Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 03:06, курсовая работа
Международная трудовая миграция становится все более заметным явлением в мирохозяйственных процессах. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Это явление было известно еще в ХX веке. В настоящее время практически все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов. Сегодня международная трудовая миграция и участие России в ней является как никогда актуальной. Для России остался открытым вопрос о том, в каких параметрах это участие будет наиболее эффективным и отвечающим интересам социально-экономического и политического развития нашей страны.
Россия превращается в крупного экспортера рабочей силы на рынки труда других стран - ежегодно только по контрактам выезжает на работу 45-50 тыс. человек. Основными странами трудоустройства россиян являются Кипр, Великобритания, Германия, Греция, Мальта, Нидерланды и пр. Эти страны сравнительно недалеко расположены, некоторые из них являются офшорами, позволяют в упрощенном порядке приобретать недвижимость и вкладывать заработанный на родине капитал.
Наиболее востребованы россияне со средним специальным (профессиональным) образованием — это примерно 40-50% от всех выехавших по контрактам за рубеж. Работники с высшим образованием составляют примерно треть миграционного потока. С точки зрения профессионального состава наиболее востребованными являются специальности, связанные с судоходством и рыболовством (это приблизительно половина всех рабочих специальностей). Примерно 1/4 всех работающих по контрактам за рубежом россиян - специалисты в технической сфере и области искусства и культуры 26.
В начале 90-х годов за пределами стран
СНГ и Балтии насчитывалось примерно 2
млн. русских, в том числе около половины
- в США, по 300 тыс. - в Израиле, и Германии,
почти 150 тыс. - в Латинской Америке, около
100 тыс. - в Канаде, остальные - в других
странах. По последним статистическим
данным образовалась группа стран, которые
в большей мере принимают российских граждан
для трудоустройства: Кипр, Греция, Италия,
Германия, Мальта, Гонконг, Сингапур, Гибралтар,
Нигерия, Либерия, Канада, США, Израиль,
Португалия и некоторые другие. Эти страны
обеспечивают
трудоустройство 82—84% российских граждан,
пожелавших работать за границей 27.
Оттоку молодых российских граждан за рубеж способствует современная языковая подготовка, а также наши бывшие соотечественники и выходцы из стран Восточной Европы, сумевшие развернуть в экономически развитых странах свое предпринимательское дело — супермаркеты, рестораны, гостиницы, бензоколонки и т.п. Предлагаемое ими вознаграждение в 1500—2000 долл. США ни в коей мере не устраивает коренное население, но для, низкоквалифицированного российского гражданина это зачастую большая удача.
Причиной выезда за рубеж для трудоустройства высококвалифицированных специалистов также является, как правило, высокая заработная плата.
Что касается последствий эмиграции из России, то любые потери людских ресурсов, причем независимо от конкретных причин, способны обернуться комплексом серьезных социально-экономических и геополитических проблем, привести к дестабилизации сферы занятости. Ситуация осложняется еще и тем, что среди трудовых мигрантов из России значительна доля ученых, инженерно-технических работников, программистов, потенциальных специалистов (аспирантов, студентов), которые составляют до 1/3 всех эмигрантов. Убытки, связанные с «утечкой умов», огромны и оцениваются специалистами в 45 млрд. долл. в год.
Огромное
значение приобретает согласованное с
национальными приоритетами страны эффективное
регулирование миграционных потоков,
преодоление негативных последствий стихийно
развивающихся процессов миграции, создание
условии для беспрепятственной реализации
прав граждан России на осуществление
профессиональной деятельности за границей,
разработка системы социальной защиты
россиян в период их работы за рубежом
и по возвращении в Россию. Очевидно, что
назрел вопрос о разработке целостной
системы государственного регулирования
национального рынка труда с учетом влияния
на него мирового рынка труда 28.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная международная миграция населения представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические процессы или национальные отношения, идеология или религия.
Международная
трудовая миграция – это один из
наиболее сложных элементов в
международных экономических
Миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.
Страны—экспортеры и страны — импортеры трудовых ресурсов, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.
Международная организация труда является уникальной среди всемирных. Одна из ее наиболее важных функций состоит в принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как свобода ассоциаций, заработная плата, продолжительность рабочего дня, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, служба найма, рабочая инспекция.
В России создана правовая и организационная база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.
В
данной курсовой работе были проанализированы
процессы международной трудовой миграции,
выявлены причины и последствия миграции
рабочей силы для стран-импортеров и стран-экспортеров,
также были рассмотрены пути межгосударственного
регулирования и регулирование миграции
трудовых ресурсов в России.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
С. 55 - 65.
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
Таблица А.1 Оценочная численность международных мигрантов и их
процентное распределение по основным
регионам:
Основные регионы | Численность международных мигрантов (миллионы человек) | Прирост (миллионы человек) | Процентное распределение международных мигрантов | Доля женщин - мигрантов | |||
1990 | 2005 | 1990 -2005 | 1990 | 2005 | 1990 | 2005 | |
Мир в целом Более
развитые регионы Менее
развитые регионы Наименее
развитые страны Африка Азия Латинская
Америка и Карибский
бассейн Северная
Америка Европа Океания Страны
с высоким уровнем
дохода Развитые
страны с высоким
уровнем дохода Развивающиеся
страны с высоким
уровнем дохода Страны
со средним уровнем
дохода Страны
с более низким
уровнем дохода Страны с низким уровнем дохода |
154,8 190,6 82,4
115,4 72,5 75,2
11,0
10,5 16,4
17,1 49,8
53,3 7,0
6,6 27,6
44,5 49,4
64,1 4,8
5,0 71,6
112,3 57,4
90,8 14,2
21,5 24,7
25,7 24,8
22,6 32,7 28,0 |
35,8 33,0 2,8 -0,5 0,7 3,5 -0,3 16,9 14,7 0,3 40,6 33,4 7,3 1,0 -2,2 -4,7 |
100 100 53
61 47
39 7
5 11
9 32
28 5
3 18
23 32
34 3
3 46
59 37
48 9
11 16
13 16
12 21 15 |
49,0 49,6 52,0
52,2 45,7
45,5 46,2
46,5 45,9
47,4 45,1
44,7 49,7
50,3 51,0
50,4 52,8
53,4 49,1
51,3 47,9
48,7 50,1
50,8 39,3
39,8 52,5
52,9 51,7
52,9 46,9 47,8 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Б
Таблица Б.1 Страны или регионы с наибольшей численностью международ -
ных мигрантов: 1990 год и 2005 год.
Страна или регион | 1990 | Страна или регион | 2005 | ||
Численность мигрантов (миллионы человек) | В процентах к общему числу | Численность мигрантов (миллионы человек) | В процентах к общему числу | ||
США РФ Индия Украина Пакистан Германия Франция Саудовская
Аравия Канада Австралия Иран Великобритания Казахстан Гонконг.
Китай Кот –
д’ Ивуар Узбекистан Аргентина Израиль Кувейт Швейцария |
23,3 11,5 7,4 7,1 6,6 5,9 5,9 4,7 4,3 4,0 3,8 3,8 3,6 2,2 2,0 1,7 1,6 1,6 1,6 1,4 |
15,0 7,4 4,8 4,6 4,2 3,8 3,8 3,1 2,8 2,6 2,5 2,4 2,3 1,4 1,3 1,1 1,1 1,1 1,0 0,9 |
США РФ Германия Украина Франция Саудовская
Аравия Канада Индия Великобритания Испания Австралия Пакистан ОАЭ Гонконг.
Китай Израиль Италия Казахстан Кот –
д’ Ивуар Иордания Япония |
38,4 12,1 10,1 6,8 6,5 6,4 6,1 5,7 5,4 4,8 4,1 3,3 3,2 3,0 2,7 2,5 2,5 2,4 2,2 2,0 |
20,2 6,4 5,3 3,6 3,4 3,3 3,2 3,0 2,8 2,5 2,2 1,7 1,7 1,6 1,4 1,3 1,3 1,2 1,2 1,1 |
Информация о работе Современные аспекты международной трудовой миграции