Внешний долг страны. Проблема внешней задолженности и пути ее разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей формирования государственного долга, его современного состояния и социально-экономического значения, анализ на основе динамики внешней задолженности стран, а также определение перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации и США.

Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:

- рассмотреть сущность и особенности формирования государственной задолженности;

- проанализировать внешнюю задолженность Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки;

- определить перспективы сокращения внешнего долга.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие, сущность и значение внешней задолженности стран 5
1.1. Понятие внешней задолженности стран 5
1.2. Причины и следствия возникновения внешнего долга 7
1.3. Способы регулирования внешнего долга 10
Глава 2. Анализ внешней задолженности РФ и США 16
2.1. Динамика и структура внешней задолженности РФ 16
2.2. Динамика и структура внешней задолженности США 19
Глава 3. Перспектива погашения внешнего долга РФ и США 23
3.1. Меры по сокращению внешней задолженности Российской Федерации 23
3.2. Меры по сокращению внешней задолженности Соединенных Штатов Америки 30
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение 1 38
Приложение 2 39

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 345.50 Кб (Скачать)

     Объем внешнего корпоративного долга в 2009г. достиг исторического максимума – 445,7 млрд. долл. (см. рисунок 1.). Большая часть корпоративного долга сформирована корпорациями за последние пять лет. На рисунке 1 мы наблюдаем динамику роста внешнего долга Российской Федерации: существенное сокращение государственного долга (почти в 3 раза за последние пять лет), и ощутимое накопление совокупной внешней задолженности (в 2 раза за последние пять лет). Казалось бы, нет ничего плохого в том, что основная задолженность приходится не на государство, а на корпорации. Но крупнейшие из них государственные. Так что в кризисной ситуации государство будет вынуждено помогать им погашать свои долги.

     Государством  в лице правительства и Министерства финансов сделано практически все  возможное для того, чтобы исключить  ситуацию, в которой хотя бы часть  расходов по обслуживанию долга покрывалась  притоком средств в форме погашения государственного долга странами, задолжавшими в свое время России. Такие долги перед Россией составляли на начало 2008г. порядка 68 млрд. долл. плюс долг перед Россией стран СНГ. Наиболее крупными должниками России являются: Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия, Республика Ирак, Алжир, Афганистан, Куба. Погашение незначительной части этой задолженности осуществлялось нерегулярно и в основном товарными поставками, а погашение ее основной части представляется вообще проблематичным по экономическим и политическим причинам.

     

     Рисунок 1 — Динамика внешней задолженности Российской Федерации по состоянию на 01.09.2009г.

     В 2005 и 2008 годах ежегодные выплаты по внешним долгам составили 14-18 млрд долл. – в основном по новому российскому долгу, по кредитам международных финансовых организаций (8-10 млрд долл.), которые нельзя реструктурировать. Рефинансирование этих платежей в форме новых заимствований у тех же организаций будет означать перенос сроков концентрации платежей на три-пять лет, кардинально не меняя ситуацию.

     Для оценки остроты долговой проблемы существуют 2 базовых критерия. Первый - на основе сопоставления задолженности и долговых платежей с экспортом, второй - на основе их сопоставления с ВВП.

     В действительности, именно от экспорта зависит поступление валюты в  страну, а значит и возможности  по обслуживанию кредитов, номинированных в иностранной валюте [12, с.205]. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности - в 3 раза. Также границей опасности считается отношение процентных платежей к экспорту 15- 20%, границей повышенной опасности: 25-30%.

     Текущие показатели «долговой устойчивости»  РФ, разработанные в соответствии с международной методикой, свидетельствуют о том, что страна существенно сократила бремя государственного долга. В настоящее время по основным показателям долговой нагрузки Российская Федерация относится к государствам с умеренным уровнем долга.

     В настоящий момент внешнего долга у России практически нет, благодаря резервным фондам:

     - Стабилизационный фонд — до 122 млрд долл. (2007 год);

     - Золотовалютные резервы Центрального банка — 518,8 млрд. долл., что составляет третье место в мире, после Китая и Японии. В 2004г. - объём золотовалютных резервов превысил объём внешнего государственного долга, что позволило России превратиться в страну — нетто-кредитора.

     Россия  продолжает сокращать объем государственного внешнего долга. За 10 месяцев 2009 года он снизился еще на 10%, до 40 млрд долларов. Причем больше половины из этой суммы приходится на еврооблигации, выпущенные российским правительством.

      

2.2. Динамика и структура  внешней задолженности США

 

     Государственный долг США, национальный долг США — деньги, которые должно федеральное правительство США. Не включает в себя долги штатов, корпораций и т. д. [4, с.23]. Государственный долг — важный показатель развития страны. Статьи расходов бюджета превышают доходы (дефицит бюджета) по крайней мере с 1910 года. Государственный долг достиг максимума в соотношении с ВВП в 1946 году, когда он составлял 121,2 % ВВП.

     В таблице 1 мы можем рассмотреть динамику увеличения внешней задолженности США,  а также наблюдаем прогноз экономистов на близжайшие 4 года. Также видим, что внешний долг страны превышает 50% от ВВП. Это означает, что государство находится под бременем долговой нагрузки, с неустойчивой экономикой. Прогноз неутешительный: уравнивание внешнего долга и показателя ВВП грозит государству экономическим кризисом на долгое время.

Таблица 1 — Рост внешнего долга Соединенных Штатов Америки и отношение к ВВП по состоянию на июль 2009 г.

     Год      Госдолг США млрд. $      % ВВП
     2005      7,905.3      64.6
     2006      8,451.4      64.9
     2007      8,950.7      65.5
     2008      9,985.8      70.2
     2009      12,867.5      90.4
     2010 (прог.)      14,456.3      98.1
     2011 (прог.)      15,673.9      101.1
     2012 (прог.)      16,565.7      100.6
     2013 (прог.)      17,440.2      99.7
 

     Кредиторов  можно разделить по институциональному признаку:

  • Банки (потребительские кредиты и ценные бумаги)
  • Инвестиционные фонды (ценные бумаги, долгосрочные займы)
  • Государства, а точнее центробанки (облигации, высоконадежные ценные бумаги, валютные резервы в долларах)

     Компании, осуществляющие прямые целевые инвестиции путем покупки активов или акций компаний США. Основными иностранными держателями госдолга США являются Китай (800,5 млрд. долл.) и Япония (724,5 млрд. долл.). Россия занимает восьмое место в рейтинге держателей государственного долга США. На конец 2009 года доля американского государственного долга перед Россией составляла 118.0 млрд. долл. (см. Приложение 2) [23]. Китай за счет более чем двукратного превышения объема экспорта над объемом импорта в торговом балансе с США получает большой объем долларовых платежей, который накапливает в золото-валютных резервах. Япония за счет активного развития экономики в период после Второй мировой войны накопила значительные финансовые средства, которые предоставляет под очень низкий процент (около 0%). Это позволяет осуществлять заимствования «Carry trade» (кредит берётся в иенах, конвертируется и выдается в долларах, что позволяет заработать на разнице процентных ставок).

     Основными источниками внешнего долга являются:

     - Долги частного сектора

     - Дефицит государственного бюджета

     - Отрицательное сальдо торгового баланса (с 1985 года объем импорта существенно превышает объем экспорта).

     - Процентные начисления на ранее выданные средства

     Предельный  размер федерального долга США утверждается Конгрессом. Такой закон был принят в 1917 году. С тех пор размер максимального долга увеличивался регулярно через изменение закона [13, с.198].

     Внешний долг США в 2004 году впервые в истории страны превысил отметку в $7 трлн., и это при том, что установлен законодательный потолок внешнего долга - $7,384 трлн. Президент немедленно обвинил в дефиците экономику, которая растет недостаточно быстрыми темпами, и необходимо осуществлять многомиллиардные расходы на национальную оборону и безопасность. И тут же попросил конгресс США увеличить лимит, чтобы не допустить дефолта. Одновременно с предложением об увеличении лимита внешних займов, сенату был предложен на одобрение законопроект о выделении $91 млрд. на войну в Ираке. Правда, в эту сумму включались и расходы на восстановление пострадавших от урагана «Катрина» районов, но это уже не столь существенно.

     В 2006 году он был увеличен до 9 трлн долл. В 2007 году планка максимального долга была сдвинута ещё на 850 млрд. долларов (до 9,815 трлн. долл.). Министерство финансов Соединенных Штатов Америки направляет в Конгресс официальные запросы на увеличение законодательного предела федерального долга страны сверх действующего, и такие запросы одобряются, несмотря на то, что госдолг США с периодичностью достигает нового предела. Было отмечено, что за пять лет президентства Джорджа Буша лимит повышался три раза. И правительство страны не настораживает состояние технического дефолта по своим обязательствам, в случае если "потолок" госдолга будет достигнут.

     Проблема  растущего долга становится всё  более значительной, увеличивая нагрузку на бюджет, за счёт процентных отчислений по долговым обязательствам. Растущая внешняя задолженность воспринимается многими в США и за их пределами как свидетельство прогрессирующего ослабления позиций США в мировом хозяйстве, как проявление общего неблагополучия американской экономики, вызывающего тревогу за ее будущее. Все эти страхи и связанные с ними тревожные оценки основаны на неадекватном восприятии экономических реалий в мировой экономике.

 

Глава 3. Перспектива погашения внешнего долга РФ и США

3.1. Меры по сокращению внешней задолженности Российской Федерации

 

     Что касается общих перспектив российского  госдолга, то в бюджете, принятом на 2009-2010 гг., записано, что в будущем государственный долг увеличится. Но государство предпочитает теперь занимать на внутреннем рынке. Обычно это делается выпуском на биржу специальных ценных бумаг. Доля же внешнего госдолга в общей структуре государственной задолженности будет сокращаться [10, с.253].

     По  абсолютным цифрам российский внешний  госдолг – один из самых низких в Европе. О сегодняшней ситуации с государственными долгами говорится, что благоприятная бюджетная ситуация, гигантские резервы Центрального банка, большой Стабилизационный фонд – все это дает возможность России как государству практически полностью погасить свои долги хоть завтра. Однако на это не всегда соглашаются кредиторы, поэтому бывают долгие и непростые переговоры. Россия хотела бы сэкономить на будущих процентах, кредиторы же в таком случае проценты потеряют.

     Долги Всемирному банку составляют около 4-х млрд. долларов, и главный мотив, побуждающий избавиться от задолженности именно этому банку – репутационный. Россия – единственная страна из «Большой восьмерки», которая должна Всемирному банку, который обычно спонсирует программы по расширению экономической грамотности в развивающихся странах. Избавиться от долгов перед Всемирным Банком – означает перейти окончательно в класс «развитых».

     Источники погашения внешнего долга.

     1. Бюджетные доходы: налоговые, неналоговые,  финансирование от реализации  госактивов, запасов имущества собственности (приватизация), государственные займы, внутренние займы, в том числе кредиты Центрального банка, внешние займы (наличные денежные средства)

     2. Эмиссия нового государственного  долга в виде государственных  ценных бумаг

     3. Государственные компании и принадлежащие государству доли в частных компаниях (корпоративные ценные бумаги)

     4. Государственные закупки (товарные  поставки)

     5. Платежи российских заемщиков  (долговые обязательства перед  российским правительством, например, третьих стран)

Информация о работе Внешний долг страны. Проблема внешней задолженности и пути ее разрешения