редакционно-литературной отделки, как в христианском Евангелии: это совершенно сырые, необработанные тексты.
Другая часть религиозной литературы мусульман — это сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами — Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.
На основе Корана и хадисов мусульманские богословы пытались восстановить биографию Мухаммеда. Самая ранняя из сохранившихся биографий составлена мединцем Ибн Исхаком (VIII век) и дошла до нас в редакции IX века.
Можно
считать установленным, что Мухаммед
действительно жил около 570-632 гг.
и проповедовал новое учение сначала
в Мекке, где нашел мало последователей,
потом в Медине, где ему удалось
собрать много приверженцев; опираясь
на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре
объединил и большую часть
Аравии под знаменем новой религии.
Биография Мухаммеда лишена особой
фантастики (в отличие от евангельской
биографии Иисуса). Но истоки мусульманской
религии нужно искать, конечно, не
в биографии отдельных лиц, а
в социально-экономических и
Аравия была издавна населена семитическими племенами, предками теперешних арабов. Часть их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях, разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами — Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию. Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекканском оазисе, близ побережья Красного моря. Родо- племенная знать обитавшего здесь племени корейш (курейш) извлекала для себя много выгод из торговли. В Мекке образовался религиозный центр всех арабов: в особом святилище Кааба были собраны священные изображения и культовые предметы разных арабских племен.
Были
в Аравии и поселения иноземцев,
в частности иудейские и
"Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме него, и ангелы, и обладающие знанием, которые стойки в справедливости: нет божества, кроте него, великого, мудрого! Поистине, религия пред Аллахом — ислам...".
Проповеди Мухаммеда вначале были встречены окружающими недоверчиво, даже враждебно, особенно предводителями его собственного племени корейш. Торговая знать опасалась, что прекращение культа староарабских племенных богов подорвет значение Мекки как религиозного, а значит, и экономического центра. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать из Мекки: это бегство (хиджра), совершенное в 622 году н. э., считается мусульманами за начало особого летоисчисления (мусульманская эра). В земледельческом оазисе Медине (Ятриб) Мухаммед нашел более благоприятную почву для пропаганды: мединцы соперничали и враждовали с мекканской аристократией и рады были выступить против нее. Мухаммеда поддержало несколько местных племен; он пытался опереться даже и на еврейские общины. Набрав себе много сторонников, Мухаммед в 630 году захватил Мекку. Мекканские корейши вынуждены были принять новую религию. С объединением арабских племен, которые одно за другим примыкали к новому учению, значение Мекки как национально-религиозного центра еще более возросло. Корейшитская знать, вначале враждебная мусульманскому движению, теперь признала за благо примкнуть к нему и даже возглавила движение.
В момент смерти Мухаммеда (632 год) новое вероучение было еще совсем не оформлено. Основные его положения можно извлечь из Корана, при всей хаотичности этой книги. Позже они были развиты мусульманскими богословами.
Маулид – день рождения пророка Мухаммада – отмечается 12 числа месяца раби ал-аввай по лунному календарю. Это произошло в " год слона ", т.е. в 570 г. Маулид совпадает с днем смерти Мухаммада. Символичное совпадение дат рождения и смерти, т.е. рождения для вечной жизни, было дано Мухаммаду Творцом в знак его особой миссии носителя Откровения, последнего, как считает ислам, Пророка в истории человечества.
Согласно
преданиям, рождение Мухаммада было
предсказано пророками
Ахмад б. ‘Абд Аллах (около
570-632) из рода хашим родо-племенной
группы курайш - основатель религии
ислама и первой общины
Родился в Мекке в небогатой,
но близкой по родству к
мекканской знати семье. Его
отец умер во время торговой
поездки до рождения Магомета,
мать - через несколько лет. Магомет
воспитывался в доме своего
деда ‘Абд ал-мутталиба. С
Магомет любил одиночество и
благочестивые размышления,