Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 21:39, курсовая работа
Проблемы и перспективы развития торгово-экономических отношений Казахстана с Китаем приобретают актуальность в условиях реформирования казахстанской экономики и глобализации мирового хозяйства, которые диктуют возрастающую взаимозависимость и взаимодействие национальных экономик. Теоретический анализ современного состояния внешнеэкономических связей Казахстана с основными торгово-экономическими партнерами является, с нашей точки зрения, фундаментальной основой формирования национальной внешнеэкономической доктрины.
Базой
для проведения в Синьцзян-Уйгурский
автономный район (СУАР) эффективных
экономических реформ становится создание
благоприятного климата для привлечения
инвестиций, прежде всего - в областях
энергетики и добывающей промышленности.
Именно развитие этих отраслей – ключевой
пункт развития всего района. Однако,
из-за экономических особенностей и
характеристик, регион является прямым
конкурентом соседей –
В связи
с этим, необходимо рассмотреть заявленные
(не говоря о незаявленных!) планы
и проекты экономической
Китай
в данном случае предлагает собственную
модель интеграции в регионе –
интеграцию как интернационализацию,
взаимодополняемость
В теоретическом плане с начала 1980-х и на протяжении 1990-х гг. китайские политологи пересмотрели ряд концептуальных установок и «табу» по отношению к внешней среде (к оценке внешнеполитических и внешнеэкономических проблем и перспектив собственного государства). Так, были выделены две основные тенденции мирового развития – регионализация и глобализация. Обе тенденции так или иначе были выгодны КНР: государство начало искать рычаги и механизмы безболезненного вхождения в мировое хозяйство, в том числе в рамках ВТО. Одним из первых практических механизмов стал механизм поставки товаров в ЦА и далее – в Россию и страны Европы под маркой «сделано в Кыргызстане», после его вступления в ВТО. Существенное теоретическое «открытие» китайских исследователей состояло в том, что регионализация в ряде случаев может иметь форму интернационализации. Для КНР ставилась первоочередная задача - «создание специализированных интернациональных экономических районов», где интеграция должна проходить по принципу «дополняемости экономик». Говоря о таком явлении, как интеграция, необходимо подчеркнуть, что стороны (в большей степени КНР, в меньшей – Республика Казахстан) в исследованиях широкого доступа склонны переоценивать важность экономической интеграции, тем более в отношении друг друга. Акцент, опять-таки, делается на экономической «взаимодополняемости экономик РК и КНР». Для китайской экономики «дополняемость» на практике значит приобретение и сырья, и рынков сбыта. В рамках такой экономической политики Китай может «законсервировать» политические проблемы в СУАР и продолжать говорить, что «права человека» имеют, главным образом, вид обеспечения экономических прав. Создание специальных экономических зон, а также совместных предприятий преимущественно с китайским капиталом – вот первоначальный этап развития отношений с соседними регионами. На надгосударственном уровне этот процесс должен обеспечиваться политикой в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), что фактически и происходит, когда заявляется о новом, экономическом измерении в функционировании ШОС, а также на двусторонней основе.
Процесс
подготовки и реализации планов «интеграционной
открытости» начался еще с
конца 1980-х – начала 1990-х гг., с
момента обретения
Надо отметить тот факт, что с китайской стороны интеграционные проекты одновременно рассматривались на различных уровнях – на государственном и местном. Что касается местного, то уже в 1993 году Комитет науки и техники СУАР представил проект «совместного межгосударственного освоения», в качестве главного пункта которого выделялось создание «растянутых» свободных зон в районе казахстанско-китайской границы «Инин – Джаркент», а также свободной приграничной зоны «Боро-Тала» в Китае и «Дружба» в РК.
В 1996 г.
китайская сторона вновь
В этот
же период (1998 г.) появился и проект «Межгосударственной
зоны ускоренного развития экономики»,
предложенный сотрудниками Отдела по
науке и технике посольства КНР
в РФ. С российской стороны в
проекте должны были принять участие
Республика Алтай, Алтайский край, со
стороны Казахстана – Восточно-Казахстанская
область, со стороны Монголии – Баруун
аймак. Китай был представлен
Синьцзян-Уйгурским автономным районом.
Предполагалось создать четырёхстороннюю
комиссию для определения механизмов
функционирования такой зоны (в частности,
создание режима наибольшего
Идеи
интеграции для КНР «на Западе»
пришли, в том числе и из России.
В 1998 г. в обиходе российской прессы
и региональных властей появился
термин «Большой Алтай» для обозначения
уникального природного комплекса
на стыке границ четырёх государств.
Китай быстро включился в процесс,
и с 2000 г. начались переговоры на уровне
региональных администраций на российском
Алтае, поддерживались необходимые
экономико-политические контакты, появились
предложения о хозяйственном
освоении региона. Идея понравилась
всем, и встал практический вопрос
о строительстве транспортного
коридора из России (напомним, что у
России на Алтае существует 55-километровая
граница с Китаем, так называемый
«западный участок»). «Большой Алтай»
включал в себя следующие регионы:
с российской стороны участниками
такого рода сотрудничества становились
Алтайский край и Республика Алтай,
с казахстанской – Восточно-
Параллельно
китайская сторона делала ставку
на двусторонние переговоры. Так, «первой
китайской ласточкой» стало формирование
необходимой приграничной инфраструктуры.
Причем китайская сторона должна
была в короткие сроки стать лидером
интеграции. По предложению китайской
стороны начал прорабатываться
вопрос о создании казахстанско-китайской
зоны свободной приграничной торговли.
По поручению Правительства
Для нас же наиболее интересны именно вопрос интеграции, собственные планы интеграции КНР в мировую экономику и экономику Центральной Азии (географически СУАР ближе и доступнее из ЦА, чем из Центрального Китая). Для КНР «реформы» и «открытость» (даже некий набор «открытостей») выразились именно в регионализации экономики. В настоящее время происходит процесс формирования новых принципов «открытости» и «интеграции», что может перевернуть все существующие «западные» и «восточные» теории интеграции.
Итак, основные
положения «интеграции по-
Стратегия
открытости предполагает не только глобализацию
китайской экономики, но и ее регионализацию.
Последняя должна проводиться в
двух направлениях – внутреннем и
внешнем. В первом случае Китай делится
на 7 экономических районов, которые
должны специализироваться на определенных
видах промышленного
Стратегия
глобализации китайской экономики
подразумевает вхождение
Суть
концепции «регионализма вовне»
заключается в создании региональных
интернациональных
Стратегическое партнерство Казахстана и Китая в энергетической сфере.
В последние
годы Китай становится одним из важнейших
экономических игроков на мировых
и региональных рынках. Казахстан
строит взаимоотношения с крупнейшей
экономикой мира на основе взаимопонимания,
сопряжения интересов и областей
сотрудничества, стратегического партнерства.
Китай в силу географического
фактора является для Казахстана
естественным и основным партнером.
Как заявил президент Н. Назарбаев
в Послании народу Казахстана 1 марта
2006 года: «Казахстан исходит из того,
что альтернативы взаимовыгодным связям
с динамично развивающимся
Энергетика
является ключевым фактором, влияющим
на внутреннюю и внешнюю стратегию
развития каждого суверенного
Экономические
интересы Китая в Казахстане тесно
связаны с его энергетической
политикой, со стремлением превратить
казахстанские нефтеносные зоны
в постоянный и надежный источник
топлива для растущей китайской
экономики. Это подтверждается тем,
что Китай уже в течение
нескольких лет удерживает пятую
позицию в списке крупнейших инвесторов
казахстанской экономики, причем подавляющая
их часть целенаправленно идет именно
в нефтегазовую отрасль. При этом
данные демонстрируют пока ограниченный,
несравнимый с реальным инвестиционным
потенциалом Китая объем
Таким образом, в лице Казахстана Китай видит поставщика сырьевых и топливных ресурсов для своей динамично развивающейся экономики, требующей с каждым годом все больше ресурсов.
Нефть.
В настоящее время
Главными потребителями нефти выступают Китай и Индия, на долю которых приходится около 79% роста потребления энергии в мире. Эти страны и в перспективе в возрастающей мере станут определять основные тенденции развития энергетических мировых рынков, а также спрос и предложение на нефть . По прогнозам специалистов, уже к 2011 году Китай станет самым крупным потребителем энергии на планете. К этому времени потребность его в нефти составит 350 млн. т, а производство очищенной нефти – 200 млн. т. Зависимость от импорта составит порядка 40%. К 2020 году ежегодное потребление нефти здесь возрастет до 500 млн. т, причем дефицит составит порядка 240 млн. т в год.
В настоящее
время в Китае внутренний спрос
на нефть на 30% покрывается за счет
импорта. При этом следует отметить,
что экономика Китая не уязвима,
хотя зависит от импорта нефти. Это
объясняется особенностями
Поскольку основным поставщиком нефти в КНР являются страны Среднего Востока и Африки, особенную озабоченность у Китая вызывает неоднозначная геополитическая ситуация в этих регионах мира, способная повлиять на бесперебойную поставку энергоносителей. Возросла и сохраняется нестабильность на Ближнем Востоке, выступающем в настоящее время нефтяным донором Китая. Около 12% нефтяного импорта КНР приходится на Иран, и в случае осложнения ситуации в Персидском заливе, Китай может быть отрезан от этого источника энергии. Определенную угрозу энергетической безопасности Китая несет стремление США установить контроль над морскими коммуникациями, по которым осуществляется доставка нефти в Восточную Азию.
Возрастание
в ближайшей перспективе