Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:13, реферат
Религия занимает важное место в жизни каждого. В сфере интересов верующего человека она оказывается уже в силу наличия у него веры в Бога (или богов), а неверующий человек, сталкиваясь с проявлением религиозности, должен уметь объяснить самому себе, почему его не удовлетворяет религиозная вера в качестве основной доминанты духовного существования.
Британский
филолог Эндрю Лэнг (1844–1912) стал
одним из тех немногих людей, которые,
не удовольствовавшись господствовавшей
в то время анимистической концепцией
зарождения религии, попытались найти
другое объяснение для существующего
многообразия религий и религиозных
проявлений. Будучи по своим воззрениям
эволюционистом (сторонником
Свою теорию, отстаивающую наличие в качестве исходной формы религии веру в единого бога, английский ученый назвал теорией прамонотеизма (от лат. mono – единый и греч. theos – бог). Веру в наличие единого бога можно объяснить рациональным заключением первобытного человека, согласно которому окружающий мир, не являясь продуктом человеческих трудов, создан сверхъестественным существом. Уверенность анимизма в том, что душа (дух) стала прообразом бога, Лэнг опровергает с помощью фактов из мифологии примитивных народов Океании, свидетельствующих, что бог воспринимается не как дух, а как реально живущее человекоподобное существо. Исходя из этого ученый делает вывод, что вера в бога «в ходе своего развития не нуждалось ни в каких размышлениях о снах и призраках». Лэнг, основываясь на своей концепции, положительно оценивал роль христианства, которое, по его мнению, восстанавливает утраченное религиозное единство, соединяя в себе различающиеся традиции интеллектуальной религии эпохи эллинизма и мессианского иудаизма.
Активным
продолжателем теории прамонотеизма
стал австрийский священник и
исследователь примитивной
Упадок прамонотеистической концепции был связан с кризисом самой теории эволюционизма, стремившейся выстроить последовательную цепочку сменяющих друг друга форм религии, которая оказалась подвергнута критике за произвольность своих построений и невозможность подтвердить смену этих форм с помощью антропологических или археологических данных.
Недовольство
безраздельным господством
Так,
Р. Маретт, не отрицая значимости веры
в духов, считал, что сама потребность
в рациональном объяснении мира не
является первичной, поскольку не идеи
выражаются в соответствующих действиях
и ритуалах, а действия порождают
идеи. Религия рождается как
Другое
объяснение происхождения магических
явлений было предложено Дж. Фрэзером,
который именно магию считал наиболее
примитивной формой религии, предшествующей
возникновению достаточно рациональных
анимистических воззрений. Будучи блестящим
исследователем и чрезвычайно трудолюбивым
человеком, этот английский антрополог
получил всемирную известность
благодаря работе «Золотая ветвь» (1911–1915),
которая до сих пор считается
одним из классических трудов по истории
религии.
Фрэзер
объяснял возникновение магии
Слабым местом теории как Дж. Фрэзера, так и других представителей преанимистических теорий является недостаточная аргументация перехода от стадии магии к стадии религии, ведь даже в приведенном примере речь идет о переосмыслении в рамках религии магической практики, а не о трансформации магии в религиозные убеждения. Не менее важным доводом для осторожного отношения к преанимистическои концепции выступает наличие исторических фактов, свидетельствующих о том, что религия не сменяет магию, а сосуществует с ней. Это ставит под сомнение исходную предпосылку данной теории, заключающуюся в последовательной смене стадий.
Психоанализ,
ставший одной из ключевых теорий
в гуманитарных науках в XX в., сумел
проявить себя и в исследовании религии,
предложив крайне оригинальную трактовку
ее возникновения. Основатель психоаналитического
метода Зигмунд Фрейд (1856–1938) был
практикующим врачом-психиатром, поэтому
его концепция выросла из наблюдений
за больными и переноса опыта излечения
отдельных нервных и
Ученик
Фрейда, Карл Густав Юнг (1875–1961), во многом
переосмыслил взгляды своего учителя,
отказавшись от излишней сосредоточенности
на проблемах формирования сексуальности
и сделав акцент на наличие неких
сюжетов, универсальных для всех
типов культур и передающихся
на бессознательном уровне. Эти сюжеты,
лежащие в основе любой религии,
Юнг назвал архетипами. В своих
работах он попытался не только теоретически
обосновать наличие подобных архетипов
в разные эпохи и в разных типах
культуры, но и обратился к конкретным
мифам с целью их сравнения
и выявления общих символов. Например,
символику круга можно
Оригинальность психоаналитической концепции религии вызвала немало критики с разных сторон. Больше всего споров вызвала идея Фрейда об отождествлении индивидуального человеческого развития с прогрессом общества, поскольку это тождество вряд ли возможно достоверно подтвердить с помощью археологических или антропологических данных, а без учета этого вся концепция порождения Эдипова комплекса рассыпается в прах. Непонятным в рамках фрейдистской концепции остается и механизм передачи информации на подсознательном уровне, поскольку Фрейд и Юнг неоднократно подчеркивают, что религиозная символика порождается человеческим подсознанием, которое уже содержит в себе весь набор символов (или комплексов)8.
Французский
социолог Эмиль Дюркгейм (1858–1917) стал
одним из самых знаменитых исследователей
религии в XX в., а его работа «Элементарные
формы религиозной жизни» (1912) до
сих пор является классическим трудом
по истории религии, хотя отдельные
положения из этой книги уже устарели,
а некоторые являются чересчур спорными
для того, чтобы их безоговорочно
принимать. Так или иначе, но именно
вокруг Дюркгейма сложилась целая
школа сторонников
Исходным
пунктом рассуждений Дюркгейма
выступает тезис о социальном
характере религии, который и
предопределил специфику его
исследования. В отличие от своих
предшественников – сторонников
эволюционной теории развития религии
– французский ученый, хотя и
пытался уловить
Иначе
говоря, Дюркгейм пытается определить
те социальные условия, которые и
создают своеобразие
По словам английского антрополога Э. Эванс-Причарда, в лучшем случае Дюркгейма можно причислить к философам, а не к ученым, занимающимся исследованием религии.
Если
в социологическом подходе
Согласно Р. Отто, природная эмоциональность человека проявляется в том, что при встрече с каким-то необычным явлением, он начинает испытывать специфические чувства, двойственные по своей природе и являющиеся исходным пунктом в формировании религиозной веры. Двойственность этих чувств проявляется в том, что в зависимости от эмоционального состояния самого человека он способен воспринимать сакральное как в негативном, так и в позитивном аспекте.
Специфика
феноменологического подхода у
Отто заключалась в исследовании
психологических механизмов, способствовавших
зарождению религии, но антиисторичная
постановка вопроса в его работах
не позволяла выявить исторические
условия возникновения и
Соединение
феноменологического подхода с
попыткой рассмотрения религии с
исторической точки зрения было проделано
в работах знаменитого
Феноменологический
подход к проблеме возникновения
религии позволил отказаться от эволюционизма,
господствующего в
Последним
из числа основных подходов к исследованию
религии сформировался
Такой
же подход лежит в основе структуралистского
исследования мифов: каждый миф или
отдельный вариант мифа не рассматривается
как уникальное произведение; объектом
рассмотрения служат все варианты мифов,
образующие некое целое. Именно в
комплексе различных