Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:20, курсовая работа
Цель настоящей работы – проследить возможные последствия присоединения к ВТО для нашей страны.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Изучить основные функции и задачи ВТО и ее роль в мировой экономике
• Проанализировать основные этапы вступления России во Всемирную Торговую Организацию
• Обозначить основные плюсы и минусы от вступления России в ВТО
Введение
1 Общие положения о Всемирной Торговой Организации (ВТО)
1.1 Определение, история возникновения и задачи ВТО
1.2 Практические принципы работы и основные функции ВТО
1.3 Противоречия между странами-членами ВТО
2. Россия и ВТО
2.1 Этапы на пути вступления России в ВТО
2.2 Плюсы, минусы и основные последствия вступления России в ВТО
2.3 Разногласия и споры
Заключение
Список литературы
Приложения
Выгоды
(причем в долгосрочном, а не краткосрочном
аспекте) Россия получит, если ей удастся
решить стратегическую задачу – диверсифицировать
структуру экспорта в сторону резкого
повышения доли готовой продукции, особенно
высокотехнологичной, о необходимости
чего разговор идет, по сути, еще с брежневских
времен. Если удастся резко повысить долю
готовых изделий, особенно высокотехнологичных,
тогда во вступлении в ВТО будет реальный
смысл. В развитых странах доля готовой
продукции в стоимости экспорта составляет,
как правило, более 70%. По данным Всемирного
банка, в настоящее время у США этот показатель
достигает 82%, Германии – 84%, Великобритании
– 77%, Франции – 83%, Италии – 88%, Канады
– 60%. (Рисунок 3)
Рисунок
3. Доля готовой продукции в стоимости
экспорта некоторых стран ЕС и
России
После вступления России в ВТО одни отрасли достаточно быстро получит выгоды, а другие окажутся в непростом положении вследствие неизбежной либерализации нашей экономики и соответствующего ужесточения конкуренции. Следует отметить, что проблема вступления в ВТО сильно политизирована. Также, де-факто Россия уже ведет всю свою внешнюю торговлю согласно действующим международным правилам и требованиям ВТО.
2.3
Разногласия и споры
Россия пытается присоединиться ко Всемирной Торговой Организации, отстояв при этом свои национальные интересы (не так давно об этом заявил премьер-министр Владимир Путин, выступая в Госдуме с заключительным словом после отчета правительства). Россия не случайно ведет переговоры по вступлению в ВТО 17 лет. "Если бы мы сделали так, как наши некоторые соседи — сдали позиции, обнулили, скажем, позиции по завозу авиационной техники, тогда сегодня просто бы не говорили о возрождении авиапрома. Если бы обнулили позиции по автомобильному транспорту, скажем, по грузовикам и так далее, не говорили бы сегодня о возрождении автопрома. Сдали бы позиции по сельскому хозяйству, тогда не о чем было бы говорить по поддержке сельхозпроизводителя", — сказал премьер.
2
марта 2011 года первый вице-премьер
Игорь Шувалов выражал надежду,
Однако Всемирная торговая организация выставляется в качестве препятствия на пути реинтеграции постсоветского пространства. Ведь она "поглотила" Украину.
Премьер-министр возмутился и тем, что дешевое китайское оборудование не дает развиваться отечественному энергомашиностроению, а повысить ввозные пошлины мы не можем, поскольку уже связали себя определенными обязательствами перед ВТО. Но и вступить в нее никак не получается. В этой связи встает вопрос: какой смысл принимать Россию в ВТО, если она и так все исполняет? Рынок сам по себе не бесплатный, но в свете последних событий отдается он задаром. Премьер распорядился защищать наши рынки и отечественных производителей и не выполнять правил ВТО до тех пор, пока не произойдет "полное присоединение".
С одной стороны, все более-менее крупные участники мирового рынка состоят в ВТО и торгуют друг с другом по единым правилам этой организации. Но это отнюдь не исключает возникновения торговых конфликтов между ними, которые подчас тянутся многие годы. С другой стороны, продавать сырье и энергоресурсы мы можем и без режима ВТО: их импорт никто не ограничивает. Вне ВТО можно, к тому же, без всяких правил "играть" пошлинами, защищая внутренний рынок и наказывая провинившихся партнеров.
Россия была очень близка к вступлению в ВТО два года назад, однако препятствием стала стоящая перед РФ задача экономической реинтеграции с постсоветскими странами, и вступление стран ЕврАзЭС в ВТО на разных условиях препятствовало бы её осуществлению. Также и создание Таможенного Союза стало препятствием на пути к вступлению, т.к. РГ была вынуждена пересогласовывать огромную часть статей итогового Доклада (о котором говорилось выше). Таможенный Союз может перерасти в Единое Экономическое Пространство для постсоциалистических стран, однако Украина, уже вступившая в ВТО, выступает неким препятствием для этого. Россия даже предлагает Украине на время выйти из ВТО, вступить в Таможенный Союз, чтобы затем вступить вновь и "всем вместе" на более выгодных условиях, при этом не нарушая никаких правил ВТО.
По сей день происходит немало встреч и переговоров относительно сложившейся – сугубо политической – ситуации, но вопрос по-прежнему остается открытым. Ко всеобщему напряжению добавляется еще и отказ России от соблюдения "предвступительных" обязательств (например размер пошлин, выравнивание внутренних и экспортных цен на газ, снижение платы за полеты иностранных компаний над Сибирью и пр.). Со стороны стран-оппонентов это может быть расценено как нарушение пакета договоренностей. И тогда Евросоюз, США, Бразилия и прочие члены рабочей группы потребуют новых переговоров с Россией. Процесс затянется на неопределенное время. На настоящий момент можно сказать, что ситуация зашла в тупик. Более того, позиция Грузии, пытающейся восстановить свой контроль на российско-абхазской и российско-югоосетинской границах, еще более усугубляет ситуацию. Теоретически можно обойти стороной несговорчивого оппонента – используя формальное правило о принятии в ВТО большинством голосов стран-членов. Однако это было бы нежелательно для России, кроме того подобных прецедентов в ВТО еще не было.
Беря во внимание то, что в декабре 2010 года на саммите Россия-Евросоюз (ЕС) в Брюсселе министр экономического развития России Эльвира Набиуллина и комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт подписали меморандум о завершении переговоров по вступлению России в ВТО, профессиональные вопросы можно считать фактически улаженными. Остаются лишь политические аспекты. И, несмотря на надежды вице-премьера Игоря Шувалова урегулировать все необходимые вопросы, связанные с присоединением России к ВТО, до конца 2011 года, место для сомнений всё же остаётся. Если Россия действительно хочет стать развитой державой, экономика должна быть модернизирована, максимально увеличена ее инновационная составляющая. Эту цель как приоритетную в экономике провозгласил Президент Дмитрий Медведев. Но на сегодняшний день наша готовая и, прежде всего, высокотехнологичная продукция, даже имея вышеназванный объем, как раз и встречает главные препятствия на мировом рынке (чем выше стадии обработки товаров, тем выше таможенные пошлины и другие ограничения экспорта). Поэтому в стратегическом плане вступление в ВТО для России просто необходимо, иначе и модернизация экономики во многом будет затрудняться. По мнению аналитиков вступление в ВТО поможет решить нам главную стратегическую задачу – диверсификацию экспорта и экономики в целом При этом в текущем плане надо быть готовыми получить массу проблем, связанных с либерализацией нашего импорта, которая снизит уровень защиты отечественных производителей от внешней конкуренции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российская Федерация прошла множество этапов присоединения к ВТО, которые в разной степени оказывали влияние на различные сферы жизни и политики в стране, такие как экспорт и импорт, внутренний рынок, отечественный бизнес и т.д. В итоге длительных и сложных переговоров присоединение России к ВТО стало лишь вопросом времени. На место политизированных дискуссий "за" и "против" постепенно приходит конкретная подготовка бизнеса и власти к работе в условиях членства в этой организации и адаптации к ним.
Однако членство России в ВТО не должно является самоцелью и не может быть достигнуто любой ценой. Оно должно отвечать задачам экономического развития страны, содействовать успешному продвижению реформ и более глубокой интеграции России в мировую экономику и торговлю. Вступления России в эту организацию позволит стране открыть свой рынок для целого ряда товаров. В связи с этим, отечественные производители могут оказаться в неравных условиях при конкуренции с зарубежными импортерами
Исходя из этого, участие России в ВТО возможно лишь при следующем:
Но
самое главное, для чего нужно
вступление, — это решение такой
стратегической задачи, как диверсификация
экспорта за счет готовой продукции,
особенно высокотехнологичной. Без вступления
в ВТО России с ней не справиться. Именно
ВТО благоприятствует производителям
готовой продукции через снижение таможенных
пошлин. При этом в текущем плане надо
быть готовыми получить массу проблем,
связанных с либерализацией нашего импорта,
которая снизит уровень защиты отечественных
производителей от внешней конкуренции.
Вместе с тем надо еще более активно к
такому вступлению готовиться. Без модернизации
экономики, совершенствования законодательства
и стремления к глобализации у России
может просто не быть будущего – ни с ВТО,
ни без.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.Ломакин В. К. "Мировая экономика": учебник . – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 126 с
Приложение
1
Заседания Рабочей Группы по вопросам вступления России в ВТО за период с 1995 по 2006 гг.
Дата
и №
заседания |
Основные освещаемые вопросы |
Заседание № 1, июль 1995 г. | Обсуждение
Российского Меморандума о |
Заседание № 2, декабрь 1995 г. | Внесены дополнения к Меморандуму по "новым" сферам ВТО, торговля услугами (ГАТС), вопросы прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), меры инвестиционной политики (ТРИМс), а также ответы на почти 500 дополнительных вопросов стран-членов ВТО. |
Заседание
№ 3,
20-31 мая 1996 г. |
Предложение Российской Делегации перейти от "информационной" стадии к следующему этапу процесса присоединения — двусторонним консультациям с целью более предметного сосредоточения на вопросах, связанных с конкретными условиями членства России в ВТО |
Заседание № 4, 15—16 октября 1996 г. | Концентрация на обсуждении узко секторальных вопросов: политика России в области поддержки сельского хозяйства (неофициальное обсуждение), меры нетарифного регулирования и система таможенной оценки товаров. |
Заседание № 5, 15—18 апреля 1997 г. | Рассмотрены вопросы деятельности государственных торговых предприятий; проблематика ТРИПС; система государственной поддержки аграрного сектора; изменения в российском законодательстве и ряд других вопросов |
Заседание № 6, июль 1997 г. | Рассмотрены технические барьеры в торговле (стандарты, сертификация), санитарные и фитосанитарные меры. В ходе заседания проводились двусторонние консультации о готовности наших предложений по доступу на рынок. Особое внимание уделялось проблемам государственных закупок. |
Заседание
№ 7,
Декабрь 1997 г. |
Обсуждение вопросов доступа на рынок различного типа услуг, в том числе банковских. |
Заседание № 8, июль 1998 г. | Было посвящено конкретным проблемам сельского хозяйства, субсидированию производства, в том числе и производства сельскохозяйственной продукции, техническим барьерам в торговле и др. |
Заседание
№ 9,
16 декабря 1998 г. |
Развитие российского законодательства в сфере экономики и внешнеэкономического регулирования и основные направления законотворческой работы в этой сфере по приведению его в соответствие с нормами и правилами ВТО; режим Российской Федерации в области тематики Соглашения по ТРИПС; государственная поддержка аграрного сектора и экспортные субсидии на сельхозпродукцию; обзор хода двусторонних переговоров по доступу на рынки товаров. |
Заседание № 10, октябрь 1999 г. | Представление
российской стороной первоначальных предложений
по доступу на национальный рынок
услуг, включающих перечень обязательств
по торговле услугами и список изъятий
из РНБ (режим наибольшего |
Заседание № 11, 25—26 мая 2000 г. | Состоялась
специальная многосторонняя (плюрилатеральная)
встреча по обязательствам в сфере
государственной поддержки |
Заседание №12, 18—19 декабря 2000 г. | Обзор развития российского законодательства, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, преференциальные торговые соглашения и обзор состояния двусторонних переговоров. |
Заседание № 13, 23-24 января 2002 | Решение о подготовке первого варианта Доклада Рабочей группы, ключевого документа при вступлении страны в ВТО. |
Заседание № 14, 24-25 апреля 2002 | Первое чтение
проекта итогового доклада |
Заседание
№ 15,
19-21 июня 2002 г. |
Решение о подготовке Секретариатом ВТО второй редакции проекта Доклада РГ. Наметился большой объем работ по внутренней структуризации в области законотворческой деятельности в РФ. |
Заседание № 16, декабрь 2002 г. | Уплотнение
графика переговоров о |
Заседание
№ 17,
27-31 января 2003 |
Подведены итоги состоявшихся двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг и обсуждено состояние законодательной деятельности в РФ по приведению национального законодательства в соответствие с нормами и принципами ВТО. |
Заседание
№ 18,
Март 2003 |
Многосторонние консультации российской делегации по услугам, сельскому хозяйству и энергетике с заинтересованными членами РГ. |
Заседание
№ 19,
Апрель 2003 г. |
Завершено обсуждение второго варианта Доклада РГ о присоединении России к ВТО и принято решение о подготовке третьего вариант. Обновленная редакция Доклада распространена среди членов РГ (67 стран) |
Заседание № 20, Июль 2003 г. | Рассмотрение третьего варианта итогового Доклада РГ о присоединении России. |
Заседание
№ 21,
Октябрь 2003 г. |
Российская делегация подготовила новые предложения по тексту итогового доклада, в частности, касающиеся финансово-валютной политики, конкуренции, распределения полномочий между субъектами и Федерацией, тарифным изъятиям отдельных видов сборов. Они легли в основу обсуждения девяти разделов проекта доклада, принятых участниками переговоров без существенных замечаний. |
Заседание № 22, 05 февраля 2004 | Завершено обсуждение еще десяти разделов доклада в том числе – о взимании акцизов и НДС при импорте, экспортных пошлинах, правительственных закупках, регулировании торговли при транзите и других. |
Заседание
№ 23,
1-2 апреля 2004 |
В Доклад вошли такие ключевые для России вопросы, как технические барьеры в торговле, ветеринарно-санитарный контроль, меры защиты внутреннего рынка, таможенные союзы в зонах свободной торговли, специальные экономические зоны и различные аспекты торгового и таможенного законодательств. Состоялись также многосторонние переговоры по сельскому хозяйству и тарифным квотам. |
Заседание № 24, 15-16 июля 2004 г | Рассмотрены разделы доклада рабочей группы, касающиеся таможенного оформления, лицензирования внешней торговли и вопросов защиты интеллектуальной собственности в России. |
Заседание № 25, 18 ноября 2004 г | Рассмотрена третья редакция итогового доклада РГ о присоединении РФ к ВТО. |
Заседание № 26, 17 февраля 2005 г | Рассмотрение
замечания и комментарии |
Заседание № 27, 15-17 апреля 2005 | Обсуждение
комментариев к третьей редакции
итогового доклада Рабочей |
Заседание № 28, 22-24 июня 2005 г | Продолжена работа над третьей редакцией доклада РГ о присоединении России к ВТО. Этот доклад Рабочей группы является ключевым элементом финального пакета документов при присоединении. |
Заседание
№ 29,
19 октября 2005 г. |
Российская
делегация провела двусторонние
переговоры о доступе на рынки
товаров и услуг с |
Заседание № 30, 23 марта 2006 г | Согласовано еще
три раздела доклада. Продолжились
двусторонние переговоры о доступе
на рынки товаров и услуг с
делегацией США. Рассмотрены также
некоторые спорные вопросы |
Информация о работе Вступление России в ВТО и его последствия