Вступление России в ВТО и его последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – проследить возможные последствия присоединения к ВТО для нашей страны.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Изучить основные функции и задачи ВТО и ее роль в мировой экономике
• Проанализировать основные этапы вступления России во Всемирную Торговую Организацию
• Обозначить основные плюсы и минусы от вступления России в ВТО

Содержание

Введение
1 Общие положения о Всемирной Торговой Организации (ВТО)
1.1 Определение, история возникновения и задачи ВТО
1.2 Практические принципы работы и основные функции ВТО
1.3 Противоречия между странами-членами ВТО
2. Россия и ВТО
2.1 Этапы на пути вступления России в ВТО
2.2 Плюсы, минусы и основные последствия вступления России в ВТО
2.3 Разногласия и споры
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

     Хотя  устав ВТО декларирует равноправие  всех стран-участниц, внутри этой организации существуют сильные объективные противоречия между развитыми и развивающимися странами.

     Развивающиеся страны обладают дешевой, но не слишком  квалифицированной рабочей силой. Поэтому государства "третьего мира" могут импортировать в основном традиционные товары – прежде всего, ткани и одежду, сельскохозяйственную продукцию. Развитые страны, защищая свою текстильную промышленность и агробизнес, ограничивают импорт из развивающихся стран, налагая на импортные товары высокие таможенные пошлины. Свои протекционистские меры они обычно обосновывают тем, будто развивающиеся страны применяют политику демпинга. В свою очередь, развитые страны лидируют на рынках высокотехнологичных товаров, и теперь уже развивающиеся страны используют против них меры протекционистской защиты.

     Таким образом, к протекционистской защите прибегают в той или иной степени  практически все страны. Поэтому  взаимное снижение протекционистских  барьеров становится довольно трудным  процессом.

     Либерализация мировой торговли затрудняется также  тем, что развитые и развивающиеся страны сильно различаются по экономической силе. Поэтому страны "бедного Юга" постоянно (и не без оснований) подозревают страны "богатого Севера" в том, что те хотят навязать им такую систему мирохозяйственных отношений, которая более выгодна развитым, чем развивающимся странам. В свою очередь, развитые страны справедливо отмечают, что многие государства откровенно спекулируют на своей слаборазвитости, стремясь вместо осуществления экономической модернизации выпрашивать уступки и льготы в международных торговых отношениях.

     Асимметричность взаимоотношений развитых и развивающихся  стран наиболее четко прослеживается в вопросе о защите интеллектуальных прав собственности. Речь идет, прежде всего, о борьбе с подделкой –  главным образом в странах "третьего мира" – торговых марок известных фирм развитых стран. 

     2. Россия и ВТО 

     2.1 Этапы на пути вступления России  в ВТО 

     В середине 1992 г. Российская Федерация  получила статус наблюдателя согласно Генеральному соглашению по тарифам  и торговле (ГАТТ). Сам процесс присоединения России к ГАТТ в качестве полноправного члена был начат еще в 1992 г (и продолжается по сей день). В основе процесса лежит постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992 г. № 328 "О развитии отношений между Российской Федерации и Генеральным соглашением по тарифам и торговле".

     В июне 1993 г. Президент Российской Федерации  Б.Н. Ельцин направил А. Дункелю - в то время Генеральному директору ГАТТ - официальное заявление Правительства  России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника. Именно этот шаг явился отправной точкой начала процесса присоединения России к этой влиятельной международной торговой организации.

     Первым  же практическим шагом к вступлению Российской Федерации в ГАТТ стала передача в феврале 1994 г. в Секретариат ГАТТ Меморандума о Внешнеторговом Режиме Российской Федерации.

     С 1 января 1995 г. ГАТТ был преобразован в ВТО – Всемирную Торговую Организацию, включившую Генеральное  соглашение по тарифам и торговле в качестве своей составной части. В это же время Бывший Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации О. Д. Давыдов передал официальное заявление Правительства Российской Федерации о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО).

     В целях координации деятельности по присоединению в 1993 г. Была образована Межведомственная комиссия (МВК) по ГАТТ. В связи с изменением институционального статуса ГАТТ и возникновением ВТО, необходимостью выработки консолидированной переговорной позиции этот орган был преобразован в 1997 г. в Комиссию Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО. Руководителем Российской правительственной делегации на переговорах по присоединению России к ВТО в начале 2001 г. Был утвержден заместитель Министра экономического развития и торговли М.Ю. Медведков.

     В состав Правительственной Комиссии по ВТО В настоящее время около 50 федеральных министерств, ведомств и организаций Российской Федерации  входят в состав правительственной  Комиссии по ВТО. Деятельность ее координирует Министерство Экономического Развития и Торговли.

     В соответствии с установленной процедурой присоединения, которая сформировалась в ГАТТ/ВТО за полвека существования, Россия начала сложный и относительно долгий путь по оформлению членства в  этой влиятельной международной организации, который продолжается вот уже 17 лет.

     "Информационный" этап процесса присоединения  проходит в рамках рабочей  группы, состоящей из стран-членов  ВТО (в нашей группе их около  60, включая всех ведущих торговых  партнеров), поэтому переговоры носят многосторонний характер.

     Главной задачей Рабочей группы (РГ) является детальное рассмотрение экономической  политики и внешнеторгового режима России на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО.

     Итогом  деятельности Рабочей группы является подготовка Доклада РГ, который фактически составит основу проекта Протокола о присоединении России (как и других стран) к ВТО, в котором содержатся будущие права и обязательства страны - соискателя.

     Все заседания Рабочей группы проходят в Женеве в штаб-квартире организации (это общее правило) - Секретариате ВТО. Главной задачей Рабочей группы (РГ) является детальное рассмотрение экономической политики и внешнеторгового режима России на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. В Приложении 1 представлены все заседания Рабочей Группы по вопросам вступления РФ в ВТО в период с 1995 по2006 гг. Из представленного приложения видно, что работа по согласованию вопросов о вступлении нашей страны во Всемирную Торговую Организацию шла достаточно вяло, что обуславливается, в первую очередь, чрезвычайно слабым и неустойчивым положением России на мировых рынках на тот момент. Объявление Владимиром Путиным в 2001 году вступления в ВТО в качестве главного приоритета внешнеэкономической политики РФ несколько ускорило процесс.

     С 2006 года и по сей день состоялось более 380 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу  российских товаров на зарубежные рынки  во всех федеральных округах и  в 64 субъектах Федерации, включая Москву. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2008 – 2010 гг. Министерство провело обучение госслужащих 47 субъектов Федерации в 44 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО.

     На  сегодняшний момент российскими  учеными и экспертами подготовлено большое количество коллективных работ, представляющих анализ последствий  присоединения России к ВТО. Некоторые  из них, подготавливались независимыми экспертами по заказу Минэкономразвития России. И тем не менее, мы медлим. Вступление России в ВТО откладывается, растягивается и никак не может произойти.

     Что же мешает России наконец-то завершить  столь длительный процесс вступления во Всемирную Торговую Организацию? 

     2.2 Плюсы, минусы и основные последствия  вступления России в ВТО 

     Общие выводы независимых экспертов показывают, присоединение к ВТО не должно вызвать системных проблем ни в одном из секторов российской экономики. В краткосрочной перспективе могут возникнуть проблемы у отдельных предприятий, неконкурентоспособных уже сейчас. Однако влияние этого фактора на темпы роста экономики в целом и ее отдельных отраслей, по мнению большинства экспертов, ожидается незначительное. Другие факторы, такие, как изменения валютных курсов, состояние мировой экономической конъюнктуры, инвестиционная активность будут влиять на российскую экономику гораздо в большей степени. Вместе с тем, большинство экспертов сходятся в том, что в долгосрочной перспективе фактор участия России в ВТО будет оказывать безусловное положительное воздействие на экономический рост в России, содействуя развитию торговли и инвестиций, стимулируя конкуренцию на внутреннем рынке, создавая четкие международно-правовые рамки для проведения внутренней политики в сфере регулирования внешней торговли.

     Итак, в чем же основные плюсы и минусы. Начать следует с того, что расчет экономических последствий присоединения  объективно невозможен. Это подтверждается и тем, что ни одна развитая страна не имеет точного и полного экономического анализа выгод своего участия в ВТО. Имеющиеся формулы (например, в США по товарам, в Австралии по услугам) ориентируются на теории сравнительных конкурентных преимуществ, которые сами по себе достаточно спорны, слишком общи, и основаны на механистическом подходе, не учитывающем кроссекторальные последствия (например, как сказывается вызванное снижением пошлин падение производства того или иного продукта на объемах производства необходимого для его изготовления оборудования). Более или менее достоверные оценки последствий могут быть сделаны только после завершения переговоров и опыта первых лет применения соглашений ВТО, когда можно будет оценить влияние участия в ВТО с точки зрения роста торговли, снижения или роста числа торговых конфликтов, влияния адаптированного к нормам ВТО законодательства на развитие национальной экономики. Вице-премьер РФ Сергей Иванов, выступая в Нью-Йорке в Совете по международным отношениям, выразил надежду, что Россия вступит в ВТО уже к осени 2011 года. Не взирая на все объективные минусы (например, возможность еще большего упадка менее конкурентоспособных отраслей, таких как машиностроение, автомобильная отрасль и др) существуют и плюсы: сильнейшие сектора нашей экономики выиграют от вступления, а у более слабых сразу появится и гораздо большая мотивация для обновления и модернизации, чем сейчас. В Приложении 2 представлены основные плюсы и минусы для Российской экономики от вступления в ВТО. Исходя из данных, представленных в Приложении 2 можно сделать вывод, что вступление в ВТО снизит уровень защиты отечественных производителей от внешней конкуренции. Ряд отраслей российской экономики просто её не выдержат. Особенно это касается машиностроения, в частности авиапрома. Уже сейчас Россия очень сильно зависит от импорта. В стране существует крайне мало конкурентоспособных производств, особенно это прослеживалось в период кризиса – 2008-2009 гг. (Рисунок 2) 
 

     Рисунок 2. Динамика экспорта и импорта РФ 2008-2010

     С другой стороны, тот факт, что ни одна из более чем 150 стран, включая развивающиеся и наименее развитые, не вышла из ВТО, а не участвующие в деятельности организации страны стремятся в нее вступить, сам по себе говорит о том, что членство в ВТО в целом не препятствует реализации их национальных интересов, а наоборот, способствует их достижению.

     В Таблице 1 представлены основные плюсы  и минусы от вступления в ВТО для  России. 

     Таблица 1. Плюсы и минусы в случае вступления России в ВТО

ПЛЮСЫ МИНУСЫ
Ситуация

сегодня

Ожидаемые

перемены

Против

присоединения

Контраргументы
Условия доступа российских товаров и  услуг на основные рынки сбыта  постоянно ухудшаются и угрожают экономической безопасности страны. Дискриминация. Дискриминация должна быть устранена. Россия сможет вести переговоры по улучшению условий доступа на рынки -снижению тарифов, снятию ограничений на поставку услуг. Россия получит доступ к квази-судебной системе разрешения споров ВТО, и к возможности принудительного исполнения решений. Россия лишится  возможности защиты товаропроизводителей — тариф будет связан, субсидии ограничены. Уровень "связывания" тарифа — вопрос переговоров. Россия сможет активно применять инструменты  селективной защиты секторов от наносящей  или угрожающей нанести ущерб  недобросовестной конкуренции. в критических случаях Россия сможет выйти из "связывания" тарифа. Задача -согласование разумного уровня субсидий для РФ
Россия  изолирована от участия в разработке новых правил международной торговли. Ее интересы в этой работе не учитываются. В результате могут быть приняты решения, ставящие под угрозу стратегические интересы страны (экологический и социальный демпинг, особые правила торговли энергоносителями) Россия сможет принять участие в выработке  новых правил международной торговли с учетом ее текущих и стратегических интересов. Россия будет  вынуждена открыть ключевые рынки  услуг, в том числе финансовых, что нанесет ущерб ее национальным интересам. Ни один партнер  пока не требует полной либерализации  доступа на эти рынки. Кроме того, в проект обязательств России "заложены" некоторые меры, применение которых сможет устранить негативный эффект иностранной конкуренции даже в случае полного открытия рынка той или иной услуги. В критических случаях Россия сможет выйти из обязательств по доступу на конкретный рынок услуг.
Законодательство  России существенно препятствует нормальному  развитию экономической деятельности, привлечению капиталовложений. стабильность  и транспарентность законодательства, основанного на многосторонних нормах. Само по себе оно существенно повышает привлекательность государства для иностранных инвестиций Россия потеряет возможность принимать те законы, которые она хочет, и проводить  суверенную экономическую политику. Россия не суверенна  в принятии решений. Ее суверенитет  ограничивает более 4000 международных договоров, в которых она участвует. Решение ряда важных макроэкономических задач невозможно без использования уже накопленного опыта других стран.
Лоббирование  интересов отдельных компаний и  групп может стать серьезной  проблемой для правительства и законодателей. Участие в ВТО  существенно сократит возможности  лоббирования — Россия будет связана  жесткими обязательствами (в т.ч. недискриминации) Участие в ВТО  приведет к росту расходов федерального бюджета. Эти расходы  не превышают 1−2 миллионов долларов в год (членский взнос, расходы на содержание аппарата).
Таможенная  политика России, как и политика регулирования доступа на рынок, запутана и противоречива. Участие в ВТО  подчинит политику регулирования доступа  на рынок строгим правилам. Участие в ВТО  потребует серьезных изменений  в работе Правительства Российской Федерации. Гораздо более  глубокая задача – подготовка квалифицированных  госслужащих.

Информация о работе Вступление России в ВТО и его последствия