Взаимоотношения Казахстана с Китаем

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Проблемы и перспективы развития торгово-экономических отношений Казахстана с Китаем приобретают актуальность в условиях реформирования казахстанской экономики и глобализации мирового хозяйства, которые диктуют возрастающую взаимозависимость и взаимодействие национальных экономик. Теоретический анализ современного состояния внешнеэкономических связей Казахстана с основными торгово-экономическими партнерами является, с нашей точки зрения, фундаментальной основой формирования национальной внешнеэкономической доктрины.

Работа содержит 1 файл

курсовая1.docx

— 60.00 Кб (Скачать)

Что касается крупных китайских компаний, пришедших  в РК, то в числе 34 представительств, зарегистрированных в эти годы, были представлены: Китайская национальная нефтяная компания (КННК – CNРC), компания «Хуавэй» (город Шэньчжэнь, телекоммуникации, компьютерные технологии, связь), компания «Нункэн» (Синьцзян, торгово-посреднические операции), компания «Тяньшань» (Синьцзян, торговля продукцией легкой промышленности), Банк Китая и др. Летом 1997 года подписывается  контракт между Казахстаном и  Китаем (представленным КННК) по инвестированию в нефтегазовый сектор РК на общую  сумму в $11 млрд. Планировалось, что они будут направлены на реабилитацию АО «Узеньмунайгаз», АО «Актобемунайгаз» и строительство нефтепроводов в Западный Китай и Иран.

Тем не менее и на протяжении второй половины 1990-х гг. не произошло серьезных  качественных изменений в торгово-экономических  отношениях КНР и РК. На повестке дня остались прежние проблемы, к  которым относятся: несбалансированность структуры экспорта и импорта, преобладание «челночной» торговли, замкнутость  экономического взаимодействия на СУАР КНР, а также исключительный интерес  китайской стороны к импорту  сырьевой продукции.

 В  развитии казахстанско-китайских  экономических отношений после  2000-го года наблюдается несколько  отчетливых тенденций:

•  Начало совместного продвижения крупных  экономических проектов;

•  Повышенное внимание КНР к развитию энергетического  сотрудничества с Казахстаном;

•  Значительный рост объемов внешнеторговых операций, и улучшение внешнеторгового  баланса Казахстана.

К наиболее крупным совместным экономическим  проектам данного периода можно отнести:

•  Март 2003 года - сдача в эксплуатацию трубопровода Кенкияк – Атырау на западе Казахстана. Протяженность трубопровода составила 448,8 км, а проектная пропускная способностью должна была достигать 12 млн. тонн нефти в год. При реверсной эксплуатации этот нефтепровод становился первой частью большого нефтепровода «Западный Казахстан – Китай», меморандум о строительстве которого был подписан еще в 1997 году.

•  Май 2003 года – приобретение CNPC за $150,2 млн. принадлежащего государству пакета акций предприятия «CNPC Актобемунайгаза» (25,12%), таким образом, китайская компания стала единственным владельцем компании.

•  Август 2003 года – CNPC приобрела у саудовской Nimir Petroleum Ltd. 35% участия в СП Texaco North Buzachi Inc. месторождение Северные Бузачи.

•  Октябрь 2003 года – возобновление реализации проекта 1997 года, предусматривавшего строительство  нефтепровода «Западный Казахстан  – Китай».

•  17 мая 2004 года Нурсултан Назарбаев  и Ху Цзиньтао подписали специальное  соглашение о строительстве нефтепровода Атасу - Алашанькоу.

•  В 2005 году приобретение нефтяных активов  в Казахстане было продолжено. В  апреле CNODC стала единственным акционером кызылординского АО «Айдан мунай». Основные виды деятельности данной компании включали проведение нефтегазовых операций на территории Республики Казахстан, включая разведку и бурение, добычу, подготовку и переработку, транспортировку и хранение, маркетинг и торговлю, экспорт углеводородов и продуктов их переработки.

•  В  августе 2005 года зарегистрированная в  Канаде компания PetroKazakhstan Inc., четвертая  по объемам добычи в Казахстане, объявила о подписании соглашения, по которому дочерняя компания CNPC выкупила 100% ее акций за $4,18 млрд.

•  В  этом же месяце «КазМунайГаз» и CNPC заключили  соглашение о совместной разработке обоснования инвестиций в строительство  газопровода из Казахстана в Китай.

•  В  сентябре 2005 года «КазМунайГаз» и CNPC подписали меморандум «О взаимопонимании по вопросам участия CNPC в разработке и освоении месторождения Дархан в казахстанском секторе Каспия».

В 2007 году в повестку дня встали еще два  проекта в нефтегазовой отрасли  строительство второй очереди нефтепровода «Западный Казахстан – Китай», а также о подключении Казахстана к проекту строительства газопровода  из Центральной Азии в Китай. Эти  проекты были согласованы еще  в декабре 2006 года во время визита в Пекин Н. Назарбаева, а соглашения по ним подписаны в августе 2007 года, когда Астану посетил Ху Цзиньтао. Суть первого проекта – строительство  нефтепровода Атасу – Кенкияк, что  открывает Китаю прямой доступ к  каспийской нефти, а следовательно  – позволяет вывести нефтепровод  Атасу – Алашанькоу на проектную  мощность в 20 млн. тонн в год. Проект планируется завершить к 2010 году. Суть второго проекта – подключение  Казахстана к строящемуся газопроводу  «Туркменистан – Китай». Соглашение, подписанное Китаем с Туркменистаном, предусматривает поставку в Китай 30 млрд. куб. м туркменского газа в 2009-2038 годах. Казахстан планирует добавить к этому объему свои 10 млрд. куб. м, а попутно обеспечить газом южные регионы республики. Однако не только активизация Китая в нефтегазовой сфере Казахстана была характерна для экономики казахстанско-китайских отношений в первой половине 2000-х годов. Даже официальные данные казахстанской статистики позволяют сделать вывод не только о значительном росте объемов внешнеторговых операций, но и об изменении номенклатуры внешнеторговых операций, а также об улучшении баланса Казахстана в торговле с Китаем.

Кроме того, этот период характеризуется  ростом прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана. Китайские  инвестиции возросли с $64,7 млн. в 2001 году до $195,0 млн. в 2005 году, составив 3,04% от общего объема ПИИ. Как показывает этот анализ, именно в 2000-2005 годах в Казахстане наблюдается своеобразный «китайский бум». В 2000 году было зарегистрировано 374 предприятия с участием китайского капитала, в 2001 – 874, в 2002 – 975, в 2003 – 665, в 2004 – 579 и в 2005 году – 129 предприятий. Правда большинство из этих предприятий относились к сфере торговли, причем большая их часть так и не приступили к работе, но факт остается фактом – интерес китайских бизнесменов к Казахстану был огромен . В период после 2000 года Китай начал проявлять интерес к крупному производству и инфраструктурным проектам. Причем речь не только о проектах в нефтегазовой сфере. Уже в середине 2004 года начались переговоры о прокладке Трансказахстанской железнодорожной магистрали, меморандум о строительстве которой был подписан в июле 2005 года.

В сентябре 2004 года китайская компания China National Gold Group Association и казахстанский горно-металлургический концерн «Казахалтын» (Kazakhaltyn Mining Co. Ltd.) подписали контракт о создании совместного предприятия по разработке месторождений золота в Казахстане. В июле 2005 года во время визита Ху Цзиньтао АО KEGOC и Государственная электросетевая корпорация Китая подписали рамочное соглашение, в котором были предусмотрены такие направления сотрудничества, как передача электроэнергии, разработка проектов, строительство, техническое обслуживание и эксплуатация линий электропередачи, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области новых технологий по передаче и распределению электроэнергии, приграничное сотрудничество в области электроэнергетики и т.д. Китайские энергетики проявили интерес к строительству новой ГРЭС в Экибастузе. В декабре 2006 года «Казатомпром» и Китайская гуандунская ядерно-энергетическая корпорация (China Guangdong Nuclear Power Holding, (CGNPC)) заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве. В конце мая 2007 года между ними было подписано соглашение о расширении и углублении стратегического сотрудничества в области изготовления ядерного топлива для китайских АЭС, а также ресурсного снабжения развивающейся атомной энергетики КНР. Суть этого соглашения состоит в том, что Казахстан будет являться основным поставщиком ядерного топлива для CGNP, которая до 2030 года собирается построить и владеть в Китае приблизительно 50-55 АЭС, или 50% всех реакторов. Поставки ядерного топлива из Казахстана в КНР начнутся приблизительно с 2009 года и постепенно займут до половины китайского рынка.

В сентябре между «Казатомпромом» и CGNPC был  подписан меморандум о намерении  создать совместное предприятие  по освоению урановых месторождений в Казахстане. Стороны, в частности, договорились, что китайские компании получают доступ к освоению казахских урановых месторождений, а «Казатомпрому» разрешено инвестировать в атомную энергетику КНР. Ведущие китайские атомно-энергетические компании, China National Nuclear Corp и China Nuclear Guangdong Power Corp. совместно получат 49% акций казахского предприятия, добывающего уран. Взамен «Казатомпрому» достанется доля в китайских предприятиях по переработке ядерного топлива и атомных электростанциях.

Таким образом, рассмотрение опыта экономических  отношений Казахстана и Китая  на протяжении последних двух десятилетий  позволяет сделать вывод об их постепенном количественном и качественном совершенствовании. Начало формированию экономического взаимодействия двух государств было положено еще в 1980-х гг. Механизмы  сотрудничества были обусловлены тем, что почти все операции проходили  через государственные структуры. Особенностью данного периода было превалирование научно-технического сотрудничества, кроме того, многие сделки осуществлялись путем бартерного обмена. В середине-конце 1980-х годов отчетливо проявился  интерес обоих государств к развитию экономического сотрудничества, о чем  свидетельствует и заключение соответствующих  экономических соглашений, а также  постоянный рост товарооборота. После  обретения Казахстаном независимости  наступает новый этап в казахстанско-китайских  экономических отношениях. За период с начала до середины 1990-х годов  экономическое взаимодействие между  двумя государствами прошло путь от полной либерализации и отсутствия механизмов контроля к возникновению систем обоюдного регулирования качественных и количественных характеристик торгово-экономического сотрудничества.

Следует заметить, что наибольшие выгоды с  экономической точки зрения в  процессе данного сотрудничества приобрел Китай, точнее, Синьцзян-Уйгурский автономный район. Благодаря постоянному спросу в РК на товары текстильной и легкой промышленности, а также притоку  финансовых ресурсов за счет «челночной торговли» в СУАР были созданы  крайне благоприятные условия для  возникновения и активного развития соответствующего производства и инфраструктуры. Кроме того, в связи с импортом сырья из Центральной Азии, и, в  первую очередь, из Казахстана, Синьцзян получил уникальные возможности  для собственного развития, а также  для перепродажи (часто в переработанном виде) данных ресурсов в развитые страны. Что касается РК, то именно экономическое  сотрудничество с Китаем позволило  ему сократить товарный дефицит, обеспечить работой и стабильным доходом довольно большую часть казахстанцев, однако для экономики государства выгоды были не столь очевидны.

Вторая  половина 1990-х годов стала временем дальнейшего укрепления экономического сотрудничества РК и КНР. Несмотря на то, что большинство проблем первой половины 1990-х годов так и оставались на повестке дня, тем не менее, механизмы  регулирования торгово-экономических  отношений продолжали совершенствоваться. Кроме того, Казахстан начал расширять  географию экономического сотрудничества внутри КНР, постепенно отходя от исключительного  взаимодействия с СУАР.

XXI век  ознаменовал новый этап в развитии  экономических отношений между  Казахстаном и Китаем. Со второй  половины 2000 года экономическое  проникновение в государства  Центральной Азии, и в том числе,  в РК, стало главным элементом  внешней политики КНР в регионе.  Данное проникновение осуществлялось  за счет массового возникновения  предприятий с китайским капиталом,  реализации ряда крупных экономических  и инфраструктурных проектов. После  июля 2005 года казахстанско-китайские  отношения выходят на новый  уровень – стратегического партнерства,  в настоящее время основные  экономические интересы КНР лежат  в сфере обеспечения собственной  энергетической безопасности и  конкуренции за доступ к ресурсам  региона с другими крупнейшими  геополитическими факторами.

Опасность этой ситуации заключается в том, что при сохранении подобных тенденций  и товарной структуры внешней  торговли с Китаем будет достаточно сложно избавиться от сырьевой ориентации экономики и товарной зависимости  от Китая, так как дешевые китайские  товары не дают возможности развивать  собственную перерабатывающую промышленность и производство готовых изделий. Кроме того, Китай заинтересован  в развитии Синьцзян-Уйгурского автономного  района. Здесь можно говорить о  возрастании в будущем роли Китая  как торгового партнера Казахстана.

                                   Проекты экономической интеграции.

В настоящее  время КНР пытается решить вопрос отсталости западных регионов страны форсированными темпами с привлечением всех возможных средств. В этом залог  успеха рыночных реформ и решение  связанных с этим проблем в  регионе. Разрыв в развитии внутренних районов (к которым относят и  запад страны) и приморских как  никогда очевиден. Именно поэтому  через все задачи всех последних  пятилеток в Китае белой нитью  проходит развитие западных районов. Эта  стратегия была зафиксирована и  в планах на новую пятилетку. Наглядным  примером успехов китайского варианта «преодоления отсталости» является развитие города Урумчи за последние 15 лет. И никто не будет спорить, что Урумчи сегодня – это крупный региональный центр: финансовый, экономический и, отчасти, политический.

Информация о работе Взаимоотношения Казахстана с Китаем