Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 00:53, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении как самой транспортной системы, так и перспектив ее развития.
Для достижения поставленной цели необходимо выделить следующие задачи:
Рассмотреть роль транспортной системы в современном мировом хозяйстве;
Проанализировать состояние транспортной системы;
Рассмотреть факторы, определяющие развитие мировой транспортной системы;
Определить перспективы развития мировой транспортной системы.
Введение 3
1. Роль транспортной системы в современном мировом хозяйстве 4
2. Состояние транспортной системы мирового хозяйства 10
3. Факторы, определяющие развитие мировой транспортной системы 13
4. Перспективы развития мировой транспортной системы 17
Заключение 24
Список литературы: 25
Важную роль в повышении эффективности работы железнодорожного транспорта и снижении экологической нагрузки на окружающую среду играет электрификация его сети. Электрификация железнодорожной сети по-разному распределяется между континентами и регионами мира. Наибольший удельный вес общей протяженности электрифицированных железных дорог мира приходится на страны Западной, Центральной и Восточной Европы (45,7%) и страны СНГ (24,3%), около 20% - Юго-Западной и Юго-Восточной Азии (в основном Япония, Китай, Индия) и 8,0% - на страны Африки (в основном за счет ЮАР). Контрастом представляется Американский континент - электрификация железных дорог составляет 1,7% (Северная и Южная Америка). По абсолютной протяженности электрифицированных железных дорог среди стран мира лидирует Россия (40,3 тыс. км), с большим отрывом от Германии (18,8 тыс.км) и ЮАР (16,8 тыс. км). Представляет интерес то, что на 12 стран приходится почти три четверти общей протяженности электрифицированной железнодорожной сети мира9.
Железнодорожный транспорт России является важным связующим звеном между Западной и Центральной Европой, с одной стороны, и Азией - с другой, и, следовательно, обладает большими транзитными возможностями. Особое значение имеет Транссибирская железнодорожная магистраль, электрифицированная на всем протяжении (10 тыс. км). Техническая оснащенность позволяет перевозить по ней до 100 млн т грузов - в 2-3 раза больше, чем в настоящее время. Есть реальная возможность перевозки грузов с гарантированным сроком доставки в 12-13 суток, т. е. вдвое быстрее, чем при морской перевозке из Европы на Дальний Восток. Однако с середины 1980-х гг. и по настоящее время объем транзитных контейнерных перевозок на Транссибе снизился с 240 тыс. до 24 тыс. единиц. В более отдаленной перспективе (2015 г.) значение железнодорожного транспорта будет сокращаться, следуя общим тенденциям на мировом транспорте.
Мировой воздушный транспорт
характеризуется высокой
Общая протяженность российских магистральных трубопроводов составляет 61 тыс. км, включая 46 тыс. км нефтепроводов и 15 тыс. км нефтепродуктопроводов. В транспортируемом по этой системе наливе преобладает сырая нефть. Пик экспортных российских отгрузок налива на экспорт пришелся на 1988 г. (по нефти - 144 млн т., по нефтепродуктам - 61 млн т). Разветвленная сеть нефтепроводов дает возможность продолжать поставку нефтеналива на западном и юго-западном направлениях в европейские страны, а также транспортировать нефть к балтийским портам для дальнейшей отгрузки танкерами. В 1997 г. через основной порт нефтеэкспорта - Вентспилс было отправлено 27,3 млн т. В России, занимающей 2-е место в мире по масштабам трубопроводного транспорта, общая протяженность сети включает также около 152 тыс. км газопроводов. Этот вид транспорта в России успешно развивается, что весьма важно не только с точки зрения внутрихозяйственных интересов, но и для внешнеэкономических связей10.
Краткосрочные перспективы развития российского трубопроводного транспорта сочетаются с прогнозами на более отдаленное будущее (2015 г.). В число наиболее важных проектов нефтепроводов экспортного значения входят строительство Балтийской трубопроводной системы (БТС) и расширение нефтепровода Тихорецк - Новороссийск, а также долгосрочные проекты - строительство нефтепровода из Восточной Сибири в Китай, интеграция нефтепроводов "Дружба" - "Адрия" и др. Развитие нефтепроводного транспорта предусматривает проведение работ по четырем направлениям: Северо-Балтийскому, Центрально-Европейскому, Южно-Черноморско-Каспийскому, Восточно-Сибирскому. Сеть российских газопроводов возрастает за счет линий для обеспечения собственных потребностей и поставок газа в Европу. Продолжаются работы по строительству трубопровода Ямал - Европа протяженностью 4,2 тыс. км. Пуск его в эксплуатацию намечен на 2010 г., мощность составляет 70 млрд куб. м в год. На очереди газопровод, который пройдет в северо-западном направлении, на Финляндию, далее Швецию и Данию. Газопровод в Карелии доведен от Волхова до Петрозаводска. Начато строительство участка Петрозаводск-Кондопога, далее трубопровод будет продолжен до приграничной с Финляндией Костомукши. Эксплуатация первой стадии северо-западной газовой магистрали начнется в 2005 г., всего трубопровода - в 2008 г. Наиболее важным является недавно начавшееся сооружение масштабного газопровода на Турцию в рамках проекта "Голубой поток" с планируемой к 2015 г. пропускной мощностью 30-40 млрд куб. м ежегодно. Существуют проекты расширения сети российских трубопроводов в направлении на скандинавские страны, Китай и др.
На сегодняшний день развитие мировой транспортной системы стало крайне зависеть от информационных технологий. В вышедшей в Лондоне книге под названием Connected Transportation (в буквальном переводе – «Транспорт, подключенный к телекоммуникационным сетям») руководители ведущих компаний, государственные деятели и аналитики, работающие в крупнейших предприятиях транспортной отрасли, делятся взглядами на проблемы мировой индустрии транспорта с годовым оборотом в 3 триллиона долларов. Сборник их статей опубликован компанией Cisco Systems. В них изложены стратегические подходы к преодолению проблем, связанных с растущим спросом на транспортные услуги, что, в свою очередь, ведет к закупорке транспортных артерий и еще большей нагрузке на существующую инфраструктуру.
"Сегодня в отрасли
В Connected Transportation описываются общие перспективы развития отрасли с точки зрения тех, кто активно работает в ней и определяет ее будущее. В рамках общей дискуссии о путях повышения пропускной способности транспортных магистралей рассматриваются такие вопросы, как роль правительств в области транспорта, использование механизмов ценообразования для контроля за переполнением транспортных артерий, необходимость новаторской перестройки бизнес-процессов, повышение безопасности, а также социальные, экономические и политические аспекты создания эффективной транспортной системы. Авторы также показывают пути использования новых технологий для удовлетворения заказчиков, повышения производительности и получения конкурентных преимуществ.
Таким образом, роль различных видов транспорта обусловлена не только интенсивным развитие торгово-промышленных отношений между странами, но и состоянием мировой экономической конъюнктуры, изменением цен на основные виды экспортно-импортной продукции и повышением жизненного уровня населения.
Подводя итоги, мы можем сказать, что мировая транспортная система является составной частью всемирной инфраструктуры и включает в себя морской, речной, воздушный, железнодорожный и автомобильный транспорт, имеет колоссальную экономию материальных и денежных ресурсов.
Мировая транспортная система неоднородна, и в ней можно выделить транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран.
Транспорт является одной
из экономических подсистем
Роль различных видов
транспорта обусловлена не только интенсивным
развитием торгово-
Транспорт выступает
в качестве одной из базовых отраслей
национального хозяйства
На сегодняшний день развитие мировой транспортной системы стало крайне зависеть от информационных технологий.
Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002 г. – 734 с. |
Ильин С. С., Васильева Т. И. Экономика. Справочник студента. М.: АСТ. 1999.544 с. |
Мировая экономика: Учебник для вузов. / Под ред. Ломакина В.К. – М.: ЮНИТИ, 2000 г. – 727 с. |
Могилевкин И. Мировой транспорт: Новые горизонты и новые проблемы // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 9. С. 29-36. |
Транспорт в России, 2004: Стат. сборник / Госкомстат России. М., 2005. |
Спиридонов И.А. Мировая экономика. Учебное пособие. –М.: 2003. 560с. |
Экономика. Учебник. 3-е изд. перераб. и доп./ Под редакцией д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова.- М.:Юристъ, 2002. 896 с. |
Экономическая теория./под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. –Минск, ЭКОПЕРСПЕКТИВА, 2004. С.640 |
Солосина Е.М. Ситуация на мировом рынке авиаперевозок и тенденции его развития // Бюллетень транспортной информации. № 4. 2002. С. 34-40. |
Россия и страны мира 2004г. Стат. сборник // Госкомстат России. М., 2004. |
1 Ломакин В. К. Мировая экономика. Учебник. М.: ЮНИТИ. 2000. с. 302
2 Ильин С. С., Васильева Т. И. Экономика. Справочник студента. М.: АСТ. 1999.544 с.
3 Кучевский Н. Г. Место и роль транспорта в народнохозяйственном комплексе страны // Российская экономика, анализ, прогноз, регулирование. 1999. № 4. С. 28-39.
4 Могилевкин И. Мировой транспорт: Новые горизонты и новые проблемы // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 9. С. 29-36.
5 Могилевкин И. Мировой транспорт: Новые горизонты и новые проблемы // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 9. С. 29-36.
6 Солосина Е.М. Ситуация на мировом рынке авиаперевозок и тенденции его развития // Бюллетень транспортной информации. № 4. 2002. С. 34-40.
7 Могилевкин И. Мировой транспорт: Новые горизонты и новые проблемы // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 9. С. 29-36.
8 Могилевкин И. Мировой транспорт: Новые горизонты и новые проблемы // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 9. С. 29-36.
9 Котельников А., Глонти А. Мировые тенденции в развитии электрификации железных дорог на рубеже веков // Бюллетень ОСЖД. 2001. № 6. С. 9-19.
10 Транспорт в России, 2004: Стат. сборник / Госкомстат России. М., 2005.
Информация о работе Транспортная система в современном мировом хозяйстве