Христианская антропология

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 00:01, контрольная работа

Описание работы

Аристотель и его последователи относили это название к сумме опытных знаний и умозрений, относящихся по преимуществу к духовной сфере человеческого бытия. Аристотелю приписывают и самое название данной науки. В ходе своего развития антропология постепенно выходила за рамки философско-умозрительного ведения и, в конце концов, выросла в необъятную область доступных человеку знаний о самом себе и своем месте во Вселенной. Так как человеческая природа всегда представлялась познающему разуму состоящей из двух взаимовлияющих сфер: духовной и телесной, - то и труды антропологов относились или к психологии, или к физиологии.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3

Понятие об аскетике. Исихазм…………………………………………………...3

Гносеологические основы христианской антропологии………………………4

Христианская антропология и ее основные положения………………………………………………………...6

Происхожождение человека……………………………………………………...6

Строение человека………………………………………………………………..9

Тело……………………………………………………………………………….10

Душа……………………………………………………………………………...12

Метафизическое назначение человека…………………………………………18

Понятие о грехопадении………………………………………………………...20

Телесная смерть и бессмертие души…………………………………………...25

Список литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Антропология (готова).docx

— 78.81 Кб (Скачать)
  2011

Автономное образовательное  учреждение высшего профессионального                  

                                                                                     образования Ленинградской области

               «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий» 
 
 
 
 

кОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО АНТРОПОЛОГИИ

        ТЕМА: «хРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ» 

       
 
 
 

рАБОТУ  ВЫПОЛНИЛА:

студентка i КУРСа, заочного факультета

по  специальности «сОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»  гр. 3-104 :

оХВАТ кСЕНИЯ сЕРГЕЕВНА

кОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО АНТРОПОЛОГИИ

ПРОВЕРИЛ:

________________________________________________________ 
 

г. Гатчина

2011

Введение…………………………………………………………….3                            

Понятие об аскетике. Исихазм…………………………………………………...

Гносеологические  основы христианской антропологии………………………4

Христианская  антропология и ее основные положения………………………………………………………...6 

Происхожождение человека……………………………………………………...6

Строение человека………………………………………………………………..9                                                                                                 

Тело……………………………………………………………………………….10 

Душа……………………………………………………………………………...12 

Метафизическое  назначение человека…………………………………………18 

Понятие о грехопадении………………………………………………………...20 

Телесная смерть и бессмертие души…………………………………………...25 

Список  литературы…………………………………………..30 

 

     

Введение.

Антропология (греч. "антропос" - человек, "логос" - слово, учение) - учение о человеке, "человековедение".

Аристотель и  его последователи относили это  название к сумме опытных знаний и умозрений, относящихся по преимуществу к духовной сфере человеческого  бытия. Аристотелю приписывают и  самое название данной науки. В ходе своего развития антропология постепенно выходила за рамки философско-умозрительного ведения и, в конце концов, выросла  в необъятную область доступных  человеку знаний о самом себе и  своем месте во Вселенной. Так  как человеческая природа всегда представлялась познающему разуму состоящей  из двух взаимовлияющих сфер: духовной и телесной, - то и труды антропологов относились или к психологии, или  к физиологии.

Христианская  антропология неразрывно связана с  православной аскетикой. 

     Понятие об аскетике. Исихазм.

Слово аскетизм происходит от греческого глагола "аскео" - упражняюсь, стараюсь, занимаюсь.

Есть несколько  уточняющих друг друга определений  аскетизма. Одно из них дал архимандрит  Тихон (Тихомиров) в работе Аскетизм как основа русской культуры. Он выделяет два значения этого слова.

1) Аскетизм в  широком смысле означает основной  закон жизни христианина, определяющий  его отношение к себе самому  и помогающий ему путем постоянной  борьбы с искушениями, происходящими  от мира и плоти, побеждать  с помощью Божией господствующие  в нем страсти и наклонности,  приобретать и развивать в  себе силы для достижения нравственного  христианского совершенства, для  уподобления Христу.

2) Аскетизм в  узком смысле означает известную  форму жизни христианина в  отречении от мира, внешних благ, собственности, от воли своей,  от брака — ради всецелого  посвящения себя на служение  Богу. Это всем известная форма  жизни — монашество.

Большой вклад  в освещение проблем христианской антропологии и аскетики внес профессор  философского института РАН С.С.Хоружий, который в своем докладе на богословской конференции "Учение Церкви о человеке" (Москва, 2001) дает определение  аскетики: "…аскетика же по своему содержанию есть методичная и высокоразвитая антропологическая практика, иными словами, опытная наука о человеке". 
 
 

Исихастский опыт - опыт возведения всего человеческого существа к Богу, совершаемого благодатью через молитвенное Богообщение. Его главная часть - внутренний духовный процесс.

Речь  аскезы представлена в богатой литературе исихастской традиции и, в первую очередь, в «Добротолюбии». В отличие от позитивистской речи, она адекватна природе опыта, но это – внутренняя речь Традиции, во многом очень особая. Она принципиально ограничивает себя миром Традиции и специфическими целями подвига, мыслит себя как своего рода путевые указания, для подвизающегося и потому выражается не на языке понятий, а на рабочем языке аскезы, в ее знаках, символах и рабочих терминах. В силу этого, она, как мы говорили, зашифрованная антропология.

Исихастская антропология - энергийна: она возникает в практике и поэтому не рассуждает о составе человека, его сущностях и субстанциях, а работает с человеческими энергиями… И, наконец, следует подчеркнуть опытную природу этой антропологии: она строится не на отвлеченных постулатах, а на данных практики, хотя и сохраняет связь с христианским вероучением и догматикой.

Паисий Святогорец (2001), афонский старец ХХ века, говорил  по этому поводу, что "преподобные  отцы пролили пот и слезы и, подобно добрым знатокам лекарственных  трав, поставили духовные опыты на самих себе, от любви к Богу и  человеку - иконе Бога - они изнурили себя, чтобы оставить нам свои духовные рецепты. С их помощью мы предупреждаем зло или врачуем свою духовную болезнь и становимся здоровы. А если мы еще и потщимся с любочестием подражать им в подвигах, то можем даже достичь святости" [15, с. 250].

И далее: "Переживая  на себе божественные тайны, человек  становится богословом, потому что  не трогает их умом, а переживает в действительности". Старец Паисий отмечает, что тогда человек движется в ином пространстве, в области  божественных событий. Однако "для  того, чтобы опытно пережить тайны  Божии, должно совлечься ветхого  человека и некоторым образом  вернуться в состояние до грехопадения. Надо иметь незлобие и простоту" [15, с. 281]. 

     Гносеологические  основы христианской антропологии.

     Святоотеческая  литература часто касается темы познания. "Православное учение о человеке, как все вообще святоотеческое богословие, исходит в главном из трех источников ведения: Священного Писания, Священного Предания и, наконец, самостоятельных  выводов богословствующего разума, куда входят, разумеется, непосредственные мистические прозрения" [14, с. 193].  

     Таким образом, проблема знания у святых отцов  решается двояко: истина открывается  Богом через Священное Писание (Библия) и Священное Предание (включающая в себя догматико-вероучительные тексты, литургические традиции, аскетические наставления) или в непосредственном живом Богообщении. Так Моисей спрашивал  у Бога на Синайской горе, Серафим  Саровский и многие другие подвижники, молитвенно вопрошавшие Бога и получавшие ответы на свои вопросы. Более того, именно те святые, обоженые люди, которые, по мнению Православной Церкви, удостоились  Богообщения и стяжали благодать  Святого Духа, вместе с Апостолами являются составителями Священного Предания и их называют Святыми Отцами или Отцами Церкви. Их письменные труды  – т.н. святоотеческая литература –  являются наиболее достоверным источником информации о духовном мире для Церкви.

     Интересные  и глубокие мысли, касающиеся проблемы познания, высказывает святитель  Василий, епископ Кинешемский [3]:

      "Имея  определенный идеал святости, данный  жизнью и учением Господа, Церковь  Христова уже с первых веков  своего существования стала вырабатывать  особую систему воспитания, которая  вела бы человека к этому  идеалу, облегчала бы его путь  и предохраняла от неизбежных  ошибок и падений. Особенно  много было сделано для этого  с начала IV-V веков, когда Церковь стала пользоваться свободой и могла выделить лучшие свои силы не для борьбы с внешними препятствиями и стеснениями, а для развития и устройства своей внутренней жизни. Сотни великих подвижников, удалившись в пустыню, не развлекаемые ничем в ее величавом безмолвии, сосредоточив все свое внимание на внутренней духовной жизни, проверяли личным опытом с необычайной добросовестностью средства и методы духовного совершенствования. Мы знаем, что многие из них достигли поразительных успехов и такой высоты святости, что приобрели даже силу подчинять себе природу.

     В течение веков накопился громадный, тщательно проверенный опыт, определивший с возможной точностью так  называемый аскетизм, то есть духовные упражнения, которые помогают человеку в борьбе с грехом и страстями. Этот опыт и лег в основу аскетической дисциплины Церкви" [3, с. 322].

     Преподобный Иустин (Попович) рассмотрел очень важный аспект проблемы познания и роль веры в нем. Так, преподобный Иустин пишет, что вера означает: принять мир  прежде всякой логики, прежде миропознания - смирить себя крайним умосмирением - признать, что своей глубиной и  огромными размерами мир превосходит  все наши устройства познания и возвышается  над ними [8, с. 89]. 
 

     Можно добавить к этому, что объект сам  не может познать причины своего бытия и его законы. Для этого  нужен взгляд со стороны. Для человека это может быть только откровение о себе полученное от его Творца - Бога. Поэтому познания о происхождении человека богооткровенны.

     "Можно  с уверенностью сказать, что  никто из Святых не стал  бы искать словесного выражения  своего духовного опыта, и навсегда  пребывал бы в молчании (в этом "таинство будущего века"), если  бы не стояла перед ним задача  – научить ближнего; если бы  любовь не порождала надежды,  что хоть кто-нибудь, "хотя бы  одна душа" (как пишет Старец), услышит слово и, восприняв  покаяние, спасется" [19, с. 172]. "Это  познание, названное нами догматическим  сознанием, есть глубокая жизнь  духа, и никак не отвлеченный  гносис" [19, с. 173].  

Христианская  антропология и ее основные положения.

     Христианская  антропология - раздел богословия, изучающий природу человека, его происхождение, метафизическое назначение, строение, его свободу и бессмертие, типологию и призвание к творчеству и самотворчеству как соработника Божия в мире. 

     Происхождение человека.

      Священное Писание раскрывает нам происхождение  человека следующим образом. Сначала  Бог берет персть от земли и  образует из нее тело - некую бездушную  статую, если буквально понимать слова  Писания, затем в это первоначальное создание вдувается дыхание жизни, человек становится "душою живою". Существуют различные толкования этого  библейского текста. По мнению преподобного Серафима Саровского и святителя  Кирилла Александрийского, человек  не был сотворен мгновенно, сначала  было создано некое человекоподобное существо, которое, однако, нельзя в  полном смысле назвать человеком, и  только после Божественного дуновения  оно становится богообразной человеческой личностью.

      Главное в том, что Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7), то есть до этого человек был «перстью земною», животным, хотя и совершеннейшим из всех животных. Вот как комментирует это свят. Феофан Затворник: «Когда Бог творил человека, то образовал прежде тело из персти. Это тело что было? Глиняная тетерька, или живое тело? – Оно было живое тело,  - было животное в образе человека, с душою животною. Потом Бог вдунул в него дух Свой, - и из животного стал человек… Как тогда было, так и теперь происходят люди.

Информация о работе Христианская антропология