Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 20:12, реферат
Стратегической целью развития международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) Ростовской области является увеличение объема и оптимизация структуры внешнеторгового оборота, укрепление позиций Ростовской области как культурного, делового и управленческого центра Юга и части Центрально-Черноземного региона России, а также граничащих с Ростовской областью территорий стран СНГ.
1.1.6.3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Ростовская область активно вовлечена во внешнеэкономическую деятельность Российской Федерации – на нее приходится 1,3 процента от общего объема внешнеторгового оборота субъектов Российской Федерации и практически 3 процента от внешнеторгового оборота со странами Содружества Независимых Государств, что обусловлено главным образом историко-географическими факторами.
По итогам 2011 года внешнеторговый оборот Ростовской области составил 10,3 млрд. рублей, что на 40,7 процента выше показателя предыдущего года. В то же время в фактических ценах продемонстрирована восстановительная к 2008 году динамика – 106,9 процента к базовому периоду.
Необходимо отметить, что, начиная с 2009 года, наблюдается тенденция сокращения дефицита внешнеторгового баланса с 2 245,8 млн. долларов США в 2008 году до 73,7 млн. долларов США в 2011 году, что обусловлено, в первую очередь, ростом экспорта при снижении импорта – темп роста в 2011 году к базе 2008 года составил соответственно 138,1 процента против 87,4 процента.
Наиболее привлекательными для экономики Ростовской области остаются страны дальнего зарубежья, на долю которых пришлось 65,5 процента от общего объема внешнеторгового оборота региона в 2011 году. Кроме того, темп роста внешнеторгового оборота в данном направлении к 2008 году составил 112,9 процента (таблица 8).
Одновременно внешнеторговая конъюнктура Ростовской области со странами-участницами СНГ по итогам 2011 года так и не достигла докризисного состояния 97,1 процента по отношению к 2008 году.
Таблица 8
Внешнеторговый оборот Ростовской области[49] и Российской Федерации[50] в 2008 и 2011 годах (по данным таможенной статистики)
Наименование |
2008 год |
2011 год | ||||
структура, |
структура, |
темп роста в процентах к 2008 году | ||||
Российская |
Ростовская |
Российская |
Ростовская |
Российская |
Ростовская | |
Внешнеторговый
оборот, |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
111,9 |
106,9 |
экспорт |
63,6 |
38,4 |
62,8 |
49,7 |
110,5 |
138,1 |
импорт |
36,4 |
61,6 |
37,2 |
50,3 |
114,4 |
87,4 |
Со странами дальнего |
85,5 |
62,1 |
85,0 |
65,6 |
111,2 |
112,9 |
экспорт |
54,2 |
28,4 |
53,2 |
41,9 |
110,0 |
157,9 |
импорт |
31,4 |
33,7 |
31,7 |
23,6 |
113,2 |
74,9 |
Со странами СНГ |
14,5 |
37,9 |
15,0 |
34,4 |
116,1 |
96,8 |
экспорт |
9,5 |
10,1 |
9,6 |
7,8 |
113,1 |
82,3 |
импорт |
5,0 |
27,9 |
5,4 |
26,6 |
121,9 |
102,3 |
Экспорт товаров Ростовской области по итогам 2011 года составил 5 140,3 млн. долларов США, что на 55,7 процента выше результатов предыдущего года и в целом опережает общероссийскую динамику. В разрезе субъектов ЮФО Ростовская область стабильно занимает второе место по объему экспорта с долей 27 процентов[51] (рисунок 4).
Основу экспорта Ростовской
области составляют группа продовольственных
товаров и
Рисунок 4
Доля субъектов ЮФО в общем объеме экспорта/импорта ЮФО в 2011 году, в процентах[53]
В географическом срезе наибольшая доля экспортных потоков направлена в страны дальнего зарубежья. Так, по итогам 2011 года, стоимостный объем вывезенной товарной продукции из Ростовской области в данном направлении составил 4 338,6 млн. долл. США или 84,4 процента всего экспорта, что на 57,4 процента выше показателя предыдущего года.
Крупнейшими импортерами
продукции Ростовской области в
рассматриваемом периоде
Рисунок 5
Структура экспорта Ростовской области в 2011 году, в процентах[54]
Импорт товаров в Ростовскую область по итогам 2011 года составил 5 214,0 млрд. долл. США, что на 28,5 процента выше показателя 2010 года. Для сравнения, общероссийская динамика характеризовалась большей интенсивностью – темп прироста отмечен на уровне 33,4 процента. В разрезе субъектов ЮФО Ростовская область лидирует по объемам ввезенной из-за рубежа продукции, на нее приходится более 43 процентов суммарной величины импорта ЮФО.
В товарной структуре импорта Ростовской области превалируют машины, оборудование и транспортные средства – 29,7 процента от общего объема импорта по итогам 2011 года; металлы и изделия из них – 28,2 процента; топливно-энергетические товары – 12,4 процента и продукция химической промышленности – 9,1 процента[55].
На протяжении 2008–2011 годов наблюдается постепенный рост доли стран СНГ в общем объеме импорта Ростовской области: с 44,3 процента в 2008 году до 53,1 процента в 2011 году[56]. Основной товарный поток в Ростовскую область направлен из Украины, на которую приходится 51,2 процента от всей поставленной из-за рубежа продукции (рисунок 6).
Рисунок 6
Структура импорта Ростовской области в 2011 году, в процентах [57]
По результатам 2011 года в разрезе товарных групп основную долю ввезенной в Ростовскую область продукции из Украины составили черные металлы, топливно-энергетические товары, изделия из черных металлов и реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства.
Внешнеэкономическая деятельность
Ростовской области в 1 полугодии 2012
года сложилась следующим образом[
Динамика развития внешней
торговли на протяжении 1 полугодия 2012
года характеризуется положительной
тенденцией роста экспорта и внешнеторгового
оборота в сравнении с
В анализируемом периоде
ведущие позиции в экспорте Ростовской
области занимала агропродовольственная
продукция, а также продукция
топливно-энергетического
Меры
поддержки внешнеэкономической
деятельности на региональном уровне.
В Ростовской области существует Областная
долгосрочная целевая программа поддержки
экспорта в Ростовской области
на 2011 – 2013 годы.
Основной целью Программы является увеличение
объема экспорта готовой продукции во
внешнеторговом обороте Ростовской области
путем поддержки организаций Ростовской
области, экспортирующих готовую продукцию
с большей степенью переработки, а также
выполняющих работы и оказывающих услуги
на экспорт.
Исходя из результатов реализации областных
целевых программ поддержки экспорта
в Ростовской области, а именно – увеличение
объема экспорта на 40,9 процента за период
с 2007 по 2009 год включительно, возможность
достижения цели является вполне вероятной.
Достижение указанной цели в рамках Программы
предполагает решение следующих задач:
создание организационных и правовых
условий для развития экспортной деятельности
организаций Ростовской области;
организацию информационно-
оказание финансовой поддержки организациям-экспортерам
Ростовской области.
Реализация Программы рассчитана на 3-летний
период, с 2011 по 2013 год, и не предусматривает
выделение отдельных этапов, поскольку
программные мероприятия рассчитаны на
реализацию в течение всего периода действия
Программы. Программные мероприятия будут
выполняться в соответствии со сроками,
предусмотренными системой Программных
мероприятий.
Опыт поддержки экспорта товаров в Ростовской области
При формировании стратегии развития
как отдельного вида бизнеса в сфере ВЭД,
так и в рамках местного уровня (города),
региона необходимо исходить из целей и критериев этого
развития. Общей целью социально-
Критерии развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, которые играют роль необходимых условий успешного развития. Среда таких тактических целей развития региона можно выделить:
– привлечение новых видов
– расширение существующих видов бизнеса;
– развитие малого предпринимательства;
– развитие центра города;
– развитие промышленности;
– развитие сферы услуг;
– повышение уровня занятости населения региона;
– привлечение средств населения в инвестиции.
В сфере ВЭД на региональном уровне также выделяются стратегические и тактические цели.
К стратегическим – относятся повышение конкурентоспособности товаров и услуг, производимых в регионе стратегическое партнерство, ориентированное на расширение бизнеса за пределы страны базирования.
К тактическим можно отнести:
– снижение административных барьеров при осуществлении ВЭД;
– создание условий для включения компаний региона в международные производственные процессы;
– активизация мер и механизмов поддержки экспорта готовой продукции с высокой долей добавленной стоимости;
– изменение структуры импорта
и привлечение в регион товаров, способных осуществить технико-
В условиях глобализации и усиления влияния на мировом рынке ТНК важно на любом уровне, но особенно на региональном, развивать стратегическое партнерство, ориентированное на расширение бизнеса за пределы страны базирования.
Для реализации стратегического партнерства в сфере внешней торговли необходимо пройти ряд этапов.
Первый этап включает косвенный экспорт, т. е. участие деталями, узлами в экспортируемой партнером конечной продукции. При таком партнерстве в стране экспорта могут даже не знать имени экспортера.
Второй этап – прямой экспорт. Он начинается с пробных поставок и разовых сделок с местными продавцами страны экспортера. Риски при этом возрастают, но растет и прибыль, и роль фирмы на новом рынке, и темпы его освоения.
Третий этап партнерства – продажа лицензии. Уже по характеру связи партнерства переходит на досрочную основу. Лицензионные операции дают семь процентов всей прибыли в международной торговле, из них 50 % приходится на оплату изобретений и технических усовершенствований, другая половина – на оплату методов менеджмента: основную массу лицензии фирма обычно продает собственным филиалам и дочерним компаниям. Американские фирмы продают 2/3 собственных лицензий своим заграничным филиалам и дочерним компаниям, британские фирмы – 1/3, остальные – внешним партнера. Продажа лицензии являются экспериментальной формой партнерства. С помощью лицензиата (покупателя лицензии) фирма как бы прощупывает местный рынок и его субъектов. Продажа лицензии может быть первым шагом к установлению контроля над зарубежной фирмой, над экспортным рынком.
Фирма – лицензиат (продавец лицензии) часто принуждает фирму – лицензиата к постоянной закупке определенных деталей и сырья, а иногда и требует в виде лицензионного вознаграждения ее акции.
Четвертый этап - партнерство на основе франчайзинтовых соглашений, договоров франшиза. Франчайзинт совмещает элементы лицензионного соглашения и дистрибъютерского договора, связанного с исключительным правом реализации товаров и услуг на договоренной территории. Франчайзинт несет гораздо меньше рисков для обеих сторон партнерства, чем самостоятельный бизнес, поскольку франчайзер обеспечивает обучение и испытание программы ведение бизнеса, не требуется больших капвложений, стартовые затраты могут быстро окупиться. Но основной причиной успеха франчайзинта является общность стратегических интересов франчайзера.
Пятый этап – участие совместных предприятиях за рубежом.
Шестой этап – организация дочерних компаний за рубежом прямые инвестиции производства.
Уже на этапе отдельных экспортных операций (сделок) появляются необходимость конкурентных экономических, политических, социально-культурных и других характеристик отдельных стран. На более поздних этапов партнерства реализуется широкий комплекс взаимоотношений экономического, валютно-финансового, правового характера. При этом существенную роль играет поддержка международного партнерства и субъектов экспорта региона со стороны органов исполнительной власти. Не менее важно отметить, что расширение международного бизнеса не может быть успешным без расширения сферы социальной ответственности. Бизнесмены – субъекты ВЭД, включаясь в социальные программы на местном уровне, выстраивают равноправные отношения с местной властью, это, безусловно, формирует отношения партнерства и способствует эффективности экспорта.
Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность Ростовской области