Современные аспекты международной трудовой миграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 03:06, курсовая работа

Описание работы

Международная трудовая миграция становится все более заметным явлением в мирохозяйственных процессах. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Это явление было известно еще в ХX веке. В настоящее время практически все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов. Сегодня международная трудовая миграция и участие России в ней является как никогда актуальной. Для России остался открытым вопрос о том, в каких параметрах это участие будет наиболее эффективным и отвечающим интересам социально-экономического и политического развития нашей страны.

Работа содержит 1 файл

Курсач мой эконом. теория.doc

— 286.00 Кб (Скачать)

     В то же время страны — экспортеры капитала сталкиваются и с некоторыми негативными явлениями. Главное — это отток квалифицированных, инициативных кадров, столь необходимых национальной экономике 18. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         
 
 
 

         3 МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 

     3.1 Основные направления в миграционной политике России

     Россия  не осталась в стороне от миграционных процессов. Распад СССР, переход к рыночным отношениям, экономические и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения и войны привели к тому, что на территории России оказалось в середине 90-х годов около трех миллионов беженцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из стран СНГ и Балтии, не прекращаются.

     Рост  безработицы подтолкнул сотни тысяч  российских граждан, в том числе высококвалифицированных специалистов, трудоустраиваться за рубежом. Это один из крупнейших исходов населения в последние десятилетия прошлого столетия.    На Конференций стран СНГ В Женеве по проблемам беженцев и эмигрантов была признана безотлагательная необходимость международной помощи. На территории России оказались сотни тысяч перемещенных лиц не только из стран СНГ и Балтии, но и из других регионов (например; афганская община, порядка 200 тыс. человек, а также мигранты — вьетнамцы, китайцы и т.д.).

     Правительство Российской Федерации вынуждено в этих условиях формировать и осуществлять активную миграционную политику, искать поддержки — материальной и финансовой — у международных организаций, развивать сотрудничество с другими странами на двусторонней и многосторонней основе по проблемам миграции населения и трудовых ресурсов.

     Выход России на внешние рынки труда  предполагает формирование полноценной, обоснованной миграционной политики. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации, законах и законодательных актах, постановлениях правительства РФ, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.

     Разработана федеральная миграционная программа. Правительство РФ наметило меры по выполнению задач в области миграционной политики страны, первоочередными из которых являются регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов в этой области, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов.

     Практическому претворению в жизнь конституционных  и законодательных норм, обеспечивающих права российских граждан на трудоустройство за границей, способствуют заключенные международные соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом других стран.

     Федеральной миграционной службой при МВД  РФ предоставлены лицензии почти 150 организациям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение системы лицензирования позволило пресечь недобросовестную деятельность со стороны ряда фирм и агентств. В то же время многие вопросы, в том числе связанные с возвращением мигрантов, 
требуют дальнейшей доработки и детализации. Формирование правовой, а организационной базы регулирования миграционных процессов в РФ продолжается 19.  

     Главным направлением миграционной политики России должно быть не ограничение иммиграции и другие охранительные мероприятия, а обеспечение интеграции мигрантов в российский социум и воспитание толерантности к мигрантам. Но параллельно с этим должны существовать разумные ограничения процесса свободного передвижения мигрантов в Россию, ибо в результате может быть нарушен демографический потенциал страны, а также усилится негативное отношение к мигрантам среди русского населения.

     Таким образом, приоритетные направления  современной миграционной политики государства заключаются в следующем:

  • в обеспечении свободы передвижения, что служит одним из 
    главных атрибутов рыночной экономики и демократического общества.
  • в создании благоприятных условий для репатриации и регулирования миграции из стран СНГ. Для этого могут быть предложены следующие меры: снятие ограничений на регистрацию мигрантов в крупных городах (именно в таких городах существуют наиболее благоприятные возможности для заработков, а значит — самообеспечения мигрантов), смягчение требований обязательной увязки социальных гарантий с принятием российского гражданства, в перспективе бывшим гражданам СССР необходимо обеспечить свободное передвижение в пределах СНГ;
  • в помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Россия — единственная из стран СНГ, где создана государственная система помощи этим категориям мигрантов, которая регулируется законами "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах".
  • в регулировании иммиграции из дальнего зарубежья. Основная часть иммиграции из дальнего зарубежья носит незаконный характер. Это в значительной степени обусловлено недоработанностью законодательства, определяющего положение в России иностранцев, лиц, ищущих убежища, и апатридов.

     Регулирование миграционных процессов — особая, специфическая область социальной политики государства. Она реализуется посредством комплекса административно-правовых, организационно-экономических, информационных и других методов. Государственное регулирование должно осуществляться с учетом складывающихся тенденций в отношении процессов как внутригосударственной, так и внешней миграции.

     В ноябре 2002 г. в области учета и  контроля над трансграничными миграционными потоками России произошли существенные изменения: введены в действие миграционные карты, содержащие сведения об иностранцах, въезжающих на территорию РФ.

     Поскольку Россия в международной миграции является одновременно принимающей и направляющей стороной, при разработке российской миграционной политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений 20.

            

            3.2 Иммиграционные процессы в Российской Федерации

              Так, в области импорта рабочей силы наиболее важными задачами, как показывают складывающаяся ситуация и опыт зарубежных стран, являются: обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России. Немаловажное значение, как показывает опыт стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики.

     За  годы реформ наша страна вошла в  число ведущих мировых центров  иммиграции.  В среднем в    1992 - 2002   гг.    за   год   США «впитывали»   925  тыс.   человек, Германия  -  865  тыс.,   Россия  - 610   тыс. человек. Можно с уверенностью утверждать, что в количественном плане эмиграция рабочей силы из России в разы перекрывалась иммиграционным притоком,   чего,   однако,   нельзя сказать о качественном соотношении перемещений. «Утечка умов»   и   межстрановая  миграция специалистов  —  такова типичная характерная   черта  современного рынка труда России.

     По  оценке Федеральной миграционной службы, в России проживают  не  менее  10   млн  мигрантов, а по некоторым сведениям - 15   млн.   При  этом только 2  млн мигрантов находятся в стране на законном основании, а официально платят налоги лишь  700 тыс. иностранцев 21.

         Такие разночтения в количестве нелегалов объясняются разными подходами в определении нелегальных мигрантов, поскольку нередко происходит смешение двух категории: лиц, незаконно находящихся на территории РФ, и лиц, прибывших законно, но работающих без разрешения миграционной службы. Так, большинство гастарбайтеров из Молдавии, Таджикистана, Украины приехали в Россию на законных основаниях, но незаконно трудятся. А, например, вьетнамцы и афганцы остаются в России, въехав по туристической визе 22.

     Согласно официальной статистике, в 2005 г. на территорию РФ рабочая сила поступала из 132 стран мира, в том числе из 38 стран Европы, 21 страны Северной и Южной Америки и Карибского бассейна, 42 стран Азии, 27 стран Африканского континента, 4 стран Океании. Наиболее крупными поставщиками рабочей силы в Россию являются государства СНГ — Украина, Таджикистан, Узбекистан, Молдавия. За 2005 г. численность мигрантов, прибывающих из Украины и Молдавии, увеличилась в 1,3 раза, из Узбекистана и Таджикистана — в 2-2,3 раза. Также отмечен значительный прирост численности рабочей силы, прибывающей из Азербайджана, Киргизии, Армении (в 1,5 – 2 раза).

     В 2006 году продолжилась тенденция роста численности рабочей силы, поступающей из Китая, Турции, Вьетнама. По сравнению с предыдущим годом количество трудовых мигрантов из Китая увеличилось в 1,7 раза, из Турции — в 1,5 раза, из Вьетнама — почти на 33%. На 36% возросла численность трудовых ресурсов из КНДР. Эти страны по-прежнему являются основными поставщиками иностранной рабочей силы из стран вне СНГ. Большинство трудящихся-мигрантов привлекали для работы в организациях строительства — 38,7%; оптовой и розничной торговли: ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования — 30,5%; добывающих и обрабатывающих производств — 8,7%; сельского хозяйства — 7,3%; транспорта - 4,7%  23.

     Некоторые исследователи видят в  иммиграции   единственный   для нашей страны выход, когда в условиях естественной убыли коренного населения обеспечивается необходимое для экономического роста количество рабочих рук. В связи с этим сложилось мнение, что использование иностранных рабочих содействует хозяйственному развитию стран-реципиентов, помогая многим из них совершить «экономическое чудо».

     Их  оппоненты придерживаются прямо  противоположной точки зрения. Они убеждены, что появление у нас большого числа мигрантов наносит вред экономическому развитию России. Существуют и более взвешенные взгляды на эту проблему, сводящиеся к утверждению, что дело не в том, быть или не быть иммиграции, а в какой форме — легальной или нелегальной — она появится на рынке труда России, каковы качество и структура привлекаемой рабочей силы. В первом случае страна приобретет дополнительные перспективы, во втором,— наоборот, столкнется с серьезными трудностями.

     Как показывает мировая практика, проблемы экономического и демографического развития страны нельзя решить за счет иностранцев. Поэтому выход из создавшейся ситуации, с одной стороны, банально прост, а с другой стороны, чрезвычайно сложен — повышение уровня благосостояния граждан и рождаемости населения на базе эффективных программ социальною развития. В этом процессе решающая роль принадлежит национальным проектам. Их реализация — приоритетная долгосрочная задача 24.

     3.3 Эмиграционные процессы  в Российской Федерации

     В области экспорта рабочей силы при разработке эмиграционной политики России особое внимание уделяется: улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечению валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защите прав и обеспечению поддержки российских граждан, работающих за рубежом; получению мигрантами профессий, предпринимательского опыта и образования. Принципиальное значение для РФ имеет создание приоритетных условий возвращающимся мигрантам для инвестирования в сферу экономики. С этой целью намечено создать специальную структуру, занимающуюся консультированием, информационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказывающую им конкретную помощь. Возможно также предоставление различных налоговых льгот и льготное кредитование. Как и в большинстве стран мира, возвращающиеся мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства производства для последующей производственной деятельности.

     Для дополнительного привлечения в  страну валютных средств, заработанных мигрантами, и их адаптации к условиям российского рынка, требуется, по опыту зарубежных стран, принятие ряда мер, например:

  • введение специальных депозитных счетов;
  • продажа земельных участков под строительство;   
  • выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под 
    переводы, хранимые в строго определенных банках;
  • создание, альтернативного жилого фонда для льготной реализации за валюту среди возвращающихся мигрантов;
  • открытие валютного, счета для беспошлинного провоза машин, товаров длительного пользования;
  • создание специального пенсионного фонда  25.

     Открытие  границ после распада СССР и распространение информации о возможностях миграции за рубеж на фоне снижения уровня жизни и свертывания некоторых отраслей экономики заставили часть россиян искать новые возможности заработков. Формирование стратегий адаптации к новым экономическим условиям привело к значительной трудовой миграции за рубеж - россияне стали активными участниками международного трудового обмена. Наши высококвалифицированные специалисты и ученые, спортсмены и артисты, преподаватели и врачи, технический персонал оказались достаточно востребованными на Западе.

Информация о работе Современные аспекты международной трудовой миграции