Современное состояние внешнего государственного долга России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является ознакомление с понятием государственного долга и его более узкой формой – внешним государственным долгом, а также рассмотрение его структуры, динамики и методами уменьшения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1. Понятие внешнего государственного долга
1.1. Сущность и формы внешнего государственного долга………….5
1.2. Историческое формирование внешнего государственного долга РФ……………………………………………………………………...8
1.3. Законодательная база управления государственным долгом…11
Глава 2. Современное состояние внешнего государственного долга России
2.1. Структура внешнего долга России…………. …………...…………..19
2.2. Основные варианты регулирования долга в современных условиях………………………………………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………36
Список используемой литературы……………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

курс.docx

— 102.41 Кб (Скачать)

Таблица 5

50-процентное списание  долга без улучшения сбора  налогов

 

Конечно, помимо варианта неэмиссионного финансирования всегда существует возможность обслуживания и погашения государственного внешнего долга за счет эмиссии рублевой массы, однако в данном случае прямое использование этого механизма невозможно без схем, предусматривающих списание или долгосрочную реструктуризацию долговых обязательств.

Второй вариант (см. табл. 6) более оптимистичен в отношении сбора налогов – когда доля налоговых поступлений, начиная с 2006 г. увеличивается до 12% ВВП.

Таблица 6

50-процентное списание  долга и улучшение сбора налогов

 

Дефицит платежей уже гораздо  меньше, и в принципе, если правительство  сможет привлечь дополнительно 1,17 млрд. долл. из резервов 2005 г., то данный вариант реструктуризации может использоваться правительством Российской Федерации как вполне реальная возможность полностью рассчитаться по своим долгам. В будущем этот отток резервов можно будет полностью компенсировать – сальдо расчетов начиная с 2006 г. строго положительно. Единственная сложность, связанная с этим вариантом реструктуризации заключается в том, что для обеспечения его реализации необходимо увеличить собираемость налоговых платежей в бюджет страны минимум на два процента. Данная задача является довольно сложной, т.к. требует значительных изменений в налоговой системе.

Наконец, третий вариант (см. табл. 7) – самый оптимистичный – предусматривает списание 60% долга. В данном случае сальдо расчетов строго положительно. Этот вариант позволяет Российской Федерации полностью погасить свой долг, причинив минимальный ущерб экономике.

Таблица 7

60-процентное списание  долга и улучшение сбора налогов

Тем не менее, последний вариант  предусматривает как увеличение собираемости налогов, так и списание большей части долга. То есть фактически речь о прощении не только долгов бывшего  СССР, но и части российских долгов, не говоря уже о последних займах МВФ и других официальных кредиторов. Если России списывают всего половину долга, как предполагают некоторые  официальные лица, то вероятность  наступления негативных тенденций  в экономике страны остается на довольно высоком уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Важным средством увеличения финансовых возможностей государства  выступает государственный кредит, который является вторым после налогов  методом финансирования расходов бюджета.

Результатом государственных  заимствований является государственный  долг.

Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает разделение государственного долга на внутренний и внешний. Внутренний долг включает в себя обязательства Правительства Российской Федерации в российских рублях, а внешний - обязательства в иностранной валюте.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ внешний государственный  долг — это долговые обязательства  РФ как заемщика или гаранта погашения  займов другими заемщиками перед  физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, выраженные в иностранной валюте.

Современный внешний долг России состоит из двух частей:

1. Долг бывшего СССР, который  приняла на себя Россия после  распада СССР.

2.  Новый долг России, который формировался в основном  после 1992г.

В официальной статистике внешнего долга Банк России выделяет четыре категории заемщиков: органы государственного управления (включающие федеральные органы и субъекты Российской Федерации), органы денежно-кредитного регулирования (в лице Банка России), банки и прочие секторы (ранее  именовались нефинансовыми предприятиями). Задолженность органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования  принято относить к государственному долгу, задолженность банков и прочих заемщиков считается долгами  негосударственного (частного) сектора. Долг бывшего СССР как часть государственного долга, естественно, входит в задолженность федеральных органов управления, все остальное - это новый российский долг, государственный или частный.

С конца 1980-х годов в  международной практике сформировался  достаточно разнообразный набор  методов управления внешним долгом суверенных заемщиков.

К таким методам относятся:

• консолидация

• реструктуризация

• конверсия 

• секьюритизация

• аннулирование.

Недостаточная законодательная  разработанность вопросов, связанных  с управлением государственным  долгом, в частности отсутствие определения  управления государственным долгом, отсутствие четкого определения  понятий погашения и обслуживания государственных долговых обязательств, создает теоретические и практические проблемы в сфере государственного внешнего долга и управления им.

 При наличии тенденции к сокращению внешнего долга Российской Федерации и снижению долговой нагрузки на экономику Российской Федерации его структура по прежнему не является оптимальной с точки зрения управления долгом.

Основными задачами по управлению долгом в ближайшее время будут  являться:

  • сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;
  • оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
  • оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;
  • рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;
  • повышение эффективности использования заемных средств.

До настоящего времени  в Российской Федерации по существу не создано единой, целостной системы  управления государственным долгом. Существенным недостатком управления государственным долгом является отсутствие законодательно закрепленных целей  государственных заимствований. Вне  правового регулирования остается механизм проведения операции реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, а также конверсии и консолидации займов. Практически отсутствует  согласованность в политике управления активными и пассивными долгами.

И тем не менее, общие показатели российского долга вдохновляют. Снижение общего долга, практически полное погашение долга СССР, продолжающаяся тенденция снижения объема внешнего государственного долга после 2008 года – все это говорит о том, что, как ни странно, мировой финансовый кризис 2007-2008 года и обвал доллара отчасти пошел России на пользу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

Учебно-методическая литература:

  1. Финансы: Учебник /Под ред. В. В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
  2. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.: ИНФРА-М,2003. – 268 с. – (серия «Высшее образование»).
  3. Лебедев А., Управление внешним долгом в России // Проблемы теории и практики управления 2004 г., № 3.
  4. Борисов С.М. Новое о внешнем долге России /Деньги и кредит – 2008. - №8. – с. 15-21.
  5. Можайсков О.В. Аналитический комментарий к платежному балансу и внешнему долгу Российской Федерации за январь – июнь 2007 года. / Деньги и кредит. – 2007. - №11. -  с. 8-20.

 

Интернет-источники:

  1. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru
  2. Минфин РФ http://www1.minfin.ru
  3. Первый мультипортал http://www.km.ru/
  4. РБК http://www.rbc.ru/
  5. Бюджетная система РФ www.budgetrf.ru
  6. Центральный банк РФ http://www.cbr.ru

 

Прочее:

  1. Обзор экономики России. Основные тенденции развития. // Российско-европейский центр экономической политики. – 2002. №1.
  2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.06.2011)
  3. Постановление от 23 июня 2000 г. «Об урегулировании задолженности    бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенные в Лондонский клуб кредиторов».
  4. Селезнев А., Государственный долг: иллюзии и реальность // Экономист 2004 г., №3.

 

1 Федеральная служба государственной статистики/Степень износа основных фондов на конец года URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/enterprise/fund/#

2 Финансы: Учебник /Под ред. В. В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004

3 Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.: ИНФРА-М,2003. – 268 с. – (серия «Высшее образование»).

4 Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.06.2011)

5 Борисов С.М. Новое о внешнем долге России /Деньги и кредит – 2008. - №8. – с. 15-21.

6 Все цифры о состоянии внешнего долга Российской Федерации за период 1994 - 2008 гг, если нет особых оговорок, приведены по данным официального сайта Банка России в сети Интернет (www.cbr.ru, раздел «Статистика»). Цифра долга 96,6 млрд.. долл. (конец 1991 г.) известна по многим публикациям.

7 Минфин РФ/ Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 декабря 2012 года URL:  http://www1.minfin.ru/ru/public_debt/external/structure/

8 Первый мультипортал/ Внешний долг России — самый низкий в Европе http://www.km.ru/

9 РБК/ Moody's: Несмотря на высокую финансовую устойчивость РФ стоит перед лицом растущих рисков. - Новости дня - PосБизнесКонсалтинг URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20120229230606.shtml

10 Бюджетная система РФ www.budgetrf.ru

11 Центральный банк РФ/ Структура внешнего долга России URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/debt_currency-compos.htm&pid=svs&sid=ITM_2438

12 Центральный банк РФ/ Структура внешнего долга России по срокам погашения URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/debt_maturity_new.htm&pid=svs&sid=itm_16749

13 Минфин РФ/ Структура государственного внешнего долга России URL: http://www1.minfin.ru/ru/public_debt/external/structure/index.php?pg4=4

14 Обзор экономики России. Основные тенденции развития. // Российско-европейский центр экономической политики. – 2002. №1.

15 Лебедев А., Управление внешним долгом в России // Проблемы теории и практики управления 2004 г., № 3.


Информация о работе Современное состояние внешнего государственного долга России