Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 09:22, курсовая работа
Цель: охарактеризовать американо-китайские отношения в послевоенный период.
Задачи:
• рассмотреть характер внешней политики США в 50-е годы;
• охарактеризовать стремление Вашингтона к установлению и поддержанию контактов с руководителями КПК, выявить общие интересы;
• проанализировать политику Никсона в отношении Китая;
• дать оценку американо-китайским отношениям в 70-х годах.
Введение
Глава I Политика США в отношении Китая в 50-е и 60-е годы 20 века
1.1 Характеристика политических отношений между США и КНР в 50-е годы
1.2 Стремление Вашингтона к установлению контактов с КПК
Глава 2. Развитие отношений КНР и США в 70-е годы
2.1 Политика Никсона в отношении Китая
2.2 Проблема Тайваня. Особенности нового этапа сближения
Заключение
Cписок использованной литературы
На банкете в Пекине, устроенном Чжоу Энь-лаем в честь Никсона, президент подчеркнул, что, несмотря на наличие больших разногласий между США и КНР, обе стороны имеют общие интересы, которые превосходят эти разногласия.
27 февраля в Шанхае было опубликовано совместное американо-китайское коммюнике. Участникам переговоров пришлось, если судить по содержанию коммюнике, преодолеть значительные трудности. Зафиксировав свои позиции по вопросам двусторонних отношений и по некоторым международным проблемам, стороны по ряду вопросов, по всей видимости, остались на старых позициях. Не случайно первая половина документа отведена изложению каждой стороной в отдельности собственных позиций по некоторым проблемам, по которым партнеры не пришли к согласию.
В коммюнике затрагивались в основном проблемы Азии - района, где непосредственно сталкиваются интересы КНР и США. Американская сторона, касаясь индокитайской проблемы, по существу, демагогически заявляла о том, что «народам Индокитая необходимо дать возможность определять собственную судьбу без вмешательства извне». В документе утверждалось, что для США постоянной целью было и остается достижение урегулирования на основе переговоров, что американская сторона поддерживает восемь пунктов предложений, сформулированных Сайгоном и Соединенными Штатами 27 января 1972 г. (эти предложения были отклонены ДРВ как направленные на сохранение марионеточного режима Тхиеу). Вместе с тем формулировки китайской позиции по Индокитаю не свидетельствовали о декларировавшейся ранее решимости отстаивать свою линию по этой проблеме. Был опущен, например, маоистский тезис о том, что Китай является «надежным тылом народов стран Индокитая».
Американская сторона включила в коммюнике положение о сохранении в будущем тесных связей США с Южной Кореей. В противовес этому китайская сторона объявила о поддержке предложений КНДР о мирном объединении Кореи и о роспуске «Комиссии ООН по воссоединению и восстановлению Кореи».
В то время позиции США и КНР, видимо, еще не сблизились и по вопросу о Японии. В принятом документе американцы дали высокую оценку своим дружественным отношениям с Японией, а Китай заявил о решительном противодействии «возрождению японского милитаризма и экспансии его за пределы своей страны».
Проблема Тайваня, несомненно, заняла центральное место в переговорах, и это было отражено в коммюнике. Обе стороны, сознавая, что проблема является весьма сложной и трудной, направили свои усилия на поиск компромиссных формулировок. Китайская сторона заявила, что «тайваньский вопрос является важнейшей проблемой, препятствующей нормализации отношений между Китаем и Соединенными Штатами», что «освобождение Тайваня — внутреннее дело Китая», что все вооруженные силы Соединенных Штатов должны быть выведены с Тайваня и там должны быть ликвидированы все военные объекты США. Китайское правительство протестовало против создания «одного Китая, одного Тайваня», «одного Китая, двух правительств», «двух Китаев», «независимого Тайваня» и против заявлений, что «статус Тайваня еще предстоит определить».
Американская сторона не указала в коммюнике, какое правительство она признает, и ограничилась лишь констатацией того факта, что «все китайцы по обе стороны Тайваньского пролива» считают, что существует только один Китай и что «Тайвань является частью Китая». Обе стороны подтвердили тезис о том, что Тайвань не должен служить поводом для военной конфронтации: американцы указали на свою заинтересованность в мирном урегулировании и заявили, что их конечная цель — вывод всех вооруженных сил Соединенных Штатов с Тайваня и свертывание там всех военных объектов, а китайцы не ставили непременным условием для развития отношений с США немедленный уход американцев с Тайваня. И хотя США указали на свою верность союзническому долгу перед Японией и Южной Кореей, они в коммюнике не подтвердили обязательства по военному договору 1954 года с правительством Чан Кай-ши. А китайская сторона, отойдя от своей прежней позиции, не потребовала от США разрыва отношений с тайбэйским правительством.
Тайваньская проблема не была и не могла быть разрешена во время визита, но она уже в коммюнике не выглядела как непреодолимое препятствие на пути нормализации отношений между США и Китаем, Учитывая известную жесткость позиции КНР по Тайваню, позиция Вашингтона не могла полностью удовлетворить китайскую сторону. Американская позиция оставляла открытым вопрос о том, где находится правительство Китая: в Пекине или Тайбэе?
В шанхайском коммюнике отражена договоренность сторон строить свои взаимоотношения на основе пяти принципов мирного сосуществования: уважение суверенитета и территориальной целостности всех государств, отказ от агрессии против других государств, невмешательство во внутренние дела других государств, равенство и взаимная выгода и мирное сосуществование.
В результате визита Никсона в Пекин укрепилась тенденция к сближению между двумя странами. Был создан канал американо-китайских связей на высшем уровне.
Однако стало очевидным, что нерешенные проблемы по-прежнему мешали нормализации отношений.
2.2 Проблема Тайваня. Особенности нового этапа сближения
В Вашингтоне при проведении дальневосточной политики говорили, что Тайвань не теряет для США стратегической ценности. Вашингтон, учитывал, что разрыв с Тайбэем может осложнить отношения с союзниками в Азиатско-Тихоокеанском регионе, дестабилизировать там военно-политическую обстановку. Вот почему США продолжали и скрытно и открыто оказывать военную помощь режиму на Тайване. Военная помощь со стороны США в 1970 году составила 61,1 млн. долларов; 1973 году был выделен военный кредит в размере 250 млн. долларов; в 1975, 1976 годах – 80 млн. долларов. Также продолжалась продажа американского оружия Тайваню.
В августе 1973 года в подкомиссии по делам Дальнего Востока и региона Тихого океана представители конгресса США состояли слушания об американской политике в отношении Тайваня, в ходе которого указывалось, что шаги правительства США, направленные на нормализацию отношений с КНР, не должны привести к ослаблению военно-политических связей с Тайванем. Приводились доводы, что возвращение Тайваня Китаю, могло бы подорвать американские позиции в этом регионе Азии. Тайвань имеет важное стратегическое значение для США. Также определенное значение имеют и американские экономические интересы на Тайване. В 1978 году на Тайване действовали 200 американских компаний.
Не исключено, что нежелание США идти на уступку Тайваню объясняется стремлением использовать Тайваньский вопрос для давления на Пекин и продолжение торга с ним в контексте диалога об урегулировании отношений.
Вместе с тем нельзя не заметить, что в позиции США, по некоторым вопросам, связанным с Тайванем произошли изменения. США показали, что они не намерены держать закрытыми подходы к решению этой важной проблемы. На путях ее решения ведутся поиски компромиссов.
В конце 1971 года государственным департаментом США было сделано заявление относительно статуса Тайваня, которое вызвало широкие отклики. США предприняли шаги в направлении признания «чисто китайского» характера Тайваньской проблемы.
Республиканская администрация Никсона далеко продвинулась в направлении ослабления напряженности в районе Тайваньского пролива. К 1978 году на острове была сокращена численность американских войск до одной тысячи человек. В июне 1976 года США вывели свои войска с островов Квемой и Мацута, расположенных в 20 милях от КНР. Этот шаг рассматривался как часть выполнения США обещания вывести все свои войска с Тайваня, данного Фордам во времени его поездки в КНР в декабре 1975 года.
Пекин также стремился проявлять известную твердость в вопросе о Тайване. Заявления его руководителей по этому вопросу сводились к тому, что решение проблемы на основе признания Тайваня и островов Пэнхуледао в качестве неотъемлемой части Китая является важным и принципиальным вопросом. Условия КНР в концентрированном виде были сформулированы Чжоу Энь-лаем во время встречи в Пекине с группой молодых американских ученых в июле 1971 года и вошли в дипломатический лексикон как «шесть требований Китая по Тайваню».
Эти требования, как они были изложены в «Нью-Йорк тайме», включали следующие положения:
1. Для установления
дипломатических отношений с на
2. Тайвань — это китайская провинция, и Пекин не потерпит никакого вмешательства во внутренние дела КНР.
3. Причина, которую приводят, указывая, что проблема не может быть урегулирована из-за существующих международных соглашений, является абсурдной.
4. Пекин против какой бы то ни было политики «двух Китаев», «Китая и Тайваня" и против любой другой аналогичной формулы. «Если в Организации Объединенных Наций сохранится аналогичная ситуация, мы не станем членами ООН», - заявил премьер КНР.
5. Пекин против так называемого «движения за независимость Тайваня», которое, по словам Чжоу Энь-лая, организуется некоторыми элементами в таких государствах, как Соединенные Штаты и Япония, и которое встречает поддержку у японского правительства.
6. Соединенные Штаты должны вывести свои войска с Тайваня и из Тайваньского пролива. Договор безопасности между Тайванем и Вашингтоном является «незаконным», сказал Чжоу Энь-лай, и добавил. «Такова наша позиция и мы будем ее придерживаться. Наша позиция не изменится».
16 декабря 1978 года было
опубликовано совместное
В результате нормализация американо-китайских отношений, задерживавшаяся на протяжении семи лет, была форсирована и завершена в течение нескольких месяцев. Толчком послужил визит в Пекин в мае 1978' года помощника президента 3. Бжезинского. Он поставил вопрос об «общности интересов» США и КНР, необходимости их совместных усилий по противодействию «советской угрозе». 3. Бжезинский заверил собеседников, что американское правительство намерено впредь придерживаться «твердой позиции» в отношении Советского Союз», одобряет аналогичный курс китайского руководства и готово оказывать ему соответствующую политическую поддержку, а также помощь в модернизации экономики и вооруженных сил страны11.
В китайской столице с удовлетворением восприняли тезисы 3. Бжезинского. Осенью 1978 года стороны достигли компромисса по Тайваню. Соединенные Штаты обязались приостановить политические и военные связи с Тайбэем. Китай, со своей стороны, пообещал стремиться к мирному урегулированию тайваньской проблемы (хотя и не взял формальных обязательств на этот счет), согласился на сохранение неофициальных контактом американцев с Тайванем. 15—16 декабря в Пекине и Вашингтоне было опубликовано совместное коммюнике, в котором объявлялось об установлении полных дипломатических отношений с 1 января 1979 г. В январе — феврале 1979 года состоялся визит Дэн Сяопина в Соединенные Штаты.
Проходил он уже после январских событий в Кампучии (свержение режима Пол Пота с помощью вьетнамских добровольцев), которые укрепили китайское руководство на жестких позициях в отношении СССР и его союзников. В итоге поездки стороны договорились о проведении консультаций по международным вопросам, координации усилий на базе «параллельных интересов». Был подписан ряд соглашений о научно-техническом и культурном сотрудничестве, решено форсировать урегулирование проблем, препятствовавших развитию торгово-экономических связей, провести переговоры о заключении торгового соглашения. Администрация Дж. Картера изъявила готовность содействовать созданию «сильного Китая», опирающегося на Запад.
Важное место занял на переговорах вопрос о положении в Индокитае. В результате нормализации китайско-американских отношений командование НОАК получило возможность передислоцировать большую часть войск с тайваньского направления в район китайско-вьетнамской границы. Вашингтон был проинформирован о намерении КНР «проучить» Вьетнам, преподать ему «урок». Вскоре это намерение было осуществлено.
В феврале 1979 года войска КНР вторглись на территорию СРВ. Акция была осуждена Советским Союзом и широким кругом других государств. Эффективное сопротивление со стороны вьетнамских войск и негативная международная реакция способствовали прекращению военных действий. «Урок» не удался.
На протяжении 1979 года осуществлялась интенсивная работа по углублению и расширению китайско-американских связей на всех направлениях. В КНР побывал вице-президент У. Мондейл, было подписано 15 соглашений о сотрудничестве, в том числе общее торговое соглашение, по которому Китай получил режим наибольшего благоприятствования, и т. д.
Характерной особенностью нового этапа сближения Китая с Соединенными Штатами стало развитие между ними различных форм военного сотрудничества. Визит министра обороны США Г. Брауна в КНР и январе 1980 года положил начало постоянным контактам между военными ведомствами двух стран. В 1980-1981 годах состоялся обмен целым рядом делегаций. В КНР побывали: военно-политическая делегация во главе с заместителем министра обороны США У. Перри, делегация службы тыла Пентагона; в США — заместитель министра иностранных дел Чжан Вэньцзинь (посетил на Гавайях штаб-квартиру командующего вооруженных сил США в районе Тихого океана), делегация главного управления тыла НОАК и т. д.
О целях и характере этих контактов дало представление заявление Г. Брауна во время его вышеупомянутой поездки в Китай. Он предложил создать механизм координации «независимой, но параллельной» реакции двух стран на международной арене, в первую очередь на события в Афганистане. Как утверждала американская печать, США и КНР с этого времени стали консультироваться и сотрудничать в военных и разведывательных вопросах.