Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 15:07, курсовая работа
Целью работы является исследование исторического развития деятельности Японии в Организации Объединенных Наций.
Основными задачами данной работы являются:
1)Определить причины проблематики вступления Японии в ООН.
2)Выявить специфику вопроса о постоянном членстве в Совете Безопасности ООН.
3)Проанализировать динамику деятельности страны с момента вступления до настоящего времени.
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1.Проблематика вступления Японии в ООН после 2 мировой войны……………………………………………………………………....5
Глава 2.Деятельность Японии в ООН……………………………………9
2.2 Миротворческими шагами в Совет Безопасности…………….…….9
2.2 Вопрос постоянного членства в СБ………………………………….13
2.3 Вклад Японии в ООН…………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………….…..23
Список используемых источников…………………………………….…24
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Япония в ООН»
Выполнил:
студентка 2 курса
Якименко Н.А.
МИНСК
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Проблематика вступления Японии
в ООН после 2 мировой войны……………………………………………
Глава 2.Деятельность Японии в ООН……………………………………9
2.2 Миротворческими шагами в Совет Безопасности…………….…….9
2.2 Вопрос постоянного членства в СБ………………………………….13
2.3 Вклад Японии в ООН…………………………………………………20
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников…………………………………….…24
Введение
Организация Объединенных Наций была создана государствами, победившими во Второй мировой войне, формально в качестве инструмента для поддержания мира, а реально — для закрепления своего положения победителей и влияния на послевоенное устройство мира.[12]
Участие Японии в ООН рассматривается ее руководством в качестве одного из действенных средств в реализации основных целей политики своего государства, а именно: комплексное обеспечение национальной безопасности, укрепление японских позиций на международной арене в целом, создание благоприятных условий в конкурентной борьбе на мировых рынках, свободный доступ к этим рынкам, так же как и к мировым источникам природных и сырьевых ресурсов, необходимых для стабильного развития экономики.
Схематично деятельность Японии в ООН можно разделить на три периода: первый - с момента ее принятия в ООН в 1956 г. до конца 70-х гг.; второй - с конца 70-х до начала 90-х гг.; третий - с начала 90-х годов по настоящее время.
Каждый из этих периодов характеризовался
появлением довольно существенных черт
внешнеполитического курса
Актуальность темы определяется местом Японии на международной арене как одной из наиболее развитых страны мира и ее влиянием на мировую экономику, а так же ее весомым вкладом в программы ООН.
Целью работы является исследование исторического развития деятельности Японии в Организации Объединенных Наций.
Основными задачами данной работы являются:
1)Определить причины
2)Выявить специфику вопроса о постоянном членстве в Совете Безопасности ООН.
3)Проанализировать динамику деятельности страны с момента вступления до настоящего времени.
Источниками информации для написания данной курсовой работы послужили справочная литература, учебные пособия, энциклопедические справочники, статьи и обзоры в периодических изданиях, посвященные данной тематике, прочие актуальные источники информации, в частности официальные интернет-сайты.
Глава 1.Проблематика вступления Японии в ООН после 2 мировой войны
Осенью 1945 г. побежденная Япония лежала в руинах не только в прямом, но и в переносном смысле. В отличие от Германии она сохранила определенный суверенитет в виде преемственности государственной власти (император, правительство, парламент) при том, что вся ее политика оказалась под строгим и внимательным контролем оккупационных властей. В течение всего периода американской военной оккупации в составе японского правительства присутствовал министр иностранных дел, но деятельность его министерства была ограничена, ибо до подписания Сан-Францисского мирного договора в 1951 г.отношения Японии с большинством стран не были официально восстановлены. Только с 1951-1952 гг. дипломатическая машина страны начала функционировать нормально. Довоенная дипломатия Японии числила в своем активе ряд несомненных достижений. Сложился многочисленный и хорошо подготовленный дипломатический корпус, успешно представлявший страну за границей, в том числе в международных организациях, и защищавший ее интересы. Япония установила прочные связи со многими странами, выступая либо как “старший”, либо как равноправный партнер. Решение или, по крайней мере, обсуждение глобальных проблем не обходилось без ее участия. Статус Японии как мировой державы был признан тем, что она стала постоянным членом Совета Лиги Наций, а ее представитель — одним из постоянных заместителей генерального секретаря Лиги.
В результате военного поражения Япония всего этого лишилась. Ее политика, включая внешнюю, была тотально и, безусловно, скомпрометирована. [7]
Ее руководители предстали перед судом как военные преступники, а дипломатический корпус и государственный аппарат подверглись чисткам. Страна находилась в состоянии войны с большинством стран мира, где ее представители были интернированы. Японии надо было реабилитировать себя в глазах, как отдельных стран, так и мирового сообщества. Наряду с обеспечением успешного экономического восстановления и развития это стало главной задачей ее послевоенной политики.
Первым достижением Японии было заключение мирного договора с 48 странами — бывшими военными противниками, кроме СССР и стран коммунистического блока. Война была формально окончена, Япония признала свою ответственность и согласилась на соответствующую компенсацию (в виде передачи территорий, выплаты репараций и т.д.). Подписание договора позволило ей восстановить дипломатические отношения с этими странами, а завершение периода военной оккупации формально вернуло японской дипломатии ее самостоятельность и полноту функций.
Формально “реабилитация” Японии в мире началась с Сан-Францисского договора, но фактически ей предшествовала нормализация отношений с США, осуществленная главным образом усилиями премьер-министра С. Ёсиды, бывшего кадрового дипломата с более чем тридцатилетним стажем. Он сориентировал внешнеполитический курс Японии на военный и политический союз с США, оформленный “договором безопасности” 1951 г. Ёсида реабилитировал Японию в глазах “свободного мира”, но вскоре этого стало недостаточно. Кроме того, это еще не открывало ей путь в Организацию Объединенных Наций.[3]
Япония подала официальную
заявку на вступление в ООН в июне
1952 г. Эта попытка не удалась из-за
того, что СССР воспользовался правом
вето. В 1955 г. последовала вторая попытка,
которая также завершилась
Вскоре в Японии сложилась та благоприятная ситуация, необходимая для восстановления отношений с СССР. 10 декабря 1954 г. новым премьер-министром Японии стал Хатояма Итиро, который, в отличие от Ёсида, придавал огромное значение проблеме восстановления отношений с Советским Союзом. В своих мемуарах Хатояма объясняет необходимость восстановления отношений с Советским Союзом несколькими причинами. «Во-первых, — это проблема безопасности. В условиях холодной войны Япония подвергалась наибольшей опасности в случае возникновения вооруженного конфликта между США и СССР. Во-вторых, — это желание поднять престиж страны на международной арене, активизировав ее участие в международных делах. Для этого необходимо добиться принятия Японии в ООН, которое долгое время откладывалось из-за советского вето. В-третьих, — это проблема военнопленных. В СССР еще оставалось большое количество японских военнопленных».
Со стороны же СССР, благоприятным фактором являлась смена советского лидера. 5 марта 1953 г. умер И.Сталин. Новый советский лидер, первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев предложил курс на «мирное сосуществование» с государствами иной политической формации и выступил за нормализацию отношений с капиталистическими странами.
В рамках курса на «мирное сосуществование» советское руководство стало искать пути восстановления советско-японских отношений.[9]
Советско-японская совместная декларация 1956 года подписана 19 октября 1956 г. в Москве; вступила в силу 12 декабря 1956 г.
В соответствии с Декларацией состояние
войны, существовавшее между СССР и
Японией с 9 августа 1945 г., было прекращено
со дня вступления Декларации в силу;
между двумя государствами
"Союз Советских
При этом Союз Советских Социалистических
Республик, идя навстречу пожеланиям Японии
и учитывая интересы японского государства,
соглашается на передачу Японии островов
Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако,
что фактически передача этих островов
Японии будет произведена после заключения
мирного договора между Союзом Советских
Социалистических Республик и Японией".
СССР и Япония подтвердили, что в своих отношениях будут руководствоваться принципами Устава ООН, обязались не вмешиваться прямо или косвенно во внутренние дела друг друга. СССР изъявил готовность поддержать просьбу Японии о принятии ее в члены ООН, согласился освободить всех японских граждан, осужденных в СССР, и репатриировать их в Японию.[10]
Так и произошло: через два месяца после подписания совместной японо-советской декларации Япония была, наконец допущена в ряды Объединенных Наций.[8]
Глава 2.Деятельность Японии в ООН
2.2 Миротворческими шагами в Совет Безопасности
Став членом ООН в декабре 1956 г., Токио рассчитывал с ее помощью решить территориальную проблему с СССР, нормализовать отношения с соседями по Юго-Восточной Азии, гарантировать национальную безопасность. Однако активное вовлечение Японии в орбиту американских интересов, с одной стороны, и разочарование японского общества в возможностях ООН того времени — с другой, определили линию Японии в отношении ООН, а именно: следование в фарватере американской стратегии. Уже в 1957 г. на заседании Генеральной Ассамблеи Токио заявлял о необходимости пересмотра Устава ООН, поскольку организация оказалась не способна решать кризисные ситуации, в частности отстаивать демократические изменения в странах — членах ООН [27, с. 28].
В 1963 г. Япония стала членом ГАTT, а в 1964 г. Токио принял Олимпийские игры, что фактически означало возвращение Японии в международное сообщество после Второй мировой войны. В 1968 г. ВНП Японии превзошел ВНП ФРГ [2, с. 103]. Чем весомее становилась экономическая мощь Японии, тем более недовольным и разочарованным ООН становился Токио — политическое влияние страны по-прежнему оставалось на невысоком уровне. Можно предположить, что в Токио серьезно задумались о статусе постоянного члена Совета Безопасности ООН именно на стыке 60-х и 70-х гг. прошлого века. Особенно после того, как этот статус получила КНР. Еще одним событием, упрочившим курс японского руководства на Совет Безопасности ООН, вероятно, явилось исчезновение СССР с политической карты мира. Во времена СССР роль Японии в противостоянии между Вашингтоном и Москвой была понятна и практически не подвергалась (внутри японского общества) сомнению. В изменившихся геополитических условиях образ Японии как верного «оруженосца» США уже изрядно многим в Японии надоел. Широкая общественность, оппозиционные партии (делающие на этом свои избирательные кампании) требовали сокращения американского военного присутствия и даже полного вывода, призывали каждый новый Кабинет Министров проводить более самостоятельную внешнюю политику, достойную экономической сверхдержавы. Для этого был необходим статус постоянного члена Совета Безопасности ООН. В Токио сознавали, что заполучить такой статус без предварительной подготовки невозможно. Поэтому с 1982 г. Япония объявила о намерении принять участие в миротворческой деятельности ООН. [25, с. 55]
В августе 1991 г. агрессией Ирака против Кувейта был брошен вызов всему новому мировому порядку, неотъемлемой частью которого провозглашала себя Япония. Война в Персидском заливе оказала серьезное влияние на изменение внешней политики Японии, прежде всего в отношении обороны и безопасности, а также затронула и внутриполитические проблемы. Осуждение Ирака как агрессора в той или иной степени было единодушным в стране. Все были согласны, что Япония должна участвовать в коллективных акциях по его наказанию, но относительно форм и методов участия мнения были полярными.
Встал вопрос о необходимости приведения 9-й статьи Конституции в некоторое соответствие с потребностью участия во внешнеполитических акциях по наказанию агрессора, а также о степени подчиненности внешнеполитического курса страны в отношении обороны и безопасности политическому курсу США. Япония, как известно, сильно зависит от ближневосточного региона как источника получения нефти (до 70%), поэтому была неизбежна в ее отношениях со странами Ближнего и Среднего Востока.
Участие Японии в акциях мирового содружества против Ирака вкратце сводилось к дилемме: деньги или люди и деньги. Другими словами, должна ли страна оказывать только финансовую и техническую помощь в проведении операции «Буря в пустыне», или личный состав ее армии - «сил самообороны» - должен принять непосредственное участие в боевых действиях. Как известно, Япония не располагала законодательной базой для прямого и непосредственного участия армии в миротворческих операциях сил ООН. Соотношение сил на внутриполитической арене осенью 1990 г. вынудило правящую партию отозвать из парламента законопроект «О содействии мирным усилиям ООН», который позволял бы направлять военных за границу. Учитывая также сформировавшееся в послевоенные годы сильнейшее антивоенное настроение нации, правительство сосредоточилось на оказании финансовой поддержки странам Персидского залива, понесшим материальный ущерб, и многонациональным вооруженным силам антииракской коалиции. Всего Япония выделила 13 млрд. долл., из них только 2 млрд. пошло на помощь арабским странам, а остальные - многонациональным силам.