Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:35, контрольная работа
Религия возникла около 40-50 тысяч лет назад, в эпоху верхнего палеолита. Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нем, человек понял, что его окружает упорядоченное мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы. Изменить эти законы, установить другие человек не в силах. Лучшие умы во все времена бились над попыткой разгадать тайну и смысл жизни на земле, отыскать ту силу, которая обнаруживает своё присутствие в мире через связь вещей и явлений.
3. Религия как
преклонение. Впервые в данном виде
она была истолкована Эвгемером из Мессены
(4 в. до н.э.) в книге "Священная запись",
который считал, что люди обожествляли
реальных личностей, поражавших их своим
величием. Данное направление положило
начало отождествлению религии и культа,
распространенному и в наше время. Согласно
ему религией надо считать и поклонение
фанатов своим кумирам.
4. Религия как
общественный институт. Ведет начало
от афинского тирана Крития (ум.
403 г. до н.э.). В данном случае религия рассматривается
как форма управления народом властью.
Данная теория в дальнейшем переросла
в "теорию обмана" народа. У просветителей
религия понималась как форма договора
между властью и народом. У Карла Маркса
религии - опосредованный результат общественных
отношений общественных отношений, иллюзорное
сознание, отражающее разорванность и
отчужденность общественного бытия.
5. Религия как
плод страха и бессилия. Впервые
так была определена Демокритом
из Абдеры (5 в. до н.э.). В основе данной
концепции лежит утверждение о том, что
религию создал страх человека перед природой,
возможность решить сложные житейские
ситуации, достижение психологических
компенсаций и т.д. Религия является только
одним из множества возможных путей выхода
человека из сложной ситуации человеческого
бессилия.
6. Религия как
врожденное свойство человека. Ведет
начало от философа-стоика
7. Религия как
направляющая сила. Данная трактовка
возникла в 18 в. Ее основоположником
является И.Кант. В основе лежит
утверждение о том, что
Глава 2.
Функции религии.
Функциями религии
называют способы влияния религии
на жизнь людей. Сколько у религии
функций и как они называются
- это пока еще предмет дискуссии
между религиоведами. Мне кажется
более правильной точка зрения, согласно
которой существуют четыре основные
функции религии. Они основные в
том смысле, что их можно делить
на функции второго порядка. Функции
религии отличаются друг от друга
ответом на вопрос, через что (или
- как) они влияют на жизнь людей.
Мировоззренческая
функция религии - это способ влияния
религии на жизнь людей через
мировоззренческие идеи, которые
входят в содержание религии.
Политическая функция
религии - это способ влияния религии
на жизнь людей через политические
идеи и политические поступки религиозных
организаций.
Культуротранслирующая
функция религии - это способ влияния религии
на жизнь людей через отношение религиозных
организаций к культуре.
Нравственная функция
религии - это способ влияния религии
на жизнь людей через пропаганду
нравственных норм.
Во всех случаях, функции религии вносят в жизнь людей как положительные, так и отрицательные результаты. Или образно говоря, они порождают как плюсы, так и минусы.
Религия и мировоззрение.
Мировоззрение - это
совокупность идей, о наиболее общих
закономерностях и о наиболее
общих проблемах жизни. Эту совокупность
идей можно называть также мировоззренческой
информацией. Мировоззренческая информация
отвечает на вопросы, существует ли Бог,
каковы Его свойства, существуют ли
чудеса, могут ли нарушаться законы
природы, в чем смысл жизни, существует
ли загробная жизнь и другие. Если
специальная информация интересует
только людей определенной профессии,
то мировоззренческая информация интересует
сразу всех. Мировоззренческая информация
в огромной мере влияет на поведение
людей. Это своеобразный командный
пункт личности.
Один из плюсов религиозной
мировоззренческой информации в
том, что религия помогает верующим
людям преодолеть отрицательные
эмоции. Или другими словами можно
сказать так: плюс в том, что религия
дает людям утешение. Люди нуждаются
в преодолении отрицательных
эмоций. Если отрицательные эмоции
(страх, горе, отчаяние, переживание
одиночества и др.) продолжаются
слишком долго и переживаются
слишком глубоко, то человеческий организм
"ломается". От переизбытка отрицательных
эмоций люди или умирают, или сходят
с ума. А это тоже не перспектива.
Религиозное утешение - это великий
плюс. Это своеобразная форма психотерапии.
Причем эта форма психотерапии является
массовой, дешевой и эффективной.
Благодаря религиозному утешению человечество
выжило в историческом прошлом. Благодаря
этому утешению многие люди продолжают
жить сейчас.
Другой плюс данной
функции религии состоит в
том, что она порождает и
Ну, а каковы минусы
мировоззренческой функции? С точки
зрения богословов, у религии (по крайней
мере, у так называемой "истинной
религии") никаких минусов не было,
нет и быть не может.
Историки говорят
о наличии двух минусов у этой
функции. Первый минус - отчуждение людей
друг от друга по мировоззренческому
признаку. Имеется в виду, что люди, принадлежащие
к разным религиозным конфессиям, часто
относятся друг к другу, как минимум, безразлично,
как максимум недружелюбно, а в отдельных
случаях даже враждебно. Чем более сильно
пропагандируется в той или иной религии
идея избранности, тем более сильным является
отчуждение между верующими разных конфессий.
Однако этот минус
не является абсолютным. Существует религия
(бахаизм), моральный кодекс которой не
только не практикует отчуждение по отношению
к инакомыслящим, но, напротив, осуждает
такое поведение, как нравственный порок.
Руководство ряда религиозных организаций
учит своих последователей по-братски,
по-товарищески относиться к людям с иной
мировоззренческой ориентацией. Во многих
религиях (в православии, католицизме,
исламе и др.) наличие или отсутствие такого
отчуждения или, по крайней мере, его степень
зависят от уровня культуры и уровня нравственного
развития верующих. Наиболее цивилизованные
верующие, вопреки догматике, подталкивающей
к отчуждению, и в соответствии с нравственными
нормами, призывающими к сближению, ведут
себя по отношению к инакомыслящим дружелюбно.
Второй минус
Но ведь многие религии
призывают к
Сказанное не означает, что верующие люди по уровню социальной активности уступают неверующим. Почему? Потому что в жизни неверующих имеют место другие "тормоза", и часто более сильные, чем религиозное мировоззрение. К ним относятся: низкий уровень культуры, пьянство, наркомания, преступный образ жизни и др. Например, когда пьяница-атеист становится трезвенником-верующим, от этой перемены выигрывают и личность, и общество. По сравнению с кем же по уровню социальной активности проигрывают верующие? По сравнению с самими собою, с теми, какими бы они могли стать. Иначе говоря, по сравнению с идеалом.
Религия и политика.
Политика - это, во- первых,
отношения между партиями, классами, национальностями,
народами, государствами, и это, во-вторых,
отношение отдельных людей к партиям,
классам, национальностям, народам, государствам.
Политические идеи отражают эти отношения,
а политические поступки выражают их.
Политика бывает прогрессивной (эта та
политика, которая содействует общественному
прогрессу) и реакционной (это та политика,
которая противодействует общественному
прогрессу). Политическая идеология и
политическая деятельность возникли вместе
с возникновением классов. С этого времени
участие религиозных организаций в политике
стало неизбежным. Вопрос был только в
том, какую политику они выбирали. И если
религиозная организация устами своих
руководителей заявляет, что она в политической
деятельности не участвует (как это делают,
например, руководители Международного
общества Свидетелей Иеговы), то это означает
только одно: она не участвует в тех формах
политической деятельности, которые предлагают
государство и существующие в стране политические
силы (партии, профсоюзы и др.). В то же время
само неучастие в предлагаемых формах
политической деятельности есть своеобразная
политическая деятельность, суть которой
- в политическом бойкоте общепринятых
форм политики. Иначе говоря, это политика
социальной пассивности.
"Плюс" политической
функции религии состоит в
содействии религиозных
Религия и культура.
Культура делится
на материальную и духовную. Культуротранслирующая
функция религии раскрывает отношение
религии к духовной культуре. А под духовной
культурой понимается совокупность позитивных
достижений человечества в интеллектуальной
и эмоциональных сферах его деятельности.
В духовную культуру включаются такие
структурные элементы как деятельность
музеев, библиотек, образование, наука,
философия, искусство, нравственность...
Особо важным, принципиальным является
взаимодействие религии с нравственностью.
И поэтому, хотя нравственность и является
элементом духовной культуры, взаимодействие
с ней раскрывается через особую, нравственную
функцию религии.
На каждом этапе
исторического развития в конкретных
религиях сосуществуют две противоположные
тенденции: тенденция содействия развитию
духовной культуры (тенденция, порождающая
"плюсы") и тенденция противодействия
развитию духовной культуры (тенденция,
порождающая "минусы"). "Плюсы"
и "минусы" в отношении религии
к культуре особенно наглядно видны
на примере отношения религии
к искусству.
Первым "плюсом"
является забота религиозных организаций
о сохранении религиозного искусства.
Религиозное искусство - это такая
художественная деятельность и такие
ее результаты, которые способны поддерживать
у верующих веру в сверхъестественное.
В частности к религиозному искусству
относятся: архитектура храмов, иконы,
религиозная музыка, религиозная художественная
литература. Религиозное искусство, как
и всякое искусство, несет в себе положительное
эстетическое и гуманистическое содержание.
Наличие внутри этих произведений религиозного
материала делает для верующих данные
художественные произведения продуктами
повышенного спроса. Таким образом, через
религиозное искусство религия развивает
и укрепляет у верующих художественное
восприятие, приобщает их к миру искусства.
Положительный гуманистический и эстетический
заряд религиозное искусство дает в первую
очередь верующим людям. В первую очередь,
но не только. В принципе потребителями
этого вида искусства, как и искусства
в целом, являются все представители цивилизованной
части человечества.