Внешний долг страны. Проблема внешней задолженности и пути ее разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей формирования государственного долга, его современного состояния и социально-экономического значения, анализ на основе динамики внешней задолженности стран, а также определение перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации и США.

Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:

- рассмотреть сущность и особенности формирования государственной задолженности;

- проанализировать внешнюю задолженность Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки;

- определить перспективы сокращения внешнего долга.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие, сущность и значение внешней задолженности стран 5
1.1. Понятие внешней задолженности стран 5
1.2. Причины и следствия возникновения внешнего долга 7
1.3. Способы регулирования внешнего долга 10
Глава 2. Анализ внешней задолженности РФ и США 16
2.1. Динамика и структура внешней задолженности РФ 16
2.2. Динамика и структура внешней задолженности США 19
Глава 3. Перспектива погашения внешнего долга РФ и США 23
3.1. Меры по сокращению внешней задолженности Российской Федерации 23
3.2. Меры по сокращению внешней задолженности Соединенных Штатов Америки 30
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение 1 38
Приложение 2 39

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 345.50 Кб (Скачать)

ФИЛИАЛ  НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине «Международные экономические отношения»

Тема: «Внешний долг страны. Проблема внешней задолженности и пути ее разрешения (на примере США и России)» 
 

                  студентки группы МЭЗ - 31

                  экономического  факультета

                  Егоровой  Валентины Евгеньевны

                  _____________________________

                  Научный руководитель 

                  преподаватель

                  Юрченко Е. А.

                  _____________________________ 
                   
                   

Тольятти, 2009г. 
 

Содержание 
 

 

Введение

 

     В странах, где отраслевая структура  производства включает низкорентабельные  отрасли и для поддержания бюджетных расходов предпринимаются государственные займы, растет как внутренний, так и внешний долг со всеми отрицательными социально-экономическими и политическими последствиями. Поскольку любой значительный долг требует немало расходов по его обслуживанию, накопление его чрезвычайно опасно для экономики. Именно поэтому в экономической науке сформировались определенные представления о рисках, связанных с ростом долгового бремени. Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики до сих пор достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию возможно, только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.

     На  сегодняшний день ни одна страна не обходится без внешних заимствований. Актуальность темы исследования состоит в том, что проблема внешней задолженности может оказывать очень серьезное негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе. В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае чрезмерной девальвации национальной валюты относительно занижения ее реального курса. Крупная внешняя задолженность ограничивает возможности проявления государственного суверенитета.

     Предметом курсовой работы являются международные  экономические отношения, возникающие  в процессе формирования и погашения внешнего долга страны.

     Объектами исследования курсовой работы являются Соединенные Штаты Америки и Российская Федерация, как субъекты международных экономических отношений.

     Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей формирования государственного долга, его современного состояния и социально-экономического значения, анализ на основе динамики внешней задолженности стран, а также определение перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации и США.

     Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:

     - рассмотреть сущность и особенности формирования государственной задолженности;

     - проанализировать внешнюю задолженность  Российской Федерации и Соединенных  Штатов Америки;

     - определить перспективы сокращения  внешнего долга.

     В теоретической части курсовой работы освещены методы управления государственным долгом, и все понятия, тесно переплетающиеся с этим вопросом.

     Практическая  значимость работы заключается в возможности её использования для анализа долговых обязательств России и США на современном этапе, а также прогноза развития экономики этих стран.

     В качестве методологической базы курсовой работы использовались общенаучные методы: статистический и графический. Информационную базу исследования составили учебная, нормативная, а также материалы из сети Интернет.

 

Глава 1. Понятие, сущность и значение внешней задолженности стран

1.1. Понятие внешней задолженности стран

 

     С появлением государства возникли и  его потребности, которые надо было финансировать. С развитием государства  расширялись его функции. Это  привело к увеличению государственных расходов. Государство вынуждено одалживать  деньги. Такое одалживание ведет к возникновению государственного долга. Государственные заимствования, осуществляемые в виде займов и кредитов, приводят к формированию дополнительных (наряду с бюджетными) финансовых средств, которые органы власти используют для удовлетворения общественных потребностей. Именно это - получение дополнительных средств - является целью проведения государственных заимствований. Поэтому государственные заимствования можно определить как отношения по поводу перераспределения временно свободных денежных средств юридических и физических лиц, правительств иностранных государств и международных финансовых организаций в виде государственных займов и кредитов, в результате которых у государства-заемщика формируются дополнительные финансовые ресурсы. Когда речь идет о государственном долге, то взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов публичной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита, а источником погашения государственных заимствований и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета или новые заимствования.

     Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета [8, с.122]. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Внешний долг страны - накопленная задолженность правительства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям [1]. Выплата внешнего долга связана с перемещением реальных товаров и услуг за границу и чистым сокращением их потребления внутри страны. К внешнему долгу страны относятся: кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках. Внешний долг страны предполагает выплату процентов и платежей погашения.

     Внешний долг страны делится на государственный  и корпоративный. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий. Корпоративный долг – совокупный объем финансовых средств, взятый в долг кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т. д.) либо крупными предприятиями страны у кредитно-финансовых организаций других стран [3, с.261].

     Инвестиционная политика государства, в рамках которой оно не оказывает серьезной финансовой поддержки наукоемкой составляющей государственного сектора в экономике и социальной сфере, связанная с этим низкая доходность предприятий обрабатывающей промышленности, выведение временно свободных средств за границу, ослабляющее ресурсную базу банковского сектора России, делают невозможным интенсивный приток средств в банковский сектор и крупномасштабное инвестиционное кредитование и государственных, и частных корпораций, а также крупномасштабное межбанковское кредитование. В этих условиях частным и государственным корпорациям приходится обращаться за внешними кредитами [18, с.3].

1.2. Причины и следствия возникновения внешнего долга

 

     Необходимость использования государственного кредита для удовлетворения потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Финансовая поддержка предприятий, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению ею требуют постоянно увеличивающихся бюджетных расходов. Немалых средств стоит и международная деятельность государства. Для выполнения этих функций государство нуждается в крупных денежных средствах. Сбор таких средств в государственную казну осуществляется с помощью налогов на доходы, имущество и некоторые виды деятельности граждан и фирм. Нередко государству не хватает доходов для осуществления всех расходов, которых от него требует общество. В конце концов, страна попадает в ситуацию, когда сумма обещанных расходов начинает превышать финансовые возможности государства. Возникает дефицит государственного бюджета – это финансовая ситуация, появляющаяся, когда государство намечает осуществить расходы на сумму большую, чем может реально получить доходов за счет всех видов налогов и платежей [5, 340]. Доходы государственного бюджета всегда ограничены определенными рамками - уровнем экономического развития, величиной налоговой нагрузки, действующим законодательством и многими другими факторами. Поэтому органы власти прибегают к помощи государственного кредита как инструмента мобилизации дополнительных средств.

     Необходимо  добавить, что в результате привлечения  займов и кредитов у государства  возникают долговые обязательства. Этот факт отрицать нельзя, но очевидным является и то, что государство делает заимствования не для того, чтобы наращивать свой долг, а для получения дополнительных финансовых средств. Формирование же и увеличение государственного долга является неприятным, но неизбежным следствием достижения первоначальной цели - получения дополнительных источников финансирования общественных потребностей.

     Государственная внешняя задолженность оказывает негативное воздействие на экономику страны: ведет к бегству капиталов, сокращает частные сбережения, бремя долга заключается не столько в ежегодной выплате процента, сколько в растрате ресурсов [6, с.178]. Наиболее серьезное последствие огромного государственного долга заключается в том, что он обуславливает «вымывание капитала» из состава богатства, принадлежащего частному сектору. В результате этого темпы экономического роста замедляются и потенциальный уровень жизни в будущем снижается.

     Но  и все вышесказанное - только часть  проблемы. Государственный долг является элементом отсроченной (подавленной) инфляции, действие которой значительно шире его прямого негативного эффекта [16, с.5]. Причина в том, что подавленная инфляция препятствует функционированию рыночной системы.

     Иностранные кредиты повышают спрос на товары стран-кредиторов, увеличивая чистый экспорт и эластичность финансовых систем этих стран. В стране заемщика, естественно, данные процессы протекают вплоть до наоборот. В данном случае кредитор, в принципе, может выдавать кредиты в виде лишь частично обеспеченных финансовых средств, их полное обеспечение целиком ложится на получателя. То есть страна-заемщик, по сути, становится зависимой от страны-кредитора. Таким образом, внешний государственный долг является орудием войны, сходным по своей мощи с наиболее извращенным оружием массового поражения, которое оставляет людей в живых, но обрекает их на нищенское и зависимое существование.

     С политической точки зрения отказ  от уплаты внешнего долга, как правило, влечет три основных типа санкций:

     - арест активов;

     - исключение с рынка заемщиков в перспективе;

     - уменьшение выгод от международной торговли.

     Последствия внутреннего долга для экономики  менее тяжелы, так как экономические  ресурсы перераспределяются внутри страны.

     Государственный долг может послужить источником реального экономического бремени для грядущих поколений, в частности потому, что под воздействием долга будущие поколения наследуют меньший запас инвестиционных товаров (средств производства), то есть меньшую "национальную фабрику" [17, с.5]. Такое событие связано с эффектом вытеснения, который заключается в том, что дефицитное финансирование приводит к росту процентных ставок и сокращению частных инвестиционных расходов. Если это происходит, то будущим поколениям достается экономика, обладающая меньшим производственным потенциалом, и, при прочих равных условиях, их уровень жизни окажется ниже, чем в ином случае.

Информация о работе Внешний долг страны. Проблема внешней задолженности и пути ее разрешения