Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 00:38, курсовая работа
Цель работы – определить какое место занимает Королевство Швеция в современной Европе, и как идет процесс ее интеграции в Союз, а также рассмотреть ее отношения с блоком НАТО.
Задачи работы таковы:
1.разобраться в социально-политическом и экономическом положении в Королевстве после вступления в Союз;
2.изучить политику Швеции в составе Евросоюза, ее инициативы в области европейского законодательства;
3.проследить постепенную эволюцию эволюцию отношения Швеции к Североатлантическому Альянсу;
4.выяснить степень вовлеченности страны в военное измерение Евросоюза.
Введение.....................................................................................................................3
Глава I. Проблемы и перспективы интеграции Швеции в Европейский
Союз.............................................................................................................................5
1.1. Социально-политическое и экономическое положение в Швеции после вступления в ЕС..................................................................................................................7
1.2. Влияние Швеции на политику ЕС.............................................................15
Глава II. Военно-политические отношения Швеции с ЕС и НАТО..................22
2.1. Постепенное движение в сторону НАТО..................................................22
2.2. Швеция и военное измерение Евросоюза.................................................28
Заключение .................................................................................................................32
Список литературы....................................................................................................34
Поддержка Швецией и Финляндией трансатлантической солидарности особенно возросла после террористических атак 11 сентября 2001 г. Обе страны также сделали практические шаги в этом направлении, выступив с предложением об улучшении функций СЕАП (Совет евроатлантического партнерства) для борьбы с этой угрозой.
Что касается вступления Швеции в НАТО, то, невзирая на ведущиеся по этому вопросу дискуссии, она вступит в НАТО только в том случае, если для нее возникнет реальная, а не гипотетическая возможность военной угрозы. Но в связи с вступлением в силу с 1-го декабря Лиссабонского договора, закладывается юридическая основа для оказания военной помощи странам Союза. Кроме того, еще 16 июня 2009 года Риксдаг принял решение о том, что страна должна быть готовой принимать и предоставлять военную помощь.
«Расширение НАТО, в том числе за счет Швеции и Финляндии, существенно снизит возможности этих стран сохранять влиятельную роль в рамках Европейского союза, которую они могли играть до сих пор (пример - финская инициатива о «Северном измерении»). После последней волны расширения НАТО количество государств - членов ЕС, одновременно участвующих в альянсе, составило 21 из 26. Ясно, что неприсоединившимся странам придется выступать в ЕС с общих позиций, определяемых в НАТО»14.
Можно предположить, что пострадает сложившаяся система регионального, субрегионального сотрудничества, прежде всего с Россией. Окончательно потеряет свой смысл и жизнеспособность «Северное измерение» политики ЕС, в основе которой лежит «позитивная взаимозависимость». Нельзя исключать и того, что под «зонтиком» НАТО могут оживиться настроения в пользу возвращения Карельского перешейка и других территорий, отошедших к СССР после Второй мировой войны.
Если говорить о шагах, предпринятых на пути сближения Швеции с НАТО, то сделано здесь действительно немало, и развитие идет по возрастающей. Это и перевод вооруженных сил на стандарты НАТО, и отработка взаимодействия с НАТО путем участия в совместных маневрах, использования для углубления «оперативной совместимости» мероприятий в рамках «Партнерства во имя мира» и многое другое. Причем до некоторого времени Финляндия действовала с опережением.
Однако сейчас шведы явно догоняют финнов. Обе страны активно сотрудничают в военной области с НАТО в рамках программы «Партнерство во имя мира». Они участвуют в руководимых НАТО операциях по управлению кризисами КФОР в Косово и ИСАФ в Афганистане15, в 2006 г. их ВС были задействованы в крупнейших маневрах и штабных учениях НАТО в Норфолке (США).
В мае 2007 г. в Гётеборге стартовали крупнейшие в Балтийском море после окончания «холодной войны» десятидневные учения серии «Нобл». Целью, как было объявлено, являлось налаживание оперативного взаимодействия в рамках создаваемых НАТО Сил быстрого реагирования (СБР; NRF - NATO Response Force). Шведские и финские ВМС и ВМФ также участвовали в натовских маневрах, хотя еще не принято окончательного решения о присоединении к этим силам.
Следующим шагом на пути вступления Швеции и Финляндии в НАТО станет ожидаемое решение об участии этих стран в Силах Быстрого Реагирования, созданных по решению саммита в Праге в ноябре 2002 г. Вопрос для нейтральных стран непростой. Цель СБР - способствовать подготовке к «отражению угроз безопасности нашим вооруженным силам, населению и территориям... включая угрозу терроризма и распространение оружия массового уничтожения и средств их доставки...»16.
Таким образом, речь пойдет об участии финских и шведских солдат в военных (а не только миротворческих или гуманитарных) операциях за пределами их границ, причем решения будут приниматься в НАТО.
В
последнее время усилилось
Тем более, такие прецеденты уже есть. «В 1997 г. страны Севера Европы приняли программу совместного участия ВС стран региона в миротворческих операциях (НОРДКАПС), в рамках которой последовательно и настойчиво отрабатываются вопросы развертывания многонациональной бригады в составе воинских подразделений от ВС Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии»17. С 1 января 2008 г. действует северная группа быстрого реагирования «Нордик Бэтл Груп» («Nordic Battle Group») для участия в операциях ЕС. В нее входят военнослужащие Швеции (которая возглавляет группу), Финляндии, Норвегии, Ирландии и Эстонии. Подразделение действует в координации с Великобританией.
Короче говоря, если отказ от военного неприсоединения станет реальностью, то это произойдет не потому, что приблизились военные или другие угрозы. К этому приведет сама логика и динамика сближения и военно-политического взаимодействия со структурами НАТО.
Считается, что Швеция и Финляндия в вопросе о возможном вступлении в НАТО будут действовать скоординированно и подадут заявки одновременно (как это было в случае с ЕС).
Хотя такой вариант представляется маловероятным. «Для Швеции геополитическое положение Финляндии как страны, расположенной между ней и Россией, всегда имело специфическую важность. Вряд ли шведы захотят, сохраняя политику неприсоединения, иметь между собой и Россией натовскую Финляндию. Да и вообще, захотят ли они остаться в одиночестве на Севере Европы и Балтике, если все другие страны этого региона будут членами НАТО, а она окажется «неприсоединившимся анклавом» внутри североевропейского фланга НАТО»18?
Хотелось бы также заметить, что существует ряд проблем, которые непосредственно или косвенно затрагивают национальные интересы России. Речь идет о том, что вступление Швеции и Финляндии в НАТО завершило бы начатое первой и второй волнами расширения НАТО радикальное изменение военно-политической конфигурации и баланса сил на всем Севере Европе, который всегда был стратегически важной зоной с точки зрения обеспечения национальной безопасности России и оставался до сегодняшнего дня наиболее спокойным. Исчезла бы такая важная составляющая сложившегося баланса сил и сохранения стабильности в регионе, как финская и шведская политика военного неприсоединения.
Замкнулся бы круг охвата альянсом Российской Федерации с северо-запада плюс к другим периметрам на Западе и Юге. Непосредственное соприкосновение блока и его военных структур с российскими рубежами возросло бы на 1300 км российско-финляндской границы. Если к этому добавить общие границы со странами Балтии и Норвегией, то разделительная линия с НАТО пройдет по всему Северу Европы и региону Балтийского моря.
«Фактически
все воздушное пространство Северной
Европы оказалось бы под контролем НАТО.
Балтийское море стало бы «морем НАТО»
- за исключением его российской части
в Финском заливе и в районе Калининграда.
Прорубленное Петром для российского
флота «окно в Европу» превратилось бы
в «форточку», которую при определенных
сценариях легко захлопнуть»19.
2.2.
Швеция и военное
измерение Евросоюза
Среди стран-членов ЕС самое положительное отношение к общей внешней политике и политике в области безопасности (ОВПБ) проявляют опять же Швеция и Финляндия, вступившие в ЕС в 1995 г. Как уже говорилось выше, пока они проводят политику военного неприсоединения, хотя в их линии есть особенности, накладывающие отпечаток на их общую политику в сфере безопасности и обороны.
Как можно заметить из предыдущего параграфа позиции Швеции и Финляндии во многом сходны, и нередко они действуют совместно.
При обсуждении проекта Европейской конституции Швеция выступала за то, чтобы главным принципом было единогласие, но допускала и квалифицированное большинство, когда, по мнению некоторых стран, предлагаемые решения противоречили их национальным интересам.
Считая
принцип единогласия в
Являясь неприсоединившейся страной, Швеция поддерживает сотрудничество с НАТО в урегулировании кризисов, за исключением вопросов, определенных ст. 5 Североатлантического договора. Шведы считают, что более глубокое политическое сотрудничество, усиление возможностей ЕС в области политики безопасности и обороны как глобального фактора имеет центральное значение в укреплении более равноправного трансатлантического сотрудничества1.
В отношении взаимной обороны должна проявляться гибкость - вступая в ЕС, Швеция обещала не чинить препятствия другим странам в осуществлении их прежнего тесного сотрудничества в части, касающейся совместной обороны, но выражает сожаление по поводу акций, которые ведут к созданию разграничительных линий внутри ЕС и тем самым затрудняют выработку общей политики по отношению к третьим странам.
Руководство Швеции считает, что, возможно, для неприсоединившихся стран легче выполнять задачи ОВПБ, поскольку тогда не приходится вступать в конфликт между задачами НАТО и ЕС.
Европейская стратегия безопасности и создание возможностей по управлению кризисами рассматриваются Швецией как имеющие весьма важное значение для продолжения развития, при котором ЕС может стать одним из главных факторов безопасности в мире.
Одним из основных вопросов для Швеции является вклад в потенциал ЕС по управлению кризисами и, в частности, создание контингента быстрого реагирования под ее руководством. Шведские подразделения смогут участвовать в выполнении любых операций ЕС, в том числе и под командованием НАТО, включая укрепление мира, не считая, что это противоречит политике военного неприсоединения.
Операции ЕС по управлению кризисами в целом, по мнению Швеции, были успешными. Положительную оценку шведы дали действиям ЕС по урегулированию кризиса в Македонии в 2001 г., где ЕС и НАТО осуществляли взаимодействие, и считают, что такая линия союза могла бы стать моделью на будущее.
В связи с Ираком Швеция (позиция которой была близка к французской и не исключала военных операций, но при условии мандата Совета Безопасности ООН) неоднократно выражала сожаление, что не удалось добиться единой позиции внутри ЕС.
Иракский конфликт был расценен как неуспех для политики ЕС (как и НАТО). Швеция, вообще, не исключала возможных военных операций против Саддама Хусейна, но только по решению Совета Безопасности ООН. Шведы считали, что военным инспекторам (а их возглавлял швед Ханс Бликс) нужно было дать больше времени для расследований. Военные операции, осуществленные без мандата СБ ООН, по мнению Швеции, являются явным нарушением международного права. Швеция считает важным, чтобы ООН как единственная организация, которая может придать международную легитимность применению силы, стала более эффективной в решении новых задач.
Швеция придает большое значение деятельности ЕС по управлению кризисами не только в Европе, но и в более глобальном масштабе, включая Африку, Ближний Восток и Азию. Шведские подразделения также принимали участие в операции ООН МОНУК (MONUC)20 в Конго и миссии ООН в Либерии.
Участие Швеции в союзе и, конкретно, в ЕПБО (Европейской политике безопасности и обороны) привело к изменениям в основных элементах политики Швеции в области обороны.
Новая ситуация стала главной причиной того, почему Швеция, как и многие другие страны в Европе, отходит от национальной обороны, которая базировалась только на угрозе агрессии. Вместо этого страна стремится к формированию более гибкой, современной обороны, которая была бы способной к быстрым и эффективным международным миссиям.
В самой Швеции продолжается процесс адаптации к новой ситуации, проводится реформа вооруженных сил, которая началась в 90-х годах.
«Целями оборонительной доктрины Швеции является сохранение мира и независимости страны путем содействия предотвращению и управлению кризисами и конфликтами в окружающем мире; отстаивания территориальной целостности; обороны Швеции от вооруженных нападений; защиты гражданского населения и обеспечения наиболее важных общественных функций в случае войны»21.
Информация о работе Внешняя политика Швеции в отношении ЕС и НАТО