Современные проблемы развития зоны евро

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение основных тенденций и проблем развития зоны евро.
Исходя из указанной цели работы, основными задачами являются:
Исследование сущности и особенностей интеграции стран ЕС;
Анализ влияния современных тенденций в изменениях курса евро на развитие экономик стран - членов ЕС;
Выявление как общих проблем зоны евро, так и проблем ее периферии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 1 Зона евро: история развития и структура ……………………..………………5
Необходимость введения евро …………………………………………..…..5
Евро как мировая резервная валюта. ……………………………….………8
Преимущества и недостатки единой валюты ………………………….….11
2 Современные проблемы развития зоны евро………………………………..14
2.1 Основные проблемы евро …………………………………………………..14
2.2 Проблемы периферии зоны евро. ……………………….…………………17
2.3 Национальные валюты в еврозоне …………………………………………21
3 Тенденции развития Еврозоны………………………………………………..25
3.1 Перспективы дальнейшего расширения зоны евро…………….…………25
3.2 Предстоящие меры по укреплению евро …………………………….……28
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………...35
Приложение А……………………………………………………………………37
Приложение Б……………………………………………………………………38
Приложение В……………………………………………………………………39
Приложение Г……………………………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

мэо курсач.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

3 Тенденции развития еврозоны

 

3.1 Перспективы дальнейшего расширения зоны евро

 

Для того чтобы ввести евро, в государстве должен нормально  функционировать механизм совместного  регулирования колебаний валютных курсов (ERM-II) как минимум два года и при этом не должна происходить  девальвация валюты. Также для  вхождения в зону евро государству-кандидату необходимо удовлетворять следующим четырем критериям:

- средний уровень годовой инфляции не должен превышать 1,5% от усредненного уровня инфляции трех стран зоны евро с наиболее низкими ее темпами;

- среднегодовой уровень долгосрочных процентных ставок не может превышать их уровень в трех странах с наиболее низкими темпами инфляции более чем на 2 процентных пункта;

- годовой бюджетный дефицит, не превышающий 3% от ВВП, и общий государственный долг, не превышающий 60% от ВВП или который постоянно уменьшается;

- стабильный валютный курс национальной валюты на валютных рынках. Эта стабильность должна проявляться и длиться на протяжении двух лет.

Выполнение на устойчивой основе критериев Маастрихтского договора, прежде всего правового и институционального порядка (по обеспечению проведения единой денежно-кредитной политики), достижения экономического сближения со странами зоны евро, проведения сбалансированной бюджетной политики в соответствии с Пактом стабильности и роста будет служить основанием для коллективного принятия решения о вхождении в зону евро.[5]

Несмотря на достаточно долгий и кропотливый процесс  вхождения в зону евро, практически  все государства пытаются это  сделать, так как введение евро несет  для государства определенные экономические выгоды. Евро используется не только в самом ЕС, но и в странах не входящих в него. Поэтому Евросоюз, а следовательно, и все страны входящие в него и имеющие евро как национальную валюту, получают политические и экономические преимущества, располагая сильной международной валютой. В политическом отношении ЕС (а вместе с ним и все входящие в него страны) обретает международный престиж, и его глобальное влияние возрастает.

Однако превращение  валюты в международную также  влечет за собой риски и ответственность. Хотя важное значение имеет проведение правильной макроэкономической политики для сохранения стабильности цен и обменного курса, Евросоюз становится более уязвимым перед колебаниями потоков капитала, которые могут порождать финансовую и макроэкономическую нестабильность и ограничивать выбор возможных мер политики. Темпы изменения основных показателей экономического развития зоны евро в 2008–2011 гг представлены в Приложении Г.

1 января 2011 года, Эстония первой из прибалтийских республик присоединилась к еврозоне. Большая часть из 1 миллиона 300 тысяч жителей Эстонии приветствовали данный шаг: они надеются, что вхождение в еврозону создаст большее количество рабочих мест, будет способствовать экономическому росту и, в конечном счете, приведет к большему процветанию.

Их оппоненты, напротив, заявляют, что экономика страны пока не готова к такому шагу. В частности, они указывают на тот факт, что  Эстония, как и остальные члены еврозоны, должна будет участвовать в выделении кредитов находящимся в критическом положении Греции и Ирландии.

А между тем, эстонцам еще в 2009 году пришлось затянуть свои пояса потуже: правительство страны пошло на значительное сокращение социальных выплат и зарплат из бюджета для того, чтобы сохранить низкий уровень дефицита бюджета. По прогнозам, в 2011 году он должен составить лишь 1.6% от Внутреннего национального продукта (ВНП).

У Эстонии объем ВВП  – 24 миллиарда долларов по паритету покупательной способности. Это почти в 14 раз меньше экономики Греции, объем которой составляет 330 миллиардов долларов. Естественно, здесь Евросоюз может спокойно поддержать Эстонию в случае необходимости, поскольку ее финансовые проблемы для него – не проблема. Поэтому Эстонии повезло – она является неким рекламным символом того, что еврозона продолжает расширяться и что в ней все нормально.

В нынешних условиях отказ  Эстонии от вступления в еврозону стал бы еще одним ударом по евро. Но после ее вступления в процессе расширения еврозоны, скорее всего, наступит пауза. Планы расширения зоны евро могут быть отложены либо руководством Евросоюза, либо самими странами-претендентами на присоединение к еврозоне.

Польша, наряду с Венгрией и странами Балтии, считается государством, в котором возможно введение евро уже в ближайшие годы. Польша может войти в еврозону в 2015 году. С таким заявлением выступил министр финансов страны Яцек Ростовски. Ранее в Польше предполагали обменять злотые на евро в 2011 году, а потом в 2012 году, однако от этих планов пришлось отказаться в связи с мировым финансовым кризисом.

Болгария отложила на неопределенный срок переговоры о вступлении в еврозону. Об этом заявил вечером 21 июля 2011 года министр финансов страны Симеон Дянков, передает Reuters. По словам Дянкова, Болгария подождет разрешения долгового кризиса в зоне евро и стабилизации экономики в Греции, получившей дополнительную помощь от ЕС и МВФ. Ранее предполагалось, что София начнет переговоры о присоединении к зоне евро осенью текущего года, однако Дянков отметил, что этого не произойдет. В то же время он подчеркнул, что намерение Болгарии войти в еврозону в целом не изменилось.[5]

Правительство Чешской  республики не планирует присоединяться к зоне евро. Вопрос об этом даже не стоит, заявил президент Вацлав Клаус 31 августа 2011 года.

В Чехии становится всё  больше европессимистов, которые не желают присоединения страны к «Клубу евро». «Мы согласились присоединиться к валютному союзу, а не к трансфертному или долговому», – заявил премьер-министр Чехии Петр Некаш.

Экономическую политику Евросоюза чешские власти критикуют  уже давно. Тревога Чешской республики понятна и объяснима. Республика, хочет того её руководство или нет, обязана перейти на евро. Правда, чётких сроков этого перехода нет, но долго упираться чехам евробюрократы вряд ли позволят.[13]

 

3.2 Предстоящие меры по укреплению евро

 

Министры финансов стран  ЕС обсуждают экстренные меры по укреплению стабильности евро - на фоне острого  долгового кризиса в Греции (Приложение В) и тревожных сообщений из Испании, Италии и других стран еврозоны.

Федеральный канцлер  Германии Ангела Меркель, выступая в бундестаге с правительственным заявлением перед началом саммита ЕС, внесла ряд предложений по усовершенствованию «Европейского стабилизационного механизма». Меркель в очередной раз подчеркнула важность стабильности общеевропейской валюты, заявив, что ФРГ как никакой другой регион выиграла от ее введения. «Евро способствует созданию новых рабочих мест, экономическому росту и поступлению дополнительных налоговых средств», – заявляет канцлер.

Общеевропейская валюта сохраняет стабильность потому, что существует независимый Европейский центральный банк. Последствия мирового финансового кризиса были бы более ощутимыми, если бы не было евро. Общеевропейская валюта стала еще одним связующим звеном в ЕС. С учетом этих факторов был и сформирован пакет мер, направленных на укрепление валютного союза. «Мы извлекли уроки из кризиса, мы не допустим повторения ошибок», – сказала Меркель.

По мнению канцлера, одной  из первоочередных задач должно стать  повышение уровня стабильности и  солидарности. Для этого следует ввести более жесткие правила и строго следить за их выполнением. Во-вторых, необходимо существенно повысить уровень конкурентоспособности. И здесь особое значение приобретает ответственность глав государств и правительств отдельных стран. В-третьих, следует установить взвешенный баланс между собственной ответственностью и солидарностью.

К примеру, финансовую помощь следует предоставлять лишь в  тех случаях, если это действительно  необходимо для стабилизации евро. Страны, нуждающиеся в такой поддержке, должны будут брать на себя обязательства по резкому сокращению расходов. «О солидарности можно говорить лишь в случае готовности соответствующей страны предпринять собственные усилия», – подчеркнула Меркель.

Оппозиция подвергла  главу правительства критике, отмечает агентство Reuters. Социал-демократ Пеер Штайнбрюк, возглавлявший в прежнем кабинете Меркель министерство финансов, обвинил канцлера в том, что ее непоследовательная политика вызвала беспокойство партнеров по ЕС и на финансовых рынках. По мнению политика, пакет мер по укреплению евро является «правильным, но недостаточным шагом». В нем, в частности, отсутствует общеевропейская процедура банкротства банков и не урегулирован вопрос о налоге на финансовые трансакции.

По мнению главы фракции  «зеленых» в бундестаге Юргена Триттина, Меркель говорит в Германии и Европе на разных языках. «Немецкая общественность до сих пор не проинформирована в должной мере об истинных причинах кризиса, люди до сих пор не понимают, что означает финансовая помощь в рамках Евросоюза. Возникает впечатление, что Германия уже давно расплачивается за долги других стран», сказал Триттин.[5]

Для предотвращения кризиса  общеевропейской валюты, Еврокомиссия призывает правительство ФРГ  поддержать идею увеличения капитала Европейского фонда финансовой стабильности, созданного с целью поддержки стран-должников еврозоны. "Мы должны как можно быстрее скоординировать наши действия, - заявил еврокомиссар по экономическим и валютным вопросам Олли Рен. - Благодаря спокойной ситуации на рынке, царящей в последние недели, мы располагаем небольшим запасом времени, однако причин расслабляться нет - нужно действовать со всей решимостью", - призывает представитель Еврокомиссии.

По мнению О.Рена, стабилизация общеевропейской экономики и  позитивные изменения на рынке труда должны сыграть положительную роль в предотвращении угрозы кризиса евро. Как отмечает еврокомиссар, правительствам стран ЕС надо позаботиться о том, чтобы ситуация на финансовых рынках не угрожала оживлению экономики. Он также призывает пристальнее наблюдать за развитием ситуации в кризисных странах еврозоны и проголосовать за наложение автоматических штрафов на государства, нарушающие правила Европейского пакта стабильности.

Между тем министр  иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле  выступил с критикой предложения об увеличении капитала Европейского фонда финансовой стабильности, назвав его "бесполезным". Он категорически отвергает идею поручительства для займов каждой отдельной страны зоны евро. "Обобществление национальных долгов ляжет тяжелым бременем на национальные бюджеты. В этом случае весь груз ответственности вынуждены будут нести страны со стабильной экономикой, а другие в это время будут продолжать залезать в долги", - считает вице-канцлер ФРГ. По мнению Г.Вестервелле, в данной ситуации необходимо придерживаться принципа национальной ответственности.[12]

По итогам состоявшегося 26 октября в Брюсселе саммита  глав государств еврозоны будет объявлено  об увеличении фонда финансовой стабильности до одного триллиона евро.

Отмечается, что увеличение фонда не будет производиться за счет государственных средств стран Еврозоны, а произойдет с помощью привлечения денег из других источников. В частности, готовность поспособствовать увеличению стабфонда ранее выражал Китай.

Вместе с тем, по другому  ключевому вопросу саммита, касающемуся списания долгов по облигациям Греции со стороны частных организаций, добиться каких-либо подвижек не удалось. Лидеры стран ЕС настаивали на том, что частные кредиторы должны списать 50-60 процентов греческих долгов, однако те оказались не готовы идти на уступки. Несмотря на отсутствие положительных результатов, представители банков заявили о готовности продолжать диалог.

Ранее также стало  известно, что на саммите странам  еврозоны удалось согласовать план проведения рекапитализации крупнейших банков региона. В соответствии с соглашением, к июню 2012 года достаточность капиталов банков будет выведена на уровень не менее девяти процентов. На это может потребоваться сумма в размере 106 миллиардов евро. [7]

Европейский фонд финансовой стабильности (European Financial Stability Facility) был создан в 2010 году для оказания помощи странам-участникам еврозоны, испытывающим значительные финансовые трудности. Первоначально его размер составлял 440 миллиардов евро, однако впоследствии размер фонда было предложено увеличить из опасений, что выделенных средств может не хватить в случае опасности дефолта крупных стран.

 

 

 

 

Заключение

 

Еврозона — понятие, обозначающее 17 стран Европейского союза, официальной валютой которых является евро. Эти государства имеют право выпускать монеты и банкноты, номинированные в евро. Европейский центральный банк отвечает за денежно-кредитную политику стран еврозоны.

Для того чтобы войти  в зону евро государство должно соответствовать  маастрихтским критериям. Иными словами финансово-экономические показатели государства должны достигнуть определенного уровня – уровень цен и стабильность валютного курса, а также жизнеспособность финансовой системы в целом.

Данные критерии введены  для того, чтобы государства, входящие в зону евро, не только пользовались достижениями объединенной экономики, но и сами привносили бы определенный позитивный вклад. Все это призвано обеспечивать сбалансированное экономическое развитие.

Долговой кризис в зоне евро затронул финансовую основу крупнейшего мирового интеграционного объединения, больно ударил по странам-членам Евросоюза, обнажив их уязвимость перед лицом глобальных и континентальных хозяйственных катаклизмов. Экономический кризис быстро перерос в социальный, вызвал цепную реакцию политических потрясений и властных изменений в ряде государств на периферии Европы. В этих условиях Брюссель ищет способы удержать ситуацию под контролем и вырабатывает новые механизмы регулирования и взаимодействия.

Информация о работе Современные проблемы развития зоны евро