Ислам: возникновения и распостранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Знание основ мусульманской религии весьма различно у различных слоев населения и в разных странах традиционного распространения ислама. Всякий мусульманин знает арабское звучание и смысл символа веры религии ислама: "нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха". Здесь кратко выражены два главных догмата ислама: существует единый, единственный, и вечный всемогущий бог - Аллах; своим посланником Аллах избрал араба из Мекки, Мухаммада, через него бог передал людям текст священной книги - корана, его руками он основал общину верующих (умма).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ИСЛАМ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАПРОСТРАНЕНИЕ 4

ЗАРОЖДЕНИЕ ИСЛАМА 4

МУХАММАД (Мухаммед, Магомет) - ПОСЛАННИК АЛЛАХА 6

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА 10

КОРАН – СВЯЩЕННАЯ КНИГА МУСУЛЬМАН 12

ИСЛАМСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ 13

"ПЯТЬ СТОЛПОВ" 14

"СТОЛПЫ ВЕРЫ" 17

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА 17

РАЗЛИЧНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В МУСУЛЬМАНСТВЕ 20

ШИИЗМ 20

СУННИЗМ 21

СУФИЗМ 21

ДВИЖЕНИЕ ТАРИКАТА 22

ВАХХАБИТИЗМ 22

БАБИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 22

МАХДИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 23

ИСЛАМ В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ РЕЛИГИЯМИ 23

ИСЛАМ В НОВУЮ ЭПОХУ 20

СОВРЕМЕННЫЙ ИСЛАМ. ЕГО РОЛЬ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

религия.docx

— 75.91 Кб (Скачать)

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ 3

ИСЛАМ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ  И РАПРОСТРАНЕНИЕ 4

    ЗАРОЖДЕНИЕ  ИСЛАМА 4

    МУХАММАД (Мухаммед, Магомет) - ПОСЛАННИК АЛЛАХА 6

    РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА 10

КОРАН – СВЯЩЕННАЯ  КНИГА МУСУЛЬМАН 12

ИСЛАМСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  О БОГЕ 13

"ПЯТЬ СТОЛПОВ" 14

"СТОЛПЫ ВЕРЫ" 17

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА 17

РАЗЛИЧНЫЕ ТЕЧЕНИЯ  В МУСУЛЬМАНСТВЕ 20

    ШИИЗМ 20

    СУННИЗМ 21

    СУФИЗМ 21

    ДВИЖЕНИЕ ТАРИКАТА 22

    ВАХХАБИТИЗМ 22

    БАБИСТСКОЕ  ДВИЖЕНИЕ 22

    МАХДИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 23

ИСЛАМ В СРАВНЕНИИ  С ДРУГИМИ РЕЛИГИЯМИ 23

ИСЛАМ В НОВУЮ  ЭПОХУ 20

    СОВРЕМЕННЫЙ ИСЛАМ. ЕГО РОЛЬ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30 
 

 

ВВЕДЕНИЕ.

    Третьей (самой поздней по времени возникновения) мировой религией является ислам, или  мусульманство. Это одна из самых  распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной  Азии. Арабо-язычные народы почти  поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные  и ирано-язычные — в подавляющем  большинстве. Много мусульман также  среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком  придерживается ислама.

    В сегодняшнем мире более 900 миллионов  человек на вопрос: "Кто ты по вере?" - отвечают арабским словом муслим: " Человек, исповедующий ислам", мусульманин.

          Связь веры с традиционным образом жизни была характерна для  ислама во все времена, но особенно очевидна она становится сегодня, когда  идеологи и политики, выступающие  под лозунгом ислама, пытаются как  можно больше людей объявить мусульманами только потому, что они придерживаются многих обычаев своих отцов.

          Знание основ мусульманской  религии весьма различно у различных  слоев населения и в разных странах традиционного распространения  ислама. Всякий мусульманин знает  арабское звучание и смысл символа  веры религии ислама: "нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха". Здесь кратко выражены два главных догмата  ислама: существует единый, единственный, и вечный всемогущий бог - Аллах; своим  посланником Аллах избрал араба  из Мекки, Мухаммада, через него бог  передал людям текст священной  книги - корана, его руками он основал  общину верующих (умма). За 14 веков из небольшой группы Аравии она превратилась в многомиллионную массу людей  разных национальностей, разных языков, разных социальных слоев и культурных ориентаций.

      Величие бога - Аллаха - выражено во многих формулах, хорошо известных всем мусульманам  и часто повторяемых ими в  речи, молитвах, бытовых восклицаниях, а также постоянно встречающихся в изящной вязе арабского письма, на памятниках мусульманской архитектуры в Азии, Африке, Европе и Америке: "Аллаху акбар" - "Аллах самый великий!" и т. д. Кратчайшее изложение главного догмата ислама содержится 112 суре (главе) Корана: "Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Скажи: "Он - Аллах единственный, Аллах могучий. Не рождал и не был рожден, и не было никого подобного ему, никогда". По мусульманской доктрине, люди, не исповедующие ислам, - "неверные", среди них иудеи и христиане выделяются особо как ахль аль - китаб, т. е. "люди Писания". Согласно Корану они верят якобы в того же бога, что и мусульмане. Этот бог и им посылал своих посланников - Моисей (Мусу), Иисуса (Ису), которые несли людям слово божье. Однако люди исказили и забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммада, своего последнего пророка, с божьим словом - Кораном. Это была как бы последняя попытка наставить людей на праведный путь, последнее предупреждение, после которого должен наступить конец мира и Суд, когда всем людям будет воздано по их делам - они попадут в райские сады или в адский огонь.  Эти основы религии знает всякий мусульманин, и образованный и неграмотный.

 

     ИСЛАМ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ  И РАПРОСТРАНЕНИЕ.

    Ислам зародился в Аравии в VII веке нашей  эры. Происхождение его яснее, чем  происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного.

    ЗАРОЖДЕНИЕ  ИСЛАМА.

    Ислам зародился в Аравии в VII веке н. э. Происхождение его яснее, чем  происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. По мусульманской традиции, основателем  ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил  от бога ряд "откровений", записанных в священной книге Коране, и  передал их людям. Коран — основная священная книга мусульман, как  Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие  для христиан.

    Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен. После него остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разное время. Мухаммеду  приписываются тексты и более  раннего времени и более поздние. Около 650 года (при третьем преемнике  Мухаммеда — Османе) из этих записей  был сделан свод, получивший название Коран ("чтение"). Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому пророку Архангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены.

    Коран разделен на 114 глав (сур). Они расположены без всякого порядка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие — к концу. Суры мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Одно и то же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами "геенной" в будущей жизни всем непослушникам. В Коране совсем незаметно следов такой редакционно-литературной отделки, как в христианском Евангелии: это совершенно сырые, необработанные тексты.

    Другая  часть религиозной литературы мусульман  — это сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами — Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.

    На  основе Корана и хадисов мусульманские  богословы пытались восстановить биографию  Мухаммеда. Самая ранняя из сохранившихся  биографий составлена мединцем Ибн  Исхаком (VIII век) и дошла до нас  в редакции IX века.

    Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около 570-632 гг. и проповедовал новое учение сначала  в Мекке, где нашел мало последователей, потом в Медине, где ему удалось  собрать много приверженцев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть  Аравии под знаменем новой религии. Биография Мухаммеда лишена особой фантастики (в отличие от евангельской биографии Иисуса). Но истоки мусульманской  религии нужно искать, конечно, не в биографии отдельных лиц, а  в социально-экономических и идеологических условиях, сложившихся в ту эпоху  в Аравии.

    Аравия  была издавна населена семитическими  племенами, предками теперешних арабов. Часть их жила оседло в оазисах  и городах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей, часть  кочевала в степях и пустынях, разводя  верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически и культурно связана  с соседними странами — Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию. Один из важных узлов пересечения торговых дорог  находился в Мекканском оазисе, близ побережья Красного моря. Родо- племенная  знать обитавшего здесь племени  корейш (курейш) извлекала для себя много выгод из торговли. В Мекке образовался религиозный центр всех арабов: в особом святилище Кааба были собраны священные изображения и культовые предметы разных арабских племен.

    Были  в Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские и христианские общины. Люди разных языков и религий  общались между собой, верования  их влияли друг на друга. В IV веке в Аравии начался упадок караванной торговли, так как торговые дороги переместились  на восток в Сасанидский Иран. Это  нарушило экономическое равновесие, державшееся веками. Кочевники, потерявшие доход от караванного движения, стали  склонятся к оседлому образу жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились столкновения между племенами. Стала чувствоваться  нужда в объединении. Это не замедлило  отразиться и в идеологии: возникло движение за слияние племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха; тем более что евреи  и отчасти христиане подавали арабам пример единобожия. Среди арабов возникла секта ханифов, чтивших единого бога. В такой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая общественной потребности. В его проповедях, собственно, не было почти ничего нового по сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов: основное у Мухаммеда — строгое требование почитать только единого Аллаха и быть безусловно покорным его воле. Само слово "ислам" означает покорность.

    "Свидетельствует  Аллах, что нет  божества, кроме него, и ангелы, и обладающие  знанием, которые  стойки в справедливости: нет божества, кроте  него, великого, мудрого!  Поистине, религия  пред Аллахом —  ислам...".

    Проповеди Мухаммеда вначале были встречены  окружающими недоверчиво, даже враждебно, особенно предводителями его собственного племени корейш. Торговая знать опасалась, что прекращение культа староарабских племенных богов подорвет значение Мекки как религиозного, а значит, и экономического центра. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать из Мекки: это бегство (хиджра), совершенное в 622 году н. э., считается мусульманами за начало особого летоисчисления (мусульманская эра). В земледельческом оазисе Медине (Ятриб) Мухаммед нашел более благоприятную почву для пропаганды: мединцы соперничали и враждовали с мекканской аристократией и рады были выступить против нее. Мухаммеда поддержало несколько местных племен; он пытался опереться даже и на еврейские общины. Набрав себе много сторонников, Мухаммед в 630 году захватил Мекку. Мекканские корейши вынуждены были принять новую религию. С объединением арабских племен, которые одно за другим примыкали к новому учению, значение Мекки как национально-религиозного центра еще более возросло. Корейшитская знать, вначале враждебная мусульманскому движению, теперь признала за благо примкнуть к нему и даже возглавила движение.

    В момент смерти Мухаммеда (632 год) новое  вероучение было еще совсем не оформлено. Основные его положения можно  извлечь из Корана, при всей хаотичности  этой книги. Позже они были развиты  мусульманскими богословами.

МУХАММАД (Мухаммед, Магомет) - ПОСЛАННИК АЛЛАХА.

    Маулид  – день рождения пророка Мухаммада  – отмечается 12 числа месяца раби ал-аввай по лунному календарю. Это  произошло в " год слона ", т.е. в 570 г. Маулид совпадает с днем смерти Мухаммада. Символичное совпадение дат рождения и смерти, т.е. рождения для вечной жизни, было дано Мухаммаду  Творцом в знак его особой миссии носителя Откровения, последнего, как  считает ислам, Пророка в истории  человечества.

    Согласно  преданиям, рождение Мухаммада было предсказано пророками Ибрахимом (Авраамом), Исмаилом, Мусой (Моисеем) и  Исой (Иисусом Христом). В этих "двойных" именах нет ничего странного, поскольку ислам относится к так называемым авраамическим религиям и мусульмане наряду с иудеями и христианами почитают одних и тех – же ветхозаветных пророков, а так же Иисуса Христа как одного из них.

      Ахмад б. ‘Абд Аллах (около  570-632) из рода хашим родо-племенной  группы курайш - основатель религии  ислама и первой общины мусульман.  По представлению мусульман - пророк Аллаха и его посланник,  через которого был передан  людям текст Корана.

      Родился в Мекке в небогатой,  но близкой по родству к  мекканской знати семье. Его  отец умер во время торговой  поездки до рождения Магомета, мать - через несколько лет. Магомет  воспитывался в доме своего  деда ‘Абд ал-мутталиба. С молодых  лет он был знаком с караванной  торговлей, иногда участвовал  в торговых поездках. Магомет  нанялся вести торговые дела  богатой мекканской вдовы Хадиджи  бинт Хувайлит, на которой женился  в возрасте 25 лет. Пока Хадиджа  была жива, Магомет не брал  себе других жен.  Она родила  ему несколько скончавшихся в  младенчестве сыновей, в том  числе Касима, по которому Магомета  звали Абу-л-Касим, и четырех  дочерей: Рукайу, Умм Кулсум, Зайнаб  и Фатиму.

      Магомет любил одиночество и  благочестивые размышления, часто  удалялся в соседние с Меккой  горы; был знаком с основами  иудаизма и христианства, со взглядами  аравийских монотеистов-ханифов.  Когда Магомету было около  40 лет, во время одного из  периодов уединения ему стали  являться видения, а затем - речения извне, позднее записанные  по памяти с его слов и  составившие священную книгу  мусульман - Коран.

Информация о работе Ислам: возникновения и распостранения