Внешнеэкономическая деятельность Ростовской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 20:12, реферат

Описание работы

Стратегической целью развития международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) Ростовской области является увеличение объема и оптимизация структуры внешнеторгового оборота, укрепление позиций Ростовской области как культурного, делового и управленческого центра Юга и части Центрально-Черноземного региона России, а также граничащих с Ростовской областью территорий стран СНГ.

Работа содержит 1 файл

доп информация.docx

— 94.09 Кб (Скачать)

– осуществление программы международного сотрудничества Ростовской области  с административно – территориальными образованиями иностранных государств и международными организациями;       

– определение рамок и уровня официального дипломатического протокола, а также  организации и осуществление  контроля за исполнением его требований при приеме иностранных делегаций, прибывающих в Ростовскую область с официальными визитами;        

– контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности в пределах компетенции в целях обеспечения соблюдения положений федеральных законов и иных нормативно правовых актов и защиты экономических и политических интересов области;       

– анализ, оценка и прогнозирование  внешнеэкономического сектора экономики.        

В регионах могут также создаваться  и иные сугубо местные структуры  представительств федеральных органов  власти наряду с региональными. В Ростовской области таковой является Совет по ВЭД при Администрации Ростовской области. Цель деятельности Совета – Эффективная и равноправная интеграция области в мировую систему хозяйствования, использование преимуществ внешнеэкономического сотрудничества для преодоления кризисных явлений в экономике области и комплексного развития ее потенциала как субъекта Федерации.       

 

 

Риски, угрозы и  актуальные проблемы развития международного сотрудничества и внешнеэкономической  деятельности Ростовской области

  1. Усиление интеграции экономики Ростовской области в систему международной торговли повышает ее зависимость от конъюнктурных колебаний мировой экономики.
  2. Преобладание в структуре экспорта товаров с низкой добавленной стоимостью в случае дальнейшего развития процесса интеграции Ростовской области в систему международного разделения труда может укрепить «сырьевую» модель экономики региона, когда основой конкурентоспособности экспортируемой продукции является, главным образом, эксплуатация земельных ресурсов и относительно дешевой энергии.
  3. Вступление России в ВТО.
  4. Сложности получения виз, что является сдерживающим фактором в развитии деловых контактов с партнерами из зарубежных стран.
  5. Неудовлетворительная динамика и структура иностранных инвестиций. За 2000–2010 годы объем иностранных инвестиций в экономику Ростовской области увеличился в 16 раз, при этом рост прямых иностранных инвестиций (далее – ПИИ) вырос всего на 10 процентов. До 80 процентов иностранных инвестиций, поступающих в Ростовскую область, составляют кредиты. Кроме того, 90–92 процента от общего объёма ПИИ также занимают кредитные ресурсы, предоставленные учредителями совместных предприятий. ПИИ в Ростовскую область направляются преимущественно в торговую сферу (30–35 процентов) и обрабатывающие производства (22–26 процентов). По итогам 2008–2009 годов ПИИ в основном не ориентированы на экспорт и направляются для завоевания внутреннего рынка, продвижения импортных товаров, техники и технологий. Страны-инвесторы представлены Кипром – 80 предприятий, Украиной – 54 и Германией – 37. При этом контроль за использованием ПИИ в полном объёме наблюдается в 40 процентах реализуемых на территории Ростовской области проектов с иностранным участием.
  6. Вывоз капитала. Анализ товарных и валютных потоков Ростовской области демонстрирует устойчивое превышение объемов ввоза-вывоза товаров над получением валютной выручки от экспорта за товары и оплатой по импорту. По сути, имеет место вывоз капитала за рубеж, размеры которого по итогам 2000–2009 годов составляют до 30–40 процентов от всего объёма, или 1–2 млрд. долларов США. Одновременно предприятия и организации Ростовской области активно используют заимствования за рубежом в связи с более привлекательными условиями, чем в российской финансовой системе.
  7. Недостаточное налоговое стимулирование экспорта. Важно отметить, что сумма налога, уплаченная налогоплательщиками Ростовской области таможенным органам по товарам, ввезенным в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, включая торговлю с Республикой Беларусь, составила сравнимую с полученными предприятиями и организациями льготами по налогу на добавленную стоимость величину: 7,8 млрд. руб. (2007 год), 7,6 (2008 год), и 7,1 млрд. руб. (2009 год).

Цели и задачи долгосрочного развития международного сотрудничества и внешнеэкономической  деятельности Ростовской области на период до 2020 года

Стратегической целью  развития международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) Ростовской области является увеличение объема и оптимизация структуры внешнеторгового оборота, укрепление позиций Ростовской области как культурного, делового и управленческого центра Юга и части Центрально-Черноземного региона России, а также граничащих с Ростовской областью территорий стран СНГ.

Достижение указанной  цели предполагает решение следующих  задач:

создание организационных  и правовых условий для развития международного сотрудничества и активизации  внешнеэкономической деятельности организаций Ростовской области;

приоритетное развитие ВЭД  как фактора экономического роста  региона, обеспечивающего повышение  конкурентоспособности Ростовской области на мировых рынках инновационно-интеллектуальных услуг, технологий, сырья и продовольствия;

создание системы информационно-консультационного  обеспечения действующих и потенциальных  организаций-экспортеров Ростовской области;

увеличение доли экспорта в структуре внешнеторгового  оборота в целом и прежде всего  доли экспорта продукции с высокой  добавленной стоимостью;

формирование привлекательного имиджа региона за рубежом;

совершенствование системы  защиты местной промышленности в  процессе интеграции региональной и  мировой экономики;

локализация на территории Ростовой области институтов международных  отношений в экономической, социальной, культурной и других сферах.

Для реализации поставленных целей и задач, решения проблем, сдерживающих долгосрочное развитие международных  отношений и внешнеэкономической  деятельности Ростовской области на период до 2020 года, необходимо выполнить  следующие мероприятия:

  1. На основании многолетнего опыта Ростовской области по реализации областных целевых программ поддержки экспорта в 2007–2014 годах обеспечить стратегическое лидерство Ростовской области на Юге России в практике работы с участниками ВЭД.
  2. Разработать и актуализировать систему стратегических документов, направленных на развитие международных отношений и внешнеэкономической деятельности и поддержку приоритетных направлений экспорта;
  3. Продолжить развитие системы оказания финансовой поддержки организациям-экспортерам Ростовской области;
  4. Активизировать работу по открытию в городе Ростове-на-Дону торговых представительств и отделений посольств зарубежных стран, а также визовых центров, что значительно облегчит установление прямых деловых контактов, увеличит приток иностранных инвестиций и количество совершаемых экспортно-импортных торговых операций.
  5. Создать на принципах государственно-частного партнерства совместно с органами власти, банками и частным бизнесом специализированную организацию – Центр инвестиционного инфраструктурного развития Ростовской области, осуществляющую приобретение и инфраструктурное обустройство земельных участков для последующей передачи их инвесторам – участникам ВЭД под строительство промышленных предприятий.
  6. С учетом мнения участников ВЭД Ростовской области содействовать разработке экономически привлекательного для внешнеторговых перевозчиков порядка процедуры таможенного транзита внешнеторговых грузов из стран Азии и Ближнего Востока в Черноморско-Средиземноморский бассейн по российским внутренним водным путям, в части порядка взимания залоговых платежей, таможенного сопровождения на основе использования современных информационных и контрольно-навигационных технологий.
  7. Разработать механизм и расширить практику обратной связи между участниками ВЭД (прежде всего средние и малые предприятия) и Федеральной таможенной службой Российской Федерации по различным внешнеэкономическим проблемам. Ввести в постоянно действующую практику проведение прямого диалога между таможенными органами и предпринимательским сообществом.
  8. Разработать комплекс мер и механизм развития приграничного сотрудничества в рамках Еврорегиона «Донбасс», включая программу социально-экономического развития приграничных территорий Ростовской области, входящих в состав Еврорегиона «Донбасс».
  9. Содействовать расширению использования нефинансовых, информационно-консультационных мер и механизмов государственной поддержки экспортеров, ликвидации административных барьеров при осуществлении ВЭД.
  10. Содействовать изменению подходов к действующим образовательным стандартам и процессу получения высшего, второго высшего и дополнительного профессионального образования по профилям направлений «Менеджмент» и «Экономика» в целях расширения объемов и углубления практики изучения курсов «международный бизнес» и «организация внешней торговли предприятия и организации». Реализовать на базе высших учебных заведений Ростовской области пилотный проект в рамках данного направления подготовки профессиональных кадров.
  11. Содействовать расширению обучения иностранных учащихся в вузах Ростовской области.
  12. Проводить на территории Ростовской области различные международные мероприятия в сферах бизнеса, культуры, образования и прочее.

Важным инструментом активизации  ВЭД является развитие таких институциональных  механизмов, как:

учреждение представительств Ростовской области за рубежом;

обучение и повышение  квалификации участников ВЭД по технике  ведения и развития ВЭД;

информационное обеспечение  управленческих решений;

выявление и преодоление  административных барьеров;

защита приоритетных отраслей экспорта (снижение пошлин на комплектующие  части для производства машинотехнической и другой готовой экспортной продукции);

содействие региональным экспортерам готовой продукции.

Для смягчения последствий  вступления России в ВТО Правительство  Ростовской области должно предпринять  комплекс мер, нацеленных на повышение  конкурентоспособности предприятий:

формирование специальной  рабочей группы при Правительстве  Ростовской области;

стимулирование технического и технологического перевооружения предприятий (за счёт субсидирования процентной ставки по привлекаемым кредитам и  использования других финансовых механизмов);

организация работ по аттестации предприятий на соответствие международным  стандартам Системы менеджмента  качества серии ISO – 9000;

усиление информационного  сопровождения процесса вступления Российской Федерации в ВТО: проведение круглых столов, научно-практических семинаров и конференций по различным аспектам ВТО, проведение информационной кампании в средствах массовой информации, формирование специального раздела на сайте Правительства Ростовской области;

проведение экспертизы действующего и разрабатываемого регионального  законодательства в целях приведения его в соответствие с нормами  и принципами ВТО;

содействие формированию и нормальному функционированию отраслевых ассоциаций предприятий;

создание финансово-экономического механизма, стабилизирующего ситуацию на ключевых для региона рынках;

организация мониторинга  развития ситуации и оценка позиций  ростовских предприятий на рынках специализации (совместно с Торгово-промышленной палатой (далее – ТПП), Российским союзом промышленников и предпринимателей (далее – РСПП) и отраслевыми  ассоциациями) с целью информирования и консультирования предприятий  и организаций о последствиях вступления в ВТО, а также оперативной  разработки мероприятий по снижению рисков;

организация подготовки и  переподготовки кадров в сфере правового  регулирования ВТО, применение мер  защиты от недобросовестной конкуренции, разрешение торговых споров, использование  международных стандартов финансовой отчётности и других мер;

разработка совместно  с вузами Ростовской области образовательных  программ, организация и проведение обучения специалистов (менеджеров, экономистов, юристов, бухгалтеров и других) по проблемам ВТО.

 

 

 

 

 

 

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ КАК  УЧАСТНИК ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Население Ростовской области составляет 4,4 млн. человек и представлено более  чем 100 национальностями, среди которых: русские, украинцы, армяне, белорусы, татары, греки, турки, грузины, евреи, немцы, корейцы  и другие.

Плотность населения составляет 42,5 чел./кв.км. По численности населения  область занимает 5-е место среди  субъектов Российской Федерации. Трудоспособное население составляет 58 процентов  от общей численности.

Уровень образования населения  в экономически активном возрасте достаточно высок. Так, на 1000 человек среднее  специальное образование имеют 300, среднее общее образование - 400, неполное среднее - 87, высшее - 190, незаконченное  высшее -12 человек.

Являясь «воротами» России в страны Черноморского, Средиземноморского и  Прикаспийского бассейнов, Ростовская область обладает развитой транспортной инфраструктурой, представленной железнодорожными и автомобильными магистралями федерального значения, морскими и речными портами, международным аэропортом в г. Ростове-на-Дону.

Транспортная инфраструктура Ростовской области является составной частью транспортных коридоров - Критских (№ 7, 9) и трансконтинентального «Север-Юг». Ростовскую область пересекают автомагистраль «Дон», параллельный ей железнодорожный путь Москва - Ростов - Кавказ, судоходный путь по реке из центра России в Чёрное и Средиземное моря, а также воздушный коридор Санкт-Петербург - Москва - Кавказский регион.

Основным перевозчиком грузов и  пассажиров во внутреннем и международном  сообщениях в регионе является Северо-Кавказская железная дорога. По территории области проходят магистральные железные дороги, связывающие центральные и западные районы страны, Сибирь с Южным регионом. Действуют узловые железнодорожные станции, обеспечивающие приём, обработку и отправление практически всех видов грузов. Протяжённость железнодорожных путей составляет около 3, 3 тыс. км.

На территории области расположено  пять портов, из которых три международных, связывающих регион с пятью морями. Морские и речные порты Ростовской области позволяют обслуживать  суда типа «река-море» грузоподъёмностью  до 5 тыс. тонн, район плавания которых  простирается до Гибралтара. Через  пролив Босфор обеспечен доступ к  странам Средиземноморья и Западной Европы, а по рекам Дунай и Рейн - к Придунайским странам. Протяжённость  автомобильных дорог общего пользования  составляет более 11,5 тыс. км.

Международный аэропорт, расположенный  в г. Ростове-на-Дону, осуществляет рейсы как по внутренним маршрутам (85 - в пределах России и СНГ), так и по международным авиалиниям, в том числе в такие страны, как Финляндия, Германия, Турция, Объединённые Арабские Эмираты, Чехия, Словакия, Югославия, Болгария и др.

Ростовская область по количеству туристических фирм и туристическо-рекреационному потенциалу входит в первую десятку субъектов Российской Федерации, уступая таким центрам отечественного и мирового туризма, как Москва и Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области, Краснодарский и Ставропольский края. В Южном федеральном округе Ростовская область также находится в числе лидеров.

Туристскими центрами Ростовской области  остаются города: Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Азов, Таганрог, Аксайский, Азовский, Усть-Донецкий, Белокалитвинский, Цимлянский и Шолоховский районы.

Однако при наличии благоприятных  факторов потенциал туризма в  общей социально-экономической структуре  Ростовской области остается невостребованным. Въездной и внутренний туризм в Ростовской области развит слабо. Сложившаяся  в Ростовской области территориально-рекреационная  система в сопоставлении с  соседними Краснодарским и Ставропольским краями, где в этой системе занято соответственно 15 и 10 процентов работающих, достаточно маломощна и не играет существенной роли в региональной экономике. Численность работников рекреационного хозяйства составляет лишь 0,4 процента к общему показателю занятости на территории Ростовской области. Несколько  выше «рекреационная составляющая»  в структуре доходов бюджета  области - порядка 0,5 процента. Поступления  доходов в бюджет Ростовской области  от туристической деятельности крайне незначительны.

Наличие на территории Ростовской области  определенного комплекса природных, историко-культурных и социально-экономических  факторов развития туристическо-рекреационной и санаторно-курортной сферы позволяют говорить о потенциале и перспективах (при условии обеспечения необходимых организационных, экономических и иных условий) стабильного конкурентоспособного «присутствия» Ростовской области на национальном рынке туристическо-рекреационных услуг.

На территории Ростовской области  находится ряд археологических  памятников: древний город-крепость Танаис (III в. до н.э. – III в. н. э.), Елизаветинское городище (V – Ш вв. до н.э.) в дельте Дона, знаменитые скифские курганы «Пять братьев» и др. Туристический потенциал дополняют факты истории: регион выступает в качестве местообитания легендарных амазонок, на территории г. Азова обнаружены следы варяжской культуры, сохранилась первая русская крепость на юге. Фактором потенциального интереса к Ростовской области является история донского казачества, его культурно-бытовые особенности, сложившаяся сеть традиционных казачьих поселений, в том числе три столицы Войска Донского.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность Ростовской области