Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 09:22, курсовая работа
Цель: охарактеризовать американо-китайские отношения в послевоенный период.
Задачи:
• рассмотреть характер внешней политики США в 50-е годы;
• охарактеризовать стремление Вашингтона к установлению и поддержанию контактов с руководителями КПК, выявить общие интересы;
• проанализировать политику Никсона в отношении Китая;
• дать оценку американо-китайским отношениям в 70-х годах.
Введение
Глава I Политика США в отношении Китая в 50-е и 60-е годы 20 века
1.1 Характеристика политических отношений между США и КНР в 50-е годы
1.2 Стремление Вашингтона к установлению контактов с КПК
Глава 2. Развитие отношений КНР и США в 70-е годы
2.1 Политика Никсона в отношении Китая
2.2 Проблема Тайваня. Особенности нового этапа сближения
Заключение
Cписок использованной литературы
В этой обстановке Дж. Кеннеди направил на Тайвань А. Гарримана и председателя Объединенного комитета начальников штабов Л. Лемнитцера для переговоров с Чан Кай-ши. Одновременно США пошли на прямой контакт с Китаем в Варшаве, и Пекину было заявлено, что «США не поддержат таких действий китайских националистов, но, с другой стороны, будут защищать Тайвань, если Пекин допустит просчет и прибегнет к силе».
Однако, несмотря на возникшие трудности в азиатской политике США, поиск путей воздействия на китайских руководителей не прекращался.
После смерти Дж. Кеннеди с важной речью, содержавшей новые элементы политики США в китайском вопросе, выступил в клубе «Коммонвелс» в Сан-Франциско заместитель государственного секретаря США по делам Дальнего Востока Р. Хилсмен. Это было первое публичное заявление на правительственном уровне, которое излагало американскую политику в отношении Китая в более мягкой, нежели это было ранее, форме. Нет сомнения в том, что новые веяния в политике были продиктованы пониманием влиятельными кругами США бесперспективности застывшей и не отвечающей завтрашнему дню китайской политики США. Идеи, содержащиеся в этой речи, в какой-то мере разделяли и довольно консервативные политические деятели, в том числе Дин Раск, который, в частности, вынужден был благословить своего заместителя на декларирование новых идей.
В основе соображений Хилсмена лежало признание факта укрепления Китайской Народной Республики. Если Даллес утверждал, что власть коммунистов в КНР носит преходящий характер, то Хилсмен, отражая новые веяния в США, говорил, что «коммунистический Китай, возможно, будет существовать». Хилсмен предложил проводить в отношении Китая политику, которая сочетала бы в себе «твердость, гибкость и терпение». «Твердость» предполагала решимость США и впредь сохранять свое влияние в Азии, поддерживать своих азиатских союзников, включая чанкайшистов. Под «гибкостью» подразумевались «готовность к переговорам», сохранение «двери открытой» к развитию контактов и уменьшение враждебности в отношениях между двумя странами; под «терпением» - способность трезво и беспристрастно оценить политику КНР с учетом ее собственных интересов.
Речь заместителя государственн
Вашингтонская администрация приняла ряд мер, способных подтолкнуть Пекин на встречные шаги в направлении нормализации отношений.
10 апреля 1966 г. премьер КНР Чжоу Энь-лай в интервью корреспонденту пакистанской газеты «Доон» Е.Хусейну сформулировал «4 пункта» политики Китая но отношению к США. Они появились в печати вслед за «10 пунктами» Раска и стали, по существу, официальной реакцией на американскую позицию. Суть китайской позиции сводилась к следующему.
Как показывает анализ этих пунктов, выдвинутых в период эскалации американской агрессии во Вьетнаме, в этой позиции Чжоу Энь-лая содержалась известная твердость по вопросу о Тайване. В то же время китайские руководители дали прямо понять, что Соединенным Штатам нечего опасаться вмешательства КНР в войну. В Вашингтоне не могли не понять намека Пекина, и с американской стороны последовали необходимые заверения.
Правда, события в самом Китае, прежде всего так называемая «культурная революция», несколько задержали пересмотр китайской политики США. Китай, занятый проблемами внутриполитической борьбы, значительно «свернул» тогда свои связи с внешним миром. США рассматривали происходящую в КНР борьбу как показатель нестабильности и слабости китайского правительства. Ряд американских политических деятелей и ученых, органы печати призывали правительство не спешить с принятием окончательных политических решений, подождать, пока ситуация в Китае прояснится. В конце «культурной революции» КНР стала искать пути к возобновлению контактов с США.
До определенного времени Пекин пытался - особенно в период, когда еще казались неясными «итоги культурной революции», - маневрировать, старался маскировать свою заинтересованность в поддержании диалога с США. С этой целью китайской стороной были предприняты некоторые отвлекающие внимание международной общественности тактические шаги. Так, по требованию китайской стороны намеченная на 8 января 1967 г. встреча в Варшаве была перенесена вначале на 11, а затем на 25 января. На 134-й встрече, состоявшейся в январе 1968 года, впервые за все время переговоров Китай представлял не посол, а поверенный в делах.
Американо-китайские переговоры всегда были окружены атмосферой строжайшей тайны. Руководящие деятели США неоднократно высказывали свое удовлетворение по поводу контактов с Пекином.
Правительства Кеннеди и Джонсона, несмотря на обещания, так и не решились на конкретные и действенные шаги по изменению политического курса в отношении Китая.
Новый, более активный этап в американской политике по отношению к Китаю, начинается с приходом к власти в 1968г. республиканской администрации. Новое правительство возглавляемое Никсоном осуществило серьезную корректировку политики в области взаимоотношений с КНР, взяв твердый курс на сближение с этой страной.
Глава 2. Развитие отношений КНР и США в 70-е годы
2.1. Политика Никсона в отношении Китая
Начиная с середины 1969 года Соединенные Штаты стали осуществлять корректировку своего подхода к Китаю и американо-китайским отношениям. Стремясь к созданию благоприятной обстановки для достижения практических сдвигов в отношениях с Пекином, республиканская администрация впервые осуществила ряд конкретных мер в этом направлении. Многие из них, безусловно, носили символический характер и, по-видимому, были рассчитаны на зондаж и возможные ответственные действия Китая. Эти меры, конечно, не могли устранить американо-китайских противоречий, а лишь демонстрировали намерение Вашингтона двигаться в направлении сближения с КНР.
Хотя нередко в оценках
0днако в 1970 году конкретные жесты в сторону улучшения отношений с КНР были в целом сравнительно незначительны. Это можно объяснить не изменением общей политической линии, а скорее тактическими соображениями. Американское правительство внимательно наблюдало за тем, как предпринятые им односторонние шаги будут встречены в Пекине. Вашингтон ждал ответных шагов.
Важное место в истории
Ответная позитивная реакция китайских руководителей стимулировала начало нового раунда мероприятий правительства США, имеющих целью дальнейшее сближение с КНР. И число, и значимость мероприятий, проведенных в 1971 году, значительно превосходили то, что было осуществлено до сих пор. Причем проводились они в рамках установки президента, данной им во внешнеполитическом послании конгрессу от 25 февраля 1971 г., в котором выражалось намерение тщательно изучить вопрос о том, какие дальнейшие шаги могли бы быть предприняты, чтобы создать более широкие возможности для контактов между китайским и американским народами, и каким образом можно было бы устранить ненужные препятствия, мешающие использованию этих возможностей.
В осуществление новой серии мероприятий американская комиссия по урегулированию иностранных финансовых претензий удовлетворила в марте 1971 года 375 требовании о выплате 200 млн. долл. американским бизнесменам, религиозным, частным и прочим организациям, потерпевшим убытки «в результате действий Пекина против их собственности в Китае». В апреле 1971 года президент объявил о фактически полном снятии ограничений на поездки китайских граждан в США и о дальнейшем сокращении торгового эмбарго.
Другие меры затрагивали торгово-финансовые проблемы. В частности, смягчались валютные ограничения в отношениях с Китаем. Министерство финансов США вскоре отменило все запреты на использование долларов в сделках с КНР и ее гражданами. Таким образом открывалась перспектива нормальных финансовых отношений между двумя странами, а американские банки обрели право действовать в качестве посредников.
10 июня 1971 г. было объявлено
решение президента о
Безусловно, новые распоряжения президента были рассчитаны на политический эффект и на «стимулирование дипломатических связей» между Пекином и Вашингтоном. Правительство Р. Никсона, по сути дела, явилось первой американской администрацией, не сделавшей ни одного заявления в поддержку претензий Тайваня на право представлять весь Китай. Во внешнеполитическом послании от 25 февраля 1971 г. Никсон первым из американских президентов назвал Китай Китайской Народной Республикой. В ногу с политикой администрации шел и американский конгресс. Сенат проголосовал против предоставления Тайваню кредита на сумму 54,5 млн. долл. для закупки в США истребителей-бомбардировщиков. Р. Никсон высказался, сообщалось в печати, против этой сделки с Тайбэем. Пентагон подтвердил сокращение числа кораблей американского 7-го флота, патрулировавших в Тайваньском проливе. Было приостановлено направление в Китай с разведывательными целями лиц, вербуемых ЦРУ. В печати появились сообщения о прекращении полетов над китайской территорией беспилотных самолетов-разведчиков. Наглядным подтверждением стремления США к урегулированию отношений с Китаем служат внешнеполитические послания американского президента конгрессу страны в 1970 и 1971 годах. В отличие от прошлых лет, в них нет ни единого критического слова в адрес китайского руководства, его внешнеполитического курса. Напротив, в них прослеживается попытка оправдать проводимую китайскими руководителями политику.
Кульминационным моментом усилий на пути сближения между США и Китаем стал визит президента Р.Никсона в Пекин.
Поездка Никсона в Пекин проходила с 21 по 28 февраля 1972 г. В состав официальной делегации США помимо Р. Никсона и его супруги входили государственный секретарь У. Роджерс, помощник президента по государственной безопасности Г. Киссинджер, специальной помощник президента по административным вопросам Р. Холдеман, секретарь Белого дома по вопросам печати Р. Зиглер, военный советник президента бригадный генерал Б. Скаукрофт, заместитель государственного секретаря по делам Восточной Азии и Тихого океана М. Грин и др. Р. Никсон в общей сложности 40 часов вел с Чжоу Энь-лаем переговоры, которые проходили вначале в Пекине, а затем в Шанхае.
В этих переговорах с американской стороны участвовали У. Роджерс и Г. Киссинджер. В первый же день визита американского президента принял Мао Цзэдун. На эту беседу президент прибыл лишь в сопровождении Г.Киссинджера. Все встречи проходили в обстановке полной секретности, с тем чтобы не помешать, как отмечалось в американской прессе, «деликатным переговорам»10.