Антропология религии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:13, реферат

Описание работы

Религия занимает важное место в жизни каждого. В сфере интересов верующего человека она оказывается уже в силу наличия у него веры в Бога (или богов), а неверующий человек, сталкиваясь с проявлением религиозности, должен уметь объяснить самому себе, почему его не удовлетворяет религиозная вера в качестве основной доминанты духовного существования.

Работа содержит 1 файл

Религия.docx

— 50.71 Кб (Скачать)

Ж. Дюмезиль использовал структуралистскую  схему наряду со сравнительным методом  исследования для своей реконструкции  социальной структуры и религиозных  воззрений праиндоевропейцев11. В своей работе он исходит из предположения о том, что индоевропейскому обществу изначально была свойственна жесткая социальная структура, обусловленная основными потребностями примитивного общества: жречество, воины и крестьяне. Каждая из этих социальных групп обладала собственной функцией: жрецы – функцией упорядочивания космоса путем выполнения соответствующих обрядов; воины – функцией защиты собственной социальной группы и агрессии по отношению к остальным; крестьяне – функцией обеспечения материальных условий жизни. Небесная иерархия, согласно Дюмезилю, четко соответствует этой социальной структуре: в иранской, индийской и скандинавской мифологии присутствуют «тройки» богов, ответственные за покровительство перечисленным социальным группам. Язвимой стороной концепции Дюмезиля являются многочисленные натяжки, к которым ему приходится прибегать для выдерживания троичной структуры в религиозных пантеонах, а также отсутствие археологических данных, способных подкрепить само предположение о существовании трех социальных групп.

2.Экономическая  детерминанта в  человеческих отношениях: отношения собственности (частная, общественная, личная.), происхождения неравенства

     Отношения собственности всегда были тем стержнем в обществе, вокруг которого формировались  и развивались все остальные  общественные отношения. Отношения  собственности имеют две стороны: внешнюю и внутреннюю. Внешним  выражением, оболочкой отношений  собственности выступают традиции и обычаи, мораль, принуждение (насилие), право. Именно юридический (правовой) аспект отношений собственности позволяет  всесторонне их выразить, обеспечить наиболее эффективное и динамичное их развитие. Юридическая оболочка позволяет зафиксировать права  собственности, законодательно их регулировать, учитывать происходящие изменения (возникновение, отчуждение, прекращение  и восстановление прав собственности). Содержание отношений собственности  составляют экономические отношения  между людьми по производству, распределению (перераспределению), обмену и потреблению  продуктов. Обратимся к экономической  стороне вопроса - центральной, самой  существенной в отношениях собственности. В каждом отношении собственности имеются две стороны: субъект (в данном случае - собственник) и объект (имущество). Это отношение можно отобразить в формуле «субъект (собственник) - имущество (совокупность вещей и материальных ценностей) - иные субъекты (другие владельцы или несобственники)»12.

     Частная собственность — одна из форм собственности, которая подразумевает защищенное законом право физического или  юридического лица, либо их группы на предмет  собственности13. К частной собственности относят индивидуальную, корпоративную, акционерную и любую другую негосударственную форму собственности. Право частной собственности — одно из фундаментальных личных прав и рассматривается в области имущественного права.

     Общественная  собственность — собственность, находящаяся во владении, распоряжении и использовании обществом, выступающим  как коллективный неорганизованный субъект. Обычно от имени собственника права собственности осуществляют государство, органы местного самоуправления, общественные организации, индивиды и  другие субъекты.

     Личная  собственность — индивидуальная собственность человека, также собственность  домохозяйств. К объектам личной собственности  обычно относят непроизводственные бытовые объекты, вещи, имущество.

     Истоки  социального неравенства многие современные ученые видят в природных  различиях людей по физическим данным, личностным качествам, внутренней энергии, а также по силе мотивации, направленной на удовлетворение наиболее значимых, насущных потребностей. Первоначально  возникающее неравенство обычно крайне неустойчиво и не приводит к закреплению социальных статусов.

     Относительно  примитивная культура не создает  социальных норм относительно жесткого закрепления отношений неравенства. Развитие социальных отношений, появление  сложных обществ и системы  социальных институтов предполагает наличие  более сложной сети взаимно пересекающихся обменов социальными ценностями, в ходе которых происходит постоянное перераспределение этих ценностей. Изначальные различия людей по физическим данным и личностным качествам приводит к тому, что наиболее сильные, энергичные, целеустремленные и высокомотивированные личности получат преимущества в ходе обмена социальными ценностями. Эти преимущества дают возможность таким личностям совершать неравные обмены. Начинается закрепление и создание законодательной базы для возвышения отдельных социальных групп.

     Следующим формирования отношений неравенства  является закрепление существующего  положения, которое складывается в  некоторый момент в ходе обмена. Это закрепление осуществляется путем создания нормативной базы, которая устанавливает ранговое место (или статус) каждого индивида или социальной группы в социальной структуре при условии наличия  в его распоряжении необходимого количества ценностей. Характер имеющихся  ценностей формирует вид структуры, относительно которой определяется статус индивида или группы14.

     3.Ценности, смыслы и идеалы, их роль в  жизни человека. 

     Система ценностей человека является «фундаментом»  его отношения к миру. Ценности - это относительно устойчивое, социально  обусловленное избирательное отношение  человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.

     «Ценности, - писал В.П. Тугаринов, - это то, что  нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также  идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала».

     Ценностный  мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически  стержневыми в любой сфере  деятельности. К ним можно отнести  трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Именно падение  значимости этих ценностей в тот  или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство.

     Ценность  относится к числу таких общенаучных  понятий, методологическое значение которых  особенно велико для педагогики. Будучи одним из ключевых понятий современной  общественной мысли, оно используется в философии, социологии, психологии и педагогике для обозначения  объектов и явлений, их свойств, а  также абстрактных идей, воплощающих  в себе нравственные идеалы и выступающих  в качестве эталонов должного.

     По  существу, все многообразие предметов  человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать  в качестве ценностей как объектов ценностных отношений, может оцениваться  в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого  и несправедливого.

     Смысл жизни, смысл бытия — философская  и духовная проблема, имеющая отношение  к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее  огромное значение для становления  духовно-нравственного облика личности.

     Вопрос  о смысле жизни также может  пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых  результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия  человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих  за рамки его жизни.

     Вопрос  о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается  преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл  жизни.

     Представления о смысле жизни складываются в  процессе деятельности людей и зависят  от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В  благоприятных условиях человек  может видеть смысл своей жизни  в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

     Важной  составляющей мировоззрения являются идеалы. Человек в своей жизни, в своем постоянном моделировании  будущего не может обойтись без стремления к идеалу. Каждый из нас испытывает потребность в идеалах: без них  нет на свете ни одного разумного  человека, ни общества; без них не могло бы существовать человечество. Многие великие умы задумывались над тем, что такое «идеал»?

     И.С. Тургенев восклицал: «Жалок тот, кто  живет без идеала!» Имея в виду именно идеал, К. Маркс писал, что  идеи, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и  к которым разум приковывает  нашу совесть, это узы, из которых  нельзя вырваться, не разорвав своего сердца. Во все времена, утверждал  Р. Роллан, были люди, отдававшие жизнь  за свои идеалы. По словам Сенеки, когда  человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер  не будет попутным. Аналогично думал  и Л.Н. Толстой: идеал — это  путеводная звезда; без нее нет  твердого направления, а нет направления, нет и жизни.

     Социальный  идеал — это мечта и о  самом совершенном устройстве общества, где все «по справедливости», и о гармонически развитой личности, и о разумных межличностных отношениях, и о нравственном, и о прекрасном, и о полной реализации своих возможностей на благо человечества. Идеалы, как  правило, обращены в грядущее, однако случается, что их находят и в  прошлом (вспомним эпоху Возрождения). Что в этих идеалах есть истинного, сохраняется в мировоззрении  и, в конечном счете, реализуется в практике, в жизни, а неистинные идеалы, как утопия, будут рано или поздно отброшены.

Выводы

Юрий Мухин  – Не надейся – не умрешь!

  1. Бога нет и с практической точки зрения для людей он бессмыслен;
  2. Смысл и цель Природы – жить вечно;
  3. Природа своими законами усложняет материальные объекты до появления Жизни и Разумной Жизни;
  4. Разум двойственен. Во-первых, он способен запоминать факты и известные способы связывания фактов. Второе, что может наш разум – это творить, т. е. он способен связать факты решениями абсолютно новыми, которых еще не было в памяти этого человека;
  5. Определяет душу как способность к долгу и способность к творчеству. Отсутствие способности к долгу обесценивает творческое начало в человеке;
  6. Выделил требования к человеческой душе:
    • параметры способности к получению удовольствия;
    • память не имеет значения, думаю, основное знание находится в общем пользовании, у души только оперативная память – для решения конкретных задач;
    • способность к творчеству: если у тебя есть чувство долга, то ты эту способность разовьешь. А без долга и эта способность без надобности;
    • долг перед обществом, перед людьми - Любовь к людям, любовь к Богу, а все остальное – ритуалы. Жизнь во имя общества – это единственное, что боги всех основных религий единодушно требуют от верующих.

    Размер  параметра – чувства долга  – является определяющим при отборе;

  1. Смысл жизни человека вытекает из общей задачи Жизни – каждый из нас своим трудом и умом обязан совершенствовать Жизнь;
  2. Люди, которые получают от осуществления этой цели удовольствие, переводятся в новое качество – Разума – и переводятся для жизни в новую субстанцию, которая со временем нами, людьми, будет уточнена.

 

Список  использованной литературы

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. М.: Юрайт - М, 2002. с. 90.
  2. Гольбах П.-А. Избранные произведения. Т. 1. М.: Наука, 1963. С. 189–190.
  3. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М.: Наука, 1986.
  4. Зайцев А. И. Греческая религия и мифология. СПб. – М.: «Академия», 2005. С. 39.
  5. Красников А. Н. Методология классической феноменологии религии // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2004. № 1. С. 74–97.
  6. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 42. С. 41–174.
  7. Мюллер М. Введение в науку о религии // Классики мирового религиоведения. М.: Канон, 1996. С. 36–37.
  8. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,2007. — 495 с.
  9. Тайлор Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре. Смоленск: Русич, 2000.
  10. Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.: Наука, 1989. С. 172.
  11. Фролов С.С. Социология: Учебник, 2000,- с. 218-219.
  12. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Издательство политической литературы, 1986.
  13. Эванс-Причард Э. Теории примитивной религии. М.: ОГИ, 2004. С. 29.
  14. Durkheim Е. The Elementary Forms of the Religious Life. London: George Alien &UnwinLtd, 1976.P. 11.

Информация о работе Антропология религии