Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 18:22, реферат
Содержание и предназначение системы международных отношений в ее традиционном понимании всегда состояли в том, чтобы находить пути и способы разрешения противоречий и конфликтов (между государствами и их союзами), возникающих в результате столкновения их реальных, но нередко и превратно понятых или трактуемых национальных интересов. Под таковыми выступают прежде всего потребности оптимального, в сравнении со стандартами своего исторического времени^ развития государственно организованного социума, экстраполированные на внешнюю, окружающую среду, решаемые в сфере межгосударственных, международных отношений.
Современные международные отношения: координаты перемен
Содержание и предназначение системы международных отношений в ее традиционном понимании всегда состояли в том, чтобы находить пути и способы разрешения противоречий и конфликтов (между государствами и их союзами), возникающих в результате столкновения их реальных, но нередко и превратно понятых или трактуемых национальных интересов. Под таковыми выступают прежде всего потребности оптимального, в сравнении со стандартами своего исторического времени^ развития государственно организованного социума, экстраполированные на внешнюю, окружающую среду, решаемые в сфере межгосударственных, международных отношений. Как правило, национальные интересы отражают объективные потребности безопасного существования и развития государства-нации. Но нередко, как это отмечал А.Б.Вебер, "под "национальными интересами" подразумевают не только защиту самостоятельности, независимости государства, его территориальной целостности, но и наращивание силы для обеспечения "своей" безопасности, решения в свою пользу территориальных и иных споров, получения доступа к природным ресурсам за пределами национальных границ и т.п. За "национальные интересы" выдают и идеологические цели, националистические установки, интересы "й^теблишмента".
Попытки
объективизировать понятие "национальные
интересы", а через него - и в
целом международных отношений,
привели к их рассмотрению сквозь
призму наиболее константных, неизменных
или трудноизменяемых пространственных
характеристик и измерений
ния того или иного государства на. его политический вес и поведение в регионе или мире. Ключевыми моментами, через которые стало раскрываться содержание геополитики как концептуального подхода к мировым отношениям, являлись сила и баланс сил. "Реальная политика", основывавшаяся на геополитических факторах, привела к формированию системы международных отношений, где благоприятное соотношение мощи создавалось как за счет "накачивания" собственных мускулов, так и уравновешивания потенциальных соперников союзами с их противниками.
Главными фигурантами такой системы являлись конфликт и консенсус (временный компромисс), которые, то сменяя друг друга, то взаимопронизываясь, обеспечивали жизнеспособность и функционирование, развитие мирового сообщества народов. Интенсивность конфликтов, крайним выражением которых была война, и устойчивость компромиссов зависели от конкретной ситуации в мире, характеризовавшейся собственным раскладом социальных и политических сил, свойственной только ей динамикой экономических, военно-политических и иных факторов, своим набором детерминаций и, соответственно, определенным веером возможных направлений развития.
Варианты такой системы были характерны для евроцентрист-ской конфигурации геополитических сил, сложившихся со времен "Священного союза" (1615-1322 гг.), когда все основополагающие вопросы международной жизни решались "концертом" нескольких великих держав Европы, и сохранявшейся практически на протяжении первой половины XX столетия с той лишь поправкой, что после испано-американской войны 1898 года к "европейским грандам" присоединились США. После второй мировой войны в результате превращения Советского Союза в военную супердержаву в эту систему были внесены сущестзе^ые коррективы: утвердилась двухполюсная структура международных отношений, в которой доминировали две супердержавы - СССР и США. Особенностью биполярной системы международных отношений было не только противостояние сгруппировавшихся вокруг с"упердержав военно-политических группировок - НАТО и варшавского Договора^ не
только превращение их противоборства в феномен, получивший название "холодной войны", но и то, что конфликт меящу ними отражал борьбу двух общественно-политических систем: США и НАТО защищали "свободный мир" капитализма, СССР и ОВД объявили себя "оплотом мира, демократии и социализма". "Долгосрочный характер и исключительная потенциальная опасность конфликта между Востоком и Западом, - утверждали авторы доклада "Трехсторонней комиссии" в 1978 году, - вытекает из того факта, что такой конфликт соединяет в себе соревнование двух супердержав современного мира и "идеологический конфликт" между противоположными политическими, экономическими и социальными системами, основанными на диаметрально различных ценностях. Именно благодаря такому сочетанию конфликт меящу Востоком и Западом на протяжении длительного времени является осью современного мира".
Главными движущими мотивами поведения обеих супердержав в биполярном мире были взаимный страх и озабоченность своей безопасностью. Соответственно, в центре внимания и США, и СССР стояли проблемы наращивания вооруженной мощи, обусловившие сверхмилитаризацию обеих сторон. М.А.Рареев, рассуждая о последствиях участия в "холодной войне" СССР, писал, что "чрезмерные расходы на оборону загнали в тупик экономику, а обессиленная экономика подорвала фундамент обороны". "Холодная война", создав своеобразную тупиковую ситуацию в отношениях между двумя супердержавами и стоявшими за ними военными блоками (Р.Арон писал в этой связи, что "мир невозможен, война невероятна"), вместе с тем обеспечивала стабильность, хотя и конфронтационную, и предсказуемость возможных действий обеих сторон: каждая из них более или менее точно знала, откуда, когда и какой можно ждать угрозы. Как не без сарказма отмечал Т.Фридман, обозреватель газеты "Нью-Йорк тайме", Кремль служил "путеводной звездой внешней политики США. Политическим деятелям достаточно было посмотреть, куда отклоняется стрелка компаса (выяснить, на чьей стороне Москва), и тут же определить, чью сторону следует занять США". В равной мере эта оценка относилась и к СССР.
Войны
и конфликты в любом регионе
земного шара рассматривались как
составная часть глобальной борьбы
двух протагонистов друг против друга,
и выигрыш одного из них в каком-либо
регионе планеты неизменно
Народные антитоталитарные революции в Восточной Европе 1989 года и развал Советского Союза спустя два года радикально изменили геополитическую карту современного мира. Завершилась "холодная война", и противоборство возглавляемых США и СССР военно-блоковых группировок перестало быть осью, вокруг которой более четырех десятилетий раэвертнвались основные события мировой истории и политики. На месте "социалистического содружества", которое, несмотря на некоторые напрянения и трения, все же выступало на международной арене достаточно монолитным образованием, возникла группа сувереннах, не связанных блоковой дисциплиной, государств Восточной Европы, Россия, другие страны СНГ. Единой стала Германия, что зыдзн.^уло на авансцену европейской и мировой политики проблемы пркщиплально нового плана.
.Западная
Европа дополнила
Внутреннюю, глубинную сущность происходящих в мире пере- . мен, их динамику определяет, как представляется, третья циви-лизационная революция, материализуясь в качестве постиндустриа-лизма там, где существуют, сложились соответствующие предпосылки в виде технизированного, интеллектуализированного общества, но и определяя логику изменения мира в целом. В связи с этим возник исторический тренд модернизирующихся пространств, каждое из которых нацелено на овладение ценностями и достижениями постиндустриализма, но находится по отношению к ним на различных временных расстояниях, стартует к ним из собственного исторического времени, попутно перекивая многие явления и процессы, которыми постиндустриальные страны "переболели" уже давно и успели, по выражению М.Гефтера, "перебелить черновики своей истории". Страны "реального социализма", оказавшиеся неспособными ответить на демократические и научно-технические "вызовы" постиндустриализма, стучавшего в их двери, вынуждены были с революций начинать новые главы в своих историях. Не менее сложные проблемы стоят и перед другими странами и народами, вовлеченными в мировой постиндустриальный модернизацион-ный процесс, решение которых разнит их интересы, проявляемые в сфере международной жизни.
В
этом смысле ясно одно: исчезновение биполярной
системы международных
предопределяющей переходный характер существующей системы меящународных отношений. В ней наличествуют элементы, отражающие стержневые, магистральные направления самоорганизации человечества как единого целого, но и тенденции, питаемые барахтающейся в нищете и отсталости его большей части. Н.Косолапов в этой связи совершенно справедливо отмечал, что "ногами человечество еще достаточно прочно удерживается в болоте дикости (хотя и пытается выбраться из него), но разум уже отчетливо понимает: войны- историческое, а главное, культурное прошлое". Здесь хотелось бы добавить только одно -и конфронтационный путь развития тоже выглядит анахронизмом эпохи, которая никак не хочет "кануть в Лету".
С
теоретической точки зрения новая
система международных
Переходность складывающийся в настоящее время системы международных отношений подчеркивается и различными мнениями, существующими на этот счет. Самой распространенной точкой зрения, отражающей то, каким обра.зом продлилась биполярность мира, является убеждение» согласно у,-)т^ рому США и возглавляе-
мый ими "свободный мир" одержали "сокрушительную победу в холодной войне" над могущественным противником - СССР и "реальным социализмом". И хотя нет смысла отрицать, что Запад в целом выиграл историческое соревнование у СССР с его коммунистической системой, сведение этого сложного явления лишь к американской победе представляет собой упрощение, ведущее к искажению самого феномена. Как отмечал Р.Гартхоф, "холодная ьойна была выиграна не предпринятым Р.Рейганом наращиванием вооружений, не выдвинутой им доктриной, как думают некоторые". Успех пришел к Запасу, "когда новое поколение советских руководителей поняло, насколько плоха их внутренняя система, и что их внешняя политика провалилась". Вывод о саморазрушении системы "реального социализма" в условиях "холодной войны", когда обе стороны, а особенно Советский Союз шли не совсем "в но-i\v с историей" можйо считать . более обоснованным и объективным, тем более, что с его позиций представляется возможным объяснить многие реалии постбиполярного мира.
Но версия об американской победе живуча, она удобна и для обыденного - сознания, и для конструирования своекорыстных геополитических моделей современного мира. Поскольку речь в таком случае неизменно идет о поражении и сходе с исторической авансцены одной из двух супердержав, то прежде всего напрашивается вывод о возникновении однополярного мира, где "в гордом одиночестве" господствует единственный субъект -США. Для американцев такой ход рассуждений тем более близок, ибо возникновение однополюсного мира для них означает и реализацию национальной идеи "Pax А<п е тесана" в том или ином ее варианте. Сразу же необходимо оговориться, что и в США эта точка зрения имеет как своих адептов, так и оппонентов, в том числе и в правящих кругах страны. Так, в сентябре 1990 года президент Дж.Буш провозгласил в качестве стратегической цели американской внешней политики создание "нового мирового порядка", проект которого в прессе сразу же был оценен как "модифицированный вариант идеи американского века". В дальнейшем Буш не уставал повторять, что "в быстро меняющемся мире лидерство Америки незаменимо". С другой стороны, вскоре
после
вступления на пост государственного
секретаря США Л.Иглбергер в
одном из своих выступлений
Информация о работе Современные международные отношения: координаты перемен