Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 09:22, курсовая работа
Цель: охарактеризовать американо-китайские отношения в послевоенный период.
Задачи:
• рассмотреть характер внешней политики США в 50-е годы;
• охарактеризовать стремление Вашингтона к установлению и поддержанию контактов с руководителями КПК, выявить общие интересы;
• проанализировать политику Никсона в отношении Китая;
• дать оценку американо-китайским отношениям в 70-х годах.
Введение
Глава I Политика США в отношении Китая в 50-е и 60-е годы 20 века
1.1 Характеристика политических отношений между США и КНР в 50-е годы
1.2 Стремление Вашингтона к установлению контактов с КПК
Глава 2. Развитие отношений КНР и США в 70-е годы
2.1 Политика Никсона в отношении Китая
2.2 Проблема Тайваня. Особенности нового этапа сближения
Заключение
Cписок использованной литературы
Федеральное агентство по образованию
Восточно-Сибирский
Институт устойчивого развития
Кафедра «Общей экономической теории и регионоведения»
курсовая работа
на тему:
«США и Китай в послевоенные годы»
Ст. 751-1 группы.
Проверила: Раднаева С. Б.
Улан-Удэ
2005г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I Политика США в отношении Китая в 50-е и 60-е годы 20
века……………………………………………………………………
1.2 Стремление Вашингтона к установлению контактов с КПК…….....9
Глава 2. Развитие отношений КНР и США в 70-е годы……………15
2.1. Политика Никсона
в отношении Китая……………….……………
2.2 Проблема Тайваня. Особенности нового этапа сближения………...21
Заключение……………………………………………..…
Cписок использованной литературы……………………………...…..30
Введение
Актуальность темы: американо-китайские связи во второй половине прошлого столетия представляют собой одну из сложных международных проблем в период после второй мировой войны. В отношениях США и Китая в эти годы часто наблюдается переплетение противоположных линий и тактических приемов, диктуемых сложной игрой правящих кругов США и китайских руководителей в борьбе за достижение своих внешнеполитических устремлений в глобальном и региональном масштабах. Поскольку США является для Китая важнейшим партнером, можно без преувеличения сказать, что динамика отношений этих двух стран во многом задавало и задает тон на всем евразийском пространстве.
Цель: охарактеризовать американо-китайские отношения в послевоенный период.
Задачи:
Объектом исследования курсовой работы являются международные отношения . Предметом - американо-китайские отношения.
При выработке и осуществлении на практике своей китайской политики американские правящие круги всегда учитывали состояние отношения Китая со странами социалистического содружества, и прежде всего с Советским Союзом.
Расчет на антисоветскую линию поведения Пекина стал оказывать существенное влияние на формирование политики США в отношении Китая. Это обстоятельство необходимо учитывать при анализе американо-китайских отношений с начала 60-х годов.
Активное стремление республиканской администрации США к развитию отношений с Пекином и не менее активные поиски китайской стороной путей к налаживанию связей с США вряд ли следует рассматривать как сенсационную неожиданность, противоречащую логике двадцатилетней истории отношений между США и КНР. Скорее наоборот.
Поворот от «эры враждебности» к «эре переговоров и сближения» знаменовал собой лишь легализацию и повышение удельного веса тех аспектов, политики обеих стран, которые не могли раньше в силу ряда обстоятельств проявиться открыто и полно, хотя и присутствовали в американо-китайских отношениях начиная с 40-х годов. Эти тенденции в американской политике по отношению к Китаю достаточно ясно сказались на развитии между странами в 60-х и 70-х годах.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения. Во введении определена актуальность темы, поставлены цель и задачи. В первой главе рассматриваются взаимоотношения США и КНР 50-60-х годах. Вторая глава раскрывает основные моменты противоречий и согласий американо-китайских отношений в 70-е годы. В заключении сделаны выводы.
Степень изученности данной темы обширна. В области изучения внешней политики США можно отметить таких выдающихся деятелей как: Мельникова Ю.Н1., Овинникова Р.С. и др. Проблемы китайской внешней политики рассматривали: Бажанов Е.П2.,Воскресенский А.Д.
Глава 1. Политика США в отношении Китая в 50-е и 60-е годы 20
века.
Китайская Народная Республика была провозглашена 1 октября 1949 года. Правительство КНР заявило о стремлении установить нормальное отношении со всеми странами, включая капиталистические, на основе равенства, взаимной выгоды и взаимного уважения суверенитета. Подчеркивался миролюбивый характер внешенеполитического курса республики3.
Первые официальные контакты между американскими и китайскими руководителями в послевоенные годы начались еще во время осуществления жесткого внешнеполитического курса республиканской администрации Эйзенхауэра — Даллеса. Дипломатические встречи между США и КНР произошли вскоре после окончания корейской войны, и они диктовались вполне осознанной необходимостью определения допустимых рамок военной вовлеченности сторон и предотвращения прямого военного столкновения между ними в Азии4.
Основной причиной, побудившей, по всей видимости, правительства вступить в прямые переговоры, явились не только напряженное положение, возникшее в отношениях между двумя странами в результате войны в Корее, но и постоянные военные инциденты в Тайваньском проливе, которые угрожали непосредственным столкновением между США и Китаем. Хотя встречи представителей двух стран, проходившие в Паньмыньчжоне, не привели к достижению конкретных соглашений и стороны прервали их, эти контакты тем не менее не были окончательно разорваны и фактически создали условия для продолжения регулярных переговоров на уровне послов. На Женевской конференции в 1954 году представители КНР проявили большой интерес к возобновлению прямых контактов с американцами и добивались их осуществления через посредничество англичан. В том же году в Женеве, а затем с 1955 года в Варшаве американские и китайские дипломаты периодически садились за стол официальных переговоров.
Это были первые инициативные шаги китайского руководства по установлению диалога с официальными представителями США. И хотя они в тот период, видимо, не преследовали еще своей целью нормализацию отношений с Соединенными Штатами, тем не менее Пекин дал ясно понять, что он не намерен даже в условиях враждебного по отношению к КНР курса политики США отказываться от поисков контактов и полезного обмена мнениями с американскими руководителями.
Подтверждением этого явилась позиция, занятая КНР на Бандунгской конференции в 1955 году. 23 апреля 1955 г. на этой конференции Чжоу Энь-лай продемонстрировал желание китайской стороны не обострять отношений с США, подчеркнув дружеские чувства китайского народа к США, Он, в частности, заявил: «Китайский народ не хочет войны с Соединенными Штатами. Китайское правительство готово сесть за стол переговоров с правительством Соединенных Штатов, чтобы обсудить вопрос об ослаблении напряженности в районе Тайваня». На этой же конференции Чжоу Энь-лай предложил США провести дипломатические переговоры. Первая реакция Даллеса не обнадеживала китайское правительство, но в конце концов американская сторона согласилась с этим предложением, найдя благовидный предлог: защитить благополучие своих граждан, находившихся в китайском плену5.
Взаимный отказ от применения силы с самого начала китайско-американских переговоров стал одним из главных вопросов, обсуждавшихся в Женеве. Во время встречи 8 октября 1955 г. американцы предложили китайской стороне заключить соглашение об отказе от применения силы из-за Тайваня. Это предложение имело в виду прежде всего необходимость предотвратить вооруженный конфликт между США и КНР. Предложение США подписать соответствующее совместное заявление не встретило возражений. Китайская сторона согласилась обсудить вопрос об отказе от применения силы и представила 27 октября и 1 декабря 1955 г. свои проекты совместных заявлений с предложениями урегулировать споры между КНР и США мирным путем. В речи на III сессии Всекитайского собрания народных представителей 28 июня 1956 г. Чжоу Энь-лай вновь подтвердил, что КНР не против опубликования совместно с США заявления о взаимном отказе от применения силы в китайско-американских отношениях. Это явилось еще одним подтверждением того, что китайская сторона активно стремилась к достижению договоренностей с Соединенными Штатами по ключевым вопросам.
Однако из-за острых разногласий по Тайваню стороны не пришли к соглашению. Американцы настаивали на признании Китаем прав за США на «индивидуальную и коллективную самооборону» в районе Тайваня, китайская же сторона всячески стремилась зафиксировать положение о том, что освобождение любыми средствами Тайваня и прибрежных островов - внутреннее дело Китая.
Известно также, что в 1955-1956 годах в Женеве Пекин ставил вопрос об отмене американского эмбарго на торговлю с Китаем и, как сообщалось в западной прессе, намекал на желательность встречи Чжоу Энь-лая с Даллесом. Наглядной демонстрацией того, что китайская сторона не только с готовностью откликалась на американские предложения о путях урегулирования споров, но и сама активно шла по линии разрядки напряженности с США, явились упорные поиски, предпринимавшиеся Китаем по достижению соглашения с США на проведение взаимной политики мирного сосуществования. Они предпринимались как по линии дипломатических контактов, так и вне их. В докладе Лю Шао-Ци на VIII съезде КПК в 1956 году впервые были предложены «пять принципов мирного сосуществования» в качестве основы китайско-американских отношений. «Наша политика мирного сосуществования, основанная на пяти принципах, распространяется на все без исключения государства. Мы готовы осуществлять эту политику и в отношении США». Хотя китайская сторона и не разъяснила, каковы эти принципы применительно к США, в мировой прессе их сочли идентичными пяти принципам мирного сосуществования, подписанным Индией и Китаем в 1954 году (взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета каждой из сторон, взаимное ненападение, взаимное невмешательство во внутренние дела, равенство и взаимная выгода, мирное сотрудничество). Подобные предложения вместе с требованием о выводе американских войск с Тайваня усиленно подтверждались китайской стороной и позднее, а начиная с 1960 года Пекин, стремясь придать дипломатическим переговорам эффективный характер, первым выдвинул идею превращения переговоров в форум решения «коренных вопросов» двусторонних отношений.
Однако в то время Вашингтон не активизировал переговоры с КНР и подчас демонстрировал отсутствие большой заинтересованности в них. В конце 1957 года американцы даже временно снизили уровень своего представительства на переговорах, назначив на эту роль первого секретаря посольства США в Варшаве. Китайцы заявили по этому поводу протест, однако в ответ на него США фактически прервали переговоры. Стороны не вступали в переговоры вплоть до августа 1958г. Пекин старался разными способами надавить на США. Угрожая военным нападением на Тайвань, КНР стремилась заставить США вступить с ней в переговоры о нормализации отношений. Такие переговоры начались в Женеве на уровне послов в 1955г.. Без успеха переговоры проходили до лета 1958г. Возможно, пытаясь оказать давление на США, с 23августа 1958г. Китай начал обстрелы островов Цзиньмэнь и Мадзу, сопровождавшиеся бомбардировками позиций гоминьдановских войск с воздуха. В соответствии с Договором о взаимной обороне от 2 декабря 1954г. в Тайваньский пролив были направлены американские авианосцы с ядерн6ым оружием на борту, и корабли ВМС США стали сопровождать гоминьдановские конвои. Однако 7сентября 1958г. в Женеве вновь возобновились переговоры КНР и США на уровне послов. Можно сказать, что как только речь заходила о необходимости определить рамки конфликтной ситуации и избежать столкновения сторон, как это было, например, в 1958 году в связи с обострением обстановки в районе Тайваня, Вашингтон и Пекин вновь обращали особое внимание на взаимные контакты, возобновляя их.
1.2 Стремление Вашингтона к установлению контактов с КПК.
Позиция КНР начала 60-х годов характеризуется заметной противоречивостью: с одной стороны, поиск путей к ослаблению напряженности с США, с другой - активное давление на Вашингтон с использованием главным образом неурегулированной проблемы Тайваня. Двойственность подобного подхода предопределяли различные факторы: с точки зрения внутриполитической - противоборство в среде китайского руководства, столкновение двух линий в КПК (националистической и интернационалистской); во внешнеполитическом плане - приход к власти администрации Кеннеди, попытки правящих кругов США применить на практике концепцию «дифференцированного» подхода к странам социализма6.
Пришедшая в 1960 году к власти администрация демократической партии, и прежде всего сам президент Кеннеди, начала сознавать бесперспективность старой политики США в отношении КНР, не учитывающей больших изменений во внешнеполитическом климате. Кеннеди недвусмысленно намекал на то, что возглавляемая им администрация будет проводить в отношении Китая гибкую тактику.
США продемонстрировали стремление к наращиванию своих усилий в деле установления прямых контактов с представителями КНР. С приходом в Белый дом Кеннеди активнее заработал канал связи в Варшаве, повысилось его значение вообще и особенно в моменты кризисных ситуаций, расширился круг обсуждаемых проблем.
Варшавский диалог служил средством осуществления курса США на определенное ограничение сферы конфликта с Пекином. Когда в 1961 году назревал конфликт из-за обострения ситуации в Лаосе, Кеннеди использовал варшавский канал связи, чтобы предупредить китайскую сторону о необходимости для США «предпринять военное вмешательство, если началу переговоров в Женеве не будет предшествовать прекращение огня». Пекин, используя тот же канал, объявил в ответ на это предупреждение о своем желании «серьезно вести переговоры, а не воевать»; китайской стороной была в то же время выражена надежда на то, «что США будут готовы сотрудничать, чтобы разработать приемлемое соглашение о нейтрализации страны»7.
Прямые контакты представителей двух стран способствовали ликвидации кризиса в районе Тайваня. В тот период чанкайшисты развернули новую кампанию за «вооруженное освобождение» материка путем вторжения в КНР. Они рассчитывали воспользоваться тяжелым экономическим положением КНР после провала политики «большого скачка», вызвавшим рост оппозиционных тенденций маоистскому курсу в КПК и китайском народе. На острове была объявлена мобилизация, создан «высший совет» по руководству «контрнаступательными действиями» во главе с Чан Кай-ши, мобилизованы автотранспортные и морские средства. На прибрежных островах велась спешная «подготовка к вторжению». Пекинское руководство было обеспокоено. В июне 1962 года китайские власти обратились к народу с воззванием повысить бдительность и готовиться к отражению возможного вторжения.