Транспортная система в современном мировом хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 00:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении как самой транспортной системы, так и перспектив ее развития.
Для достижения поставленной цели необходимо выделить следующие задачи:
Рассмотреть роль транспортной системы в современном мировом хозяйстве;
Проанализировать состояние транспортной системы;
Рассмотреть факторы, определяющие развитие мировой транспортной системы;
Определить перспективы развития мировой транспортной системы.

Содержание

Введение 3
1. Роль транспортной системы в современном мировом хозяйстве 4
2. Состояние транспортной системы мирового хозяйства 10
3. Факторы, определяющие развитие мировой транспортной системы 13
4. Перспективы развития мировой транспортной системы 17
Заключение 24
Список литературы: 25

Работа содержит 1 файл

транспортная система.doc

— 119.00 Кб (Скачать)


Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Всемирная транспортная инфраструктура представляет собой совокупность национальных элементов различных видов транспортных систем, средств связи, информационных коммуникаций, обслуживающих внешнеэкономическую  деятельность, обеспечивающих охрану окружающей среды, рациональное использование естественных ресурсов, нормальное функционирование совместных объектов.

Важнейшими видами инфраструктурных систем являются мировая транспортная система, международный трубопроводный транспорт, мировая сеть информационных коммуникаций, мировой свод унифицированных статистических данных.

Актуальность темы заключается  в том, что мировая транспортная система как важнейшая составная  часть всемирной инфраструктуры включающая в себя морской, речной, воздушный, железнодорожный и автомобильный транспорт, имеет колоссальную экономическое значение.

Объектом курсовой работы является мировая транспортная система.

Предметом курсовой работы является роль, состояние и перспективы развития транспортной системы мирового хозяйства.

Цель курсовой работы заключается  в рассмотрении как самой транспортной системы, так и перспектив ее развития.

 Для достижения  поставленной цели необходимо  выделить следующие задачи:

  • Рассмотреть роль транспортной системы в современном мировом хозяйстве;
  • Проанализировать состояние транспортной системы;
  • Рассмотреть факторы, определяющие развитие мировой транспортной системы;
  • Определить перспективы развития мировой транспортной системы.

Период исследования 1998-2005года.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

 

1. Роль транспортной системы  в современном мировом хозяйстве

 

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. Она сформировалась в XX веке и испытывает на себе сильное воздействие НТР, что выражается в млн. "разделении труда" между отдельными видами транспорта, увеличении пропускной способности транспортных путей, появлении принципиально новых транспортных средств, например, сверхскоростных поездов на воздушной подушке. Огромное влияние на развитие всех видов транспорта оказала "контейнерная революция", в результате которой транспортировка грузов осуществляется в специальных металлических емкостях — контейнерах. Появились также новые транспортные средства — контейнеровозы и специальные перегрузочные станции — терминалы. Это позволило повысить производительность труда на транспорте в 7-10 раз.

Мировая транспортная система неоднородна, и в ней можно выделить транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран. На первую из них приходится 78% общей длины мировой транспортной сети и 74% мирового грузооборота. Густота транспортной сети, в наибольшей мере характеризующая обеспеченность ею, в большинстве развитых стран составляет 50-60 км на 100 кв. км. территории, а в развивающихся — 5-10 км1.

Наряду с этим в мировой транспортной системе выделяют также несколько  региональных транспортных сиcтем: Северной Америки (на нее приходится около 30% общей длины всех мировых путей сообщения), стран СНГ, Европы, Азии (подразделяется на несколько подсистем), Латинской Америки, Австралии, Северной Африки.

Транспорт — это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг2. Виды транспорта:

Автомобильный транспорт. Мировой парк зарегистрированного подвижного состава автомобильного транспорта насчитывает около 600 млн единиц, в том числе 86% приходится на легковые автомобили, 13% - на грузовые и только 1% - на автобусы. Наибольшее количество подвижного состава находится в Европе (40%), Америке (32%) и Азии (21%). В целом в мире краткосрочные перспективы развития этого вида транспорта вполне сочетаются с долгосрочными прогнозами, которые практически гарантируют до 2015 г. достаточно умеренные темпы роста парка транспортных средств и сети автомобильных дорог. Вместе с тем в наиболее развитых странах прогресс автомобильного транспорта будет выражаться в качественном улучшении транспортных средств, совершенствовании и внедрении высокоэффективных технологических процессов, способствующих снижению экологической нагрузки на окружающую среду. Наряду с этим весьма возможно постепенное внедрение экологически чистых видов топлива. Достаточно быстро будет продолжаться совершенствование типов покрытий автомобильных дорог, увеличение их пропускной способности, повышение безопасности движения и т.п.3

Железнодорожный транспорт. К началу XXI в. общая протяженность железных дорог мира превышала 1 млн км (1,25 млн км), по которым ежегодно перевозится более 3,7 млрд т грузов, в том числе в международном сообщении - 1,5 млрд т.4

Положение на этом виде транспорта характеризуется неустойчивостью. Общие изменения находятся между стабилизацией и умеренным снижением спроса на услугу. Наиболее показательными для характеристики этого процесса являются данные по 67 странам Европы, Азии, Северной и Южной Америки за 1992-1999 гг., которые свидетельствуют о снижении грузооборота на 7%5.

Типичный пример - Германия, где общий объем железнодорожных  перевозок, достигнув в 1990 г. своего максимума в 541,1 млн т, с тех  пор не поднимался до этого уровня. Напротив, в 1998 г. он даже снизился по сравнению  с 1997 г. на 3% [1]. Такое же положение наблюдается в Болгарии, Польше, Румынии, Словакии, Чехии, Японии и других государствах.

На более дальнюю  перспективу (2015 г.) можно прогнозировать существенное сокращение железнодорожных  перевозок грузов для группы наиболее развитых стран. Менее очевидно это положение для государств, обладающих большими территориями и связанных с необходимостью еще длительное время (10-15 лет) перевозить массовые грузы (руда, уголь, пшеница) на большие расстояния. Речь идет прежде всего о России, Китае, Индии.

Воздушный транспорт. Развитие перевозок на воздушном транспорте до 2001 г. характеризовалось невысокими, но устойчивыми темпами роста. В 1994-2000 гг. среднегодовой темп прироста мирового пассажирооборота на регулярных авиалиниях составил около 6,3% , а мирового грузооборота - 7%. В 2000 г. по сравнению с 1999 г. общий грузооборот на регулярных авиалиниях увеличился на 8,2% и составил 400,8 млрд ткм. Развитие международного рынка перевозок в последние годы происходит интенсивнее внутреннего. Это обусловлено происходящими в мире процессами глобализации мирового хозяйства. В структуре регулярных пассажирских перевозок авиакомпаний мира доля объема перевозок, выполненных в международном сообщении, в 2000 г. составила 59% (в 1991 г. - 47%), а в структуре грузовых перевозок - 84% (в 1991 г. - 76%). Динамика объемов перевозок в 2000 г. в различных регионах мира отличалась от среднемирового уровня. Наиболее высокие темпы прироста общего грузооборота продемонстрировали европейские перевозчики (9,4%) и авиакомпании Азиатско-Тихоокеанского региона (9%). Наименьший темп прироста был отмечен у компаний стран Латинской Америки и Карибского региона (5,7%). В последние годы наиболее динамично развиваются компании Азиатско-Тихоокеанского региона. Их доля в общемировом пассажирообороте возросла с 17,9% в 1989 г. до 24,3% в 2000 г. (в 2000 г. доля авиакомпаний Северной Америки составляла 36%, а европейских стран - 29,7% от общего пассажирооборота)6.

Водный транспорт с каждым годом теряет свои позиции. К началу XXI в. стало ясно, что у него нет будущего в тех формах и масштабах, которые сохранялись вплоть до последнего времени. Общая протяженность в мире внутренних водных транспортных путей - 175 тыс. км - имеет тенденцию к сокращению, и эта тенденция сохранится до 2015 г. Аналогичный прогноз можно делать и по объему перевозок (в настоящее время 1250 млн т., в том числе в международном сообщении - 840 млн т). Некоторое время традиционное речное судоходство сохранится еще на крупнейших реках, однако в последующие годы водный транспорт будет осуществлять в основном круизно-туристические поездки [1].

Трубопроводный  транспорт. Общая протяженность магистральных трубопроводов в мире насчитывает более 1,5 млн км, в том числе 500 тыс. км составляют нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, из них более 300 тыс. км приходится на США. Ежегодно по этой сети прокачивается более 2 млрд т нефти и нефтепродуктов. Наиболее крупными владельцами нефтепроводов являются США и Россия. На США приходится свыше 280 тыс. км (1999 г.) нефтепроводов и нефтепродуктопроводов с общим объемом перекачки 960 млн т (1997 г.) и транспортной работы 906 млрд ткм (1996 г.). Подавляющую часть прокачиваемого налива составляют нефтепродукты для внутреннего потребления. Кроме того, на территории США функционируют более 45% магистральных газопроводов мира, которые используются в основном для внутренних нужд.

С момента зарождения транспорт  оказывал сильное влияние на окружающую среду. С ростом протяженности транспортной сети, интенсивности перевозок все  более усиливаются негативные воздействия, при этом различные виды транспорта имеют как бы свою "специализацию". Так, главным загрязнителем атмосферы является автомобильный транспорт, воздушный транспорт и железнодорожный транспорт, эти виды транспорта создают также "шумовое загрязнение" и требуют больших площадей для сооружения магистралей, заправочных станций, стоянок, вокзалов и т. д. (за исключением воздушного). Водный транспорт главным образом служит источником загрязнения нефтью океанов и внутренних вод.

Сегодня российская транспортная система включает 87000 км магистральных железных дорог, 540000 км автомагистралей, 800000 км авиалиний и 84000 км внутренних водных путей. Функционируют 43 морских порта (около 15 из них – на юге РФ), более 2000 речных причалов, 4000 ж/д станций 756 аэропортов (около 12 – на юге РФ).Поэтому российская транспортная система является составной частью мировой транспортной системы. Россия занимает:

  • Первое место в мире по площади территории (17 млн. кв. км), примерно вдвое превышая площадь США, Канады и Китая;
  • Шестое – по численности населения (146 млн. чел.);
  • Шестое – по протяжённости всех типов дорог (963000 км);
  • Сто семьдесят первое – по плотности населения (8,6 чел./кв.км.);
  • Пятнадцатое – по объёму экспортных поставок, в основном за счёт трубопроводов и ж/д транспорта;
  • Двадцать второе – по объёму импорта, составляющего в основном генеральные грузы, перевозимые ж/д, автомобильным и авиатранспортом.

Транспорт, являясь по образному  выражению, «кровеносной системой экономики», сталкивается с трудностями, характерными для российского общества в целом, состояние которого сегодня может характеризоваться как «пещерный» капитализм. При этом большинство банкиров, промышленников и предпринимателей, подобно пещерным жителям, заботятся лишь о ежедневной добыче, не задумываясь о перспективах, привлечении инвистиций и т.п.

Вывод по данной главе: мировая транспортная система включает в себя все пути сообщения, транспортные предприятия  и транспортные средства. Мировая  транспортная система неоднородна, и в ней можно выделить транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран. Виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный, трубопроводный. Транспорт является по образному выражению, «кровеносной системой экономики».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Состояние транспортной системы мирового хозяйства

 

В мировой транспортной системе  можно выделить транспортные системы  экономически развитых и развивающихся  стран, а также региональные транспортные системы.

Как уже говорилось ранее  наиболее высокого уровня развития достигла региональная транспортная система Северной Америки. На нее приходится около 30% общей протяженности мировых путей сообщения, а по таким видам транспорта, как автомобильный и трубопроводный, эта доля еще выше. Северная Америка занимает первое место и по грузообороту большинства видов транспорта. Региональная транспортная система зарубежной Европы уступает системе Северной Америки по дальности перевозок, но зато превосходит ее по густоте сети и частоте движения.

На региональную систему  стран — членов СНГ приходится всего 10% мировой транспортной сети, однако по объему грузооборота она занимает первое место в мире.

 Доля транспорта  в мировом ВВП колеблется от 4 до 9%. Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится свыше 100 млрд т грузов и более 1 трлн пассажиров. В этих перевозках участвуют свыше 650 млн автомобилей, 40 тыс. морских судов, 10 тыс. рейсовых самолетов, 200 тыс. локомотивов. Количество этих транспортных средств растет.

Важнейшим критерием  оценки работы транспорта является транспортоемкость  производства, выражающая соотношение между перевозками и производством.

Что касается путей сообщения, то протяженность железных и шоссейных  дорог в 70—90-е гг. в целом стабилизировалась. Более того, в США и странах Западной Европы в последние годы имеет место сокращение сети железных дорог вследствие конкуренции со стороны автомобильного транспорта. В общем происходит не столько количественное, сколько качественное изменение транспортной сети мира: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети трубопроводов большого диаметра.

В мировом грузообороте лидирует морской транспорт, значительно  уменьшилась доля железнодорожного транспорта, быстро растет доля трубопроводного  транспорта.

Информация о работе Транспортная система в современном мировом хозяйстве