Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 21:28, доклад
Рождество Христово— один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии.Празднуется 25 декабря. Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют 7 января по григорианскому календарю (в XX—XXI веках). В православии входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом.
Рождество Христово— один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии.Празднуется 25 декабря. Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют 7 января по григорианскому календарю (в XX—XXI веках). В православии входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом.
История появления праздника
В христианской
церкви с конца II века вплоть до IV века
события Рождества вспоминались
в день Богоявления, 6 января. Около
200 года Климент Александрийский
упоминает о такой практике. Первые
сообщения о появлении
Попытки установить год рождения Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и т. п.) не привели к какой-либо конкретной дате. По-видимому, исторический Иисус родился между 7—5 годами до н. э.[8]. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году.[9]
В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 г. до н. э. (момент прохождения кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой) до 7 г. н. э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период. Однако даты после 4 г. до н. э. маловероятны по двум причинам. Во-первых, по евангелическим и апокрифическим данным Иисус родился во времена Ирода Великого, а тот умер в 4 г. до н. э. (по другим данным, в 1 г. до н. э.[10]). А во-вторых, если принять поздние даты, то получается, что ко времени своей проповеди и казни Иисус был бы слишком молод.
Как отмечает исследователь Роберт Д. Майерс: «Библейское описание рождества Иисуса не содержит указания на дату события. Но сообщение Луки (Лк.2:8), что „были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего“, указывает на то, что Иисус родился летом или ранней осенью. Так как декабрь в Иудее холодный и дождливый, пастухи, по всей вероятности, ночью искали бы убежища для своего стада»[11].
Установление даты празднования Рождества
Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество (по иудейскому вероучению рождение человека — «начало скорбей и болей», хотя, например, иудейский царь Ирод отмечал день своего рождения). Поэтому в первые годы существования христианства никто не интересовался датой рождения Христа. Гораздо важнее для первых христиан с вероучительной точки зрения был праздник Воскресения Христова, который ныне известен как Пасха. После того, как в христианские общины вошли греки (и другие эллинистические народы), под воздействием эллинистических обычаев было начато празднование и Рождества Христова. По-видимому, единой даты Рождества не было, каждая община выбирала свою дату.
Древний христианский праздник Богоявления 6 января идейно совмещал и Рождество, и Крещение Господне, ставшие впоследствии разными праздниками.
Зимнее солнцестояние
День зимнего
солнцестояния занимал важное место
в культуре и религии многих древних
народов, начиная, по крайней мере, с
эпохи неолита. Это доказывают сохранившиеся
археологические памятники, такие
как, например, Стоунхендж в Англии
и Ньюгрейндж в Ирландии. В той
или иной форме этот день отмечался
в большинстве известных
Первое упоминание 25 декабря, как даты Рождества содержится в римском альманахе середины IV в. На первом месте в списке епископов и мучеников указано: 25 декабря — родился Христос из Вифлеема Иудейского (natus Christus in Betleem Judeae)[13].
К дате
Рождества привязана и дата
празднования Благовещения: за 9 месяцев
до Рождества — 25 марта. Впрочем,
такая связь прослеживается
Рождество в христианском богослужении
Рождество в богослужении Православной церкви
Основная статья: Рождество в богослужении Православной церкви
В иерархии праздников Русской православной церкви Рождество занимает второе место после Пасхи.
Тексты богослужебных последований праздника содержатся в Минее, а порядок их совершения — в Типиконе.
Богослужение Рождества Христова имеет значительные отличия от богослужения прочих двунадесятых праздников. Так, в состав всенощного бдения накануне праздника входит великое повечерие (как и в канун Богоявления) вместо Великой вечерни (как в остальные двунадесятые праздники).[15]
В праздник Рождества
Христова православные приветствуют друг
друга словами: «Христос родился!»,
отвечая на них - «Славим Его!».
КРЕЩЕНИЕ Господне
(Богоявление) (греч. Theophaneia или Epiphaneia),
христианский праздник, посвященный
воспоминанию Крещения Иисуса Христа
в водах Иордана. В Православной
Церкви входит в число великих
Господских двунадесятых праздников.
Празднуется 6 (19) января. Содержание праздника
О Крещении Господнем повествуется
во всех четырех Евангелиях (Матфей
3:13-17; Марк 1:9-11; Лука 3:21-23; ср. Иоанн 1:33-34).
На 30-м году Своей жизни, перед
выходом на проповедь, Иисус пришел
на реку Иордан, где Иоанн Креститель,
проповедуя покаяние в грехах, крестил
народ, и потребовал, чтобы тот
крестил Его. Когда Иисус Христос
вышел из воды и молился, отверзлись
небеса, и Дух Святой в виде голубя
сошел на Него и послышался глас:
«Сей есть Сын Мой возлюбленный,
в Котором Мое благоволение».
Праздник Крещения называется также
Богоявлением, поскольку при Крещении
Господа явилась Божественная Троица:
Бог Отец (глаголющий о Сыне), Сын
Божий (крестившийся от Иоанна и засвидетельствованный
от Бога Отца) и Дух Святой (сошедший
на Сына в виде голубя).
История праздника.
Праздник Крещения (Богоявления) получил
начало в 3 в. Первое упоминание содержится
в «Строматах» Климента Александрийского,
который пишет, что последователи
Василида празднуют Крещение Спасителя
и называют его Богоявлением, т. к.,
по их мнению, Христос стал Сыном
Божиим именно со времени крещения
и сошествия на Него Святого Духа.
Из этого свидетельства следует,
что у православных в Александрии
при Клименте этого праздника
еще не было. В 3 в. праздник получает
широкое распространение. Согласно
«Завещанию Господа нашего Иисуса Христа»
(3 в.), церковный год ограничивался
лишь тремя праздниками: Пасхой, Пятидесятницей
и Богоявлением, в празднование которого
православные вкладывали другой смысл,
нежели последователи Василида.
Праздник
Богоявления был долгое время
связан с праздником Рождества
Христова. Согласно «Апостольским
постановлениям» (Сирия, 5 в.) (кн. V, 3;
кн. VIII, 33) и древнейшему коптскому
календарю, этот праздник
Одновременно
с разделением праздников Рождества
и Крещения в 4 в. на Востоке к 6 января
было приурочено крещение оглашенных,
в связи с чем возник обычай
особого чествования воды, освящавшейся
в этот праздник для их крещения.
Поэтому же праздник получил также
название Просвещения, праздника светов,
поскольку Спаситель явился просветить
«сидящих во тьме и сени смертной» (Матфей
4:16). Богослужебное празднование В
праздновании Крещения много общего
с празднованием Рождества. Крещение
имеет четыре дня предпразднства
со 2 (15) по 5 (18) января и восемь дней попразднства.
Отдание совершается 14 (27) января.
Канун, или навечерие
праздника, называется сочельником. Это
день строгого поста; служится Вечерня
с Литургией Василия Великого,
после которой совершается «
На Западе уже в средние века прочно утвердился обычай вспоминать Крещение Господне 6 января одновременно с воспоминанием события поклонения Богомладенцу волхвов, которому уделялось главенствующее место: сам праздник именовался только «Богоявлением» (Epiphania). После 2-го Ватиканского собора Католическая Церковь стала праздновать Крещение Господне отдельно от Богоявления (за которым сохранилось только значение события поклонения волхвов) в первое после него воскресенье.
СРЕТЕНИЕ Господне,
христианский праздник, посвященный
воспоминанию событий, происшедших
в сороковой день земной жизни
Иисуса Христа, а именно встрече (слав.
Сретение) Божественного Младенца в
Иерусалимском Храме двумя
Содержание праздника. По закону Моисееву, в сороковой день по рождении младенца мужского пола, первенца, мать должна была явиться с младенцем в храм для принесения жертвы о своем очищении, для представления младенца Богу и «выкупа», ибо по закону Моисееву все первенцы принадлежали Богу (Исход 13:12-13; Левит 12:1-8; Числа 3:13-18). В жертву приносили агнца (ягненка) и горлицу, а в случае бедности — двух горлиц, или голубиных птенцов. Выкуп же состоял из определенной законом цены (пяти сиклей). Пречистая Дева пришла в храм, чтобы исполнить все по закону. В очистительную жертву она, по своей бедности, могла принести только двух горлиц. В Иерусалимском храме младенца Иисуса встретили праведный Симеон, которому было обещано Святым Духом, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня, и вдовица Анна, восьмидесяти четырех лет, жившая при храме. Праведный Симеон взял младенца на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Анна Пророчица возвестила о Спасителе всем, кто с верою ожидал Его.
История праздника
и богослужебное празднование. Праздником
Сретения завершается цикл рождественских
праздников, посвященных прославлению
явившегося в мир Спасителя. Древнейшим
историческим свидетельством о праздновании
Сретения на христианском Востоке являются
записки западной паломницы в
Иерусалиме конца 4 в. Сильвии, в которых
Сретение еще не названо самостоятельным
праздником, а именуется «сороковым
днем от Богоявления». В кратких
описаниях торжества, совершающегося
в этот день в Иерусалиме, упоминается
шествие в Храм Воскресения (как
и на Пасху), пресвитерские и епископские
проповеди с толкованием