Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 21:46, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей формирования государственного долга, его современного состояния и социально-экономического значения, анализ на основе динамики внешней задолженности стран, а также определение перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации и США.
Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и особенности формирования государственной задолженности;
- проанализировать внешнюю задолженность Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки;
- определить перспективы сокращения внешнего долга.
Введение 3
Глава 1. Понятие, сущность и значение внешней задолженности стран 5
1.1. Понятие внешней задолженности стран 5
1.2. Причины и следствия возникновения внешнего долга 7
1.3. Способы регулирования внешнего долга 10
Глава 2. Анализ внешней задолженности РФ и США 16
2.1. Динамика и структура внешней задолженности РФ 16
2.2. Динамика и структура внешней задолженности США 19
Глава 3. Перспектива погашения внешнего долга РФ и США 23
3.1. Меры по сокращению внешней задолженности Российской Федерации 23
3.2. Меры по сокращению внешней задолженности Соединенных Штатов Америки 30
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение 1 38
Приложение 2 39
6. Иные государственные платежи.
Повышение кредитного рейтинга Российской Федерации до инвестиционного, по существу, будет означать, что риски доступа государства и крупнейших российских компаний на международные рынки капиталов станут минимальными.
Рисунок 2 – планируемый остаток внешней задолженности Российской Федерации
На рисунке показан план по погашению внешней задолженности Российской Федерации до 2011 года. Таким образом, за этот период государство планирует выплатить 232 млрд. долл, т.е. почти вдвое уменьшить задолженность перед другими государствами и финансовыми организациями.
Вместе
с тем, как показывает практика, активное
управление внешним долгом, развитие
внутреннего рынка
В этой связи основными целями политики в области государственного внешнего долга на среднесрочную перспективу являются:
1)
обеспечение стабильного
2) расширение объемов внешних заимствований на цели рефинансирования внешнего долга;
3)
активное управление внешней
задолженностью с целью
4)
существенное сокращение долга
бывшего СССР, задолженности Российской
Федерации перед
5)
наращивание рыночной
6) проведение сбалансированной политики в области внешних заимствований с целью сохранения и дальнейшего улучшения платежной репутации России и получения ею инвестиционного рейтинга.
Трудности многих стран с погашением внешнего долга породили многие программы покрытия обязательств перед странами-кредиторами. Среди них - погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и другие.
Россия
сейчас активно использует метод
погашения внешней
Рост расходов на обслуживание госдолга происходит на фоне роста негосударственного долга - увеличения заимствований компаний на внешних рынках. Заимствования будут увеличиваться, только уже на внутреннем рынке. долг будет расти, но эти средства пойдут на финансирование текущих расходов бюджета.
Минфин Российской Федерации планирует привлечь на рынке государственных ценных бумаг в 2010г. - 673,265 млрд. рублей [24].
Согласно проекту долговой политики Минфина РФ на 2008-2010гг. основной задачей министерства в этой сфере в ближайшие годы будет повышение ликвидности внутреннего долгового рынка. Объем внутреннего государственного долга, выраженного в ценных бумагах, составит 2,62 трлн. рублей на конец 2010г. Также предполагается активнее использовать механизм государственных гарантий, особенно в отношении проектов, реализация которых требует активного участия государства. Объем внутренних заимствований согласно проекту не должен превышать 1% ВВП при благоприятной конъюнктуре. Политика внешних заимствований предполагает получение кредитов у международных финансовых организаций на сумму порядка 415 млн. долларов в 2010г. с сокращением общей суммы займов; привлечение денежных средств у правительств других государств, иностранных компаний и банков не предусмотрено. Совокупный государственный долг Российской Федерации в ближайшие годы не должен превышать 10% ВВП [22].
Многое
предстоит сделать государству
в части более активного
Однако уже сейчас можно выделить основные принципы долговой политики Российской Федерации в перспективе:
Во-первых, безусловное обслуживание обязательств и поддержание высокого кредитного рейтинга. Для получения инвестиционного рейтинга при формировании долговой политики важно обеспечить поддержание высокого уровня доверия кредиторов, безусловное и своевременное выполнение долговых обязательств, обеспечение равного доступа на рынок российских долговых обязательств инвесторов при сохранении эффективного контроля над вложениями нерезидентов в российские ценные бумаги. Существенное улучшение показателей долговой устойчивости на фоне положительной динамики макроэкономических показателей обеспечили быстрое повышение суверенного кредитного рейтинга страны [23].
Во-вторых, долговременная стратегия и эффективное использование. Необходимо усилить долговременную ориентацию долговой политики, покончить с ее подчиненностью решению текущих бюджетных проблем. Долговая стратегия должна характеризоваться комплексным подходом, учитывающим особенности общей экономической стратегии развития России, ее валютной, денежно-кредитной, финансовой, инвестиционной политики. Активная долговая стратегия должна состоять, по крайней мере, из трех составных частей: стратегии обслуживания имеющегося долга, стратегии привлечения новых финансовых ресурсов и стратегии использования заемных средств. При этом для реализации целей активной долговой стратегии необходимо повысить гибкость и оперативность в принятии решений по вопросам управления государственным долгом.
В-третьих, связь с внешней политикой. Россия должна активнее, чем в прошлом, отстаивать свои интересы в сложившейся мировой системе управления кредитно-долговыми отношениями, которая включает встречи «большой восьмерки» и связанные с ними подготовительные заседания, работу международных финансовых организаций (МВФ, Мирового банка) и международных клубов кредиторов. В прошлом Россия, в силу своей экономической слабости и сильной долговой зависимости, нередко была вынуждена соглашаться практически с любыми решениями этих организаций. Было бы ошибкой не использовать в дальнейшем при реализации активной долговой политики такие факторы, как политическое или военное сотрудничество, политическая поддержка тех или иных акций кредиторов. Возможные уступки по реализации долга должны быть компенсированы реальными экономическими приобретениями в других областях.
В-четвертых,
обеспечение прозрачности сделок по
урегулированию задолженности. Имеющаяся
система отчетности о государственном
долге отличается высокой степенью закрытости,
прежде всего для участников финансовых
рынков - потенциальных инвесторов с точки
зрения объема доступной для них информации
о наиболее важных аспектах политики и
операций по управлению долгом. Между
тем, прозрачность режима принятия решений,
четкость правил и процедур осуществления
операций по управлению государственным
долгом способствует укреплению доверия
кредиторов и инвесторов к долговым обязательствам
государства. Это, в свою очередь, повышает
эффективность проводимых операций по
управлению государственными долговыми
обязательствами и в долгосрочной перспективе
может привести к снижению стоимости обслуживания
государственного долга. В течение 2003-2004
годов значительно повышена степень раскрытия
информации об операциях Минфина России
на внутреннем рынке государственных
ценных бумаг, государственном внутреннем
долге, выраженном в государственных ценных
бумагах, и нормативной базе, регулирующей
осуществление внутренних заимствований,
путем размещения всех данных на официальном
сайте Минфина России в сети Интернет.
В данной связи в Бюджетный кодекс Российской
Федерации целесообразно внести поправки,
обязывающие Минфин России регулярно
публиковать основную информацию о состоянии
государственного долга Российской Федерации.
Должны быть разработаны законодательные
поправки в Бюджетный кодекс, ограничивающие
применение непрозрачных схем по зачету
налогов и других недоимок платежеспособным
корпоративным структурам за погашение
внешнего долга или наращивание зарубежных
активов (выкуп долга, экспортные поставки
в счет погашения долга или в счет
дитования). Размеры такого кредитования
не учитываются официально утверждаемыми
в законе о федеральном бюджете параметрами
государственного кредитования стран
дальнего и ближнего зарубежья. Все это
ослабляет складывающийся в последнее
время механизм управления кредитной
политикой, снижает роль Программы предоставляемых
Российской Федерацией государственных
кредитов иностранным государствам.
В-пятых, осуществление институциональных преобразований системы управления внешним долгом. Эту проблему нельзя решить, создав независимое агентство по управлению государственным долгом. Объединение сложных и многогранных задач управления госдолгом в единый комплекс требует серьезного усиления взаимодействия всех институтов, связанных с этими вопросами: Минфина России, Минэкономразвития России, Внешэкономбанка, Банка России, Федерального Собрания, Счетной палаты.
Развитие
рынка государственных
С 2004 по 2007 год снижался дефицит федерального бюджета, то есть, правительство США старалось приблизить расходы к реальным доходам. Однако снижение сменилось сильным ростом, и на конец 2009 года дефицит бюджета увеличился вдвое. Разумеется, это не может не отразиться на внешнем долге государства, причем - самым негативным образом.
В 1989 году Сеймур Дарст, владелец фирмы-застройщика, установил в квартале от Times Square табло, которое вошло в число десяти главных достопримечательностей Нью-Йорка и отслеживало внешний долг США. Говорят, что Сеймур Дарст надеялся таким образом привить соотечественникам чувство финансовой ответственности, а заодно и продемонстрировать правительству, насколько быстро расходуются деньги. На табло было 14 разрядов, 13 для цифр, и последний занимал знак доллара. Сеймур Дарст добился лишь того, что на часах начали зарабатывать турагенты, показывая их гостям города, как необыкновенную диковинку.
И вот в 2008 году на «Часах национального времени» закончились свободные разряды. Их зашкалило 7 октября. Решили добавить еще два разряда, чтобы оно могло отображать квадрильонные числа, но есть подозрение, что задолго до этого экономика США обанкротится окончательно.
Нынешний президент США Барак Обама предпринимает меры по спасению экономики и вывода страны из кризиса, выделяя деньги из бюджета на финансирование банков. Однако в последнем его заявлении прозвучало, что эти финансы расходуются не разумно, и, что очередное финансирование поможет лишь трейдерам и менеджерам с Wall Street, но не экономике страны.
Кроме того, для спасения финансового сектора президент инициировал создание «плохого» банка, который будет страховать ненадежные активы, на что, по оценкам аналитиков, понадобится еще около 2 трлн. долл.
Перспектива такой широкой раздачи денег сопряжена с серьезными рисками. Дефицит бюджета США в 2009 году превысил 1,3 трлн. долл. В связи с этим правительство не сможет финансировать программу Обамы за счет бюджетных средств. Единственный способ найти деньги — это внешние займы под ценные бумаги госказначейства.
Информация о работе Внешний долг страны. Проблема внешней задолженности и пути ее разрешения