Вступление России в ВТО и его последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – проследить возможные последствия присоединения к ВТО для нашей страны.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Изучить основные функции и задачи ВТО и ее роль в мировой экономике
• Проанализировать основные этапы вступления России во Всемирную Торговую Организацию
• Обозначить основные плюсы и минусы от вступления России в ВТО

Содержание

Введение
1 Общие положения о Всемирной Торговой Организации (ВТО)
1.1 Определение, история возникновения и задачи ВТО
1.2 Практические принципы работы и основные функции ВТО
1.3 Противоречия между странами-членами ВТО
2. Россия и ВТО
2.1 Этапы на пути вступления России в ВТО
2.2 Плюсы, минусы и основные последствия вступления России в ВТО
2.3 Разногласия и споры
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 192.00 Кб (Скачать)
 

     Выгоды (причем в долгосрочном, а не краткосрочном  аспекте) Россия получит, если ей удастся решить стратегическую задачу – диверсифицировать структуру экспорта в сторону резкого повышения доли готовой продукции, особенно высокотехнологичной, о необходимости чего разговор идет, по сути, еще с брежневских времен. Если удастся резко повысить долю готовых изделий, особенно высокотехнологичных, тогда во вступлении в ВТО будет реальный смысл. В развитых странах доля готовой продукции в стоимости экспорта составляет, как правило, более 70%. По данным Всемирного банка, в настоящее время у США этот показатель достигает 82%, Германии – 84%, Великобритании – 77%, Франции – 83%, Италии – 88%, Канады – 60%. (Рисунок 3) 
 

     Рисунок 3. Доля готовой продукции в стоимости  экспорта некоторых стран ЕС и  России 

     После вступления России в ВТО одни отрасли  достаточно быстро получит выгоды, а другие окажутся в непростом положении вследствие неизбежной либерализации нашей экономики и соответствующего ужесточения конкуренции. Следует отметить, что проблема вступления в ВТО сильно политизирована. Также, де-факто Россия уже ведет всю свою внешнюю торговлю согласно действующим международным правилам и требованиям ВТО.

     2.3 Разногласия и споры 

     Россия  пытается присоединиться ко Всемирной  Торговой Организации, отстояв при  этом свои национальные интересы (не так  давно об этом заявил премьер-министр Владимир Путин, выступая в Госдуме с заключительным словом после отчета правительства). Россия не случайно ведет переговоры по вступлению в ВТО 17 лет. "Если бы мы сделали так, как наши некоторые соседи — сдали позиции, обнулили, скажем, позиции по завозу авиационной техники, тогда сегодня просто бы не говорили о возрождении авиапрома. Если бы обнулили позиции по автомобильному транспорту, скажем, по грузовикам и так далее, не говорили бы сегодня о возрождении автопрома. Сдали бы позиции по сельскому хозяйству, тогда не о чем было бы говорить по поддержке сельхозпроизводителя", — сказал премьер.

     2 марта 2011 года первый вице-премьер  Игорь Шувалов выражал надежду,  что все необходимые вопросы,  связанные с присоединением России  к ВТО, будут урегулированы до конца года. По его мнению, в настоящее время это больше политический вопрос.

     Однако  Всемирная торговая организация  выставляется в качестве препятствия  на пути реинтеграции постсоветского пространства. Ведь она "поглотила" Украину.

     Премьер-министр  возмутился и тем, что дешевое  китайское оборудование не дает развиваться  отечественному энергомашиностроению, а повысить ввозные пошлины мы не можем, поскольку уже связали  себя определенными обязательствами  перед ВТО. Но и вступить в нее  никак не получается. В этой связи встает вопрос: какой смысл принимать Россию в ВТО, если она и так все исполняет? Рынок сам по себе не бесплатный, но в свете последних событий отдается он задаром. Премьер распорядился защищать наши рынки и отечественных производителей и не выполнять правил ВТО до тех пор, пока не произойдет "полное присоединение".

     С одной стороны, все более-менее  крупные участники мирового рынка  состоят в ВТО и торгуют  друг с другом по единым правилам этой организации. Но это отнюдь не исключает возникновения торговых конфликтов между ними, которые подчас тянутся многие годы. С другой стороны, продавать сырье и энергоресурсы мы можем и без режима ВТО: их импорт никто не ограничивает. Вне ВТО можно, к тому же, без всяких правил "играть" пошлинами, защищая внутренний рынок и наказывая провинившихся партнеров.

     Россия  была очень близка к вступлению в  ВТО два года назад, однако препятствием стала стоящая перед РФ задача экономической реинтеграции с постсоветскими странами, и вступление стран ЕврАзЭС в ВТО на разных условиях препятствовало бы её осуществлению. Также и создание Таможенного Союза стало препятствием на пути к вступлению, т.к. РГ была вынуждена пересогласовывать огромную часть статей итогового Доклада (о котором говорилось выше). Таможенный Союз может перерасти в Единое Экономическое Пространство для постсоциалистических стран, однако Украина, уже вступившая в ВТО, выступает неким препятствием для этого. Россия даже предлагает Украине на время выйти из ВТО, вступить в Таможенный Союз, чтобы затем вступить вновь и "всем вместе" на более выгодных условиях, при этом не нарушая никаких правил ВТО.

     По  сей день происходит немало встреч и переговоров относительно сложившейся  – сугубо политической – ситуации, но вопрос по-прежнему остается открытым. Ко всеобщему напряжению добавляется еще и отказ России от соблюдения "предвступительных" обязательств (например размер пошлин, выравнивание внутренних и экспортных цен на газ, снижение платы за полеты иностранных компаний над Сибирью и пр.). Со стороны стран-оппонентов это может быть расценено как нарушение пакета договоренностей. И тогда Евросоюз, США, Бразилия и прочие члены рабочей группы потребуют новых переговоров с Россией. Процесс затянется на неопределенное время. На настоящий момент можно сказать, что ситуация зашла в тупик. Более того, позиция Грузии, пытающейся восстановить свой контроль на российско-абхазской и российско-югоосетинской границах, еще более усугубляет ситуацию. Теоретически можно обойти стороной несговорчивого оппонента – используя формальное правило о принятии в ВТО большинством голосов стран-членов. Однако это было бы нежелательно для России, кроме того подобных прецедентов в ВТО еще не было.

     Беря  во внимание то, что в декабре 2010 года на саммите Россия-Евросоюз (ЕС) в Брюсселе министр экономического развития России Эльвира Набиуллина и комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт подписали меморандум о завершении переговоров по вступлению России в ВТО, профессиональные вопросы можно считать фактически улаженными. Остаются лишь политические аспекты. И, несмотря на надежды вице-премьера Игоря Шувалова урегулировать все необходимые вопросы, связанные с присоединением России к ВТО, до конца 2011 года, место для сомнений всё же остаётся. Если Россия действительно хочет стать развитой державой, экономика должна быть модернизирована, максимально увеличена ее инновационная составляющая. Эту цель как приоритетную в экономике провозгласил Президент Дмитрий Медведев. Но на сегодняшний день наша готовая и, прежде всего, высокотехнологичная продукция, даже имея вышеназванный объем, как раз и встречает главные препятствия на мировом рынке (чем выше стадии обработки товаров, тем выше таможенные пошлины и другие ограничения экспорта). Поэтому в стратегическом плане вступление в ВТО для России просто необходимо, иначе и модернизация экономики во многом будет затрудняться. По мнению аналитиков вступление в ВТО поможет решить нам главную стратегическую задачу – диверсификацию экспорта и экономики в целом При этом в текущем плане надо быть готовыми получить массу проблем, связанных с либерализацией нашего импорта, которая снизит уровень защиты отечественных производителей от внешней конкуренции.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Российская  Федерация прошла множество этапов присоединения к ВТО, которые  в разной степени оказывали влияние на различные сферы жизни и политики в стране, такие как экспорт и импорт, внутренний рынок, отечественный бизнес и т.д. В итоге длительных и сложных переговоров присоединение России к ВТО стало лишь вопросом времени. На место политизированных дискуссий "за" и "против" постепенно приходит конкретная подготовка бизнеса и власти к работе в условиях членства в этой организации и адаптации к ним.

     Однако  членство России в ВТО не должно является самоцелью и не может  быть достигнуто любой ценой. Оно  должно отвечать задачам экономического развития страны, содействовать успешному продвижению реформ и более глубокой интеграции России в мировую экономику и торговлю. Вступления России в эту организацию позволит стране открыть свой рынок для целого ряда товаров. В связи с этим, отечественные производители могут оказаться в неравных условиях при конкуренции с зарубежными импортерами

     Исходя  из этого, участие России в ВТО  возможно лишь при следующем:

    • Условия членства обеспечат более благоприятные, чем в настоящее время, условия для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки;
    • Позволят устранить их дискриминацию на этих рынках, приведут к безусловному наделению России всеми правами, которыми обладают другие члены ВТО.
    • Россия должна иметь равные со странами ВТО возможности по защите своих торгово-экономических интересов в рамках многостороннего механизма разрешения торговых споров.

     Но  самое главное, для чего нужно  вступление, — это решение такой  стратегической задачи, как диверсификация экспорта за счет готовой продукции, особенно высокотехнологичной. Без вступления в ВТО России с ней не справиться. Именно ВТО благоприятствует производителям готовой продукции через снижение таможенных пошлин. При этом в текущем плане надо быть готовыми получить массу проблем, связанных с либерализацией нашего импорта, которая снизит уровень защиты отечественных производителей от внешней конкуренции. Вместе с тем надо еще более активно к такому вступлению готовиться. Без модернизации экономики, совершенствования законодательства и стремления к глобализации у России может просто не быть будущего – ни с ВТО, ни без. 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1.Ломакин В.  К. "Мировая экономика": учебник  . – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 126 с

  1. Иванов И. "Россия на пороге ВТО"//МЭМО, 2007, №8, стр. 3-15
  2. Паньков В.С. "Россия и ВТО"// Вестник аналитики, 2008. № 3. C. 162—169
  3. www.wto.ru/russia - официальный сайт "Россия и Всемирная Торговая Организация"
  4. www.tamstat.ru/news/20/ - официальный сайт Таможенной Статистики.
  5. www.rosbalt.ru/business/ - информационное агентство Росбалт Бизнес
  6. www.ruseconomy.ru/nomer2_200104/ec02.html - журнал Экономика России XXI век
  7. www.dp.ru/a/2010/12/08/Rossija_vstupaet_v_VTO_pl - портал Деловой Петербург
  8. www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/VSEMIRNAYA_TORGOVAYA_ORGANIZATSIYA_VTO.html - Онлайн энциклопедия "Крутосвет"
  9. www.lenta.ru – Издание Rambler media group
  10. www.business-magazine.ru/news/2011/04/20/337416 - "Бизнес-журнал online"
  11. www.utro.ru/articles/2011/04/14/969063.shtml - ежедневная электронная газета utro.ru

     Приложение 1 

     Заседания Рабочей Группы по вопросам вступления России в ВТО за период с 1995 по 2006 гг.

Дата  и №

заседания

Основные освещаемые вопросы
Заседание № 1, июль 1995 г. Обсуждение  Российского Меморандума о присоединении  к ВТО, поддержка началу процесса присоединения России к ВТО со стороны мировых держав.
Заседание № 2, декабрь 1995 г. Внесены дополнения к Меморандуму по "новым" сферам ВТО, торговля услугами (ГАТС), вопросы прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), меры инвестиционной политики (ТРИМс), а также ответы на почти 500 дополнительных вопросов стран-членов ВТО.
Заседание № 3,

20-31 мая 1996 г.

Предложение Российской Делегации перейти от "информационной" стадии к следующему этапу процесса присоединения — двусторонним консультациям с целью более предметного сосредоточения на вопросах, связанных с конкретными условиями членства России в ВТО
Заседание № 4, 15—16 октября 1996 г. Концентрация  на обсуждении узко секторальных вопросов: политика России в области поддержки сельского хозяйства (неофициальное обсуждение), меры нетарифного регулирования и система таможенной оценки товаров.
Заседание № 5, 15—18 апреля 1997 г. Рассмотрены вопросы  деятельности государственных торговых предприятий; проблематика ТРИПС; система государственной поддержки аграрного сектора; изменения в российском законодательстве и ряд других вопросов
Заседание № 6, июль 1997 г. Рассмотрены технические  барьеры в торговле (стандарты, сертификация), санитарные и фитосанитарные меры. В ходе заседания проводились двусторонние консультации о готовности наших предложений по доступу на рынок. Особое внимание уделялось проблемам государственных закупок.
Заседание № 7,

Декабрь 1997 г.

Обсуждение  вопросов доступа на рынок различного типа услуг, в том числе банковских.
Заседание № 8, июль 1998 г. Было посвящено  конкретным проблемам сельского  хозяйства, субсидированию производства, в том числе и производства сельскохозяйственной продукции, техническим  барьерам в торговле и др.
Заседание № 9,

16 декабря 1998 г.

Развитие российского  законодательства в сфере экономики  и внешнеэкономического регулирования  и основные направления законотворческой работы в этой сфере по приведению его в соответствие с нормами  и правилами ВТО; режим Российской Федерации в области тематики Соглашения по ТРИПС; государственная поддержка аграрного сектора и экспортные субсидии на сельхозпродукцию; обзор хода двусторонних переговоров по доступу на рынки товаров.
Заседание № 10, октябрь 1999 г. Представление российской стороной первоначальных предложений  по доступу на национальный рынок  услуг, включающих перечень обязательств по торговле услугами и список изъятий  из РНБ (режим наибольшего благоприятствования).
Заседание № 11, 25—26 мая 2000 г. Состоялась  специальная многосторонняя (плюрилатеральная) встреча по обязательствам в сфере  государственной поддержки сельского  хозяйства и экспортным субсидиям.
Заседание №12, 18—19 декабря 2000 г. Обзор развития российского законодательства, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, преференциальные торговые соглашения и обзор состояния двусторонних переговоров.
Заседание № 13, 23-24 января 2002 Решение о подготовке первого варианта Доклада Рабочей  группы, ключевого документа при  вступлении страны в ВТО.
Заседание № 14, 24-25 апреля 2002 Первое чтение проекта итогового доклада Рабочей  группы по вступлению России в ВТО. Обсуждение проекта Доклада на предмет  необходимости внесения дополнений и поправок.
Заседание № 15,

19-21 июня 2002 г.

Решение о подготовке Секретариатом ВТО второй редакции проекта Доклада РГ. Наметился  большой объем работ по внутренней структуризации в области законотворческой деятельности в РФ.
Заседание № 16, декабрь 2002 г. Уплотнение  графика переговоров о вступлении России в ВТО. Постепенное продвижение от переговоров к договоренностям.
Заседание № 17,

27-31 января 2003

Подведены итоги  состоявшихся двусторонних переговоров  по доступу на рынок товаров и  услуг и обсуждено состояние  законодательной деятельности в РФ по приведению национального законодательства в соответствие с нормами и принципами ВТО.
Заседание № 18,

Март 2003

Многосторонние  консультации российской делегации  по услугам, сельскому хозяйству  и энергетике с заинтересованными  членами РГ.
Заседание № 19,

Апрель 2003 г.

Завершено обсуждение второго варианта Доклада РГ о  присоединении России к ВТО и  принято решение о подготовке третьего вариант. Обновленная редакция Доклада распространена среди членов РГ (67 стран)
Заседание № 20, Июль 2003 г. Рассмотрение третьего варианта итогового Доклада РГ о присоединении России.
Заседание № 21,

Октябрь 2003 г.

Российская  делегация подготовила новые  предложения по тексту итогового  доклада, в частности, касающиеся финансово-валютной политики, конкуренции, распределения полномочий между субъектами и Федерацией, тарифным изъятиям отдельных видов сборов. Они легли в основу обсуждения девяти разделов проекта доклада, принятых участниками переговоров без существенных замечаний.
Заседание № 22, 05 февраля 2004 Завершено обсуждение еще десяти разделов доклада в том числе – о взимании акцизов и НДС при импорте, экспортных пошлинах, правительственных закупках, регулировании торговли при транзите и других.
Заседание № 23,

1-2 апреля 2004

В Доклад вошли  такие ключевые для России вопросы, как технические барьеры в торговле, ветеринарно-санитарный контроль, меры защиты внутреннего рынка, таможенные союзы в зонах свободной торговли, специальные экономические зоны и различные аспекты торгового и таможенного законодательств. Состоялись также многосторонние переговоры по сельскому хозяйству и тарифным квотам.
Заседание № 24, 15-16 июля 2004 г Рассмотрены разделы  доклада рабочей группы, касающиеся таможенного оформления, лицензирования внешней торговли и вопросов защиты интеллектуальной собственности в России.
Заседание № 25, 18 ноября 2004 г Рассмотрена третья редакция итогового доклада РГ о  присоединении РФ к ВТО.
Заседание № 26, 17 февраля 2005 г Рассмотрение  замечания и комментарии касательно поправок к Докладу как основному документу для вступления РФ в ВТО.
Заседание № 27, 15-17 апреля 2005 Обсуждение  комментариев к третьей редакции итогового доклада Рабочей группы.
Заседание № 28, 22-24 июня 2005 г Продолжена  работа над третьей редакцией  доклада РГ о присоединении России к ВТО. Этот доклад Рабочей группы является ключевым элементом финального пакета документов при присоединении.
Заседание № 29,

19 октября 2005 г.

Российская  делегация провела двусторонние переговоры о доступе на рынки  товаров и услуг с представителями  США, Австралии, Канады и Бразилии. Одновременно в Женеве прошли заседания рабочих групп по системным вопросам – сельскому хозяйству, ветеринарным и фитосанитарным мерам. Главным итогом раунда стало завершение переговоров с Бразилией и Аргентиной.
Заседание № 30, 23 марта 2006 г Согласовано еще  три раздела доклада. Продолжились двусторонние переговоры о доступе  на рынки товаров и услуг с  делегацией США. Рассмотрены также  некоторые спорные вопросы между  Россией и Грузией.

Информация о работе Вступление России в ВТО и его последствия