ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность
исследования.
Проблемы
и перспективы развития торгово-экономических
отношений Казахстана с Китаем приобретают
актуальность в условиях реформирования
казахстанской экономики и глобализации
мирового хозяйства, которые диктуют
возрастающую взаимозависимость и
взаимодействие национальных экономик.
Теоретический анализ современного
состояния внешнеэкономических
связей Казахстана с основными торгово-экономическими
партнерами является, с нашей точки
зрения, фундаментальной основой
формирования национальной внешнеэкономической
доктрины. Характер складывающейся сегодня
новой системы глобального и
регионального мироустройства особенно
ярко проявляется в каспийско-центрально-азиатском
регионе, ставшем в последнее время важным
и динамичным с геополитической и экономической
точек зрения. Геополитическая ситуация
вокруг данного региона, к которому относится
Казахстан, Россия и Китай, характеризуется
сочетанием и столкновением национальных
интересов основных центров мировой экономики
и политики, а именно — США, ЕС, Японии,
России и Китая. В последние полтора-два
десятилетия Азиатско-Тихоокеанский регион
(АТР) привлекает к себе большое внимание
как зона динамичного экономического
роста. Именно опережение других государств
по темпам роста в сочетании со стремительным
повышением международной конкурентоспособности
группы развивающихся стран АТР дает основания
говорить о приближении «тихоокеанской
эры», или периода, когда регион станет
одним из центров мирового экономического
развития.
Накопленный
багаж экономической мысли позволяет
сегодня иметь в арсенале научных
подходов отдельные аспекты региональной,
интеграционной, внешнеторговой, инвестиционной,
валютной и др.
политики.
Однако большинство исследований базированы
на опыте реформирования ВЭС новых
индустриальных стран. Вместе с тем,
ускорение региональной динамики сопровождается
улучшением качества экономического роста,
усиливает свое влияние. Современный
баланс сил принципиальным образом
претерпел изменения и многие
государства, особенно Северо-Восточной
и Юго-Восточной Азии, обеспечили
себе существенный экономический прорыв
на мировые рынки. Стратегии на базе
очерченных ориентиров позволили им
успешно реструктурировать экономику
и, в первую очередь, за счет выбора
модели внешнеэкономических связей.
Формирование внешнеэкономической
доктрины национального государства,
особенно для стран, переходящих
от плановой экономики к рынку, предопределило
то, что в ходе экономических экспериментов
они закрепили за собой лишь структурную
политику. Однако не было уделено достаточного
внимания одному из важнейших аспектов
успешного функционирования - внешнеэкономическому
сектору страны, который требует приведения
к адекватности стратегических целей
с текущими задачами. Это может явиться
следствием формирования модели развития
страны на базе объективного анализа условий
и исходных предпосылок, учета имеющихся
тенденций развития мирового хозяйства.
Вместе с тем, в постсоциалистическом
пространстве многие вопросы, в том числе,
концепции трансформации внешнеэкономической
системы новых независимых государств,
выработка стратегии вхождения в международное
экономическое пространство и другие
аспекты, с нашей точки зрения, все более
становятся предметом широкого круга
специальных научных исследований, что
и определяет актуальность представленного
исследования. Согласно новой внешнеполитической
концепции важнейшими партнерами Казахстана
являются, прежде всего, его ближайшие
соседи: Россия, страны Центральной Азии,
Китай, страны СНГ. Самостоятельное место
в ряду важных стратегических партнеров
занимают США и Евросоюз.
Особое
значение также придается сотрудничеству
с влиятельными странами Азии: Японией,
Республикой Корея, Индией, Турцией
и Ираном.
На уровне
внешнеэкономических инициатив
следует отметить претворяемую в
жизнь инициативу президента Н.Назарбаева
по созданию новой политико-экономической
группировки - Евразийского союза, включающего
Казахстан, Россию и Китай в качестве
его важнейших участников. Казахстан
конструктивно подходит ко всем вопросам,
которые стоят в повестке дня
Шанхайской организации сотрудничества
(ШОС). ШОС создавалась по принципу
наличия общей границы между
Китаем и постсоветскими республиками.
Казахстан принимал активное участие
в подготовке документа, уникального
в истории современных международных
отношений, который был подписан
в апреле 1996 года в Шанхае. Это
Соглашение об укреплении мер доверия
в районе границы. И ровно год
спустя при самом активном участии
Казахстана в Москве было подписано
ещё одно Соглашение о сокращении
вооруженных сил в районе границы
и отводе их на 100 километров от общей
границы. Затем, в результате позитивной
эволюции ШОС появились такие
компоненты, как торгово-экономическое
сотрудничество и сотрудничество в
борьбе с терроризмом. Два этих основных
направления деятельности ШОС требуют
к себе самого внимательного отношения.
Все говорит о том, что сама
организация выходит на более
высокую орбиту своей деятельности.
Шанхайская организация сотрудничества
стала известной во всем мире. Пристальное
внимание к работе ШОС обращают многие
государства. Казахстан, по-видимому, окажется
в орбите той большой политики, которая
все отчетливее разыгрывается в центрально-азиатском
регионе. Действительно, центрально-азиатский
регион по своему значению является очень
важным и притягивает к себе внимание
ведущих государств. И не только Китая
и России, но и Соединенных Штатов Америки,
Индии, Пакистана, Турции, Ирана. И здесь
очень важно, чтобы Казахстан был не пассивным
наблюдателем, но активным участником
всех процессов, которые разворачиваются
в центрально-азиатском регионе.
Взаимоотношения
Казахстана и Китая в экономической
сфере связаны с особенностью
расположения этих стран, их близостью
к приграничной территории, значительным
потенциалом и динамикой спроса
в КНР на природные ресурсы. Неравнозначность
китайских регионов, наличие динамично
развивающихся и отстающих, в
определенной степени сходны с казахстанскими
проблемами. Между тем соседняя страна
прилагает значительные усилия по преодолению
структурных диспропорций.
С
углублением взаимоотношений соседних
стран до 80% торговли Казахстана
приходится на СУАР, где расширяется
ассортимент производимой продукции,
экспортные поставки. Вместе с
тем, развитие автономного района
в значительной степени связано
с сохранением кооперативного
производства, активной посреднической
деятельностью «челноков» и китайских
торговцев.
Активная
внешнеторговая политика КНР приобретает
все более массированный, экспансионистский
характер. Даже крупнейшие страны, обеспокоенные
растущими рисками на внутренних
рынках, установившимися экспортно-импортными
связями, конъюнктурой мирового рынка,
принимают меры по противостоянию китайским
продуцентам, наращивающим производство
и поставки продукции, как правило,
низкого качества, а также потоки
капиталов в собственную экономику
и за рубеж.
Как известно,
отечественные рынки интенсивно
заполняются китайской продукцией.
Так, пресса периодически информирует
о проведении в приграничных районах
Казахстана ярмарок-распродаж продукции
китайских сельхозпроизводителей,
которые приобрели международный
характер.
Начальный
этап и развитие взаимоотношений.
Казахская
ССР начиная с последней четверти
прошлого столетия стремилась выйти
из-под полного контроля центра в
вопросах внешнеэкономической деятельности
и установить собственные взаимовыгодные
отношения с зарубежными государствами.
В тот период ведущим направлением
казахстанско-китайского экономического
взаимодействия было создание основ
для научно-технического сотрудничества
. Это было обусловлено тем, что
в тот период научно-технический
потенциал Казахской ССР во многом
превышал аналогичные показатели в
Синьцзяне, который в середине-конце
1980-х годов был одним из наиболее
отсталых в этом отношении регионов
Китая.
Начальный
этап экономических отношений Казахстана
и Китая характеризовался довольно
высокими темпами роста. Если в 1986 году
объем торговли между Казахстаном
и Синьцзяном составлял всего $3 млн.,
то в 1987 – $11,8 млн., а в 1989 – уже $45,6 млн.
. К 1991 году, то есть непосредственно перед
получением Казахстаном независимости,
его экономические отношения с Китаем
были уже сравнительно широко развиты.
КНР стала главным торговым партнером
Казахстана вне территории бывшего Советского
Союза, а 52% всего его экспорта в страны
так называемого «дальнего зарубежья»
приходилось на Китай .
В середине
1989 году между СУАР и Казахстаном
было подписано соглашение об экономическом,
техническом и торговом сотрудничестве
на период 1989-1995 годы. Общая стоимость
всех предусмотренных соглашением
сделок составляла свыше $1,5 млрд, а
товарооборот между этими соседними
регионами двух стран предполагалось
довести к 1995 году до $220-260 млн. В июле
1991 года в ходе визита Н. Назарбаева в СУАР
КНР подписывается «Соглашение о принципах
и основных направлениях развития сотрудничества
между Казахской ССР и Синьцзяном». Кроме
того, 31 июля 1991 года в Кульдже между Казахстаном
и СУАР подписывается соглашение, предусматривающее
так называемый «шоп-туризм», расчеты
по которому осуществляются только в свободно
конвертируемой валюте . В связи с распадом
Советского Союза и перехода Казахской
ССР в статус независимой республики,
полностью обязательства по данным соглашениям
не были выполнены в запланированном объеме,
однако интерес к развитию торгово-экономического
сотрудничества с обеих сторон был очевиден.
Таким образом, основные принципы и механизмы
складывания экономических отношений
между Казахстаном и Китаем были заложены
еще в 80-е годы ХХ века. Именно в тот период
стало очевидно, что основным торговым
партнером Казахстана в КНР станет Синьцзян-Уйгурский
автономный район. Кроме того, стала очевидной
обоюдная заинтересованность в развитии
торгово-экономического и научно-технического
взаимодействия. После обретения Казахстаном
независимости в 1991 году его экономические
отношения с Китаем также были ограничены
развитием сотрудничества с Синьцзяном.
Тем не менее, в Пекине довольно быстро
оценили все преимущества, которое несет
с собой развитие торговли с государствами
Центральной Азии. Уже в декабре 1991 года
китайская делегация, возглавляемая министром
торговли и внешнеэкономических связей
КНР Ли Ланкином, совершила экспресс-турне
по странам региона с целью изучения возможностей
нарождающегося центрально-азиатского
рынка. В сентябре 1992 года премьер Госсовета
Ли Пэн открыл в столице СУАР – Урумчи
– первую международную торговую ярмарку.
В течение нескольких месяцев четыре города
Синьцзяна, включая Урумчи, ввели различного
рода льготы для инвесторов и других бизнесменов,
которые могли бы способствовать развитию
торговли Синьцзяна с зарубежными странами.
Основным
видом торгово-экономических отношений
между РК и КНР в начале 1990-х
годов был помянутый выше «шоп-туризм».
В данном случае это были массовые
поездки казахстанских граждан
в КНР с коммерческими целями,
чаще всего, с целью закупить там
по низким ценам продукцию легкой
промышленности и затем перепродавать
их на родине по более высокой цене.
«Шоп-туризм» очень часто не даже
выделяется как отдельный вид
туризма, что расходится с мнением
ВТО, так как согласно определению
данной организации, туристом считается
любой человек, выехавший в другое
место и не занимающийся там оплачиваемой
деятельностью. В 1992 году было открыто
железнодорожное сообщение Алма-Ата
– Урумчи. Со своей стороны, Казахстан
реконструировал пограничную станцию
Дружба. В том же 1992 году китайско-казахстанскую
границу в обоих направлениях
пересекли 672 тысячи человек.
Бесконтрольность
в производстве и сбыте китайских
товаров, в конце концов, стала
предметом двусторонних переговоров
на высшем уровне. В Пекине осознали,
что широкое распространение
низкокачественных китайских товаров
за рубежом может нанести большой
ущерб имиджу китайской торговой
марки. 2 июля 1993 года Постоянный комитет
всекитайского собрания народных представителей
(ПК ВСНП) принимает постановление,
предусматривающее очень тяжелые
наказания (вплоть до высшей меры) за преступления,
связанные с производством и
распространением низкокачественных
товаров.
Руководство
Казахстана в тот период также
принимает ряд мер по ужесточению
контроля за деятельностью граждан
КНР, находящихся на территории страны.
Эти меры предусматривали:
• усиление
контроля за порядком проживания, перемещения,
экономической деятельности граждан
КНР на территории республики;
• ограничение
деятельности казахстанских фирм (главным
образом частных и мелких), контактирующих
с китайской стороной исключительно
в сферах торговли и туризма;
• усиление
таможенного и паспортного режимов
и т.д.
Новые
перспективные отрасли сотрудничества
были определены в 1993 года во время
визита президента Казахстана Н. Назарбаева
в Пекин. Они включали: тяжелую
промышленность, сельское хозяйство, легкую
промышленность, биотехнику, связь, энергоресурсы,
исследование космического пространства
и др. Сторонами подчеркивалась необходимость
сотрудничества не только приграничных
областей, но и взаимодействия с
центральными, приморскими районами
Китая, где сосредоточена крупная
промышленность, передовые технологии.
В целом,
период первой половины 1990-х годов
характеризовался постепенным переход
от полного отсутствия какого-либо
внешнего контроля и учета экономических
отношений между двумя государствами
к выработке и введению ряда механизмов,
направленных на регулирование торгово-экономического
взаимодействия. Вторая половина 1990-х
годов ознаменовалась новым этапом
в развитии торгово-экономических
отношений между Казахстаном
и Китаем. После 1995 года на казахстанских
рынок начинают приходить крупные
китайские компании, постепенно упорядочиваются
механизмы т.н. «челночной торговли».
На рынок постепенно начинают выходить
фирмы-посредники, специализирующиеся
на оптовых поставках китайской
продукции на казахстанский рынок,
что позволило многим местным
торговцам осуществлять закупки
товаров без регулярного выезда
в КНР.