Вступление Кыргызской Республики в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Все члены ГАТТ (127 стран, включая Югославию) присоединились к ВТО путем принятия всех сроков и условий, обговоренных на Уругвайском Раунде, включая (i) соответствие их торговой политики и правового режима, регулирующего международную торговлю, с требованиями соглашений ВТО* ; (ii) сокращение их промышленных и сельскохозяйственных тарифных ставок и субсидий, и (iii) устранение экспортных субсидий и субсидий по импортному замещению промышленной продукции.

Работа содержит 1 файл

Вступление Кыргызстана в ВТО.docx

— 90.10 Кб (Скачать)

Возможности расширения малой  экономики в таких регионах республики как Иссык-Кульская, Таласская, Нарынская области, ограничиваются следующими факторами: неравномерность размещения производительных сил по областям и районам; "точечный" характер развития промышленных комплексов республики; наличие социально-отсталых районов, фактически неадаптированных к рыночным формам хозяйствования; высокий уровень дифференциации в потреблении услуг по регионам, между городами и сельской местностью из-за нерационального размещения сети предприятий, оказывающих торговые, бытовые и другие услуги населению; низкий уровень профессиональной подготовленности рабочей силы для включения в индустриальную сферу, а также ее ограниченная социальная мобильность; отсутствие финансово-экономических механизмов стимулирования и поддержки малого бизнеса в республике; неотработанность организационных и правовых основ регулирования малого предпринимательства на всех уровнях хозяйствования; рост цен на материально-технические ресурсы, потребляемые сельским хозяйством (энергоносители, комбикорма, ветеринарные аппараты), который опережает рост цен на продукцию этой отрасли, а также острый недостаток сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней.

Особенно остро стоит  проблема развития индивидуальных и  фермерских хозяйств. Данные о структуре  продукции сельского хозяйства  республики по категориям хозяйств показывают, что результаты частного хозяйствования еще слишком скромны.

Так, доля крестьянских (фермерских) хозяйств составляла в 2005 г. всего лишь 16%. Главная причина этого заключается в том, что до сих пор не созданы условия, необходимые для эффективной деятельности частного хозяйствования. С одной стороны, это связано с проблемой обеспечения фермеров материально-техническими и кредитными ресурсами, а с другой стороны, - с неудовлетворительным исполнением законов ("О крестьянском хозяйстве", "О земельной реформе", Новый Земельный Кодекс) из-за противодействия определенных политических сил, руководителей хозяйств, работников государственного аппарата.

В Указе Президента Республики "О мерах по дальнейшему развитию и государственной поддержке  земельной и аграрной реформы  в Кыргызской Республике" .(ноябрь 2005 г.) определены меры по радикальному преобразованию сельского хозяйства, в том числе:

- введение рыночного механизма  кредитования сельских производителей. Для распределения государственных  средств создаются сельские кредитные  кооперативы на добровольной  основе. Для разработки проекта  по созданию рыночной системы  кредитования на селе Азиатский  Банк Развития выделяет 5 млн.  долл. Результатом проекта должны  быть полная реорганизация Агропромбанка,  создание модельных сельских  банков, трансформация сельских  крупных кооперативов в банковско-кредитные  учреждения по обслуживанию фермеров, крестьян, всех сельских предпринимателей;

- создание благоприятных  условий для деятельности фермерских, крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных  кооперативов через привлечение  иностранных инвестиций и кредитов, а также мобилизацию финансовых  средств государства. Эти средства  будут направлены на перестройку  системы технического, агрохимического,  ветеринарного обслуживания сельского  хозяйства, на создание службы  обучения и консультации для  крестьян, а также рыночной информации.

В то же время необходимо, на наш взгляд, разработать комплексную  Программу государственной поддержки  предпринимательства на региональном уровне, которая может быть дополнена  следующими мерами: льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов; предоставление налоговых льгот, вплоть до полного освобождения на первые два года, фермерским хозяйствам и  другим малым и средним предприятиям, занимающимися сельскохозяйственным производством, переработкой сельскохозяйственного  сырья, транспортировкой продукции; участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий; упрощенную регистрацию деятельности, в том числе в сфере внешнеэкономических операций; юридический и экономический льготный консалтинг; содействие в подготовке кадров и развертывание государственной сети подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики; обеспечение правовых льгот предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, зонах свободного предпринимательства и т.п.; содействие и координацию деятельности союзов и ассоциаций предпринимателей.

Конкретный комплекс мер  региональной государственной поддержки  предпринимательства зависит от размеров имеющихся в распоряжении местных властей финансовых, материальных, организационных ресурсов и конкретных целей развития предпринимательства в регионе, от социально-экономических и природно-климатических условий.

 

  1. Современное состояние малого и среднего бизнеса в КР

 

Основу любой рыночной экономики составляет частный сектор, где малые и средние предприятия (МСП) играют важную роль. Они не требуют  крупных стартовых инвестиций, имеют  высокую скорость оборота ресурсов, способны быстро и экономно решать проблему формирования и насыщения  рынка потребительских товаров, реструктуризации экономики в условиях ее дестабилизации и ограниченности финансовых ресурсов. Интерес к малым  и средним предприятиям в условиях переходного периода исходит  из различных ожиданий субъектов политической и экономической жизни, а также значения самих малых и средних предприятий для создания зрелой рыночной экономики.

Для государства и политиков  сектор МСП важен, прежде всего, потому, что он во многом замещает государство  в решении сложных социально-экономических  задач, а именно при создании новых  рабочих мест, формировании среднего класса, являющимся одним из основных факторов долгосрочной стабильности в  экономике любой страны. Кроме  того, для правительства малые  и средние предприятия - это значительный источник пополнения государственного бюджета.

Ученые макро - экономисты воспринимают данный сектор в контексте комплексных задач системных изменений, происходящих в переходный период: развития частного сектора, реструктуризации и возможности более эффективного распределения и использования ресурсов. Целевая модель рыночной экономики предполагает, что ее наиболее важные и ценные механизмы будут запушены через конкурентный рынок с его горизонтальными связями между большим числом производителей. Согласно этой модели, такие традиционные функции государства плановой экономики, как создание рабочих мест, определение национальной специализации, улучшение международной конкуренции и т.д., лучше всего выполняются частным сектором, а именно, сектором малого и среднего предпринимательства. Макроэкономисты рассматривают выполнение этих функций в широком контексте всей экономической системы. При новой

организации национальной экономики  сектор малых и средних предприятий  воспринимается ими как решающая сила, способная стать

ценным экономическим  стимулом, в частности, через механизм мультипликатора, и содействовать  распространению важнейших технологий и упрочению прогрессивных позиций  и предпринимательской культуры в обществе.

Восприятия и ожидания самих предпринимателей изменяются с течением времени. Члены бизнес - сообщества (новые предприниматели и те, кто начал свой бизнес раньше, в условиях частичных реформ) приветствуют частный сектор, заменяющий старый стиль, центральную плановую бюрократию и позволяющий им самостоятельно принимать решения, создавать потенциально новые возможности для роста. Однако чрезмерное налогообложение, государственная бюрократия, вмешательство в их бизнес со стороны и т.д. заставляют их искать убежище в неформальном секторе.

После централизованной плановой экономики значительная часть населения  республики не приняла данный сектор, считая его труднодоступным и не достаточно надежным для получения стабильного дохода или работы. На первый взгляд, жесткие правила ведения бизнеса, постоянная неуверенность и риск в сфере малого и среднего бизнеса должны были бы оттолкнуть предпринимателей. Однако он воспринимается ими как серьезная альтернатива старому укладу жизни с его механизмами социальной защиты и определенной системой предоставления гарантий на получение рабочего места. В настоящее время происходит смешение старых и новых позиций, появляется прогрессивное предпринимательское восприятие, растущее пропорционально достижениям в создании классической рыночной среды.

Для Кыргызстана сектор малого и среднего предпринимательства  рассматривается как основной катализатор  изменений, происходящих в экономике, поскольку он быстрее и полнее учитывает изменения спроса населения  на отдельные виды продукции и  услуг, весьма мобилен при внедрении  новшеств. Малые предприятия менее  капиталоемкие, могут функционировать  на основе имеющейся инфраструктуры, эффективно используют региональные трудовые и материальные ресурсы. Цикл "идея - практическое внедрение" занимает у них обычно немного времени. Нельзя не учитывать и новую объективную  тенденцию в экономике развитых капиталистических стран, предпочитающих мелкие производства крупным. На наш  взгляд, в настоящее время сочетание  предприятий разных размеров улучшит  их приспособляемость к современным  требованиям хозяйствования, а также  ускорит научно-технический прогресс по целому ряду направлений. Малые формы  бизнеса порождают и существенно  стимулируют предпринимателей.

Сектор малого и среднего бизнеса может стать двигателем экономического развития страны, поскольку  более динамично реагирует на рыночные изменения. Гибкость и высокая  адаптивная способность при не очень  больших затратах - главное преимущество малых предприятий. В Комплексных  основах развития Кыргызской Республики до 2010 г. указывается: "Частное предпринимательство, в том числе малый и средний  бизнес, будет приоритетной сферой обеспечения устойчивого экономического роста, насыщения рынка товарами и услугами, создания новых рабочих мест и сокращения бедности".

Мы полагаем, что данный сектор экономики Кыргызстана совершенно справедливо считается одним  из наиболее важных, поскольку потенциально эффективен и имеет возможность решать многие социальные проблемы. В республике в сфере малого предпринимательства уже мобилизованы значительные финансовые, производственные и трудовые ресурсы. Учитывая ограниченность стратегических сырьевых ресурсов, а также наличие в достаточном количестве трудовых ресурсов, можно предположить, что роль малого и среднего предпринимательства в ближайшее время, безусловно, возрастет.Малое предпринимательство определяется как совокупность хозяйствующих единиц: малых предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей. По статистическим данным, в Кыргызстане за период  2001-2010 гг. увеличение числа малых и средних предприятий возросло.

Стремительными темпами  развивались крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальное частное  предпринимательство: рост соответственно в 13 и 12 раз; значительно возросло количество действующих малых предприятий (в 3,5 раза). В развитии малых предприятий  в республике прослеживаются три  периода: с 2000 по 2002 г. - когда наблюдался бурный рост малых предприятий; с 2003 по 2009 г. - отмечалась некоторая стабилизация их развития (эти этапы выделяет, например, Т.К.Камчыбеков1), в 2000-2001 гг. незначительное сокращение темпов роста числа малых предприятий произошло из-за отмены для них экономических льгот и некоторого ухудшения макроэкономической ситуации.

Количественный рост субъектов  этого сектора сопровождался  ежегодным ростом его доли в объеме валовой добавленной стоимости. (табл. 1).

 

2001г

2002г

2003г

2004г

2005г

2006г

2007г

2008г

2009г

Малые пред-тия: зарег-рированные дейст-щие

– 2269

– 5089

15135 5942

15480 5984

19150 5433 

20761 6458

21296 7400

17264 7490

7555 1024

Средние

предприятия

1015

1160

1411

1597

1075

1024

Крест-кие (ферм-ие) хозяйства

4567

8695

15580

21264

23180

31078

38724

49277

84692

Инд. част. Пред - во: кол. физ. лиц,

 тыс. чел.

7,7

10,5

26,5

41,8

42,4

63,2

77,1

89,7

111,3


Ежегодно увеличивается  вклад этого сектора экономики  в объем валовой добавленной  стоимости: в 2007 г. - 35,5%; в 2008 г. - 39,5; в 2009 г. - 42; в 2010 г. - 42,7; в 2011 г. - 42,9%. Особенно следует отметить увеличение этого показателя по крестьянским (фермерским) хозяйствам: в 2007 г. - 12,3%; в 2009 г. - 14,6; в 2010 г. - 16,1; в 2011 г. - 16,4%.

В Кыргызстане количество малых и средних предприятий  в расчете на 1000 человек за период с 2008 по 2010 гг. осталось прежним - 1,8, из них малые предприятия - 1,6, а средние - 0,2. В Баткенской и Жалал-Абадской областях их количество не изменилось -

0,5 ед. в расчете на 1000 человек.  В таких областях, как Иссык-Кульская, Нарынская, Ошская, Таласская и Чуйская количество малых предприятий в расчете на 1000 человек уменьшилось, что объясняется оттоком населения в город, а также разорением определенного их числа. В Бишкеке их число за исследуемый период увеличивалось с 6,1 в 2008 г. до 6,5 в 2010 г., оно увеличилось с 5,6 до 6,0 ед.в расчете на 1000 человек.

Если учесть, что в странах  с развитой рыночной экономикой в  среднем на менее чем 30 человек населения приходится одно малое предприятие, то ориентировочное число малых предприятий для условий Кыргызстана составляет, по различным оценкам, 100-160 тыс.4. Следовательно, их количество в Кыргызстане должно увеличиться. Малые и средние предприятия предоставили работу сотням тысяч Кыргызстанцев.

В целом в сфере малого и среднего бизнеса в 2011 г. был занят 1 млн. 112,2 тыс. человек, или 62,0% всего занятого в отраслях экономики населения.

Количество работников, занятых на средних предприятиях в 2011 г., составило 66,3 тыс. человек, что на 30,0 тыс. человек меньше, чем в 2004 г., между тем количество средних предприятий осталось почти на том же уровне.

Информация о работе Вступление Кыргызской Республики в ВТО