Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 00:01, контрольная работа
Аристотель и его последователи относили это название к сумме опытных знаний и умозрений, относящихся по преимуществу к духовной сфере человеческого бытия. Аристотелю приписывают и самое название данной науки. В ходе своего развития антропология постепенно выходила за рамки философско-умозрительного ведения и, в конце концов, выросла в необъятную область доступных человеку знаний о самом себе и своем месте во Вселенной. Так как человеческая природа всегда представлялась познающему разуму состоящей из двух взаимовлияющих сфер: духовной и телесной, - то и труды антропологов относились или к психологии, или к физиологии.
Введение…………………………………………………………….3
Понятие об аскетике. Исихазм…………………………………………………...3
Гносеологические основы христианской антропологии………………………4
Христианская антропология и ее основные положения………………………………………………………...6
Происхожождение человека……………………………………………………...6
Строение человека………………………………………………………………..9
Тело……………………………………………………………………………….10
Душа……………………………………………………………………………...12
Метафизическое назначение человека…………………………………………18
Понятие о грехопадении………………………………………………………...20
Телесная смерть и бессмертие души…………………………………………...25
Список литературы…………………………………………..
2011 |
Автономное образовательное
учреждение высшего профессионального
«Государственный институт экономики,
финансов, права и технологий»
кОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО АНТРОПОЛОГИИ
ТЕМА: «хРИСТИАНСКАЯ
АНТРОПОЛОГИЯ»
рАБОТУ ВЫПОЛНИЛА:
студентка i КУРСа, заочного факультета
по специальности «сОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» гр. 3-104 :
оХВАТ кСЕНИЯ сЕРГЕЕВНА
кОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО АНТРОПОЛОГИИ
ПРОВЕРИЛ:
______________________________
г. Гатчина
2011
Введение…………………………………………………………
Понятие об аскетике.
Исихазм…………………………………………………...
Гносеологические основы христианской антропологии………………………4
Христианская
антропология и ее
основные положения………………………………………………………
Происхожождение
человека……………………………………………………..
Строение человека…………………………………
Тело……………………………………………………………………
Душа……………………………………………………………………
Метафизическое назначение человека…………………………………………18
Понятие о грехопадении…………………………………………
Телесная смерть и бессмертие души…………………………………………...25
Список
литературы…………………………………………..
Введение.
Антропология (греч. "антропос" - человек, "логос" - слово, учение) - учение о человеке, "человековедение".
Аристотель и
его последователи относили это
название к сумме опытных знаний
и умозрений, относящихся по преимуществу
к духовной сфере человеческого
бытия. Аристотелю приписывают и
самое название данной науки. В ходе
своего развития антропология постепенно
выходила за рамки философско-
Христианская
антропология неразрывно связана с
православной аскетикой.
Понятие об аскетике. Исихазм.
Слово аскетизм происходит от греческого глагола "аскео" - упражняюсь, стараюсь, занимаюсь.
Есть несколько уточняющих друг друга определений аскетизма. Одно из них дал архимандрит Тихон (Тихомиров) в работе Аскетизм как основа русской культуры. Он выделяет два значения этого слова.
1) Аскетизм в
широком смысле означает
2) Аскетизм в
узком смысле означает
Большой вклад
в освещение проблем
Исихастский опыт - опыт возведения всего человеческого существа к Богу, совершаемого благодатью через молитвенное Богообщение. Его главная часть - внутренний духовный процесс.
Речь аскезы представлена в богатой литературе исихастской традиции и, в первую очередь, в «Добротолюбии». В отличие от позитивистской речи, она адекватна природе опыта, но это – внутренняя речь Традиции, во многом очень особая. Она принципиально ограничивает себя миром Традиции и специфическими целями подвига, мыслит себя как своего рода путевые указания, для подвизающегося и потому выражается не на языке понятий, а на рабочем языке аскезы, в ее знаках, символах и рабочих терминах. В силу этого, она, как мы говорили, зашифрованная антропология.
Исихастская антропология - энергийна: она возникает в практике и поэтому не рассуждает о составе человека, его сущностях и субстанциях, а работает с человеческими энергиями… И, наконец, следует подчеркнуть опытную природу этой антропологии: она строится не на отвлеченных постулатах, а на данных практики, хотя и сохраняет связь с христианским вероучением и догматикой.
Паисий Святогорец (2001), афонский старец ХХ века, говорил по этому поводу, что "преподобные отцы пролили пот и слезы и, подобно добрым знатокам лекарственных трав, поставили духовные опыты на самих себе, от любви к Богу и человеку - иконе Бога - они изнурили себя, чтобы оставить нам свои духовные рецепты. С их помощью мы предупреждаем зло или врачуем свою духовную болезнь и становимся здоровы. А если мы еще и потщимся с любочестием подражать им в подвигах, то можем даже достичь святости" [15, с. 250].
И далее: "Переживая
на себе божественные тайны, человек
становится богословом, потому что
не трогает их умом, а переживает
в действительности". Старец Паисий
отмечает, что тогда человек движется
в ином пространстве, в области
божественных событий. Однако "для
того, чтобы опытно пережить тайны
Божии, должно совлечься ветхого
человека и некоторым образом
вернуться в состояние до грехопадения.
Надо иметь незлобие и простоту"
[15, с. 281].
Гносеологические основы христианской антропологии.
Святоотеческая
литература часто касается темы познания.
"Православное учение о человеке,
как все вообще святоотеческое богословие,
исходит в главном из трех источников
ведения: Священного Писания, Священного
Предания и, наконец, самостоятельных
выводов богословствующего
Таким
образом, проблема знания у святых отцов
решается двояко: истина открывается
Богом через Священное Писание
(Библия) и Священное Предание (включающая
в себя догматико-вероучительные тексты,
литургические традиции, аскетические
наставления) или в непосредственном
живом Богообщении. Так Моисей спрашивал
у Бога на Синайской горе, Серафим
Саровский и многие другие подвижники,
молитвенно вопрошавшие Бога и получавшие
ответы на свои вопросы. Более того,
именно те святые, обоженые люди, которые,
по мнению Православной Церкви, удостоились
Богообщения и стяжали
Интересные и глубокие мысли, касающиеся проблемы познания, высказывает святитель Василий, епископ Кинешемский [3]:
"Имея
определенный идеал святости, данный
жизнью и учением Господа,
В
течение веков накопился
Преподобный
Иустин (Попович) рассмотрел очень важный
аспект проблемы познания и роль веры
в нем. Так, преподобный Иустин пишет,
что вера означает: принять мир
прежде всякой логики, прежде миропознания
- смирить себя крайним умосмирением
- признать, что своей глубиной и
огромными размерами мир
Можно добавить к этому, что объект сам не может познать причины своего бытия и его законы. Для этого нужен взгляд со стороны. Для человека это может быть только откровение о себе полученное от его Творца - Бога. Поэтому познания о происхождении человека богооткровенны.
"Можно
с уверенностью сказать, что
никто из Святых не стал
бы искать словесного
Христианская антропология и ее основные положения.
Христианская
антропология - раздел богословия,
изучающий природу человека, его происхождение,
метафизическое назначение, строение,
его свободу и бессмертие, типологию и
призвание к творчеству и самотворчеству
как соработника Божия в мире.
Происхождение человека.
Священное Писание раскрывает нам происхождение человека следующим образом. Сначала Бог берет персть от земли и образует из нее тело - некую бездушную статую, если буквально понимать слова Писания, затем в это первоначальное создание вдувается дыхание жизни, человек становится "душою живою". Существуют различные толкования этого библейского текста. По мнению преподобного Серафима Саровского и святителя Кирилла Александрийского, человек не был сотворен мгновенно, сначала было создано некое человекоподобное существо, которое, однако, нельзя в полном смысле назвать человеком, и только после Божественного дуновения оно становится богообразной человеческой личностью.
Главное в том, что Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7), то есть до этого человек был «перстью земною», животным, хотя и совершеннейшим из всех животных. Вот как комментирует это свят. Феофан Затворник: «Когда Бог творил человека, то образовал прежде тело из персти. Это тело что было? Глиняная тетерька, или живое тело? – Оно было живое тело, - было животное в образе человека, с душою животною. Потом Бог вдунул в него дух Свой, - и из животного стал человек… Как тогда было, так и теперь происходят люди.