Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 00:01, контрольная работа
Аристотель и его последователи относили это название к сумме опытных знаний и умозрений, относящихся по преимуществу к духовной сфере человеческого бытия. Аристотелю приписывают и самое название данной науки. В ходе своего развития антропология постепенно выходила за рамки философско-умозрительного ведения и, в конце концов, выросла в необъятную область доступных человеку знаний о самом себе и своем месте во Вселенной. Так как человеческая природа всегда представлялась познающему разуму состоящей из двух взаимовлияющих сфер: духовной и телесной, - то и труды антропологов относились или к психологии, или к физиологии.
Введение…………………………………………………………….3
Понятие об аскетике. Исихазм…………………………………………………...3
Гносеологические основы христианской антропологии………………………4
Христианская антропология и ее основные положения………………………………………………………...6
Происхожождение человека……………………………………………………...6
Строение человека………………………………………………………………..9
Тело……………………………………………………………………………….10
Душа……………………………………………………………………………...12
Метафизическое назначение человека…………………………………………18
Понятие о грехопадении………………………………………………………...20
Телесная смерть и бессмертие души…………………………………………...25
Список литературы…………………………………………..
В Предании Церкви особое место занимает учение о так называемых мытарствах, которое наиболее подробно излагается в "Слове о исходе души" святителя Кирилла Александрийского и в "Повествовании о воздушных мытарствах" блаженной Феодоры, которое содержится в житии Василия Нового.
Приведем
частные положения о мытарствах
на основании повествований
По разлучению души от тела ее окружают добрые и злые ангелы; первые готовы препроводить ее к небу, а вторые – к месту мучений. "Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово…"(Лк. 16, 22); безумному богачу было сказано: "…безумный! В сию ночь душу твою возьмут от тебя…"(Лк. 12, 20). В данном случае славянский текст лучше передает смысл греческого подлинника, в славянском тексте стоит не "возьмут", а "истяжут", т.е. насильно вырвут (имеются в виду злые духи - И.П.). В конечном счете, мысль сказаний о мытарствах заключается в том, что душе дается помощь в деле нравственного самосознания и самоосуждения при посредстве духовных сил…
По
словам преподобного Симеона Нового
Богослова, душа, ставшая достойной
участвовать в Божией благодати,
освящает все свое тело, ибо именно
она сохраняет его, присутствуя
во всех его членах. Так же как
благодать Духа Святого овладевает
душой, так и душа овладевает телом.
Но покуда душа соединена с телом,
Дух Святой не возвышает во имя
собственной славы вообще все
тело, ибо необходимо, чтобы душа
являла свою волю до самого конца земной
жизни.
Когда наступает смерть, а душа отделяется от своего тела и, победоносная, получает в награду венец славы, тогда благодать Духа Святого овладевает всем телом, равно как и душой. Тогда останки святых творят чудеса и исцеляют болезни.
Когда душа отделяется в момент смерти от тела, она полностью пребывает в Божественном, то есть в благодати Божией. Что касается тела, то оно остается без души, но с Богом, и являет людям чудеса — божественную энергию. Душа и тело после освобождения от всяких нужд, от всякой суеты, связанных с их соединением, полностью становятся Божиими, и благодать Божия действует как в одной, так и в другом, не встречая никаких препятствий. Бог соделывает их Своими в течение их жизни, достойной Бога, жившего в этом мире, когда они были соединены.
Вот почему все, что соприкасается с мощами, получает определенную силу, благодать Божию, как это явствует из Деяний апостолов: Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян. 19:11-12).
Интересен взгляд христианской антропологии на мздовоздояние после частного суда. Так, Православная церковь различает два разных состояния после частного суда – для праведников и для грешников, которым соответствуют два места нахождения – рай и ад… В Послании Восточных Патриархов (чл. 18, "О мздовоздаянии после частного суда") сказано: "Веруем, что души умерших блаженствуют или мучаются по делам своим. Разлучившись с телом, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби; впрочем не чувствуют ни совершенного блаженства ни совершенного мучения, ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно." Иначе говоря, и страдание и блаженство, которые человек может получить после Частного Суда, носит предварительный характер [5, с. 266].
В
Священном Писании само место
пребывания праведников после частного
суда называется "раем", "Царством
Небесным", "Царством Божием", "Домом
Отца", "Иерусалимом вышним",
"небесами". Состояние праведников
в Священном Писании
Состояние
праведных есть состояние покоя
или упокоения от трудов своих…(Откр.
14, 13). Состояние праведников не есть
состояние праздного ожидания и
бездеятельности или некое
О познании апостол Павел говорит: "…теперь я знаю лишь отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (1 Кор. 13, 12).
О том, что состояние праведных предполагает их общение между собой, говорит Господь: "…многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царствии Небесном" (Мф. 8, 11). Усопшие узнают друг друга, например, богач, Лазарь и Авраам. Это общение не только между собой, но и с Ангелами (Евр. 12, 22-24).
Место пребывание грешников после частного суда Евангелие называет, во-первых, "адом". "Ад" (греч.) – буквально означает "место, лишенное света". В Писании оно также называется "преисподними местами земли", просто "преисподней", "тьмой кромешной", наконец, "темницей духов" (1 Пет. 3, 19). В православном исповедании (чл. 68) сказано, что грешники пребывают "в местах осуждения и гнева Божия" [5, с. 268].
Как
описывает это состояние
…Грешники в аду также общаются между собой и друг друга узнают. На это имеются указания в ряде мест святоотеческой литературы, посвященной загробной участи людей, причем это общение рассматривается как своего рода смягчение условий их пребывания в аду.
Мздовоздояние после частного суда не есть окончательное, это лишь состояние предвкушения блаженства или мучения и, следовательно, возможно изменение участи тех, кто умер в покаянии, но не принес достойных плодов покаяния. Православная Церковь с древнейших времен верует, что Божественная литургия, молитва, милостыня, различные подвиги, например посты, которые приносятся за усопших, "исхищают от уз ада их души" (Православное исповедание, чл. 64) и вспомоществует им в достижении блаженного воскресения.
Одна
из важнейших частей Откровения –
это учение о Втором пришествии (греч.
«парусия»), а также о кончине
мира и всеобщем суде. …Отношение людей
ко Второму Пришествию будет различно.
"Когда
же начнет это сбываться,
Христианская антропология постулирует воскресение мертвых.
Пространный
Катехизис (чл. 11) таким образом определяет,
что есть воскресение: "...действие
могущества Божия, по которому все тела
умерших человеков, соединясь опять
с их душами, оживут и будут духовны
и бессмертны." Таким образом,
воскресение – это не создание
новых тел и не духовное воскресение,
а воскресение души со своим телом.
Учение о воскресении присутствует
уже в Ветхом Завете. Многострадальный
Иов восклицает: "А я знаю, Искупитель
мой жив, и Он в последний день
восставит из праха распадающуюся
кожу мою сию; и я во плоти моей
узрю Бога. Я узрю Его сам; мои
глаза, не глаза другого, увидят его…"(Иов.
19, 25-27). Здесь уже присутствует идея
самотождественности личности до и
после воскресения: то же самое лицо,
которое некогда жило на земле, -
оно же в своем теле будет участником
события воскресения [5, с. 282]. Со всей
ясностью о воскресении говорится в пророческих
книгах. Пророк Исаия восклицает: "Оживут
мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!.."
(Исаия. 26, 19); "И многие из спящих в прахе
земли пробудятся; одни для жизни вечной,
другие на вечное поругание и посрамление"
(Дан. 12, 2) [5, с. 283].
Список литературы:
1. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика Божественного и человеческого. // Мир философии.– М., 1991.
2. Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости: Опыт изложения Православной аскетики. Т.1-Н. Новгород: Изд. Братства во имя Святого князя Александра Невского, 1995.-478 с.
3. Василий (Преображенский), епископ Кинешемский, святитель. Беседы на евангелие от Марка. Сер.: Подвижники ХХ столетия. Жизнеописания, воспоминания, творения.- М.: Издательство "Отчий дом", 1996.- 624 с.
4. Воронин Андрей, протоиерей, Гарин Д.В. Основные идеи воспитания в Ковалевском Детском Доме. / В кн.: Ковалевский Православный Детский Дом. Вчера, сегодня, завтра… - Кострома: ''Областная типография им. Горького'', 2002.- С.10-14
5. Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие: Курс лекций, ч. III, -М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997.-292 с.
6. Дворецкая М.Я. Святоотеческая психология. Программа и конспект лекций.- СПб., 2000.- 111 с.
7. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. /Отв. Ред. И составитель П.В.Алексеев. -М.: Школа-Пресс, 1993.-272 с.
8. Иустин (Попович), преподобный. На богословском пути. СПб., 1999.
9. Калябин Г.А. Наука как подтверждение библейского учения о творении. Самара, 2000.-64 с.
10. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология Св. Григория Паламы. - М.: Паломник, 1996.- 450 с.
11. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону, 1998.
12. Меч и мир: православный взгляд. Из выступления профессора МДА А.И.Осипова на третьем "Открытом дне Московской Духовной Академии" 4 окт. 1998 г., подготовил Бессарабов А. // Встреча. 1998 № 3 С.4-7.
13. Настольная книга священнослужителя. Т.5.- М.: Издательство Московской Патриархии, 1986.-814 с.
14. Настольная книга священнослужителя. Т.8.-М.: Издательство Московской Патриархии, 1988.-800 с.
15. Паисий Святогорец, старец. Духовное пробуждение: Слова, т. 2 - М.: Издательский Дом "Святая гора", 2001.-368 с.
16. Рафаил (Карелин),
архимандрит. О молитве. // Духовный собеседник.
1997/2.-С.40-56.
17. Сергий (Полеткин), архиепископ. Нравственно-богословское обоснование христианского подвижничества: Сочинение на соискание степени кандидата богословия. Написано в 1980-1981 годах в Троице-Сергиевой лавре. Печатается с сокращениями. // Время благодатное.- Самара: "Самарский Дом печати", 2001.-С. 33-127.
18. Слободчиков В.И., Исаев Е.И.. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов-М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.
19. Софроний (Сахаров), иеромонах. Старец Силуан Афонский. М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 1996.- 464 с.
20. Хрестоматия по гуманистической психотерапии /Пер. с англ. М.: Институт общегуманитарных исследований, 1995.-302 с.
21. Христос Яннарас. Вера Церкви. Введение в православное богословие. / Пер. с новогреческого. - М.: Центр по изучению религий, 1992.–230 с.
22. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. -М., 1999. - 200 с.
23. Шестун
Евгений, протоиерей. Православная педагогика.
М.: "Православная педагогика",2001.-560
с.