Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:20, курсовая работа
Цель настоящей работы – проследить возможные последствия присоединения к ВТО для нашей страны.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Изучить основные функции и задачи ВТО и ее роль в мировой экономике
• Проанализировать основные этапы вступления России во Всемирную Торговую Организацию
• Обозначить основные плюсы и минусы от вступления России в ВТО
Введение
1 Общие положения о Всемирной Торговой Организации (ВТО)
1.1 Определение, история возникновения и задачи ВТО
1.2 Практические принципы работы и основные функции ВТО
1.3 Противоречия между странами-членами ВТО
2. Россия и ВТО
2.1 Этапы на пути вступления России в ВТО
2.2 Плюсы, минусы и основные последствия вступления России в ВТО
2.3 Разногласия и споры
Заключение
Список литературы
Приложения
Хотя
устав ВТО декларирует
Развивающиеся
страны обладают дешевой, но не слишком
квалифицированной рабочей
Таким образом, к протекционистской защите прибегают в той или иной степени практически все страны. Поэтому взаимное снижение протекционистских барьеров становится довольно трудным процессом.
Либерализация мировой торговли затрудняется также тем, что развитые и развивающиеся страны сильно различаются по экономической силе. Поэтому страны "бедного Юга" постоянно (и не без оснований) подозревают страны "богатого Севера" в том, что те хотят навязать им такую систему мирохозяйственных отношений, которая более выгодна развитым, чем развивающимся странам. В свою очередь, развитые страны справедливо отмечают, что многие государства откровенно спекулируют на своей слаборазвитости, стремясь вместо осуществления экономической модернизации выпрашивать уступки и льготы в международных торговых отношениях.
Асимметричность
взаимоотношений развитых и развивающихся
стран наиболее четко прослеживается
в вопросе о защите интеллектуальных
прав собственности. Речь идет, прежде
всего, о борьбе с подделкой –
главным образом в странах "третьего
мира" – торговых марок известных фирм
развитых стран.
2.
Россия и ВТО
2.1
Этапы на пути вступления
В середине 1992 г. Российская Федерация получила статус наблюдателя согласно Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). Сам процесс присоединения России к ГАТТ в качестве полноправного члена был начат еще в 1992 г (и продолжается по сей день). В основе процесса лежит постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992 г. № 328 "О развитии отношений между Российской Федерации и Генеральным соглашением по тарифам и торговле".
В
июне 1993 г. Президент Российской Федерации
Б.Н. Ельцин направил А. Дункелю - в то
время Генеральному директору ГАТТ
- официальное заявление
Первым же практическим шагом к вступлению Российской Федерации в ГАТТ стала передача в феврале 1994 г. в Секретариат ГАТТ Меморандума о Внешнеторговом Режиме Российской Федерации.
С 1 января 1995 г. ГАТТ был преобразован в ВТО – Всемирную Торговую Организацию, включившую Генеральное соглашение по тарифам и торговле в качестве своей составной части. В это же время Бывший Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации О. Д. Давыдов передал официальное заявление Правительства Российской Федерации о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО).
В целях координации деятельности по присоединению в 1993 г. Была образована Межведомственная комиссия (МВК) по ГАТТ. В связи с изменением институционального статуса ГАТТ и возникновением ВТО, необходимостью выработки консолидированной переговорной позиции этот орган был преобразован в 1997 г. в Комиссию Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО. Руководителем Российской правительственной делегации на переговорах по присоединению России к ВТО в начале 2001 г. Был утвержден заместитель Министра экономического развития и торговли М.Ю. Медведков.
В состав Правительственной Комиссии по ВТО В настоящее время около 50 федеральных министерств, ведомств и организаций Российской Федерации входят в состав правительственной Комиссии по ВТО. Деятельность ее координирует Министерство Экономического Развития и Торговли.
В соответствии с установленной процедурой присоединения, которая сформировалась в ГАТТ/ВТО за полвека существования, Россия начала сложный и относительно долгий путь по оформлению членства в этой влиятельной международной организации, который продолжается вот уже 17 лет.
"Информационный" этап процесса присоединения проходит в рамках рабочей группы, состоящей из стран-членов ВТО (в нашей группе их около 60, включая всех ведущих торговых партнеров), поэтому переговоры носят многосторонний характер.
Главной задачей Рабочей группы (РГ) является детальное рассмотрение экономической политики и внешнеторгового режима России на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО.
Итогом деятельности Рабочей группы является подготовка Доклада РГ, который фактически составит основу проекта Протокола о присоединении России (как и других стран) к ВТО, в котором содержатся будущие права и обязательства страны - соискателя.
Все заседания Рабочей группы проходят в Женеве в штаб-квартире организации (это общее правило) - Секретариате ВТО. Главной задачей Рабочей группы (РГ) является детальное рассмотрение экономической политики и внешнеторгового режима России на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. В Приложении 1 представлены все заседания Рабочей Группы по вопросам вступления РФ в ВТО в период с 1995 по2006 гг. Из представленного приложения видно, что работа по согласованию вопросов о вступлении нашей страны во Всемирную Торговую Организацию шла достаточно вяло, что обуславливается, в первую очередь, чрезвычайно слабым и неустойчивым положением России на мировых рынках на тот момент. Объявление Владимиром Путиным в 2001 году вступления в ВТО в качестве главного приоритета внешнеэкономической политики РФ несколько ускорило процесс.
С 2006 года и по сей день состоялось более 380 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 64 субъектах Федерации, включая Москву. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2008 – 2010 гг. Министерство провело обучение госслужащих 47 субъектов Федерации в 44 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО.
На сегодняшний момент российскими учеными и экспертами подготовлено большое количество коллективных работ, представляющих анализ последствий присоединения России к ВТО. Некоторые из них, подготавливались независимыми экспертами по заказу Минэкономразвития России. И тем не менее, мы медлим. Вступление России в ВТО откладывается, растягивается и никак не может произойти.
Что
же мешает России наконец-то завершить
столь длительный процесс вступления
во Всемирную Торговую Организацию?
2.2
Плюсы, минусы и основные
Общие
выводы независимых экспертов
Итак,
в чем же основные плюсы и минусы.
Начать следует с того, что расчет
экономических последствий
Рисунок 2. Динамика экспорта и импорта РФ 2008-2010
С другой стороны, тот факт, что ни одна из более чем 150 стран, включая развивающиеся и наименее развитые, не вышла из ВТО, а не участвующие в деятельности организации страны стремятся в нее вступить, сам по себе говорит о том, что членство в ВТО в целом не препятствует реализации их национальных интересов, а наоборот, способствует их достижению.
В
Таблице 1 представлены основные плюсы
и минусы от вступления в ВТО для
России.
Таблица 1. Плюсы и минусы в случае вступления России в ВТО
ПЛЮСЫ | МИНУСЫ | ||
Ситуация
сегодня |
Ожидаемые
перемены |
Против
присоединения |
Контраргументы |
Условия доступа российских товаров и услуг на основные рынки сбыта постоянно ухудшаются и угрожают экономической безопасности страны. Дискриминация. | Дискриминация должна быть устранена. Россия сможет вести переговоры по улучшению условий доступа на рынки -снижению тарифов, снятию ограничений на поставку услуг. Россия получит доступ к квази-судебной системе разрешения споров ВТО, и к возможности принудительного исполнения решений. | Россия лишится возможности защиты товаропроизводителей — тариф будет связан, субсидии ограничены. | Уровень "связывания" тарифа — вопрос переговоров. Россия сможет активно применять инструменты селективной защиты секторов от наносящей или угрожающей нанести ущерб недобросовестной конкуренции. в критических случаях Россия сможет выйти из "связывания" тарифа. Задача -согласование разумного уровня субсидий для РФ |
Россия изолирована от участия в разработке новых правил международной торговли. Ее интересы в этой работе не учитываются. В результате могут быть приняты решения, ставящие под угрозу стратегические интересы страны (экологический и социальный демпинг, особые правила торговли энергоносителями) | Россия сможет принять участие в выработке новых правил международной торговли с учетом ее текущих и стратегических интересов. | Россия будет вынуждена открыть ключевые рынки услуг, в том числе финансовых, что нанесет ущерб ее национальным интересам. | Ни один партнер пока не требует полной либерализации доступа на эти рынки. Кроме того, в проект обязательств России "заложены" некоторые меры, применение которых сможет устранить негативный эффект иностранной конкуренции даже в случае полного открытия рынка той или иной услуги. В критических случаях Россия сможет выйти из обязательств по доступу на конкретный рынок услуг. |
Законодательство России существенно препятствует нормальному развитию экономической деятельности, привлечению капиталовложений. | стабильность и транспарентность законодательства, основанного на многосторонних нормах. Само по себе оно существенно повышает привлекательность государства для иностранных инвестиций | Россия потеряет возможность принимать те законы, которые она хочет, и проводить суверенную экономическую политику. | Россия не суверенна в принятии решений. Ее суверенитет ограничивает более 4000 международных договоров, в которых она участвует. Решение ряда важных макроэкономических задач невозможно без использования уже накопленного опыта других стран. |
Лоббирование интересов отдельных компаний и групп может стать серьезной проблемой для правительства и законодателей. | Участие в ВТО существенно сократит возможности лоббирования — Россия будет связана жесткими обязательствами (в т.ч. недискриминации) | Участие в ВТО приведет к росту расходов федерального бюджета. | Эти расходы не превышают 1−2 миллионов долларов в год (членский взнос, расходы на содержание аппарата). |
Таможенная политика России, как и политика регулирования доступа на рынок, запутана и противоречива. | Участие в ВТО подчинит политику регулирования доступа на рынок строгим правилам. | Участие в ВТО потребует серьезных изменений в работе Правительства Российской Федерации. | Гораздо более глубокая задача – подготовка квалифицированных госслужащих. |
Информация о работе Вступление России в ВТО и его последствия