Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 21:28, доклад
Рождество Христово— один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии.Празднуется 25 декабря. Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют 7 января по григорианскому календарю (в XX—XXI веках). В православии входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом.
Аналогичное название
праздника зафиксировано и в
армянском Лекционаре, содержавшем
краткие богослужебно-уставные заметки
о праздниках годового цикла, совершавшихся
в Иерусалиме в начале 5 в. Вероятно,
в это время праздник Сретения
существовал в Иерусалимской
церкви как местночтимый и служил
отданием всего сорокадневного цикла
праздников, посвященных Богоявлению.
Закрепление праздника Сретения
в календаре
В Иерусалимской традиции 5-7 вв. встречаются два основных названия праздника: Встреча Господа и праздник Очищения. Первое название закрепилось в Византии со времени официального введения там праздника Сретения, а также в григорианской традиции Рима. Второе — в многовековой богослужебной традиции папы Геласия (кон. 5 в.), согласно которой праздник именовался Очищением Блаженной Девы Марии. В Римской Церкви в древности доминировала богородичная тематика Сретения, в отличие от восточной традиции, согласно которой праздник имел статус Господского и постепенно был трансформирован в праздник Богородичный (в богослужебной литературе он иногда называется Сретение Пресвятой Богородицы). Так, согласно богослужебному Уставу, если праздник Сретения попадает на воскресенье, то служба воскресная не отменяется, а соединяется вместе с службой Сретения, как происходит и в двунадесятые Богородичные праздники. Праздник Сретения имеет один день предпразднства 1 (14) февраля — и семь дней попразднства. Отдание — 9 (22) февраля.
На Западе только после 2-го Ватиканского собора праздник вновь стал Господским и именуется по-латыни «Представление [Praesentatio] Господне», хотя среди русских католиков сохраняется название «Сретение Господне». Одной из важных особенностей богослужения Сретения в латинском обряде является благословение свечей, с которыми верующие стоят на Мессе, а потом благоговейно хранят их дома в течение года (свеча в данном случае символизирует Христа — «Свет к просвящению язычников»). Обычай благословения свечей на Сретение воспринят и православными (в частности, во многих приходах Украины).
БЛАГОВЕЩЕНИЕ
Пресвятой Богородицы, христианский
праздник, посвященный воспоминанию
возвещения архангелом
Крайние сроки,
с которыми может совпадать Благовещение,
— четверг третьей недели Великого
Поста и среда Светлой Седмицы.
Церковное празднование Благовещения
не отменяется, если даже праздник приходится
на Пасху (такое соединение великих
праздников называется «Кириопасхой»),
и тогда с пасхальными
ВХОД ГОСПОДЕНЬ
В ИЕРУСАЛИМ, христианский праздник,
посвященный воспоминанию входа
Иисуса Христа в Иерусалим за неделю
до Его страданий и крестной смерти,
когда народ приветствовал Его
как Царя. В Православной Церкви
входит в число Господских двунадесятых
праздников. Празднуется в последнее
воскресение перед Пасхой, в т.
н. «неделю ваий» (baion) (Вербное воскресенье).
Содержание праздника Вход Господень
в Иерусалим описан во всех Евангелиях
(Матфей 21:1-11; Марк 11:1-11; Лука 19:29-44; Иоанн
12:12-19). Христос, приближаясь к горе
Елеонской, воссел на молодого осла и
шествовал в сопровождении
История праздника. Начало праздника восходит к ранним временам христианства. Первое свидетельство о нем принадлежит святому Мефодию Патарскому, оставившему поучение на этот день. В 4 в. праздник, по словам святого Епифания Кипрского, совершался очень торжественно. Подробное описание празднования его в Иерусалиме в 4 в. оставила западная паломница Сильвия Аквитанка. После окончания Утрени и Литургии, в начале седьмого часа (1 час дня) весь народ с епископом собирался в церкви на горе Елеон, где пелись гимны и антифоны и читался 9 Час. Затем все шли с песнями на Имвомон, место вознесения Иисуса Христа на Елеонской горе, где все садились для чтений. Когда наступал одиннадцатый час, читался отрывок из Евангелия, описывающий, как дети с ветвями и пальмами встречали Господа, восклицая: «Благословен грядый во имя Господне!». Затем епископ и народ вставали и шли с песнопениями и антифонами к храму Воскресения с пением «Благословен грядый во имя Господне!» (лития). В шествии принимали участие все дети, даже те, которые не умели ходить, все держали в руках пальмовые и масличные ветви. Уже вечером приходили в храм Воскресения и служили там Вечерню, после чего народ отпускался. Таким образом древний обычай шествия на осляти в неделю ваий и современный обычай употребления и благословения ваий (заменяемых по необходимости вербами) получил начало в Иерусалиме.
Многие из Отцов Церкви 4 в. оставили поучения на этот праздник. Церковные песнопения были составлены в 7-9 веках Андреем Критским, Космой Маюмским, Иоанном Дамаскином, Иосифом Студитом и Феодором Студитом, Феофаном, императором Львом VI Мудрым и др. Особенности богослужения Особенностью праздника Входа Господня в Иерусалим является освящение на Утрени, после евангельского чтения ваий (финиковых, пальмовых ветвей) или верб. Отсюда название праздника — Неделя ваий, Цветоносная неделя или Вербное воскресенье; на Западе одно из названий — Пальмовое воскресенье. Праздник Входа Господня во Иерусалим не имеет ни предпразднства, ни попразднства, т. к. окружен днями Четыредесятницы и Страстной седмицы.
ВОЗНЕСЕНИЕ
Господне (греч. Analepsis), христианский
праздник, установленный в воспоминание
вознесения Иисуса Христа на
небо. Празднуется в 40-й день
Пасхи, на следующий день
Содержание праздника. Событие Вознесения описано в Евангелиях от Марка (16:12-19), от Луки (24:50-52) и Деяниях апостолов (1:1-12). Велев апостолам оставаться в Иерусалиме и ждать обетования Святого Духа, Иисус вывел учеников из города к Вифании и, благословляя их, вознесся на небо. Когда ученики с Елеонской горы смотрели на облако, скрывшее Господа из виду, им явились ангелы и объявили, что Сын Божий таким же образом снова придет на землю. Апостолам дано было понять, что Христос уже не будет видим на земле в телесном виде, как это было до и после Его Воскресения. Смысл праздника состоит в том, что через Вознесение Господне падшее, подверженное тлению человеческое естество возводится к бесконечной божественной жизни. Христос, воскреснув силой Своего Божества, через Вознесение удостоил обоженное человеческое естество величайшей славы «сидения одесную Отца».
История праздника.
Установление праздника Вознесения
относится к первым векам христианства.
«Апостольские постановления» предписывают
совершать его в сороковой
день Пасхи (кн. 5, гл. 18 ). В 4 в. святая равноапостольная
царица Елена построила базилику
в честь Вознесения на Масличной
горе (впоследствии разрушенную); на самом
месте Вознесения была церковь. В
описании западной паломницы Сильвии
Аквитанки, посетившей Иерусалим в
конце 4 в., этот праздник назывался
еще не Вознесением, а «40 днем после
Пасхи». В ночь на 40-й день в Вифлеемской
пещере Рождества Христова совершалось
молитвенное бдение, на которое шли
из Иерусалима после 6 часа (12 часов
дня ), а в сам праздник — Литургия.
Святой Иоанн Златоуст называет праздник
Вознесения важнейшим и великим
и относит его к числу
ТРОИЦА (Пятидесятница) (греч. Pentekoste), величайший христианский праздник, празднуемый в 50-й день Пасхи в память сошествия Святого Духа на апостолов и посвященный прославлению Святой Троицы. В Православной Церкви — великий двунадесятый праздник. На Западе праздник Пятидесятницы не носит названия Троицы, хотя тесно связывается с ее почитанием. С 14 в. праздником Троицы в Католической Церкви стало называться воскресенье по Пятидесятнице.
Содержание праздника. Название Пятидесятницы праздник получил потому, что сошествие Святого Духа на апостолов совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, установленный в память дарования еврейскому народу Закона при горе Синай; он праздновался в 50-й день после Пасхи и приходился на окончание жатвы и собирания плодов, первые начатки которых приносились в жертву в храме. Именно в этот день, в 50-й день по Воскресении Иисуса Христа, когда все ученики были собраны в одной горнице, вдруг сделался шум, «как бы от несущегося сильного ветра... и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». Апостолы исполнились Духа Святого и стали говорить разными языками (Деяния апостолов 2:1-47). Сошествием Св. Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего лица Пресвятой Троицы, и учение Иисуса Христа о Триедином Боге достигло совершенной ясности и полноты. Событие Сошествия Святого Духа на апостолов считается началом Христианской Церкви.
История праздника. По преданию, праздник Сошествия Святого Духа установлен апостолами, однако упоминания о нем, содержащиеся в Новом Завете (1 Коринфянам 16: 8; Деяния 20:16), не дают оснований считать, что речь там идет о праздновании христианской Пятидесятницы. От 2 в. нет достоверных свидетельств о существовании этого праздника. Однако уже в исторических источниках 3 в. Пятидесятница представлена общераспространенным праздником. Так, у Тертуллиана Пятидесятница выступает и как период в 50 дней, и как христианский праздник (О крещении, гл. 19).
О Пятидесятнице
как об отдельном празднике ясно
говорит Ориген (Против Цельса, VIII, 22).
В «Апостольских
Богослужебное
празднование. От 7 в. сохранилось описание
древнейшего чина богослужения Пятидесятницы
в Иерусалимском канонаре (Уставе)
на грузинском языке. Этот чин имеет
такие же литии, какие описаны
у Сильвии, и в них даются зародыши
современных трех коленопреклоненных
молитв, читаемых ныне на праздничной
Вечерне. В Уставе Великой Константинопольской
церкви (9 в.) имеется полный чин богослужения
на день Пятидесятницы для Восточной
Церкви. Это одно из самых торжественных
богослужений в году, имеет те же
особенности, что и богослужения
Пасхи и Рождества Христова. Особую
торжественность придавал празднику
Пятидесятницы обычай древней Церкви
совершать в этот день крещение оглашенных.
В 4 в. Василием Великим были составлены
коленопреклоненные молитвы, читаемые
на праздничной Вечерне, соединяемой
с Литургией. Праздник Пятидесятницы
имеет один день предпразднства и
шесть дней попразднства. На следующий
день после Пятидесятницы, в понедельник
— праздник в честь Всесвятого
Животворящего Духа (Духов день).
Отдание Пятидесятницы
ПРЕОБРАЖЕНИЕ
Господне, христианский праздник, посвященный
воспоминанию Преображения
Празднованием Преображения Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств — человеческого и Божественного. Преображение есть явление Сына при свидетельстве Отца в Духе Святом, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Преображение состояло не в изменении Божественной природы Христа, но в явлении Его Божества в природе человеческой. Согласно Иоанну Златоусту, Преображение произошло «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами». Праздник Преображения Господня существовал уже в 4 в., о чем свидетельствуют поучения и слова Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста. Мать Константина Великого, святая равноапостольная Елена, построила на горе Фавор храм в честь Преображения, разрушенный в 12 в. Салах-ад-дином. Песнопения в честь праздника были написаны Иоанном Дамаскином и Космой Маюмским (8 в.). На Западе праздник еще в 12 в. не был всеобщим; его учредил в 1457 папа Каллист III, установив тогда же богослужебный чин. Празднование Преображения продолжается 9 дней, с 5 (18) по 13 (26) августа. В этот праздник по древнему церковному обычаю совершается освящение первых плодов (злаки, виноград или яблоки).