Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 03:06, курсовая работа
Международная трудовая миграция становится все более заметным явлением в мирохозяйственных процессах. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Это явление было известно еще в ХX веке. В настоящее время практически все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов. Сегодня международная трудовая миграция и участие России в ней является как никогда актуальной. Для России остался открытым вопрос о том, в каких параметрах это участие будет наиболее эффективным и отвечающим интересам социально-экономического и политического развития нашей страны.
В
то же время страны — экспортеры капитала
сталкиваются и с некоторыми негативными
явлениями. Главное — это отток квалифицированных,
инициативных кадров, столь необходимых
национальной экономике 18.
3 МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Основные направления в миграционной политике России
Россия не осталась в стороне от миграционных процессов. Распад СССР, переход к рыночным отношениям, экономические и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения и войны привели к тому, что на территории России оказалось в середине 90-х годов около трех миллионов беженцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из стран СНГ и Балтии, не прекращаются.
Рост безработицы подтолкнул сотни тысяч российских граждан, в том числе высококвалифицированных специалистов, трудоустраиваться за рубежом. Это один из крупнейших исходов населения в последние десятилетия прошлого столетия. На Конференций стран СНГ В Женеве по проблемам беженцев и эмигрантов была признана безотлагательная необходимость международной помощи. На территории России оказались сотни тысяч перемещенных лиц не только из стран СНГ и Балтии, но и из других регионов (например; афганская община, порядка 200 тыс. человек, а также мигранты — вьетнамцы, китайцы и т.д.).
Правительство Российской Федерации вынуждено в этих условиях формировать и осуществлять активную миграционную политику, искать поддержки — материальной и финансовой — у международных организаций, развивать сотрудничество с другими странами на двусторонней и многосторонней основе по проблемам миграции населения и трудовых ресурсов.
Выход России на внешние рынки труда предполагает формирование полноценной, обоснованной миграционной политики. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации, законах и законодательных актах, постановлениях правительства РФ, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.
Разработана федеральная миграционная программа. Правительство РФ наметило меры по выполнению задач в области миграционной политики страны, первоочередными из которых являются регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов в этой области, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов.
Практическому
претворению в жизнь
Федеральной
миграционной службой при МВД
РФ предоставлены лицензии почти 150 организациям,
занимающимся оформлением трудоустройства
российских граждан за рубежом. Введение
системы лицензирования позволило пресечь
недобросовестную деятельность со стороны
ряда фирм и агентств. В то же время многие
вопросы, в том числе связанные с возвращением
мигрантов,
требуют дальнейшей доработки и детализации.
Формирование правовой, а организационной
базы регулирования миграционных процессов
в РФ продолжается 19.
Главным направлением миграционной политики России должно быть не ограничение иммиграции и другие охранительные мероприятия, а обеспечение интеграции мигрантов в российский социум и воспитание толерантности к мигрантам. Но параллельно с этим должны существовать разумные ограничения процесса свободного передвижения мигрантов в Россию, ибо в результате может быть нарушен демографический потенциал страны, а также усилится негативное отношение к мигрантам среди русского населения.
Таким образом, приоритетные направления современной миграционной политики государства заключаются в следующем:
Регулирование миграционных процессов — особая, специфическая область социальной политики государства. Она реализуется посредством комплекса административно-правовых, организационно-экономических, информационных и других методов. Государственное регулирование должно осуществляться с учетом складывающихся тенденций в отношении процессов как внутригосударственной, так и внешней миграции.
В ноябре 2002 г. в области учета и контроля над трансграничными миграционными потоками России произошли существенные изменения: введены в действие миграционные карты, содержащие сведения об иностранцах, въезжающих на территорию РФ.
Поскольку Россия в международной миграции является одновременно принимающей и направляющей стороной, при разработке российской миграционной политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений 20.
3.2 Иммиграционные процессы в Российской Федерации
Так, в области импорта рабочей силы наиболее важными задачами, как показывают складывающаяся ситуация и опыт зарубежных стран, являются: обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России. Немаловажное значение, как показывает опыт стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики.
За годы реформ наша страна вошла в число ведущих мировых центров иммиграции. В среднем в 1992 - 2002 гг. за год США «впитывали» 925 тыс. человек, Германия - 865 тыс., Россия - 610 тыс. человек. Можно с уверенностью утверждать, что в количественном плане эмиграция рабочей силы из России в разы перекрывалась иммиграционным притоком, чего, однако, нельзя сказать о качественном соотношении перемещений. «Утечка умов» и межстрановая миграция специалистов — такова типичная характерная черта современного рынка труда России.
По оценке Федеральной миграционной службы, в России проживают не менее 10 млн мигрантов, а по некоторым сведениям - 15 млн. При этом только 2 млн мигрантов находятся в стране на законном основании, а официально платят налоги лишь 700 тыс. иностранцев 21.
Такие разночтения в количестве нелегалов объясняются разными подходами в определении нелегальных мигрантов, поскольку нередко происходит смешение двух категории: лиц, незаконно находящихся на территории РФ, и лиц, прибывших законно, но работающих без разрешения миграционной службы. Так, большинство гастарбайтеров из Молдавии, Таджикистана, Украины приехали в Россию на законных основаниях, но незаконно трудятся. А, например, вьетнамцы и афганцы остаются в России, въехав по туристической визе 22.
Согласно официальной статистике, в 2005 г. на территорию РФ рабочая сила поступала из 132 стран мира, в том числе из 38 стран Европы, 21 страны Северной и Южной Америки и Карибского бассейна, 42 стран Азии, 27 стран Африканского континента, 4 стран Океании. Наиболее крупными поставщиками рабочей силы в Россию являются государства СНГ — Украина, Таджикистан, Узбекистан, Молдавия. За 2005 г. численность мигрантов, прибывающих из Украины и Молдавии, увеличилась в 1,3 раза, из Узбекистана и Таджикистана — в 2-2,3 раза. Также отмечен значительный прирост численности рабочей силы, прибывающей из Азербайджана, Киргизии, Армении (в 1,5 – 2 раза).
В 2006 году продолжилась тенденция роста численности рабочей силы, поступающей из Китая, Турции, Вьетнама. По сравнению с предыдущим годом количество трудовых мигрантов из Китая увеличилось в 1,7 раза, из Турции — в 1,5 раза, из Вьетнама — почти на 33%. На 36% возросла численность трудовых ресурсов из КНДР. Эти страны по-прежнему являются основными поставщиками иностранной рабочей силы из стран вне СНГ. Большинство трудящихся-мигрантов привлекали для работы в организациях строительства — 38,7%; оптовой и розничной торговли: ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования — 30,5%; добывающих и обрабатывающих производств — 8,7%; сельского хозяйства — 7,3%; транспорта - 4,7% 23.
Некоторые исследователи видят в иммиграции единственный для нашей страны выход, когда в условиях естественной убыли коренного населения обеспечивается необходимое для экономического роста количество рабочих рук. В связи с этим сложилось мнение, что использование иностранных рабочих содействует хозяйственному развитию стран-реципиентов, помогая многим из них совершить «экономическое чудо».
Их оппоненты придерживаются прямо противоположной точки зрения. Они убеждены, что появление у нас большого числа мигрантов наносит вред экономическому развитию России. Существуют и более взвешенные взгляды на эту проблему, сводящиеся к утверждению, что дело не в том, быть или не быть иммиграции, а в какой форме — легальной или нелегальной — она появится на рынке труда России, каковы качество и структура привлекаемой рабочей силы. В первом случае страна приобретет дополнительные перспективы, во втором,— наоборот, столкнется с серьезными трудностями.
Как показывает мировая практика, проблемы экономического и демографического развития страны нельзя решить за счет иностранцев. Поэтому выход из создавшейся ситуации, с одной стороны, банально прост, а с другой стороны, чрезвычайно сложен — повышение уровня благосостояния граждан и рождаемости населения на базе эффективных программ социальною развития. В этом процессе решающая роль принадлежит национальным проектам. Их реализация — приоритетная долгосрочная задача 24.
3.3 Эмиграционные процессы в Российской Федерации
В области экспорта рабочей силы при разработке эмиграционной политики России особое внимание уделяется: улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечению валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защите прав и обеспечению поддержки российских граждан, работающих за рубежом; получению мигрантами профессий, предпринимательского опыта и образования. Принципиальное значение для РФ имеет создание приоритетных условий возвращающимся мигрантам для инвестирования в сферу экономики. С этой целью намечено создать специальную структуру, занимающуюся консультированием, информационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказывающую им конкретную помощь. Возможно также предоставление различных налоговых льгот и льготное кредитование. Как и в большинстве стран мира, возвращающиеся мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства производства для последующей производственной деятельности.
Для дополнительного привлечения в страну валютных средств, заработанных мигрантами, и их адаптации к условиям российского рынка, требуется, по опыту зарубежных стран, принятие ряда мер, например:
Открытие границ после распада СССР и распространение информации о возможностях миграции за рубеж на фоне снижения уровня жизни и свертывания некоторых отраслей экономики заставили часть россиян искать новые возможности заработков. Формирование стратегий адаптации к новым экономическим условиям привело к значительной трудовой миграции за рубеж - россияне стали активными участниками международного трудового обмена. Наши высококвалифицированные специалисты и ученые, спортсмены и артисты, преподаватели и врачи, технический персонал оказались достаточно востребованными на Западе.
Информация о работе Современные аспекты международной трудовой миграции