Транспортная система в современном мировом хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 00:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении как самой транспортной системы, так и перспектив ее развития.
Для достижения поставленной цели необходимо выделить следующие задачи:
Рассмотреть роль транспортной системы в современном мировом хозяйстве;
Проанализировать состояние транспортной системы;
Рассмотреть факторы, определяющие развитие мировой транспортной системы;
Определить перспективы развития мировой транспортной системы.

Содержание

Введение 3
1. Роль транспортной системы в современном мировом хозяйстве 4
2. Состояние транспортной системы мирового хозяйства 10
3. Факторы, определяющие развитие мировой транспортной системы 13
4. Перспективы развития мировой транспортной системы 17
Заключение 24
Список литературы: 25

Работа содержит 1 файл

транспортная система.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

Важную роль в повышении  эффективности работы железнодорожного транспорта и снижении экологической нагрузки на окружающую среду играет электрификация его сети. Электрификация железнодорожной сети по-разному распределяется между континентами и регионами мира. Наибольший удельный вес общей протяженности электрифицированных железных дорог мира приходится на страны Западной, Центральной и Восточной Европы (45,7%) и страны СНГ (24,3%), около 20% - Юго-Западной и Юго-Восточной Азии (в основном Япония, Китай, Индия) и 8,0% - на страны Африки (в основном за счет ЮАР). Контрастом представляется Американский континент - электрификация железных дорог составляет 1,7% (Северная и Южная Америка). По абсолютной протяженности электрифицированных железных дорог среди стран мира лидирует Россия (40,3 тыс. км), с большим отрывом от Германии (18,8 тыс.км) и ЮАР (16,8 тыс. км). Представляет интерес то, что на 12 стран приходится почти три четверти общей протяженности электрифицированной железнодорожной сети мира9.

Железнодорожный транспорт  России является важным связующим звеном между Западной и Центральной Европой, с одной стороны, и Азией - с другой, и, следовательно, обладает большими транзитными возможностями. Особое значение имеет Транссибирская железнодорожная магистраль, электрифицированная на всем протяжении (10 тыс. км). Техническая оснащенность позволяет перевозить по ней до 100 млн т грузов - в 2-3 раза больше, чем в настоящее время. Есть реальная возможность перевозки грузов с гарантированным сроком доставки в 12-13 суток, т. е. вдвое быстрее, чем при морской перевозке из Европы на Дальний Восток. Однако с середины 1980-х гг. и по настоящее время объем транзитных контейнерных перевозок на Транссибе снизился с 240 тыс. до 24 тыс. единиц. В более отдаленной перспективе (2015 г.) значение железнодорожного транспорта будет сокращаться, следуя общим тенденциям на мировом транспорте.

Мировой воздушный транспорт  характеризуется высокой концентрацией. Почти 50% перевозок пассажиров, грузов и почты на международных и  внутренних линиях было выполнено в 2000 г. компаниями США (33,6%), Японии (5,9%) и  Германии (4,6%). Крупнейшие 30 компаний мира в 2000 г. осуществили 70% общемирового грузооборота на регулярных линиях. На международных линиях основной объем выполненной работы (73%) приходится также на 30 компаний. В число этих компаний вошли 11 европейских, 10 Азиатско-Тихоокеанского региона, 7 компаний США, по одной из стран Среднего Востока и стран Латинской Америки и Карибского региона.

Общая протяженность  российских магистральных трубопроводов  составляет 61 тыс. км, включая 46 тыс. км нефтепроводов и 15 тыс. км нефтепродуктопроводов. В транспортируемом по этой системе наливе преобладает сырая нефть. Пик экспортных российских отгрузок налива на экспорт пришелся на 1988 г. (по нефти - 144 млн т., по нефтепродуктам - 61 млн т). Разветвленная сеть нефтепроводов дает возможность продолжать поставку нефтеналива на западном и юго-западном направлениях в европейские страны, а также транспортировать нефть к балтийским портам для дальнейшей отгрузки танкерами. В 1997 г. через основной порт нефтеэкспорта - Вентспилс было отправлено 27,3 млн т. В России, занимающей 2-е место в мире по масштабам трубопроводного транспорта, общая протяженность сети включает также около 152 тыс. км газопроводов. Этот вид транспорта в России успешно развивается, что весьма важно не только с точки зрения внутрихозяйственных интересов, но и для внешнеэкономических связей10.

Краткосрочные перспективы  развития российского трубопроводного  транспорта сочетаются с прогнозами на более отдаленное будущее (2015 г.). В число наиболее важных проектов нефтепроводов экспортного значения входят строительство Балтийской трубопроводной системы (БТС) и расширение нефтепровода Тихорецк - Новороссийск, а также долгосрочные проекты - строительство нефтепровода из Восточной Сибири в Китай, интеграция нефтепроводов "Дружба" - "Адрия" и др. Развитие нефтепроводного транспорта предусматривает проведение работ по четырем направлениям: Северо-Балтийскому, Центрально-Европейскому, Южно-Черноморско-Каспийскому, Восточно-Сибирскому. Сеть российских газопроводов возрастает за счет линий для обеспечения собственных потребностей и поставок газа в Европу. Продолжаются работы по строительству трубопровода Ямал - Европа протяженностью 4,2 тыс. км. Пуск его в эксплуатацию намечен на 2010 г., мощность составляет 70 млрд куб. м в год. На очереди газопровод, который пройдет в северо-западном направлении, на Финляндию, далее Швецию и Данию. Газопровод в Карелии доведен от Волхова до Петрозаводска. Начато строительство участка Петрозаводск-Кондопога, далее трубопровод будет продолжен до приграничной с Финляндией Костомукши. Эксплуатация первой стадии северо-западной газовой магистрали начнется в 2005 г., всего трубопровода - в 2008 г. Наиболее важным является недавно начавшееся сооружение масштабного газопровода на Турцию в рамках проекта "Голубой поток" с планируемой к 2015 г. пропускной мощностью 30-40 млрд куб. м ежегодно. Существуют проекты расширения сети российских трубопроводов в направлении на скандинавские страны, Китай и др.

На сегодняшний день развитие мировой транспортной системы стало крайне зависеть от информационных технологий. В вышедшей в Лондоне книге под названием Connected Transportation (в буквальном переводе – «Транспорт, подключенный к телекоммуникационным сетям») руководители ведущих компаний, государственные деятели и аналитики, работающие в крупнейших предприятиях транспортной отрасли, делятся взглядами на проблемы мировой индустрии транспорта с годовым оборотом в 3 триллиона долларов. Сборник их статей опубликован компанией Cisco Systems. В них изложены стратегические подходы к преодолению проблем, связанных с растущим спросом на транспортные услуги, что, в свою очередь, ведет к закупорке транспортных артерий и еще большей нагрузке на существующую инфраструктуру.

"Сегодня в отрасли обсуждаются  различные способы удовлетворения растущего спроса на транспортные услуги, и наиболее дальновидные из них связаны с повышением пропускной способности существующей транспортной инфраструктуры, - говорит один из составителей книги Правин Радж (Pravin Raj), директор отдела глобального транспорта (входит в состав подразделения по разработке решений для электронного бизнеса – Internet Business Solutions Group, IBSG) компании Cisco Systems. - Этот подход обещает самую быструю окупаемость, поскольку сегодня, как никогда, современные технологии позволяют организациям и правительствам внедрять решения, повышающие скорость движения транспортных средств, что, в свою очередь, расширяет пропускную способность транспортных коридоров. Книгу "Connected Transportation" следует рассматривать как веское слово в международных дебатах о будущем транспортной отрасли. Игнорирование этих проблем может сказаться на дальнейшем развитии мировой экономики".

В Connected Transportation описываются  общие перспективы развития отрасли  с точки зрения тех, кто активно работает в ней и определяет ее будущее. В рамках общей дискуссии о путях повышения пропускной способности транспортных магистралей рассматриваются такие вопросы, как роль правительств в области транспорта, использование механизмов ценообразования для контроля за переполнением транспортных артерий, необходимость новаторской перестройки бизнес-процессов, повышение безопасности, а также социальные, экономические и политические аспекты создания эффективной транспортной системы. Авторы также показывают пути использования новых технологий для удовлетворения заказчиков, повышения производительности и получения конкурентных преимуществ.

Таким образом, роль различных видов  транспорта обусловлена не только интенсивным  развитие торгово-промышленных отношений  между странами, но и состоянием мировой экономической конъюнктуры, изменением цен на основные виды экспортно-импортной продукции и повышением жизненного уровня населения.

 

Заключение

 

Подводя итоги, мы можем  сказать, что мировая транспортная система является составной частью всемирной инфраструктуры и включает в себя морской, речной, воздушный, железнодорожный и автомобильный транспорт, имеет колоссальную экономию материальных и денежных ресурсов.

Мировая транспортная система  неоднородна, и в ней можно  выделить транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран.

Транспорт является одной  из экономических подсистем народного  хозяйства. Он служит материальной базой  производственных связей между отдельными странами и регионами мира для  обмена товарами, выступает как фактор, организующий мировое экономическое пространство и обеспечивающий дальнейшую реализацию территориального разделения труда.

Роль различных видов  транспорта обусловлена не только интенсивным  развитием торгово-экономических  отношений между странами, увеличением объемов внешнеторговых и транзитных перевозок, техническим уровнем транспортной системы и качеством предоставленных услуг, но и состоянием мировой экономической конъюнктуры, изменением цен на основные виды экспортно-импортной продукции и повышением жизненного уровня населения.

Транспорт выступает  в качестве одной из базовых отраслей национального хозяйства страны. От степени развития и эффективности  его работы зависит бесперебойность  взаимодействия всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, а также каждого предприятия в отдельности, своевременность поставок разнообразной продукции.

На сегодняшний день развитие мировой  транспортной системы стало крайне зависеть от информационных технологий.

 

Список литературы:

 

 Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002 г. – 734 с.

Ильин С. С., Васильева  Т. И. Экономика. Справочник студента. М.: АСТ. 1999.544 с.

Мировая экономика: Учебник  для вузов. / Под ред. Ломакина В.К. – М.: ЮНИТИ, 2000 г. – 727 с.

Могилевкин И. Мировой  транспорт: Новые горизонты и  новые проблемы // Мировая экономика  и международные отношения. 2000. № 9. С. 29-36.

Транспорт в России, 2004: Стат. сборник / Госкомстат России. М., 2005.

Спиридонов И.А. Мировая  экономика. Учебное пособие. –М.: 2003. 560с.

Экономика. Учебник. 3-е  изд. перераб. и доп./ Под редакцией  д-ра экон. наук проф.            А.С. Булатова.- М.:Юристъ, 2002. 896 с.

Экономическая теория./под  ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. –Минск, ЭКОПЕРСПЕКТИВА, 2004. С.640

Солосина Е.М. Ситуация на мировом рынке авиаперевозок и тенденции его развития // Бюллетень транспортной информации. № 4. 2002. С. 34-40.

Россия и страны мира 2004г.  Стат. сборник // Госкомстат России. М., 2004.


1 Ломакин В. К. Мировая экономика. Учебник. М.: ЮНИТИ. 2000. с. 302

2 Ильин С. С., Васильева Т. И. Экономика. Справочник студента. М.: АСТ. 1999.544 с.

3 Кучевский Н. Г. Место и роль транспорта в народнохозяйственном комплексе страны // Российская экономика, анализ, прогноз, регулирование. 1999. № 4. С. 28-39.

4 Могилевкин И. Мировой транспорт: Новые горизонты и новые проблемы // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 9. С. 29-36.

5 Могилевкин И. Мировой транспорт: Новые горизонты и новые проблемы // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 9. С. 29-36.

6 Солосина Е.М. Ситуация на мировом рынке авиаперевозок и тенденции его развития // Бюллетень транспортной информации. № 4. 2002. С. 34-40.

7 Могилевкин И. Мировой транспорт: Новые горизонты и новые проблемы // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 9. С. 29-36.

8 Могилевкин И. Мировой транспорт: Новые горизонты и новые проблемы // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 9. С. 29-36.

9 Котельников А., Глонти А. Мировые тенденции в развитии электрификации железных дорог на рубеже веков // Бюллетень ОСЖД. 2001. № 6. С. 9-19.

10 Транспорт в России, 2004: Стат. сборник / Госкомстат России. М., 2005.


Информация о работе Транспортная система в современном мировом хозяйстве