Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 00:38, курсовая работа
Цель работы – определить какое место занимает Королевство Швеция в современной Европе, и как идет процесс ее интеграции в Союз, а также рассмотреть ее отношения с блоком НАТО.
Задачи работы таковы:
1.разобраться в социально-политическом и экономическом положении в Королевстве после вступления в Союз;
2.изучить политику Швеции в составе Евросоюза, ее инициативы в области европейского законодательства;
3.проследить постепенную эволюцию эволюцию отношения Швеции к Североатлантическому Альянсу;
4.выяснить степень вовлеченности страны в военное измерение Евросоюза.
Введение.....................................................................................................................3
Глава I. Проблемы и перспективы интеграции Швеции в Европейский
Союз.............................................................................................................................5
1.1. Социально-политическое и экономическое положение в Швеции после вступления в ЕС..................................................................................................................7
1.2. Влияние Швеции на политику ЕС.............................................................15
Глава II. Военно-политические отношения Швеции с ЕС и НАТО..................22
2.1. Постепенное движение в сторону НАТО..................................................22
2.2. Швеция и военное измерение Евросоюза.................................................28
Заключение .................................................................................................................32
Список литературы....................................................................................................34
Регион отличает огромный природно-ресурсный потенциал: здесь расположены на шельфе Баренцева моря мощные нефте- и газоносные месторождения, на Кольском полуострове - крупные месторождения цветных металлов, минералов, а также регион богат лесными и рыбными ресурсами. Большая часть природных ресурсов располагается в российской части североевропейского региона. Например, Штокмановское газоконденсатное месторождение, по оценкам экспертов, считается пятым по величине в мире. Если по большинству видов первичных природных ресурсов преобладает Российская Федерация, то по важнейшим экономическим показателям (таким, как: уровень ВВП на душу населения, а также объем и доступность финансовых ресурсов) преобладают ее партнеры.
Первоначально идея «Северного измерения» была высказана премьер-министром Финляндии Пааво Липпоненом, а Швеция поддержала тогда финскую инициативу. Замысел «Северного измерения» состоял в том, чтобы привлечь финансовые ресурсы и организационные возможности ЕС для развития на паритетных началах североевропейского региона как единого целого. В конце концов, 31 мая 1999 г. очередное заседание Совета определило направления и приоритеты политики «Северного измерения».
В отличие от отношений между ЕС и РФ, «Северное измерение» в настоящее время находится на подъеме, что связано с действием следующих факторов.
«Северное измерение» начиналось как политика ЕС, направленная на север европейского региона и России, но теперь оно рассматривается как равноправное сотрудничество четырех равных сторон: России, EC (и Швеции в составе Союза), Норвегии и Исландии. Постепенно в ЕС укрепилось понимание, что Россия является ключевым участником этого инструмента сотрудничества, и Швеция способствовала этому.
Европейский совет в Гётеборге в июне 2001 г. (в период председательства Швеции в ЕС) рассмотрел первый полный отчет по реализации политики «Северного измерения», и были выбраны три приоритета:
Что же такое «Северное измерение»? Это программа Евросоюза, имеющая ряд своих особенностей. Она представляет собой политику ЕС в определенном географическом направлении. «Северное измерение» - это инструмент сотрудничества - по терминологии Самюэля Хантингтона - через цивилизационный разлом; и в этом смысле ее можно сравнить с Хельсинкским процессом, который был направлен на преодоление раскола Европы путем наведения мостов между Западом и Востоком. «Северное измерение» открыло возможности развитию нового европейского региона, рамки которого определяются не национальными границами, а экономическими соображениями»9.
«Северное измерение» - это возможность скоординировать различные инициативы на Севере Европы (североевропейские региональные организации и программы ЕС), для которых такая политика должна выполнять роль интегратора. В конце концов, все это должно привести к повышению эффективности работы организаций и программ, объединяя их вокруг единой цели - развития нового европейского экономического региона, объединяющего территорию Балтийского и Баренцева морей в некое новое экономическое пространство. В этом смысле регион «Северного измерения» сравнивают с европейскими мегарегионами, которые образуются на стыке национальных границ. Например, такое образование возникло между территориями датского города Хельсингер и шведских городов Хельсинборг-Мальмё, где стал складываться еврорегион после строительства моста через пролив Эресунн и т.д.
Расширение сотрудничества между ЕС и Россией на Севере Европы несет для всех участвующих стран решение их насущных проблем:
«Поскольку «Северное измерение» не имеет собственных источников и особых инструментов финансирования, то его реализация вынуждена опираться на сочетание различных механизмов:
В их число входят такие МФО, как: ЕБРР, ЕИБ, НЕФКО, СИБ, Проектный фонд стран Северной Европы10, а также новый фонд «Экологическое партнерство в рамках "Северного измерения"» (с 2001 г.) и Специальный Фонд финансирования экологического партнерства (2003 г.)»11. Под эгидой «Северного измерения» координировались действия региональных международные организаций: СГБМ, СБЕР, Арктический совет, Совет министров северных стран.
Среди программ ЕС ТАСИС, ФАРЕ, ИНТЕРРЕГ, а также Баренцева программа по линии СБЕР координируются в целях реализации «Северного измерения». Компания НЕФКО финансирует малые и средние проекты экологической направленности и в области внедрения чистых промышленных технологий.
Следует отметить, что перед вступлением Польши в ЕС стояла задача подготовить ее и страны Балтии к присоединению, поэтому основной поток финансовых ресурсов в тот период шел в направлении стран-кандидатов. Таким образом, проявилась конкуренция между разными европейскими мегарегионами: Североевропейским, Центрально-Европейским и Средиземноморским. Произошел крен в сторону проблем, возникающих в рамках Балтийского региона.
В данный момент вопрос в том, что практические результаты и перспективы развития «Северного измерения», в конечном итоге, будут определяться тем, в каких масштабах оно способно привести к переориентации финансовых потоков. Этот регион богат природными ресурсами и полезными ископаемыми, но беден финансовыми ресурсами, так как здесь нет крупных финансовых центров международного значения и наблюдается дефицит внутрирегиональных инвесторов. Без привлечения дополнительных инвестиций ввести в хозяйственный оборот те природные, людские и научно-технические ресурсы, которыми регион обладает, не представляется возможным.
Итак, «Северное измерение» политики ЕС представляет собой многоплановую и уникальную концепцию, являясь одновременно инструментом региональной политики, средством соединения восточной и западной частей Европы, а также координационным механизмом для ряда программ и отдельных проектов. Идея «Северного измерения» несет в себе потенциальные возможности для повышения безопасности всего североевропейского региона в разных его аспектах: военно-политическом, экономическом, энергетическом, экологическом, социальном и т.д. Практическая реализация политики «Северного измерения» может служить предпосылкой налаживания новых торговых путей (сухопутных и морских), связывающих Европу и Азию через территорию России, которые требуют формирования всеобъемлющей трансконтинентальной инфраструктуры, что создало бы мощные импульсы для развития российской экономики.
Несмотря на все положительные перспективы данной программы, существуют проблемы и сложности в реализации проектов, но было бы неверно утверждать, что на пути воплощения в жизнь целей "Северного измерения" ничего не сделано. Есть и конкретные результаты, достигнутые именно под эгидой и в рамках "Северного измерения". Такие результаты есть в некоторых областях. Это относится, прежде всего, к экологии и сотрудничеству в сфере информационных технологий.
Но для того, чтобы "Северное измерение" оправдало высокие цели, которые были поставлены, и надежды, которые возлагались, предстоит еще совместно и ЕС, и России, и другим партнерам по "Северному измерению" решить немало проблем, отойти от формальных фраз, осознать действительное положение дел и найти пути решений - не на бумаге, а на практике.
Следует
отметить, что, согласно оценкам шведского
общественного мнения, большинство шведов
испытывают к ЕС и его программам чуть
теплое отношение. Многие нейтральны или
в целом позитивны, другие - их куда меньше
- настроены «весьма положительно» или
«весьма отрицательно». К возможности
отдельных лиц, влиять на решения, принимаемые
в ЕС, шведы относятся довольно скептически,
хотя более восьми шведов из десяти убеждены
в том, что голос Швеции в ЕС имеет значение.
Глава
II. Военно-политические
отношения Швеции с
ЕС и НАТО
Считается,
что важным условием сохранения стабильности
в Северной Европе является нынешняя политика
неучастия в военных союзах как Швеции,
так и Финляндии. Этим, собственно, и ограничивается
российский подход к политике этих стран.
Более глубокий анализ, который учитывал
бы различные варианты развития, встречается
редко. В целом, вопрос о будущих направлениях
внешней политики Швеции и Финляндии,
о возможности их вступления в НАТО, вышедший
в последнее время на одно из первых мест
в финской и шведской внешнеполитической
дискуссии, пока еще остается до конца
не проясненным.
2.1.
Постепенное движение
в сторону НАТО
Нельзя не согласиться с позитивной оценкой отечественных специалистов шведской и финской линии военного неприсоединения в целом. Но нужно учитывать и то, что она находится в постоянной динамике. Об этом свидетельствуют те значительные изменения, которые произошли в политике безопасности Швеции за последние десять-пятнадцать лет.
Следует сказать, что политика безопасности в Швеции, ставшей нейтральной еще в начале XIX в. после череды войн, в том числе с Россией, трансформировалась не так быстро, как в Финляндии.
В 2004 г. был опубликован доклад «Оборона для нового времени». «В шведском докладе говорится, что «военное нападение только на Швецию по-прежнему не представляется вероятным в обозримом будущем» и поэтому Швеция должна поддерживать способность к обороне, опираясь на собственные силы. Подчеркивается, что Швеция проводит линию военного неприсоединения и не заключает соглашений о связывающих ее гарантиях безопасности»12. Вопрос о возможности вступления в НАТО тогда не упоминался вообще, но это, конечно, не означает, что он снят с повестки дня.
Швеция изменила формулировку официальной политики безопасности лишь недавно. Начиная с 1992 г. правительство непрестанно заявляло, что политика военного неприсоединения Швеции останется неизменной. Шведская социал-демократия хранила молчание по поводу возможности присоединения к организации до прихода в 1994 г. правительства консерватора К. Бильдта (Умеренная коалиционная партия). Он стал давать более высокую, по сравнению с его предшественниками, оценку роли США в системе европейской безопасности.
В конце 90-х годов эта формулировка стала предметом дискуссии и критики как неподходящая в меняющихся условиях (имелось в виду расширение НАТО). В итоге социал-демократическое правительство в феврале 2002 г. достигло договоренности с оппозицией о новой формулировке. В ней не упоминается о необходимости сохранения нейтралитета, говорится о большей «открытости» военного неприсоединения в мирное время в вопросах сотрудничества и о том, что «наиболее эффективно противостоять угрозам миру и безопасности можно лишь путем коллективных действий и в сотрудничестве с другими странами»13. Хотя, разумеется, НАТО прямо не упоминается, многие - и сторонники, и противники вступления в союз - толкуют новую формулировку как дающую возможность приготовлений к такому варианту.
Правда, подобные мысли высказывались и ранее некоторыми представителями шведского правительства. Так, еще в марте 1997 г. министр иностранных дел Л. Йельм-Валлен в совместной статье с финским министром (им тогда была Т. Халонен) говорила, что Швеция и Финляндия сохраняют свободу в выборе форм политического и военного сотрудничества в Европе.
Вообще говоря, сама по себе концепция «опций», то есть допущение различных вариантов развития политики безопасности, особых возражений вызывать не должна. Она присутствует во внешнеполитических и оборонных доктринах многих стран. Однако при выборе того или иного варианта следует также учитывать интересы безопасности других стран, их возможную озабоченность, выяснить, как это скажется на положении в окружающем регионе и на международной ситуации в целом.
В целом набор аргументов в пользу вступления в НАТО, высказываемых в Швеции, во многом перекликается с другими странами, претендовавшими или претендующими на вступление в НАТО. Правда, «русская угроза», в смысле возможности военного нападения нынешней России, в отличие, скажем, от государств Балтии, прямо не упоминается - в нее мало кто верит.
Швеция
точно уверена, что ни одна крупная
европейская держава не должна в
одностороннем порядке
Важно подчеркнуть, что операции под руководством Альянса с участием стран-партнеров во внешнеполитической доктрине обеих Швеции признаются первичными в европейском кризисном урегулировании, хотя ЕС и его ОВПБ также является важным инструментом политики безопасности.
Информация о работе Внешняя политика Швеции в отношении ЕС и НАТО